Методическая разработка Развитие интереса к занятиям физической культурой и спортом через сочетание традиционного игрового и соревновательного методов и современных информационных технологий
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области основная общеобразовательная школа
пос. Аверьяновский муниципального района Большечерниговский
Самарской области
Методическая разработка
на тему:
Развитие интереса к занятиям физической культурой и спортом через сочетание традиционного игрового и соревновательного методов и современных информационных технологий
Выполнил:
Мухамедгалиев Ш.У.
2014 г.
Содержание
Введение.
Формулировка концепции.
Реализация гуманистического подхода на уроках физкультуры.
Формы и методы работы на уроках физической культуры.
Информационные технологии в уроке физкультуры.
Реализация проекта.
Вывод.
Приложение №1
Приложение №2
Список литературы
Введение.
Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка это основа формирования личности.
Социальная среда и реальная практика свидетельствуют об ухудшении здоровья населения нашей страны. Озабоченность вызывает то обстоятельство, что болезни стали широко распространяться среди школьников. Это свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что и в школе, и дома дети большую часть времени проводят в статичном положении (за столом, у телевизора, за компьютером и т.д.). Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движения, выносливости, гибкости и силы, то есть усугубляет неблагоприятное влияние гипокинезии. Гипокинезия, вызывая развитие обменных нарушений и избыточное отложение жира, способствует заболеванию детей ожирением.
Таким образом, интенсивность физического развития детей, их здоровье зависит от двигательной активности то есть усугубляет неблагоприятное влияние гипокинезии
Приобщение к спорту с раннего детства дает человеку физическую закалку, воспитывает ловкость, четкость реакции, повышает активность. Полноценное физическое развитие детей возможно лишь при комплексном использовании средств физического воспитания: природных факторов, гигиенических мероприятий и физических упражнений. Овладение всеми видами спортивных упражнений имеет важное значение для разносторонней физической подготовленности детей.
Формулировка концепции.
Цели:
содействие всестороннему развитию личности;
воспитание активно развитой личности.
Основными задачами являются:
1. Охрана и укрепление здоровья детей;
2. Формирование жизненно необходимых двигательных 3. Умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств;
4. Воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха;
5. Тренировки и укрепления здоровья;
6. Приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
7. Содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности.
Одной из главных задач учителей физической культуры общеобразовательных школ, должна стоять задача по формированию у учащихся положительного отношения к физической культуре. Для решения этой задачи необходимо использовать все доступные средства и методы.
Реализация гуманистического подхода на уроках физкультуры.
Многократно испытываемое на уроках удовлетворение приводит к возникновению удовлетворенности. Вместе с тем, он существенно дополняет получаемую при изучении отношений с помощью интересов и мотивов картину. Дело в том, что интересы и мотивы характеризуют в значительной степени отношение, предшествующее учебной деятельности.
Удовлетворенность отличается от удовлетворения по ряду признаков. Во-первых, удовлетворенность характеризует долгосрочное отношение человека к чему-либо, а удовлетворение - краткосрочное (действие, поступок).
Во-вторых, удовлетворенность достигается после многократного достижения цели, когда человек убедится в вероятности и даже гарантированности достижения цели, удовлетворения потребности, интереса, а удовлетворение - после однократного. Например, учащиеся могут быть удовлетворенными уроками физкультуры потому, что они знают, что на них будут двигаться, испытывать азарт от игр и т.д.
В-третьих, удовлетворение - это однократно положительное переживание, эмоция, протекающая в данный момент; удовлетворенность - это отношение, базирующееся на неоднократно испытанном удовлетворении, удовольствии. Высказывая удовлетворение, человек испытывает в данный момент положительную эмоцию; выражая удовлетворенность человек в данный момент может и не испытывать положительную эмоцию, а выражает свою оценку роду деятельности, которым он занимается.
В-четвертых, к многократному переживанию удовлетворения, удовольствия человек привыкает, и эмоции ослабевают, а удовлетворенность в этих условиях возрастает.
В своей работе я всегда рассматриваю удовлетворенность как необходимый компонент отношения школьников к урокам физической культуры (см. приложение №1).
Формы и методы работы на уроках физической культуры
Использование игрового и соревновательного методов для повышения двигательной активности и достижения удовлетворенностью уроками физической культуры.
Большинство учителей считают, что, придя в школу, дети становятся взрослыми (играть нужно было в детском саду) и на уроке они должны строго выполнять все требования выдвигаемые учителем для достижения определенной цели. Мы часто забываем, что даже взрослые любят играть, а дети, тем более, не зависимо от того возраста, в котором они находятся. Одна из главнейших функций игры – педагогическая, она издавна является одним из основных средств и методов воспитания.
Понятие игрового метода в сфере воспитания отражает методические особенности игры. При этом игровой метод необязательно связан с какими-либо общепринятыми играми, например, футболом, баскетболом или элементарными подвижными играми. В принципе он может быть применен на основе любых физических упражнений при условии, что они поддаются организации в соответствии с особенностями этого метода.
Игровой метод, в силу всех присущих ему особенностей, вызывает глубокий эмоциональный отклик и позволяет удовлетворить в полной мере двигательную потребность занимающихся. Тем самым, способствует созданию положительного эмоционального фона на занятиях и возникновению чувства удовлетворенности , что в свою очередь создает положительное отношение детей к занятиям физическими упражнениями.
Соревновательный метод обладает такой же способностью создавать положительный эмоциональный фон и положительное отношение к занятиям физическими упражнениями так же, как игровой метод. Соревновательный метод в процессе физического воспитания используется как в относительно элементарных формах, так и в развернутой форме. В первом случае речь идет о нем, как о подчиненном элементе общей организации занятия, во втором - о самостоятельной относительной форме организации занятий. Основная определяющая черта соревновательного метода - сопоставление сил в условиях упорядоченного соперничества, борьбы за первенство или возможно высокое достижение. Фактор соперничества в процессе состязаний, а также условия организации и проведения создают особый эмоциональный и физиологический фон, которые усиливает воздействие физических упражнений и может способствовать максимальному проявлению функциональных возможностей организма. Соревновательный метод также характеризуется наличием правил ведения состязаний, что помогает избежать отрицательных эмоций при подведении итог. В силу вышеназванных особенностей при правильной организации соревновательный метод способствует проявлению положительных эмоций и дает возможность в полной мере реализовать двигательные потребности занимающихся, что создает удовлетворенность у них данными занятиями.
Опыт также показывает, что использование игрового и соревновательного методов упражнения нередко приводит к возникновению настолько сильных эмоций, что выполнение учебных задач урока становится невозможным. Дети теряют контроль над своим поведением, шумят, не слушают команд учителя. Сильные эмоциональные переживания долго «затухают» после окончания игры, не дают сосредоточиться на новом задании, даваемом учителем, поэтому не все учителя в полном объеме используют игровой и соревновательный методы. Не следует также забывать о том, что игры и соревнования являются физическими упражнениями и на них распределяется правило о периодической смене состава предлагаемых игр и состязаний. Это позволит не ослабить интереса учащихся к занятиям на уроках физической культуры.
Для повышения активности школьников на уроках физической культуры я устраиваю соревнования между группами учащихся в дисциплине, быстроте построения, подготовке и уборке мест занятий и т.д. Это дает очень хорошие результаты в младших и средних классах, поскольку деятельность старшеклассников в меньшей мере зависит от эмоций.
Творческий подход к применению игрового и соревновательного методов упражнения, а также соблюдение вышеназванных правил, позволяет создать положительный эмоциональный фон на занятиях, что способствовать появлению удовлетворенности школьников уроками физическое культуры.
Информационные технологии в уроке физкультуры.
Внедрение компьютерных технологий в образовательный процесс также позволяет сделать урок физкультуры более интересным. Обязательные инструктажи, проводимые с учащимися перед каждым новым разделом программы, я, совместно с детьми старших классов, разработала в виде презентаций. Эта новинка показала, что учащиеся с интересом воспринимают ту же самую информацию, которая ранее предъявлялась в традиционной устной форме. В презентации обязательно включаются фотографии известных спортсменов- представителей данного вида спорта, что позволяет в ненавязчивой форме расширять знания учащихся по отдельным разделам программы, а также получать сведения необходимые при подготовке к экзаменам и олимпиаде по физкультуре.
Опрос, проводимый среди учащихся, подтверждал, что удовлетворенность уроками физической культуры в сравнении с юношами у девушек гораздо ниже. Наблюдалась ярко выраженная тенденция нежелания девушек принимать участие в спортивных мероприятиях, проводимых в районе и в школе. Одной из причин снижения удовлетворенности учащиеся выдвигали малую эмоциональность и привлекательность уроков. Регулярное использование в уроке игрового и соревновательного методов, увеличение количества таких упражнений до 30-40% от времени занятий позволило наблюдать положительную динамику заинтересованности и удовлетворенности в занятиях физической культурой, как у юношей, так и у девушек. У детей возникла потребность в дополнительных занятиях физкультурой и спортом.
Реализация проекта.
Обобщение опыта работы на уровне школы.
Выступления по обмену опытом работы на МО.
Представление администрации школы отчета с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей.
Вывод.
Обобщу сказанное:
Сегодня уже не обойтись и без использования компьютерных технологий на занятиях, чтобы образовательный процесс стал более интересным для современного школьника.
Обмен сведениями, полученными в сети Интернет руководителем и учениками, должен проходить в атмосфере открытости, полного взаимного доверия, чтобы ученик всегда руководствовался исключительно полной и достоверной сетевой информацией.
На занятиях учащийся должен, прежде всего, получать удовлетворение от того, что он делает. Поэтому педагогу, чтобы учебный процесс был более эффективным, необходимо знать о наличии у учащихся удовлетворенности занятиями, а при её отсутствии, вскрыть причину неудовлетворенности.
Для повышения двигательной активности и достижения удовлетворенностью уроками физической культуры педагогу необходимо использовать игровые и соревновательные методы
Приложение №1
Анкета для исследования уровня удовлетворенности учащихся уроками физической культуры.
Баллы
Варианты ответов
7
Очень доволен
6
Доволен
5
Скорее доволен, чем не доволен
4
Не знаю
3
Скорее не доволен, чем доволен
2
Не доволен
1
Совсем не доволен.
2013-2014 учебный год
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Приложение №2
Анкета мотивации
1. Тебе нравится на уроках физкультуры?
-нравится-2б.;
-не очень -1б.;
-не нравится – 0б.
2. Если у тебя сегодня первый урок – физкультура, то утром, когда просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу?
-иду с радостью -2б;
-бывает по-разному- 1б.;
-чаще нет -0б.
3. Если бы учитель сказал, что завтра можешь не приходить на уроки физкультуры, ты согласился бы?
-все равно пришел бы на урок -2б.;
-не знаю-1б.;
- не пошел бы на урок -0б.
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют уроки физкультуры?
-не нравится – 2б.;
-бывает по- разному – 1б.;
- нравится – 0б.
5. Ты часто рассказываешь родителям про уроки физкультуры?
- часто -2б.;
- редко -1б;
- не рассказываю -0б.
6. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой учитель по физкультуре?
- не, не хотел бы -2б.;
- мне все равно – 1б.;
- хотел бы -0б.
7. У тебя в классе много друзей?
- много -2б.;
- мало -1б.;
- нет друзей -0б.
8. Тебе нравятся твои одноклассники?
- нравятся -2 б.;
- не очень -1б.;
- не нравятся – 0б.
Уровень мотивации к урокам физической культуры учащихся
ГБОУ ООШ пос. Аверьяновский
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Список литературы
1. Матвеев А.П. Методика физического воспитания в начальной школе: Учеб. пособие для студентов ССУЗов.-М.:Владос-пресс,2003.-248с.
2. Найминова Э. Спортивные игры на уроках физкультуры. Книга для учителя. - Ростов н/Д:Феникс,2001-256с.
Настольная книга учителя физической культуры/Под ред. .Л.Б. Кофмана-М.: Физкультура и спорт, 1998.-496с.
4 .Спортивные игры: Техника, тактика обучения: Учебник для студентов ВУЗов. Ю.Д. Железняков, под редакцией Ю.М, Портнова. -М.: изд. Центр Академия.2001 -520с.
5. Физическая культура в начальной школе. Учебная программа для учащихся 1-4 классов. А. П. Матвеев М.В.Малыхина. - М.:Дрофа,2000. П.Янсон Ю.А.Физическая культура в школе. Книга для педагога. Ростов н/Д: Феникс,2004-624с.
6. Настольная книга учителя физической культуры /Под ред. проф. Л.Б. Кофмана; Авт. – сост. Г.И. Погадаев; Предисл. В.В.Кузина, Н.Д.Никандрова. – М.: Физкультура и спорт, 2001. – 496 с.
0
1
2
3
4
5
6
7
8
5 класс
6 класс
7 класс
8класс
9класс.
юноши
девушки
Диаграмма 1Root Entry