Конспект урока по литературе на тему Стихи и песни о Великой Отечественной войне
Конспект открытого урока по литературе для 5 класса
на тему: «Стихи и песни о Великой Отечественной войне».
Тип урока: изучение нового материала
Используемые педагогические технологии:
- личностно – ориентированное обучение;
- объяснительно – иллюстративное обучение;
- проблемное обучение;
Оборудование: интерактивная доска, листы с текстами военных песен, отрывки из фильмов.
Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.
Цели урока:
Обучающие:
- обратить внимание на особенности лирики военных лет;
- определить роль и значение лирики в годы Великой Отечественной войны;
- помочь прочувствовать пафос поэзии о ВОВ;
Познавательные:
- умение анализировать лирическое произведение;
Развивающие:
- развивать интерес к предмету литературы;
- развивать речь учащихся, их читательские умения и навыки.
Воспитательные:
- воспитывать художественный вкус учеников;
- воспитывать высокие патриотические чувства и гордость за родную страну.
Метапредметные:
Регулятивные:
- высказывание своего предположения (версии);
- умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
- работа по предложенному учителем плану.
Коммуникативные:
- умение оформлять свою мысль в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
Структура урока:
Оргмомент (1 мин.)
Просмотр отрывка из фильма «В бой идут одни старики» (2 мин.)
Рассказ учителя о начале войны (5 мин.)
Просмотр документального фильма об объявлении войны (1 мин.)
Постановка целей урока (1 мин.)
Работа по группам (10 мин.)
Физминутка (1 мин.)
Обсуждение результатов каждой группы (10 мин.)
Просмотр заключительного отрывка из фильма «В бой идут одни старики». Общий вывод (5 мин.)
Рефлексия (3 мин.)
Сообщение домашнего задания (1 мин.)
Ход урока.
ОргмоментПросмотр отрывка из фильма «В бой идут одни старики» (песня «Смуглянка»):
Ребята, мы только что просмотрели с вами отрывок из фильма Леонида Быкова «В бой идут одни старики», который впервые вышел на экраны 12 августа 1973 года. В центре его сюжета – рассказ о подвиге так называемой «поющей» эскадрильи (подразделение в военно-воздушном флоте).
Как вы думаете, почему её назвали «поющей»? – Один из главных героев этого фильма – капитан второй эскадрильи Алексей Титаренко, вернувшись после очередного вылета, обнаруживает, что прибыли новобранцы. И он отбирает к себе в полк только тех, кто может играть на каком-либо инструменте, и организовывает свой музыкальный ансамбль.
Почему он это делает? – Для того, чтобы поддержать дух своих солдат.
Рассказ учителя о начале войны:
Июнь 1945 года. Мирная жизнь. Лето в разгаре. Страна работала, училась.
А многие сотни тысяч выпускников Советского Союза «окончили школьный роман». Перед вами одна из фотографий тех лет (слайд 1). Вглядитесь в эти лица.
Что на них можно увидеть? – Светлую грусть, предвкушение грядущей насыщенной, интересной и обязательно счастливой жизни. А позади: настоящая дружба, яркие победы, первая любовь.
И, как гром среди ясного неба, по всей стране прозвучали строки: «Внимание, внимание!... Говорит Москва!...»
Просмотр документального фильма об объявлении войны:
? Ребята, что могли чувствовать люди в этот момент? – Страх, ужас, испуг. Кто-то мог и не понять сразу, что произошло, к чему эта война приведет.
Война… Страшное, жестокое время. Время тяжелейших испытаний, неимоверного напряжения сил народа, сражающегося против беспощадного врага. До стихов и песен ли в такое время? И если нет, то почему тогда столько песен рождалось в то время?
Постановка целей и задач урока:
Сегодня, ребята, наша с вами задача будет состоять в том, чтобы понять, в чем же состоит особенность поэзии периода Великой Отечественной войны, какую роль она играла в жизни людей.
Работа по группам:
Ребята, у каждой группы на столах находятся конверты-треугольники, в которые вкладывались письма родным на фронт. Представьте, что вы пишите из нашего времени людям, переживающим Великую Отечественную войну, в прошлое. Но для того, чтобы его написать, вам нужно сначала сделать задание к той песне, которая лежит перед вами на партах (приложения 1-3).
Физминутка:
Обсуждение результатов каждой группы:
Уже на третий день войны по всей стране как призыв зазвучала песня на стихи Василия Ивановича Лебедева-Кумача «Священная война». Именно с этой песней и работали ученики из первой группы.
Пожалуйста, ребята, скажите нам, о чем говорится в этом стихотворении?
Почему война названа «священной»? А что противопоставляется этому слову? С чем сравниваются захватчики?
Какие чувства эта песня вызывает у вас? И, как вы думаете, какие эта песня могла вызвать у советского народа в 1941 году.
Вывод. Песня с самых первых дней войны стала для людей еще одним оружием. И, наверное, самым главным оружием против врага. Она спасала в горе, не давала умирать, поддерживала дух народа и даже его жизнь.
Вторая группа работала с замечательной песней, слова которой были написаны еще в 1936 году, за 5 лет до начала войны поэтом Яковым Шведом. Однако именно она стала песней, которая в 1943 году поддерживала боевой дух советских солдат. Первый ее исполнитель – Александр Окаёмов – тоже воевал, был ранен и захвачен в плен. 21 февраля 1943 года, когда его товарищей вели на расстрел, он вдруг запел эту песню. Называется песня «Орлёнок» Прослушайте ее, пожалуйста, в исполнении детского хора.
Почему автор сравнивает героя песни с «орлёнком»?
А почему для своих он «орлёнок», но для врагов «орёл»?
Как вы думаете, почему песня придавала сил людям? Почему её так любили?
Вывод. Действительно, многие дети шли на войну, подделывая документы, прибавляя себе года. Они стремились защитить свою родину. В песне воспевается их беспредельная мужественность и сила. Сожаление и понимание того, что это всего лишь дети, тоже звучит в этой песне.
Послушайте следующую песню (дети слушают песню «Катюша»). Знакома она вам?
А вы знали, что написанная в 1938 году поэтом Михаилом Исааковским она стала не просто популярной, но народной! И стала существовать во множестве вариантов. Главная героиня этих песен становилась и простой девушкой, ждущей своего солдата, и медсестрой, вырывающей солдата из лап смерти, и даже оружием, партизанкой.
Третья группа работала с двумя вариантами этой песни, что же у них получилось?