Презентация по теме: Формирование навыков социально-экономической адаптации учащихся в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида на занятиях социально-бытовой ориентировки в разделе «Экономика домашнего хозяйства


Личные данные педагога 1953 года рождения. Образование высшее (ГГУ им.Лобачевского, филологический факультет). Педагогический стаж – 35 лет. В специальной (коррекционной) школе VIII вида – 8 лет. Категория – 1. Место работы: Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №2 VIII вида» г.Дзержинска Нижегородской области. «Если ребёнок до самого юношества не знает, откуда берутся средства семьи, если он привыкает только удовлетворять свои потребности, а не замечает потребностей других членов семьи, если он не связывает свою семью со всем обществом, если он растёт жадным потребителем- это и есть воспитание индивидуалиста, который потом может принести много вреда и всему обществу и самому себе» А.С.Макаренко Тема Формирование навыков социально-экономической адаптации учащихся в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида на занятиях социально-бытовой ориентировки в разделе «Экономика домашнего хозяйства». Цель: Подготовка учащихся к успешной социально-экономической адаптации после окончания школы.Задачи: Развивать интерес к изучаемому разделу с помощью использования наглядно-методического материала и средств ТСО.Воспитывать у учащихся нравственные качества будущих семьянинов: отрицательное отношение к вредным привычкам, любовь и заботу к близким и родным, бережное отношение к результатам труда.Организовать постепенную (пошаговую) экономическую подготовку к самостоятельному изучению данного раздела.Обогащать словарный запас с помощью введения новых экономических понятий и терминов, развивать коммуникативные навыки учащихся на игровом учебном материале и речевых тренингах, помочь адаптировать полученные ЗУН в повседневной жизни. Инновационные технологии:Пошаговая подготовка учащихся к изучению раздела «Экономика домашнего хозяйства» (с 5 по 9 класс);Адаптация учебно-методического комплекса по предмету «Экономика» для массовых общеобразовательных школ к условиям изучения этого раздела в специальной (коррекционной) школе VIII вида;Организация межпредметных связей при изучении учебного материала раздела;Постоянное диагностическое сопровождение получения знаний, умений и навыков в данном разделе;Дальнейшее отслеживание результативности полученных ЗУН в самостоятельной жизни выпускников школы. Актуальность выбранной темы Уровень активности родителей в передаче хозяйственно-бытовых знаний, умений и навыков своим детям. Вывод: только 25% родителей принимают активное участие в хозяйственно-бытовых делах своих детей Вывод: только 38% учащихся имеют полные семьи. Социальный состав семей учащихся коррекционной школы VIII вида 5-9ых классов. Уровень материальной обеспеченности семей учащихся 5-9 классов. Вывод: 75% семей учащихся имеют низкий уровень материальной обеспеченности жизни. Уровень наличия вредных привычек у членов семей учащихся. Вывод: 68% семей учащихся 5-9 классов страдает пристрастием к алкоголю; 86% страдают привычкой табакокурения. Общий вывод по диагностическим данным: Изложение выбранной темы Экономика домашнего хозяйства 6 класс1. Медицин-ская помощь.2. Питание.3. Жилище.4. Семья. 8 класс1. Экономика, бюджет семьи. 7 класс1. Одежда и обувь.2. Жилище. 9 класс1.Трудоустройст-во. 5 класс Личная гигиена.2. Жилище.3. Одежда и обувь.4. Торговля. Основные понятия Проценты, социальные выплаты, оплата больничных листов и т. п. Виды источников дохода, расходы, ресурсы. Экономность и мелкий домашний ремонт. Перечень экономически востребованных профессий. Стоимость, цена, дороже, дешевле и т. д. Тематическое планирование учебного материала. № п /п Тема и содержание урока Количество часов 38. Бюджет семьи. Составные части бюджета. Источники дохода. Юридическая защита прав личности. 1 39. Заработная плата членов семьи. Порядок получения зарплаты, пенсии. Составление доверенности на получение зарплаты, пенсии. 1 40. Основные статьи расходов: питание, одежда и обувь, коммунальные услуги, хозяйственные нужды, культурные потребности, транспорт, прочие расходы. 1 41. Оплата жилья: коммунальные услуги, газ. 1 42. Оплата электроэнергии. Снятие показаний электросчетчика. Расчет стоимости израсходованной электроэнергии. Заполнение квитанций. 1 43. Планирование бюджета на месяц. Распределение текущих расходов по статьям на месяц. 2 44, 45. Распределение текущих расходов на день, неделю. Правила ведения записей по бюджету семьи. 2 46. Планирование крупных покупок (одежды, мебели, бытовой электротехники) 1 47. Правила экономии (учет реальных возможностей, контроль за расходами, бережное отношение к вещам, реставрация, экономия электроэнергии). 1 48, 49, 50. Сбережения. Назначение сбережений. Виды хранения. Виды вкладов в сбербанк. Заполнение бланков. Открытие счета. Экскурсия в Сбербанк для ознакомления с видами деятельности этих учреждений. 3 51, 52. Обобщающий урок по разделу «Экономика домашнего хозяйства» 2 Наглядно-методическое сопровождение раздела «Экономика домашнего хозяйства»: предметные картинки;опорные схемы;таблицы экономических понятий;иллюстрации;игровые схемы;перфокарты и перфоконверты;карточки с индивидуальными заданиями (по уровням развития);таблицы с правилами и инструктажами;загадки, пословицы, поговорки, мудрые мысли великих людей;шарады, кроссворды, ребусы;словарь экономических терминов. Виды доходов Виды расходов Заработная плата членов семьи;Пенсии, стипендии, пособия;Доход от личного подсобного хозяйства;Сбережения;Доходы из других источников. Платежи, сборы, налоги;На питание;На одежду, обувь, мебель, предметы домашнего обихода;На коммунальные платежи;На культурно-бытовые нужды;На кредит;На проезд;На другие нужды. Приложение № 1 Схема 1. Образование семейного бюджета. Семейный бюджет Доходы Расходы Баланс Доходы Сумма Расходы Сумма 1. Заработная плата 1. На питание 2. Выплаты и льготы из общественных фондов 2. На товары длительного пользования 3. Пенсии и стипендии 3. На услуги: транспортные, ремонт одежды и обуви, парикмахерскую, химчистку и т.д. 4. Доходы от приусадебного участка 4. Коммунальные услуги 5. Доходы от ценных бумаг 5. Культурно-бытовые нужды 6. Доходы от индивидуальной трудовой деятельности 6. На медицинское обслуживание 7. Доходы из других источников 7. Непредвиденные расходы Итого: Итого: Приложение № 2Табличные материалы.Бюджет семьи.Заполнить таблицу. Приложение №3. Название потребности Название профессии В еде В одежде В жилище В образовании В развлечении В защите (безопасности) В здоровье Назови во втором столбике профессии людей, результат труда которых способствует удовлетворению потребностей, перечисленных в первом столбике. Приложение №4. Проблемные ситуации.В семье Шариковых сломался холодильник. Необходимы расходы на его ремонт или покупку нового. Доходы не позволяют сделать ни то, ни другое сразу. Что ты посоветуешь этой семье?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Семья попала в аварию: нужны деньги на ремонт автомобиля и лечение. Эти расходы не были запланированы в бюджете. Как поступить семье?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Отец из-за сокращения кадров на заводе оказался безработным. Бюджет в семье стал дефицитным. Что нужно предпринять, чтобы сбалансировать семейный бюджет?__________________________________________ Приложение № 5. Программированное задание. Перфокарта Перфокарта представляет собой карточку размером 9 х 12 см, расчерченную по горизонтали и вертикали. По горизонтали записаны вопросы, а по вертикали – ответы. Учитель объясняет детям, что следует прочитать вопрос и выбрать правильный ответ из числа предложенных. На перечислении вопроса и ответа поставить условный знак «+». Желательно пользоваться одинаковыми знаками при выполнении аналогичных заданий. Перфокарту лучше сделать многоразовой, обернув прозрачной пленкой. Перфокарты проверяются дешифратором – специальной карточкой с прорезями. При наложении дешифратора на заполненную учеником перфокарту в прорезях должны быть видны знаки «+» правильных ответов. Если просвет пустой, то ответ неверен. Дешифратор дает возможность осуществить самопроверку и взаимопроверку. Для этого дешифратор прикрепляют подвижным образом с нижней стороны перфокарты так, чтобы его можно было перекинуть на лицевую сторону и проверить ответ. Диагностика результативности полученных ЗУН в разделе «Экономика домашнего хозяйства» Всего:101 учащийся 5 кл.-18 чел. 6 кл.-17 чел. 7 кл.-18 чел. 8 кл.-18 чел. 9 кл.-16 чел. Результативность проделанной работы по разделу «Экономика домашнего хозяйства» Развитие ЗУН учащихся в данном разделе происходит пошагово, по нарастающему принципу положительных результатов. По всем показателям видны существенные положительные результаты уже к окончанию учащимися 8-го класса. Рефлексия Разработать индивидуальную программу по практическому применению полученных ЗУН в этом разделе для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.Начиная с 8-го класса необходимо чаще знакомить учащихся с перечнем экономически востребованных профессий, организовывать больше экскурсий в учреждения трудоустройства населения, в ПТУ; организовывать встречи с людьми (мастерами, выпускниками) разных профессий.Продолжить диагностику и отслеживание результативности полученных ЗУН на выпускниках школы. «Семейная жизнь не может быть и никогда не бывает сплошным праздником. В ней больше тревог, волнений, забот, чем чистой радости… Умей принимать на себя удары судьбы и защищать любимого человека. В этом выражается твоё духовное благородство, великодушие. Умей мужественно бороться с горем, несчастьем, которое может сваливаться на твою семью.» В.А.Сухомлинский Литература Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. Под ред. Воронковой В.В. - М.: Владос, 2001.АНМЦ Развитие и коррекция.- М.: ВОИ, 2001, выпуск 10.- с. 10-21, с. 59-65.Девяткина Т.А., Кочетова Л.Л., Щербакова А.М. и др. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Пособие для учителя/ Под ред. А.М.Щербаковой.- М.: Владос, 2003.Корлюгова Ю.Н. Путеводитель по стране Экономика. Рабочая тетрадь для 5-6 классов общеобразоват. Учреждений.- М.: Вита-Пресс, 2000.Липсиц И.В. Кн. 1: Учебник для 9 класса общеобразоват. Учреждений: 3 издание.- М.: Вита-Пресс, 1998.Липсиц И.В. Экономика без тайн.- М.: Дето ЛТД- Вита-Пресс, 1994.Липсиц И.В. Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности. Учебник для 7-8 класса общеобразоват. Учреждений.- М.: Вита-Пресс, 1999.Начала экономики: Книга для чтения. 1 класс.- Н.Новгород: НИРО, 1995.Преображенская Е.В. Домашняя экономика: Тетрадь с печатной основой.- Саратов: Лицей, 2002. Райзберг Б.А. Введение в экономику. Пробный учебник для 9 класса общеобразоват. Учреждений.- М.: Просвещение, 1994.Бгажнокова И.М. Экономический практикум в школе для детей с умственной отсталостью, Программа. Дефектология., 2000.- № 5, с. 37.Вершинин С.И. Сравнение профессиональных интересов учащихся с требованиями профессий. Школа и производство. № 3.- 1996.- с. 90.Витоускойте Д. Работа воспитателя по формированию социально-бытовых знаний и умений у умственно отсталых учащихся. Дефектология. № 2.- 1993.- с. 35.Дефо Д. Приключения Робинзона Крузо на необитаемом острове.- М.: Дет. Лит., 1979.Ермакова И.В. Протасевич Т.А, Начала экономики. Школьный экономический журнал. № 2.- 1998.Жиленкова В.Е. Изучение темы «Культура поведения на занятиях по социально-бытовой ориентировке с учащимися специальной школы УШ вида. Дефектология. № 4.- 2000.- с. 54.Колосова Е.Е. приемы и методы формирования экономических понятий на уроках математики во вспомогательной школе. Дефектология. № 5.- 1998.- с. 23Меньшикова О.И. и др. Экономика детям, большим и маленьким. 8 выпуск.- М., 1994. Москоленко Н.В. Формирование правильных взаимоотношений с окружающими у умственно-отсталых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Дефектология. № 3.- 1993.- с. 21.Мусукаева Ф.В. Бгажнокова И.М. Особенности понимания и использования общекультурных норм поведения умственно отсталыми подростками. Дефектология. № 5.- 1998.- с. 46.Райзберг Б.А. Твоя экономика.- Москва, 1996.Стариченко Т.Н. Программа по курсу «Экономический практикум» для выпускного класса вспомогательной школы. Дефектология. № 5.- 2000.- с. 16.Шальнов С.М. Дзержинск – наш дом.- Н.Новгород: Литера, 1999.Якушев И.С. Подготовка школьников с нарушениями интеллекта для работы на предприятии. Дефектология. № 3.- 1997.- с. 21.Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Книга для учителя./Под ред. В.В.Воронковой.- М.: Школа-Пресс, 1994.- с. 308.Дзержинск. Экологическая обстановка.- 2000.Экономика для всех Популярный словарь./Сост. Т.М.Ершова и др. Под науч. ред. О.В.Амуржуева.- Москва.- 1997.Жизнь денег. Пособие для учителей по курсу «Экономика».- Н.Новгород, 1994.- с. 46-50.