Социализация детей, оставшихся без попечения родителей
Социализация детей, оставшихся без попечения родителей1
- это процесс усвоения человеком социального опыта и включение его в систему социальных отношений для дальнейшей трансляции социального опыта. (Л.В. Мардахаев).Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют её взаимоотношения с обществом.Особенностью социализации воспитанников детских домов является замещение семьи учреждением. Социализация – 2
1) воздействие на индивида общества в целом, общество передает свои ценности, идеалы, установки через само общение – через его «социально организованную структуру»;2) воздействие на личность в сфере массового общения через средства массовой информации;3) воздействие на личность в недрах малых групп с контактным общением.Социализация личности является сложным процессом и происходит на трех уровнях:3
Критерии и показатели социализированности4
5
6
7
Зоны адаптационного риска выпускников детских домов и интернатов:Иждивение. Ожидание постоянной заботы, обязательной помощи со стороны, извне. Рентные установки.Труд, трудовая деятельность в коллективе. Неразвитость должного отношения к труду и опыта осмысленного заинтересованного труда. Нарушения в паттерне «Цель – труд — результат». Отсутствие опыта эффективного взаимодействия в трудовом коллективе.Ответственность. Отсутствие опыта достаточной ответственности, выполнения определенной роли, ответственного действия, разделения ответственности в коллективе.Семья. Искаженный образ и стереотип семьи.Родные (биологические) родители. Непроработанность отношения к родителям, наличие разных средовых стереотипных суждений типа «У меня нет родителей, мой родитель – это детский дом», психологическое состояние незавершенности и пустоты в этом вопросе.Внешность. Наличие «сиротской печати», неумение следить за собой, влияние отсталой моды на внешний вид, отсутствие должного вкуса и т.д.Гедонистические установки. Взрыв установок на наслаждение, чрезмерное удовольствие по выходу часто становятся причиной социальной дезадаптации. Желание все попробовать, что не пробовал.Деньги. Финансовая безграмотность, «обесценивание» денег, неумение планировать бюджеты и т.д.8
Секс. Искаженное отношение к половым отношениям, отсутствие соответствующей культуры, ранний опыт, аборты, залеты и др.Жилье. Отсутствие жилья или отсутствие реальных представлений о том, что с ним делать, если оно есть.Законы, право. Правовая и юридическая безграмотность, неумение воспользоваться пакетом гарантий и льгот, предусмотренных государством.Информация. Информационная бедность среды детского дома, её замкнутость и ограниченность, как следствие ведет к неразвитости информационной компетентности. Выходя в открытый информационный мир, ребенок имеет большие трудности с поиском, обработкой, отсевом, фильтрацией, трансляцией информации.Сиротское я (Я — концепция) и мы (Идентичность). Отношение к своему прошлому, его «забывание», неосмысленность, отстранение от своей истории негативно влияет на стабильность психологического состояния и на адекватность собственных оценок. Острый вопрос идентичности как члена рода, гражданина, человека, члена субкультуры и т.д.Круг общения. Обычно ограничивается узким кругом контактов, полученных в детском доме. Феномен «сиротской стаи». Создание новых контактов и отношений затруднено. Отчасти в связи с неразвитостью коммуникативных навыков. А также – неготовностью среды принять сироту.9
Основные цели подготовки воспитанника к выходу из детского дома:обеспечение необходимой системой внутренней и внешней защиты от соответствующих зависимостей, обеспечить базовый уровень состояния здоровья и необходимый инструментарий для его поддержания и развития, обеспечение правовой грамотности, дезавуирование ложных стереотипов о криминальном мире и романтике «хулигана и братка», отработка основных «точек напряжения», приводящих к нарушению создание условий для принятия ребенком ценности жизни, роста, развития, определения собственных целей, обучение его отношению к трудностям, неудачам, создание адекватных возможностей и условий образа успеха10
Организатор мер:— Само учреждение, в котором воспитывается ребенок (детский дом, интернат, приют)— Другое государственное учреждение, работающее в системе образования, социальной защиты, молодежной политики и др.— НКО по согласованию с учреждением — Семья, берущая ребенка на гостевой режим11
Основные идеи мер (могут сочетаться):— «Чтобы выжить». Обучение базовым компетенциям, обладание которыми обеспечивает выживание субъекта (готовить еду, говорить с другим человеком, дойти до сберкассы, сделать покупку в магазине и др.) — «За забором». Знакомство с неизвестным внедетдомовским миром, его проявлениями и законами. Местами опасностей и трудностей. Образом жизни его «обитателей» — «Аргументация для воли». Мотивации, обеспечивающие включение и тренинг волевых качеств, наработка умений сопротивления соблазнам, защиты от агрессивной среды и др.12
- «Мир людей». Развитие коммуникативной компетенции, расширение круга общественных связей. Создание более широкой территории общения и социального взаимодействия.- «Профессия, которую ты никогда не получишь». Нацеленное знакомство с профессиями, на обучение которым ребенок вряд ли в ближайшей перспективе сможет поступить, недосягаемые и неадекватные примеры «равных возможностей».- «Профессия, которую ты можешь получить». Предоставление ребенку информации, опыта пробы профессии, которой он может овладеть в ближайшей перспективе.— «Универсальный солдат». Комплексная подготовка к осмысленной жизни после детского дома через развитие универсальный социальных компетенций (сценарирование, проектирование, самообразование).— «Имитация». Создание искусственных условий, имитирующий реальный мир (социальные квартиры, кухни, группы семейного типа и пр.).13
Основные формы работы по социальной адаптации детей-сирот— выездные события: экскурсии, поездки, путешествия— комнаты социально-бытовой адаптации;— социальные квартиры, семейные центры на базе учреждения;— специальные занятия, лекции, тренинги, мастер-классы по развитию различных адаптационных компетенций;— проведение адаптационных сборов (лагерей) по специальным программам (инклюзивные и неинклюзивные);— передача детей в семью на время (гостевой режим);— наставничество, шефство;— профориентационные мероприятия, знакомящие детей с разными профессиями, производствами, специалистами;— деловые игры, тренинги, обеспечивающие получение детьми разностороннего социального опыта;— работы специальных кружков, секций, мастерских, обеспечивающих развитие адаптационно значимых компетенций— издание специальной литературы, аудио и видеопродукции для детей, отражающих идеи социальной адаптации (справочники, комиксы, видеоролики и др.)— создание системы социального лифта, обеспечивающего запрограммированный социальный, личностный и профессиональный рост воспитанника;— адаптация через творчество, самореализацию и другие терапевтические техники иппотерапия, канис-терапия, садовая терапия и т.д.-создание среды общения со сверстниками из семей;14
Спасибо!15