Конспект урока по литературному чтению на тему: Обобщение по разделу «Стихи русских поэтов.Рубрика «Проверьте себя».
Тема урока: Обобщение по разделу «Стихи русских поэтов».
Рубрика «Проверьте себя».
Цель: обобщить знания обучающихся о русских поэтах, проанализировать стихотворения А.А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка», «Кот поёт глаза прищуря».
Задачи:
Закрепить знания о творчестве А. Фета; А. Майкова; Ф.Тютчева.
создать условия для выразительного чтения наизусть стихотворения;
способствовать расширению и обогащению словарного запаса детей;
способствовать развитию эмоций и чувства детей.
Ход урока
1. Организационный момент. Психологический настрой.
2. Проверка домашнего задания
– Как называется раздел, который мы проходим? (Стихи русских поэтов)
– Мы познакомились с произведениями русских поэтов о временах года. А именно каких поэтов? ( АС Пушкин, ИС Никитин, ФИ Тютчев, АА Фет,
АН Майков).
3.Работа в группах( 1 ряд- 1 группа, 2 ряд- 2 группа, 3ряд- 3 группа) о творчестве поэтов по плану: ( раздать)
План:
1.ФИО поэта.
2.Годы жизни. ( дата, названия стихотворений)
3.Детство писателя ( где родился, учился ,чем увлекался)
4.О чём писал? ( о жизни природы,..)
5.Чем проникнута поэзия русского поэта? ( светом, радостью,.)
( работа с учебником и тетрадью в группах).
1. Афанасий Афанасьевич Фет родился в 1820 году в селе Новосёлки Орловской губернии в семье помещика. Летом с деревенскими ребятами ходил в лес, ловил чижей, лазил по деревьям, ездил верхом. С детства будущий поэт полюбил стихи, переписывал их в тетрадь, особенно его привлекали стихи Пушкина.
Фет учился в Московском университете. Первый сборник своих стихотворений выпустил, когда ещё был студентом.
Долгое время Фет находился на военной службе, затем переехал в Орловскую губернию и занимался хозяйством в своём имении, и до конца жизни писал стихи.
Фет писал о самом простом: о картинах природы, о дожде, о снеге, о море, о лесе, о звёздах, о самых простых движениях души, даже о минутных впечатлениях.
Его поэзия радостна и светла, светлая и спокойная.
2. Федор Иванович Тютчев (1803 – 1873) – знаменитый русский поэт, написал более 400 стихотворений . Родился в Орловской губернии. Начальное образование получил дома. Он изучал поэзию Древнего Рима и латынь. Затем он обучался в университете Москвы на отделении словесности. Жил за границей 22 года, а затем с семьёй вернулся в Россию и продолжил своё творчество. Тема стихотворений его была- о о живой природе, красоте, о лирике , о любви, пейзажах. Стихи Тютчева: «Осень», «Весенние воды», «Чародейкою зимою», а также и другие.
3.Аполлон Николаевич Майков родился в 1821году в Москве в старинной дворянской семье с богатыми культурными традициями. Отец был академиком и живописцем, а мама – писательницей. Аполлон рано начал рисовать и сочинять стихи. Затем жил с семьёй в Петербурге, обучался дома. Учился в Петербурге в университете, увлекался живописью, но потом посвятил свою жизнь поэзии. Жил в Италии, но потом вернулся в Петербург и начал работать помощником библиотекаря в музее. Писал циклы стихов: «Века и народы»,,»Вечные вопросы»,стихи:»Осень», «Две судьбы», поэмы:«Машенька»,, очерки Рима, драмы.
- Гимнастика для глаз ( музыка)
- На сегодняшний урок вы приготовили наизусть стихотворения на выбор Афанасия Афанасьевича Фета «Мама! Глянь-ка из окошка» или «Кот поёт, глаза прищуря» и рисунки к стихотворениям ( на доске)
стр учебника 128-129.
4.Чтение наизусть стихотворений А Фета. – Какова тема этих стихотворений? ( время года- зима, 1 стих – вызывает удивление и восхищение ребёнка, а 2- о зиме, о покое в доме).
– Какие литературные приемы использует автор? Приведите примеры. (Метафора, олицетворение)
– А теперь прочитайте стихотворение выразительно, красиво.
5. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня мы обобщаем наши литературные встречи с замечательными русскими поэтами, которые открыли все тайны природы.
·Их поистине волшебные стихи проникнуты любовью к Родине, к ее народу, к русской природе.
Стихотворные строки мелодичны, поэтому многие из них превратились в романсы.
6. Проверка восприятия, анализ стихотворения ( стр 128)
– Понравилось ли вам стихотворение?
– Какое чувство возникло у вас, когда вы его слушали?
– От чьего имени написано стихотворение? (Стихотворение написано от имени ребенка)
– Что он увидел из окошка? Что его удивило? (Ответы детей)
– Чему рад ребенок? Что его восхищает? (Ответы детей)
– Все ли слова вам понятны? (Непонятно слово ТОРОВАТЫЙ)
– Найдите значение этого слова. (ТОРОВАТЫЙ – щедрый, не скупой)
– Прочитайте восклицательные предложения. Какие чувства они помогают передать?
– Прочитайте вопросительное предложение. С какой интонацией его нужно читать и почему? (Читать с чувством неуверенности, с просьбой, надеясь на положительный ответ мамы)
– С какой интонацией говорит ребенок с мамой? Как будем читать это стихотворение? (С восторгом, быстро, потому что ребенок очень восхищен, торопится поделиться своими чувствами с мамой, говорит быстро)
– Отличаются ли чувства мальчика XIX века, от ваших, при виде первого снега? (Ответы детей)
7. Физкультминутка
– Что такое РИФМА? (Созвучное окончание строк)
– Найдите рифму в стихотворении ( устные ответы)
8. Работа над стихотворением «Кот поёт глаза прищуря»( стр 129)
– Фет писал стихи о природе. Ему удалось передать в них ощущения и настроения, чувства, которые наполняют душу восторгом.
– Какую картину рисует поэт?
– Как помогают представить картину, изображенную поэтом, слова: прищуря, дремлет, валяться, клоками. (Ответы детей)
– Найдите значение слова прищуря.
9. Тест: «Поэтическая тетрадь»
Вариант 1.
________________________________________
1.Как зовут поэта Никитина?
1) Иван Саввич; 2) Иван Захарович; 3) Фёдор Иванович; 4) Афанасий Афанасьевич.
2.Укажи стихотворение А.Н.Майкова.
1) «Осень»; 2) «Листья»; 3) «Зима» ; 4) «Встреча зимы»
3. По группе слов узнай произведение.
Кошка, побелело, мороз, иней, пухлой ватой, салазки.
1) «Весенняя гроза»
2) «Мама! Глянь-ка из окошка»
3) «Листья»
4) «Зреет рожь над жаркой нивой »
4. Кто написал эти строчки?
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь-
Ф.И.Тютчев
И.С.Никитин
А.А.Фет
И.З.Суриков.
Тест по литературному чтению «Поэтическая тетрадь»
Вариант 2.
____________________________________
1.Как зовут поэта Тютчева?
1) Иван Захарович; 2) Иван Саввич; 3) Фёдор Иванович; 4) Афанасий Афанасьевич;
2.Укажи стихотворение Ф.И Тютчева.
1) «Зима»; 2) «Встреча зимы» 3) «Январь» 4) «Чародейкою зимою»
3. Из какого произведения приведённые слова?
Лист золотой, влажную землю, щёки горят, сучья трещат, последний орех.
«Январь»
«Осень»
«Чародейкою зимой»
« Зима»
4. Кто написал эти строчки?
Мама! Глянь-ка из окошка –
Знать вчера недаром кошка
Умывала нос.
1.Ф.И.Тютчев
2.И.С.Никитин
3.А.А.Фет
4.И.З.Суриков.
- Работа в парах( поменяться тетрадями, чтение ответов)
Ответы: 1 вариант
1) Иван Саввич;
1) «Осень»;
3. 2) «Мама! Глянь-ка из окошка»А Фет.
4. 1)Ф.И.Тютчев.
Ответы: 2 вариант
1. 3) Фёдор Иванович Тютчев.
2. 3). «Чародейкою зимой»
2)«Осень»А Майков
4. 3)А.А.Фет.
10. Итог урока. Рефлексия
–О творчестве каких русских поэтах мы говорили сегодня? (А.А.Фет,.)
– Сегодня работали хорошо(оценивание работы на уроке). Я думаю, что такая работа поможет вам анализировать и другие стихотворения, правильно и выразительно читать стихотворения.
11. Домашнее задание.
Уч, стр 130 задание3., подготовить рассказ о творчестве Льва Николаевича Толстого.