Конспект урока по литературному чтению УМК Гармония на тему В. Голявкин «Про весёлую книжку». С. Баруздин «Стихи о человеке и его делах»

Тема: В. Голявкин «Про весёлую книжку». С. Баруздин «Стихи о человеке и его делах»
Цель: формировать навык плавного осмысленного беглого чтения целыми словами, основные умения работы с текстом: определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к герою и его поступкам, представлять героя, характеризовать его поступки; развивать учебно – познавательный интерес к тексту художественного произведения, умение слушать, вести диалог; воспитывать трудолюбие, чувство юмора.
Оборудование: учебник «Литературное чтение». 2 класс (авт. О.В. Кубасова); мультимедийный проектор, презентация «В.В. Голявкин».
Подготовка к восприятию произведения В.В Голявкина «Про веселую книжку»
1. Работа по странице учебника.
- Рассмотрите страницу 69. Чему будем учиться на ближайших уроках? (Будем учиться работать с текстом)
- Как называется первая тема этого раздела?
2. Рассматривание книг.
- Правильно назовите книгу.
- Можно ли их объединить в выставку?
- О ком пишет этот автор? Эти произведения серьёзные или смешные?
- Какие предположения можно сделать о его человеческих качествах?
3. Презентация «Виктор Владимирович Голявкин».
Вывод: пишет смешные рассказы о детях, человек с чувством юмора, добрый, любит детей.
Определение темы и цели урока
4. Прогнозирование характера текста.
- Прочитайте название произведения. Оно будет серьёзное или смешное?
5. Техническая подготовка по странице учебника: чтение целыми словами, чтение слов слитно, чтение – пение и повторное чтение как обычно.
Первичное знакомство с произведением В. Голявкина «Про весёлую книжку».
Чтение «цепочкой».
Обсуждение прочитанного:
– От чьего лица – писателя или персонажа – ведётся рассказ? Подтвердите своё мнение.
- О ком этот рассказ? (Этот рассказ о мальчике, который учится читать, и о его друге Вовке, который уже учится в школе).
- Что вы можете сказать о них, прочитав рассказ?
III. Этап анализа произведения.
1. Перечитывание и работа с текстом.
- Перечитайте рассказ, найдите только те части, в которых описывается содержание книги, которую читали мальчики.
- Найдите и прочитайте ответ на вопрос: « Почему у Вовки к концу чтения был печальный вид?»
Работа в паре.
- Перечитайте разговор мальчиков. Проследите за настроением и состоянием Вовки. (Сначала мальчишки радовались, «что это всё не про нас», потом Вовка испугался («Может, не про меня?»), затем «У него был очень печальный вид»)
2. Выявление авторского отношения к герою.
- Как писатель относится к своему герою? Какие слова помогают это понять?
(«Над собой никому неохота смеяться. У него был очень печальный вид»)
- Что удивило Вовку? ( Писателя в классе не было. «Как он всё это узнал, - непонятно!»
- Как автор всё это узнал? (В книгах В Голявкина написаны «подлинные эпизоды его жизни».)
Вывод: автор сочувствует своему герою, переживает за него и подшучивает над ним, даёт понять, что такая история может произойти ещё с кем – нибудь.
3. Определение собственного отношения к поступкам персонажей. Характеристика героя произведения.
- Вы бы хотели дружить с таким мальчиком Вовкой? (Нет: получил единицу, свою вину переложил на автора)
- Ребята, как характеризуют следующие слова Вовку?
«Мы всё время с ним вместе» - заботливый.
«Вовка учит меня читать» - участливый.
«Он замечательно читает» - трудолюбивый, любознательный.
«Писатель во всём виноват» - смешной.
- Чтобы вы хотели посоветовать Вовке?
Вывод: Вовка заботливый, участливый, трудолюбивый, он настоящий друг. Но на уроках всегда надо быть внимательным, надо учиться признавать свои ошибки.
IV. Техническая подготовка к восприятию произведения С Баруздина «Стихи о человеке и его делах»: чтение слов слитно и правильно.
V. Первичное знакомство с произведением.
Стихотворение читает учитель.
– Какими вы представляете собеседников? (Один из них – лентяй, поэтому другому собеседнику он неинтересен.)
VI. Анализ произведения.
Характеристика героя произведения с использованием художественно – выразительных средств текста.
Работа в паре.
- Перечитайте текст, отметьте слова, которые помогут вам ответить на вопросы «Чем занимался собеседник? На что тратил время?» (спал, поел, поиграл, прилёг отдохнуть, вернулся)
- Выберите из словарика слова, которые будут являться качествами нашего героя. (Он ленивый, у него нет друзей,)
2. Выявление авторского отношения.
- Что вы думаете об отношении автора к своему герою? Какие слова помогают это понять? («Больше не спрашивал я.» Автору не интересен этот персонаж.)
3. Определение собственного отношения к поступкам персонажа.
- Вы бы хотели дружить с этим персонажем? (Нет, он бездельник, лентяй, с ним неинтересно, у него нет друзей.)
- Чтобы вы хотели посоветовать этому персонажу?
Вывод: надо много трудиться, заниматься любимым делом, делиться своими знаниями с друзьями
Рефлексия.
- С какими произведениями познакомились на уроке? Назовите их правильно.
- Чем они похожи? (о детях, оба авторские)
- Чем различаются? (В рассказе автор сочувствует герою, переживает за него, в стихах осуждает.)
- С какими персонажами вы бы хотели подружиться?
VIII. Домашнее задание: чтение произведений по ролям.
Выставление отметок.