Курсовая работа по теме Формирование навыков социально-экономической адаптации учащихся в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида на занятиях социально-бытовой ориентировки в разделе «Экономика домашнего хозяйства».
муниципальное казенное специальное (коррекционное)
образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья «Специальная
(коррекционная) общеобразовательная
школа №2 VIII вида»
Формирование навыков социально-экономической адаптации
учащихся в условиях специальной (коррекционной) школы VIII
вида на занятиях социально-бытовой ориентировки в разделе
«Экономика домашнего хозяйства».
Учитель СБО
Савенко Г.Ф.
1 квалификационная
категория
г. Дзержинск,
Нижегородская область
Цель:
Подготовка учащихся к успешной социально-экономической адаптации после окончания школы.
Задачи:
Организовать постепенную (пошаговую) экономическую подготовку к самостоятельному изучению данного раздела;
Развивать интерес к изучаемому разделу с помощью использования наглядно-методических материалов и средств ТСО;
Воспитывать у учащихся нравственные качества будущих семьянинов: отрицательное отношение к вредным привычкам, любовь и забота о близких и родных, бережное отношение к результатам труда;
Обогащать словарный запас с помощью введения новых экономических понятий и терминов развивать коммуникативные навыки учащихся на игровом учебном материале и речевых тренингах, помочь адаптировать полученные ЗУН в повседневной жизни.
Актуальность выбранной темы
Эпоха гласности обнаружила множество «белых пятен» в окружающей жизни. Одним из них стала проблема детей, воспитывающихся в школах VIII вида. В таких учреждениях растет около трети миллиона детей. Имеется необходимость усиления социальной заботы о здоровье детей, их правовой защите, полноценном включении в жизнь общества. В подходе к этой проблеме наблюдаются две крайности.
С одной стороны, существует представление, что дети из таких школ обычные, ничем не отличаются от растущих в семьях, и все проблемы, связанные с ними, можно решить улучшением материального положения, подключением шефов, созданием нормальных условий обучения и воспитания.
С другой стороны, есть распространенная точка зрения, что сейчас в школах VIII вида практически нет здоровых детей, все воспитанники имеют соматические и психические заболевания, обусловленные тяжелой наследственностью.
Исследования, проведенные во многих странах, свидетельствуют о том, что вне семьи, или в семье асоциальной, развитие ребенка идет по особому пути, и у него формируются специфические черты характера, поведения, личности. В связи с этим им труднее организовать свой быт и досуг, найти верного друга в жизни, понять его духовный мир, потребности, интересы.
Как найти верного друга в жизни? Как распределить семейные обязанности и спланировать семейный бюджет? Как воспитать маленького гражданина, появившегося в семье?
Задача педагогов - работать с такими детьми по этим вопросам. Проблема детей, оставшихся без попечения родителей, не исчезает, а катастрофически разрастается, превратившись вследствие усиления алкоголизма, потери духовности в проблему сирот при живых родителях. Тревожность, депрессия, страх, интеллектуальные расстройства - наиболее характерные черты депривационного синдрома, который свойственен почти всему контингенту детей коррекционных школ VIII вида. Дефицит моделей и образцов социального поведения для подражания в условиях школы для детей с ограниченными возможностями здоровья определяет особенности социализации таких детей. Иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, вопросов собственности и экономики даже в личных масштабах, инфантилизм, замедленное самоопределение, незнание и неприятие себя как личности, перегруженность отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения - вот далеко неполный перечень черт, присущих выпускникам школ VIII вида.
Задачами коррекционной школы по решению этой проблемы является: формирование «чувства взрослости», становление психосексуальной идентичности через освоение социальных ролей в семье.
Проблемы социального развития у детей с ограниченными возможностями здоровья обусловили необходимость введения в учебно-воспитательный процесс коррекционных школ VIII вида занятий по СБО (1981 г.).
Решая вопросы подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья к моменту выпуска из школы, СБО - это только начало пути в большую взрослую жизнь. Необходимо развивать у молодых людей интерес к тем жизненным ситуациям, с которыми им предстоит встретиться и которые им придется решать, а это невозможно без оснащения их определенным багажом знаний и умений, необходимых для первоначальной успешной интеграции в социум.
Подготовить выпускника коррекционнй школы VIII вида к вступлению в самостоятельную взрослую жизнь, к созданию будущей семьи, к правильному ведению домашнего хозяйства, к планированию семейного бюджета, к стойкому выживанию в период экономического кризиса - вот над чем нужно работать учителю СБО.
В своей работе я попыталась проанализировать свой опыт работы по одному из разделов курса СБО - «Экономика домашнего хозяйства». Этот раздел является необходимый звеном получения первоначальных знаний, умений и навыков будущих семьянинов-хозяйственников. Благодаря этим знаниям выпускник может правильно строить бюджет своей будущей семьи, сможет свободно ориентироваться в своих потребностях и возможностях, сумеет сэкономить и без того небольшие материальные возможности своей будущей семьи.
Изложение выбранной темы
Коренные изменения экономического характера, происходящие в России в последнее десятилетие обусловили потребность общества в экономически грамотном человеке, способном сочетать личные интересы с интересами общества, деловые качества - с нравственными, такими как честность, порядочность, гражданственность.
Сегодня экономическая подготовка стала необходимым условием любой целесообразной деятельности. Если раньше экономические проблемы искусственно отодвигались от школьника, и он порой до выпуска из школы оставался в стороне от них, то сегодня жизнь требует, чтобы ученик даже с ограниченными возможностями здоровья знал, что такое «потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения»; умел делать осознанный выбор; представлял назначение денег; понимал, из чего складывается бюджет семьи и школы; что такое «цена товара», и от чего она зависит; как создается богатство, и каковы его источники.
Составным элементом экономического воспитания является формирование у учащихся уважительного отношения к труду окружающих людей и его результатам. Недостаток экономического воспитания нередко проявляется и в том, что дети небрежно относятся не только к объектам общего пользования, но и к домашней утвари, личным вещам. Школьники с первых шагов обучения должны знать, что все окружающие их материальные и духовные ценности созданы трудом многих миллионов людей, затративших на это огромные усилия, и призваны служить на благо людям. Экономические сведения помогут школьникам лучше понять особенности труда в промышленности, в сельском хозяйстве, в сфере торговых отношений и услуг; осознать значение различных профессий.
Специальные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития.
Программа по СБО составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с ограниченными возможностями здоровья необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем мире, а также практически знакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развития художественного вкуса и т.д.
В содержание программы СБО 5-9-х классов включены разделы по следующей тематике:
личная гигиена;
одежда и обувь;
питание;
семья;
культура поведения;
жилище;
транспорт;
торговля; - средства связи;
медицинская помощь;
учреждения, организации, предприятия;
экономика домашнего хозяйства (с 8 класса);
трудоустройство (с 9 класса).
Большинство разделов программы изучаются ежегодно с 5 по 9 классы. Это позволяет учителю, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала использовать опыт учащихся как базу для расширения их знаний. Совершенствования имеющихся у них навыков и умений и формирования новых.
Работа по формированию хозяйственных навыков в курсе СБО в 5-7 классах.
Раздел «Экономика домашнего хозяйства», как самостоятельный, вводится только в 8 классе, но принцип построения программы курса СБО позволяет вести целенаправленную длительную подготовку к его изучению уже с 5 класса. Многие разделы программы исподволь уже содержат в себе экономические термины и понятия. Например, в разделе «Личная гигиена» уже с 5 класса учащиеся сталкиваются с понятиями «стоимость» и «цена»; необходимыми и дополнительными тратами на предметы личной гигиены; стоимостью услуг парикмахера; подсчетом экономии, если сам себе парикмахер; вычислением срока годности косметических средств по дате изготовления и сроку хранения.
В разделе «Медицинская помощь», начиная с 6 класса, учащиеся знакомятся с понятиями «проценты», «социальные выплаты», «оплата больничных листов», «льготные лекарства», «лечение и отдых по путевкам социального страхования».
В разделе «Жилище» с 5 класса вводятся понятия «дороже-дешевле», «собственное и государственное жилье», «стоимость: посуды, средств для домашнего хозяйства»; «сравнение цен», «выбор по цене и качеству», «выбор по цене в зависимости от дохода», «сравнение стоимости услуг».
Раздел «Одежда и обувь», начиная с 5 класса, позволяет ввести такие экономические понятия, как «дороже-дешевле», «выбор по цене и качеству», «накопление на дорогую покупку»; «социальный магазин», «хозяйственный подход».
Большое подспорье учителю оказывает раздел «Торговля». Начиная с 5 класса я ввожу такие экономические понятия, как «потребительская корзина», «прожиточный минимум», «цена», «стоимость», «выбор места покупки», «экономность», «рачительность», «рыночные и магазинные цены», «распродажа», «Секонд-хенд».
Этот раздел представляет наиболее благодатную почву для формирования у детей навыков взаимодействия с социумом, умение вести домашнее хозяйство, умения делать выбор и видеть выгоду, обосновывать выбор, умения делать покупки и экономить. Не менее значительным в подготовке к изучению раздела «Экономика домашнего хозяйства» является раздел «Питание». Здесь вводятся такие экономические понятия, как «расчет стоимости блюд в зависимости от состава семьи», «расчет стоимости питания семьи на неделю»; «потребительская корзина» и рост ее денежного выражения в зависимости от роста цен; «расчет стоимости» блюда по рецепту; «сравнительная стоимость» блюда домашнего и покупного; «дотации» на питание школьников.
Этот раздел позволяет формировать у учащихся ответственность за свое здоровье, здоровье семьи через организацию правильного питания; умение экономно вести хозяйство.
Все разделы программы курса СБО с 5 по 7 класс позволяют вести постепенную экономическую подготовку к изучению самостоятельного раздела «Экономика домашнего хозяйства». Постепенно, двигаясь от раздела к разделу, учащиеся приобретают теоретические знания и практические умения домашнего хозяйствования, материального выживания и общения в окружающем их социуме.
Работа по воспитанию будущих семьянинов-хозяйственников в курсе СБО в 8-9 классах.
Раздел «Экономика домашнего хозяйства», включает в себя следующие темы:
1. Бюджет семьи:
виды источников дохода: зарплата членов семьи, пенсия, стипендия, государственные дотации (пособия, субсидии и др.)
условия и порядок их получения;
основные статьи расходов:
а) оплата жилья, коммунальных услуг, телефона, газа, электроэнергии идругие виды оплат, связанные с домом, земельным участком, видомотопления и освещения;
б) виды государственных страхований;
в) питание;
г) оплата проезда;
д) виды приобретения (за наличные и в кредит), их значение и необходимость;
- оздоровление организма членов семьи; содержание домашней аптечки; предметы личной гигиены; покупка одежды и обуви, головного убора с учетом времени года;
создание уюта и сбережение сил, времени, денег;
повышение уровня культуры: покупка книг, газет, посещение театров, кинотеатров, музеев, выставок, дискотек; приобретение предметов по интересам: фотоаппарат, магнитофон, мотки шерсти, ткань и т.д.;
помощь родственникам.
2. Сбережение. Значение и способы экономии расходов. Назначение сбережений. Виды хранения сбережений. Виды вкладов в Сбербанк. Основными требованиями к знаниям и умениям учащихся в этом разделе являются:
составные части бюджета семьи и их размер;
основные статьи расходов в семье: размер квартплаты, тарифы, порядок и периодичность оплаты за коммунальные услуги;
стоимость крупных покупок (одежды, обуви, мебели, домашней техники и
др.);
правила экономии (учет реальных возможностей, контроль расходов, аккуратность в обращении с вещами, экономия электроэнергии, виды преобразования вещей (перелицовка, реставрация, покраска, ремонт и др.);
виды и цели сбережений.
Методы обучения
В своей работе в зависимости от типа урока и его формы я использую следующие методы обучения:
объяснение;
рассказ;
демонстрация;
наблюдение;
работа с книгой;
игра;
упражнение;
практическая работа;
самостоятельная работа;
применение ТСО;
программированное обучение;
проблемное обучение.
К 8 классу учащиеся уже имеют достаточный теоретический и практический опыт по многим темам этого раздела (5-7 классы), но пока еще не знакомы с необходимым начальными экономическими терминами: «экономика», «бюджет», «баланс» и др.
Раздел «Экономика домашнего хозяйства» рассчитан в 8 классе на 16 часов. Занятия проходят спаренно, т.е. по 2 часа в неделю, что дает возможность для учащихся получить не только теоретические знания, но и закрепить их на практике.
Развитие практических навыков и умений ведения домашнего хозяйства на занятиях СБО в 8-9 классах.
Развитие стойких умений и навыков по ведению домашнего хозяйства закрепляется с помощью практических работ на занятиях СБО: упражнения в определении суммы доходов семьи за месяц, полгода, год; составление доверенности на получение зарплаты, стипендии пенсии членов семьи; упражнения в планировании расходов членов семьи на месяц по статьям расходов с выбором наиболее необходимого в данный период зимой, весной, летом, осенью; упражнения в снятии показателей электросчетчика, газового и водяного счетчика, оплаты за телефон; заполнение всевозможных квитанций, упражнение в планировании крупных, дорогостоящих покупок; экскурсии в ЖЭК (ДЭЗ), в Сбербанк для ознакомления с видами деятельности этих учреждений.
Учащимся 8-9 классов на протяжении изучения всех разделов я предлагаю вести «Книгу экономного семьянина»; в рабочей тетради отводится определенное место: 10 последних листов для записи полезных советов, рецептов, рекомендаций по ведению домашнего хозяйства.
Ведение домашнего хозяйства в будущих семьях учащихся абсолютно невозможно без практических навыков.
Практические работы на моих занятиях нередко бывают в виде записей и зарисовок, которые помогают учащимся лучше осознавать и запоминать изучаемый программный материал. В тетрадь под руководством учителя ребятами заносятся основные мысли из текста, правила, определения, схемы, инструктажи по ОБЖ и ТБ.
На таких уроках я обычно использую яркую наглядность: таблицы, схемы, иллюстрации, предметные картинки, демонстрационные таблицы, технологические карты, коллекции, муляжи, образцы и ТСО.
Содержание текущих контрольных работ я определяю сама, а итоговые контрольные работы разрабатываются на основе объективных данных, которые показывают уровень овладения необходимыми знаниями, умениями и навыками, которые обеспечивают учащимся дальнейшее успешное продвижение в учении, их социально-бытовую ориентировку. Уроки данного раздела я провожу в разных формах: урок-игра, урок-путешествие, урок-эксперимент, урок-соревнование, урок-диспут, урок-КВН, урок-аукцион знаний и т.д. Разнообразие форм урока делает обучение учащихся интересным, ярким, занимательным, развивающим и коррекционным.
Для контроля качества полученных знаний, умений и навыков использую следующие виды проверки: текущую и итоговую. Текущая оценка знаний, умений и навыков позволяет своевременно обнаружить пробелы в знаниях отдельных учащихся, принять меры к устранению этих пробелов, предупредить неуспеваемость учащихся. Обычно текущая проверка проходит в виде выполнения текстовых заданий на листочках с печатной основой; в виде экспресс-опроса по пройденному материалу; в виде самостоятельного выполнения ранее отработанных упражнений: в виде программированных заданий: перфокарты, перфоконверты, буквенные и цифровые задания (Приложение № ).
Итоговая оценка знаний, умений и навыков учащихся выводится по результатам повседневного устного, индивидуального и фронтального опроса, выполнения ими обучающих классных и домашних, практических работ и других учебных заданий, а также на основании периодического проведения текущих и итоговых контрольных работ по изучаемому программному материалу.
Чтобы увидеть положительную динамику развития начальных экономических ЗУН необходимо проводить длительную диагностику теоретических и практических навыков и умений. Работая долгие годы в коррекционной школе, я наблюдаю результаты своей работы в этом направлении: учащиеся стали наиболее экономически грамотными, они стали понимать необходимость получения элементарных экономических знаний, т.к. без них не может обойтись ни один современный гражданин нашего государства. Выпускники коррекционной школы имеют элементарные экономические понятия, понимают значение многих терминов, умеют сделать правильный выбор и соизмерить свои потребности и материальные возможности. Они получили начальный коммуникативный опыт общения с представителями разных государственных и коммерческих учреждений, который поможет им создать семью и правильно вести домашнее хозяйство.
Краткие выводы по теме
Исходя из опыта работы по развитию начальных экономических знаний, умений и навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья, я сделала следующие выводы:
- начальные экономические знания, умения и навыки у таких детей могут развиватьсяпостепенно, начиная с 5 класса;
- развитие таких ЗУН зависит от правильно организованного процесса обучения;
развитие экономических ЗУН будет эффективным только при условии параллельной работы по коррекции высших психических функций;
основой для формирования необходимых экономических ЗУН является предметно-практическая и трудовая деятельность, наполненная определенным смыслом подготовки учащихся коррекционной школы к самостоятельной взрослой жизни, к созданию семьи и правильному ведению домашнего хозяйства, к успешной адаптации и социализации в окружающем пространстве;
обучающий и воспитательный процесс должен строиться на интересном и доступном материале, яркой наглядности с применением ТСО и различных форм занятий; необходим индивидуальный подход и постоянная диагностика развития этих ЗУН на протяжении всего курса обучения;
создание ситуаций успешности, постоянное стимулирование учащихся поможет увеличить интерес к изучению данного учебного материала;
необходим постоянный текущий и итоговый контроль ЗУН по данному разделу программы;
- развитие речи и пополнение словарного запаса у детей с ограниченными возможностямиздоровья возможно только при постоянных речевых тренингах и приобретении ими опытаречевого общения в окружающем социуме.
Чтобы увидеть положительную динамику развития начальных экономических ЗУНнеобходимо проводить длительную диагностику теоретических и практических навыков иумений. Работая долгие годы в коррекционной школе, я наблюдаю результаты своей работы в этом направлении: учащиеся стали наиболее экономически грамотными, они стали понимать необходимость получения элементарных экономических знаний, т.к. без них не может обойтись ни один современный гражданин нашего государства.
Выпускники коррекционной школы имеют элементарные экономические понятия, понимают значение многих терминов, умеют сделать правильный выбор и соизмерить свои потребности и материальные возможности. Они получили начальный коммуникативный опыт общения с представителями разных государственных и коммерческих учреждений, который поможет им создать семью и правильно вести домашнее хозяйство.
Результативность проделанной работы по разделу «Экономика домашнего хозяйства».
Развитие ЗУН учащихся в данном разделе происходит пошагово, по нарастающему принципу положительных результатов.
По всем показателям видны существенные положительные результаты уже к окончанию учащимися 8 класса.
К сожалению, не все учащиеся к концу 9 класса умеют экономно относиться к хозяйственно-бытовым ресурсам (воде, газу, электричеству): из 16 учащихся только 15.
Практически применяют полученные в этом разделе ЗУН только 14 из 16 учащихся. Из 16 девятиклассников только 13 учащихся задумываются об экономически востребованной профессии в будущем, хотя все из них хотят создать счастливую семью: дружную, обеспеченную, с хорошим сбалансированным бюджетом. Из 14 выпускников школы все 14 человек поступили в ПТУ: 4 человека уже создали свою семью. Получили профессию 14 человек. 3 человека работают на производстве; 9 человек - в сфере обслуживания; 2 человека - домохозяйки, которые воспитывают детей.
Полученные диагностические данные заставляют учителя обратить особое внимание в разделе «Экономика домашнего хозяйства» на формирование умений учащихся экономно относиться к народно-хозяйственным ресурсам, усилить контроль за потреблением этих ресурсов каждым учащимся. Необходимо разработать индивидуальную программу по практическому применению полученных ЗУН в этом разделе для учащихся с низким уровнем интеллектуального развития.
Начиная с 8 класса необходимо чаще знакомить учащихся с перечнем экономически востребованных профессий, организовывать больше экскурсий в учреждения трудоустройства населения, в ПТУ; организовывать встречи с людьми (мастерами, выпускниками) разных профессий.
Продолжить диагностику и отслеживание результативности полученных ЗУН на выпускниках школы.
Хочется закончить свою работу высказыванием В.А.Сухомлинского, которое и можно считать целью работы учителя СБО как главного помощника и консультанта для адаптации в жизни учащихся, с ограниченными возможностями здоровья:
«Семейная жизнь не может быть и никогда не бывает сплошным праздником. В ней больше тревог, волнений, забот, чем чистой радости... Умей принимать на себя удары судьбы и защищать любимого человека. В этом выражается твое духовное благородство, великодушие. Умей мужественно бороться с горем, несчастьем, которое может свалиться на твою семью».
15