Доклад Развитие и социализация воспитанников в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: создание условий для развития, социальной адаптации получение образования, подготовка к жизни в семье, самостоятельной жизни


Развитие и социализация воспитанников в организациях для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей: создание условий для развития, социальной адаптации; получение образования, подготовка к жизни в семье, самостоятельной жизни, правовое посещение и участие воспитанников в принятие решений.
Профессионалы, занимающиеся проблемами воспитания детей -сирот, направляют свои усилия на поиск наилучших путей и способов развития ребенка, будущего полноценного, ответственного и самостоятельного члена общества. Важно найти механизмы воздействия на социализацию личности, раскрыть способы влияния на этот процесс, выстроить систему качественной социальной, психолого-педагогической помощи и поддержки детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей Воспитание в государственных сиротских учреждениях, смена учреждений и опекунов ребенка, позднее усыновление - факторы, травмирующие психику ребенка, делающие затруднительной реализацию его потенциальных возможностей, кардинально меняющие его судьбу, надолго разрушающие его взаимоотношения с окружающим миром и влияющие на процесс социализации. Одной из важнейших проблем системы работы по воспитанию, обучению и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в условиях детских домов, является довольно низкий уровень их самостоятельности в решении жизненно необходимых задач: будь то трудоустройство, семейные отношения, социальная адаптация и освоение новых социальных ролей. Поведение выпускника детского дома в решении задач своего жизнеустройства зачастую остается противоречивым, конфликтным, напряженным. В связи с этим, государственная система опеки и попечительства ищет и внедряет в жизнь формы и методы поддержки детей и после их выпуска из детского дома: консультации, социальные гостиницы и др. Это требует серьезных затрат, но не ликвидирует главную причину - неумение организовывать - устраивать свою жизнь собственными руками и под свою ответственность.Это умение должно формироваться целенаправленно в процессе интенсивной социализации детей детского дома.
В отсутствии семьи, детский дом для ребенка становится базовым институтом социализации. Средства процесса социализации выбираются на основе изучения прогнозных сценариев «общества будущего», в котором ценностными ориентирами для формируемых качеств и компетенций личности становятся гуманизм, экологичность, целостность, разнообразие, информационно-поисковая активность, инновационность, мобильность, креативность, ответственность, кооперантность, проектность, системность, самоорганизация, самоуправление, саморазвитие, др.
Комплекс главных качеств, с помощью которых человек успешно реализует себя в жизни, входят в понятие социальной компетентности. Она помогает человеку общаться с другими людьми, вступать с ними в контакт, находить свое место в любой ситуации и достигать поставленные цели.
Настоящая стратегия ориентирована на формирование социальной компетентности воспитанников детского дома не только в контексте межличностных отношений, но и отношений, складывающихся в общественной ситуации с представителями различных социальных структур (руководители, работники, чиновники, др.) и организациями (администрация, предприятие, общественный фонд, творческое объединение, профсоюз,др.).Формирование социальной компетенции выпускников детского дома поднимается в ранг его миссии и становится основой воспитательной системы.
Понятие воспитание близко к слову социализация, но воспитание - это, прежде всего, направленное действие, посредством которого ребенку стараются привить желаемые качества и свойства. Если к таким качествам относятся самообразование и самовоспитание (самоанализ, самооценка, самоопределение, самоорганизация, самодеятельность, самостоятельность, самоуправление, саморазвитие, саморегуляция, самоконтроль), то постепенно внешнее воздействие заменяется внутренними механизмами личностного роста, приводящими к полноте естественной социатизации через деятельность, общение и освоение новых социальных ролей. Социализация наряду с воспитанием включает ненамеренные, спонтанные воздействия окружающих людей, посредством которых ребенок приобщается к культуре того общества, с которым соприкасается напрямую. Перед тем как , утвердили региональную программу процесса адаптации и интенсивной социализации была проведена большая подготовительная работа:
Цель подготовительного периода - это формирование готовности педагогического коллектива к участию в разработке и реализации региональной программы по социальной адаптации воспитанников нашего Детского дома.
Сделали анализ системы воспитательной работы педагогического коллектива, для выявления опорных компонентов, для подготовки нового уровня социализации детей в теме духовно-нравственного развития, гражданского, трудового, физического, патриотического воспитания и др.: изучены документы детского дома по организации воспитательной работы, проведены собеседования с педагогами и детьми; подготовлена аналитическая записка с перечнем проблем и ресурсных возможностей системы воспитательной работы детского дома для внедрения проектных модулей региональной программы.Проведена диагностика:
Диагностика уровня лидерского потенциала воспитанников во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
Диагностика уровня потребностей, способностей и навыков по профильной деятельности.
Диагностика ситуации объекта изменений (качество состояния, отношений, деятельности, др.), выявление проблем, исследование причин возникновения затруднений, и поиск ресурсов преодоления.
Диагностика наличия и соответствия формальных и неформальных групповых отношений, уровня их конструктивности или деструктивности, выявление лидеров неформальных групп, определение ключевых факторов и механизмов по переводу их в позицию социально признанного лидера в проектно-профильной деятельности в направлениях.
Разноуровневое обучение лидеров основам инструкторского мастерства по направлениям.
Вовлечение в процесс подготовки и проведения профильного сбора в качестве участника, стажера, организатора мероприятия, инструктора, др. позиции.
2.3. Разработка и реализация проектов решения выявленных проблем в общественной деятельности по направлениям:
оздоровительно-экологическое направление,
профессионально-трудовое направление,
гражданско-патриотическое, политико-правовое направление,
культурно-бытовое направление,
эстетическое направление,
благотворительное направление
2.4. Создание профильных проектных и организационных групп, служб самоорганизации, общественных советов, хобби-клубов, инструкторских объединений.
3.1. Создание вместе с подготовленными лидерами плана-программы их личностного и социального роста.
Разработка с детьми индивидуально-групповых проектов участия в сборе с выбором своих социальных ролей и планом их реализации.
Формулирование смыслов, целей и «образа результата» общественно-проектной деятельности для себя, для своей команды, для детского дома, для своего микрорайона, для города.
Разработка вместе с лидерским активом модели организационного устройства жизнедеятельности детского дома с участием структур общественной самоорганизации и самоуправления воспитанников и выпускников.
В реализации программы большое значение имеет социальное партнерство педагогического коллектива детского дома с учреждениями дополнительного образования и общественными организациями города и республики, которые играют определённую роль в профессиональном самоопределении детей и подростков, в выборе и реализации личностно значимой общественной деятельности. Администрацией детского дома заключается договора: с центром детского творчества, объединением подростковых клубов, спортивной школой, детской общественной организацией, молодежным движением и т.д. Цель партнерства - в привлечении на общественных началах и по трудовому договору специалистов для проведения учебы лидеров, профильных сборов, сопровождения в разработке и реализации проектов, консультирования по вопросам оргстроительства структур общественной самоорганизации и самоуправления. Однако реализация программы напрямую зависит от позиционно-функционального самоопределения педагогов в новых - общественно-педагогических - ролях с их нормативно-правовым закреплением в должностных инструкциях, с ресурсным обеспечением деятельности.
Все воспитатели детского дома делятся на авторские группы по разработке форм воспитательной работы и социально-общественной практики воспитанников по одному из направлений программы. Каждый из них на семинарах и в практике деятельности осваивает роль автора-разработчика:
профильных мастер-классов, социальных акций и познавательно-развлекательных мероприятий (для сборов),
тренингов, упражнений, практических занятий, деловых, проектных, ролевых игр (для подготовки лидеров и добровольцев),
кейс проблемных ситуаций внутри детского дома и в школе, микрорайоне, городе (для разработки и реализации с воспитанниками социально значимых проектов),
проекты положений о необходимых структурах общественной самоорганизации и самоуправления по реализации профильных мероприятий в сотворчестве детей, педагогов, добровольцев и (по возможности) выпускников.
Региональная программа процесса интенсивной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, взята за основу воспитательной работы.
Цель программы -административно-педагогическое обеспечение общественной
самоорганизации детского, педагогического и добровольческого коллектива, направленное на эффективное формирование социальных компетенций воспитанников детского дома. Поставлен ряд задач по решению данной цели.
Данная программа ориентирована на формирование социальной компетентности воспитанников детского дома не только в контексте межличностных отношений, но и отношений, складывающихся в общественной ситуации с представителями различных социальных структур (руководители, работники, др.) и организациями (администрация, предприятие, общественный фонд, творческое объединение, др.).
В связи с этим, в воспитательной системе нашего детского дома, мы попытались создать все условия, при которых воспитанники вместе со своими педагогами и волонтерами, которых мы активно вовлекли в процесс работы, получили возможность «выхода в общество», т.е., вступать во взаимоотношения с различными организациями : банк «Уралсиб» (проводились социальные пробы), «Дом ветерана», «Реабилитационный центр»
(реализация социальных проектов), волонтеры: студенты БирГСПА организовали мастерские по профессиональному самоопределению, студенты Мед-фарм колледжа организовали мастерские по подпрограмме «Лидер здоровья», в процессе работы над программой активно сотрудничали с ГДК города, ЦРБ, с ЦЦТ «Вояж», с ЦДТ «Радуга», частными предпринимателями, детской общественной организацией «Пионеры Башкортостана» и др. организациями.
Реализация программы также зависела от самоопределения и педагогов детского дома в освоении ими новых - общественно-педагогических ролях.
Все воспитатели детского дома поделались на авторские группы по разработке форм воспитательной работы и социально-общественной практики воспитанников по одному из направлений (профилей) программы: профильные мастер-классы, социальные акции и познавательно-развлекательные мероприятия (для сборов), тренинги, упражнения, практические занятия, деловые, проектные, ролевые игры (для подготовки лидеров и добровольцев)и др.
Проведена разработка и реализация проектов по профилям:
лидер здоровья,
школа гражданского общества,
трудовая инициатива,
эстафета добра,
«Дом. Семья. Россия.»,«Эстетическое воспитание и развитие детей»,
«Возвращение к истокам».
Цель подпрограммы «Лидер здоровья»: формирование культуры здоровья воспитанников с активной жизненной позицией, с устойчивыми принципами неприязни к вредным привычкам как основы социализации и успешной интеграции в обществе.
Цель подпрограммы «Трудовая инициатива»: обеспечить готовность выпускника к общественно значимой трудовой деятельности, профессиональному самоопределению и возможной профессиональной переориентации в условиях прогнозируемых изменений рынка труда.
Цель подпрограммы «Эстафета добра»: выдвижение и реализация социальных инициатив, направленных на повышение уровня жизни и расширение возможностей воспитанников детских домов, преодоление эффекта социальной изоляции общества от воспитанников детских домов и воспитанников от общества.
Цель подпрограммы «Школа гражданского общества» - формирование позитивного отношения воспитанников к активному участию в формировании гражданского общества и развитие в них необходимых для этого качеств. Подпрограмма предполагает организацию неформального образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также результативного ученического самоуправления, нацеленного на самоуправляемость каждого воспитанника. Ребенок самостоятельно, по собственному желанию учится владеть собой в трудных ситуациях, разбираться в людях, заводить новые знакомства, эффективно организовывать собственное время, выстраивать свою успешную карьеру, гибко реагировать на внешние обстоятельства и получать удовольствие от жизни и т.д.
Цель подпрограммы «Дом. Семья. Россия» - формирование у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, семейных ценностей, решение проблемы вторичного сиротства и нежелания иметь семью, готовности к самостоятельной семейной жизни.
Цель подпрограммы «Эстетическое воспитание и развитие детей» - раскрытие творческих способностей ребенка, оказание ему помощи в реализации собственной художественной и созидательной природы, определение механизмов развития и стимулирования коллективного и индивидуального художественного творчества детей.
Цели подпрограммы «Возвращение к истокам» - осмысление значимости духовно-нравственных основ человеческого бытия, построение воспитания на высоких нравственных идеалах и традициях культуры, содействие становлению внутреннего мира ребенка через освоение им системы ведущих ценностных ориентаций, свойственных отечественной культурной традиции, приобщение к устойчивым смыслам отечественной культуры ради осознания себя деятельным субъектом сохранения и приумножения социокультурного опыта.По каждому направлению проводилась работа с лидерами т.е воспитанниками: сбор- погружение по определенному профилю программы, далее разработка и сама реализация социального проекта.
В процессе жизнедеятельности по профилю происходило целенаправленное сопровождение каждого ребенка по ступеням социального роста педагогами (взрослыми).
Педагоги и волонтеры, совместно с детьми участвовали в сборах, проектах. Роль взрослых в этом процессе заключалась еще и в том, чтобы заинтересовать, вовлечь детей в общественную практику, мотивировать их интерес к своему социальному росту, к освоению социальных компетенций, необходимых для продвижения уже на следующую статусную ступень. Взрослые передавали свой опыт на занятиях, деловых играх, дискуссиях, тренингах как во время подготовки, на сборах в творческих мастерских и клубных мероприятиях, так в процессе сопровождения во время проектной внедренческой практики общественно значимой деятельности.
Благодаря тесному сотрудничеству представителей науки (БАГСУ), администрации и коллектива педагогов детского дома, общественных организаций и при поддержке органов местного самоуправления г. Бирска, нам удалось достичь поставленных программой задач. А именно:
По детям:вовлечь всех воспитанников детского дома в социально развивающую деятельность через участие в мероприятиях и проектах тематических модулей, формирующих жизненно важные компетенции здорового, творческого, трудового, милосердного и социально активного образа жизни;
«вырастить» группу общественного актива воспитанников детского дома через последовательное освоение ими социальных ролей «участник», «активист», «инструктор», «лидер», «руководитель», «волонтер»;
повысить уровень личной и коллективной самоорганизации через самостоятельное создание воспитанниками неформальных инструкторских («фан-клуб»), лидерских (орггруппа на сборе), проектных (команда проекта) структур, необходимых для подготовки и проведения базовых мероприятий модулей;
осуществить «социальное закаливание» воспитанников в процессе активного проявления себя в открытой социальной среде (уличные акции, фан-клубы в школе) со сменой стереотипа восприятия «себя о себе» и «других о себе» как сироты-иждивенца на лидера общественных инициатив, примера для других;
расширить социальный кругозор воспитанников через систему социальных проб - деловых экскурсий на предприятия и в учреждения города;
сформировать живую социальную сеть личных контактов со сверстниками и взрослыми людьми из числа волонтеров и представителей организаций;
повысить социальный статус воспитанников - общественных активистов среди сверстников в регионе за счет стажировки в детской общественной организации (г. Уфа, офис РДОО «Пионеры Башкортостана») и участия в сборах актива г. Уфы в качестве инструкторов;
разработать образы-визуализации своей личной, семейной, профессиональной и общественно-полезной жизни в будущем с активизацией потребности в деятельности по достижению своих жизненно важных ориентиров.
По педагогам:принять региональную программу за основу воспитательной работы детского дома;
получить знания, умения и навыки современных форм и методов работы по интенсивной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
разработать и реализовать такие формы работы как индивидуальный маршрут, портфолио, мастер-класс, фан-клуб, модульный проект, оргсбор, общественная организация воспитанников и др.
Такая практика и социально-проектная деятельность, позволили воспитанникам реализовать возможность выбора интересов, ролей и функций, наметить цели для профессионального роста, осознанного выбора будущей профессии, воспитанники приобрели реальный социальный опыт, это оказало существенное влияние на их личностный рост и поведение.