Урок-игра по русскому языку «Путешествие на планету Руссландия»
Урок-игра «Путешествие на планету Руссландия»
(VII-Д класс)
Учитель Боровкова Ю.А. Цель: создание педагогических условий для формирования специальных предметных и ключевых компетенций, что призвано способствовать развитию качества речи школьников и воспитанию бережного отношения к родному языку.
Ход урока-игры
Учитель: Ребята, нам пришло письмо SOS с другой планеты. ( в конверте лежит письмо.)
Жители VII класса!
Мы, обитатели планеты Руссландия, просим вашей помощи. Планета Руссладия очень похожа на планету Земля, но на ней три материка и один большой океан. Чувствуя вашу силу и стремление к знаниям, просим спасти нашу планету от страшных бедствий.
Давайте поможем жителям Руссландии! Но к полёту надо подготовиться и проверить свои знания. Сейчас мы проведём «Мозговую атаку» , которая поможет определить самых сильных членов нашей команды.
Разминка «Мозговая Атака»
Раздел языкознания, изучающий части речи.
Второстепенный член предложения, отвечающий на вопрос какой? чей
Слова с противоположным значением
Гласные , обозначающие два звука
Кот наплакал одним словом.
Что изучает синтаксис? Какой падеж никогда не употребляется с предлогами?
Назовите синоним слова смелый
Что изучает фонетика ?Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы где? куда? как?
Раздел языкознания, изучающий правильное написание слов.
Согласные, которые всегда являются мягкими.
Слова, которые пишутся одинаково, но имеют разное лексическое значение.
Повесить нос одним словом
Как называется часть слова без окончания?
Как называется несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически?
Учитель: Молодцы, вы быстро и правильно ответили на вопросы.
Пристегните ремни, приготовьтесь к полёту. Готовы? Итак, в добрый путь!
(звучит песня О. Фельцмана на стихи В. Войновича «Четырнадцать минут до старта»)
Учитель: Действительно, ребята, наша Земля похожа на планету Руссландия. Посмотрите, руссландийцы оставили нам маршрут следования. Нам предстоит посетить материки Путаница, Разгадаюшка и Доминошка. Что это за толчки? Кажется, на материке Путаница началось очередное разрушение.
Пословицы рассыпались на отдельные слова. Чтобы помочь жителям Путаницы, «соберите» пословицы.
Не, камень, течет, лежачий, вода, под
Когда, черт, не, спит , чем, бог, шутит
Все, вода , как , соседи, на , беда, врозь, обеде, все, а , пришла Кто, гож, не, хорош, лицом, тот, а , на , тот, пригож, кто , хорош, дело
На , беду, придёт, чужую, бобах, кругом, своя, голова, разведу, а, пойдёт
Учитель: А теперь объясните значение пословиц. ( Ученики дают толкование пословиц.)
Учитель: Каждая пословица важна в вашей жизни. В них спрятана народная мудрость. А сейчас мы отправляемся выручать жителей материка Разгадаюшка.
Вам предстоит ответить на шуточные вопросы. Чем точнее и быстрее вы ответите, тем больше проблем поможете решить жителям материка.
1 .Я в озёрах и реках, но в воде меня нет. Я в арбузах и огурцах, но в дынях меня нет
2. Что находится между городом и селом ?
3. В каком слове сорок гласных?
4. Какие два личных местоимения мешают движению на дорогах?
5. Первый слог слова-личное местоимение, второй-звук, который издаёт лягушка.
6. В каком местоимении два звука , но одна буква?
7. Что можно приготовить, но нельзя съесть?
8. Я у дуба, я у зуба, я у слов и у цветов, я упрятан в темноту, я не вверх, а вниз расту
9. Если бы не было его, не сказал бы ничего
10. В каких словах по сто согласных?Учитель: Молодцы, ребята! Нам нужно идти дальше. И следующий материк на нашем пути – Доминошка. Помогите игрокам собрать домино!
Учитель: Вам удалось собрать домино и помочь жителям планеты Руссландия.
Теперь мы можем вернуться на Землю. Но помните, что помощь и поддержка бывают нужны и на нашей планете!