АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 2 КЛАСС

Адаптированная образовательная программа
для детей с УМЕРЕННОЙ умственной отсталостью
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
2 класс

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностные результаты
Предметные результаты



У обучающегося будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу«Окружающего мира», к школе;
Обучающийся получит возможность для формирования:
понимания значения предметно-практической деятельности.
У обучающегося будут сформированы:
- интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной учителем;
- понимание причин успеха в учебе.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- понимания значения предметно-практической деятельности;
- способности к самооценке на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Смыслообразование: мотивация учебной деятельности; самоопределение: самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности;
- овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- внутренняя позиция ребёнка у которого есть свой дом;
- внутренняя позиция ребёнка у которого есть родители;
- внутренняя позиция ребёнка у которого есть работающие родители;
- внутренняя позиция ребёнка у которого есть своя одежда за которой нужно ухаживать;
- положительное отношение к соблюдению гигиены тела.
Цели программы – это обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствуют развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.

Обучающийся научится:
- участвовать в беседе; давать ответы на вопросы.
- правилам поведения на уроке «Окружающего мира».
- осуществлять текущий самоконтроль с помощью учителя.
Обучающийся научится:
-наблюдать за сезонными явлениями;
- участвовать в беседе; давать правильные полные ответы на вопросы;
- понимать из каких частей состоит дом (окна, двери, потолок, стены, крыша, дымоход, ступеньки);
- учиться называть свою улицу и находить свой дом.
Знать членов семьи, место работы родителей, обязанности детей в семье.
уметь ухаживать за одежной.
Знать одежду для мальчиков и девочек, различать одежду для дома и улицы.
Называть предметы, давать характеристику по цвету, форме, размеру, вкусу, запаху; сравнивать два предмета, находить сходные и отличительные признаки. Знать классификацию предметов. Уметь обозначать группы предметов обобщающим словом.
Участвовать в беседе; давать правильные ответы на вопросы. Узнавать некоторые комнатные растения, уметь ухаживать за комнатными растениями.
Знать домашних животных, основные части тела, питания, способы передвижения.
Знать диких животных; основные части тела, питания, способы передвижения.
Знать и уметь называть некоторых птиц. Уметь сравнивать по внешнему виду, называть пользу некоторых птиц людям.
Знать части тела человека. Уметь ухаживать за телом, волосами, ногтями.
Узнавать и называть насекомых; различать по внешнему виду; сравнивать.
Знать элементарные правила поведения при пожаре.
Знать элементарные правила поведения на воде и в лесу.
Знать правила поведения с незнакомцами.
Знать правила поведения в школе.
Называть две профессии.
- научится применять подручные материалы для изготовления поделок(прищепки, пуговицы, листья, шишки и другие материалы)
Обучающийся получит возможность научится:
-выстраивать последовательность реализации собственного замысла.
В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащегося, при организации беседы он активизируется, т.е. усвоенные слова включаются в речь.
Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.



Содержание курса

У детей с умеренной умственной отсталостью, наиболее ярко выражена несформированность тонких движений рук, они не могут выполнять целенаправленные действия руками, испытывают затруднения при выполнении противоположных действий каждой рукой.  Также отмечается недостаточность мышечной силы. У таких детей развитие базовых психических функций происходит не только медленно, но и патологически неравномерно, темп, качество психических новообразований на каждом возрастном этапе значительно отличаются от нормального развития.
При условии  целенаправленного педагогического воздействия, дети с таким диагнозом способны овладеть определенными знаниями, умениями и  навыками.
Дети с умственной отсталостью плохо ориентируются в пространстве и на плоскости. Большинство из них путаются в различении правой и левой сторон тела. Сегодня ученые и педагоги единодушно признают, что между развитием мелкой моторики кистей рук и общим развитием ребенка, его успехами в учебе и творчестве, существует прямая связь. Поэтому в программе обучения важно использовать задания, которые развивают моторику рук:
копировать понравившиеся рисунки на бумагу. Очень полезны орнаменты и узоры, так как в них присутствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой руки ребенка к написанию прописных букв.
нельзя забывать о регулярных занятиях с пластилином или глиной. Разминая, вылепливая пальчиками фигурки из этого материала, ребенок укрепляет и развивает мелкие мышцы пальцев.
существует интересный способ развития пальцев рук отщипывание. От листа бумаги или салфетки дети кончиками пальцев отщипывают клочки и создают своего рода аппликацию.
Самым важным и основным из коррекционнно-развающих средств для мелкой моторики рук является пальчиковая гимнастика. При проведения пальчиковой гимнастики используются следующие методы:
массаж рук;
упражнения с  мячами небольшого размера;
игры с пальчиками это такие игры как «Сорока белобока кашку варила», «Идет коза рогатая», «Ладушки-ладушки! Пекла бабка оладушки», «Пальчики у нас попляшут», «Водичка, водичка умой мое личко». Самое главное – разнообразие пальчиковых игр.
Главное в играх с предметами предоставить ученику свободу для игры, поощрять самостоятельность и любознательность.
   Под влиянием целенаправленной  коррекционной работы активно развиваются высшие психические функции, активизируется межполушарное и межанализаторное взаимодействие, совершенствуется восприятие, мышление, речь ребенка.    
Занятия по учебному предмету имеют интегрированный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
Задачи:
расширить и уточнить круг представлений о предметах и явлениях окружающей действительности;
обогатить словарный запас;
расширить знания, умения и навыки в самообслуживании;
показать различие между временами года;
сравнение предметов;
ученик упражняется в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия.
Содержание программы
2 класс (34 ч)
Обогащение и уточнение словаря. Название предметов, характеристика их по цвету, форме, размеру, вкусу, запаху. Сравнение двух предметов, нахождение сходных и отличительных признаков. Классификация предметов. Обозначение групп предметов обобщающим словом. Участие в беседе. Правильные ответы на вопросы.
Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, дождь, снег). Погода каждый день. Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолодание, листопад, увядание трав, цветов, появление семян, плодов, отлет птиц; в зимние месяцы - холод, снег, гололед, мороз; в весенние месяцы: потепление, сосульки, таяние снега, прилет птиц, распускание почек, первые цветы, цветение фруктовых деревьев.
Школа, пришкольный участок. Классы и кабинеты в школе, библиотека. Посадки во дворе: деревья, кустарники, газоны. Спортивная площадка, площадка для игр.
Дом, квартира, элементарные знания домашнего адреса.
Дорога в школу и домой. Правила дорожного движения.
Семья. Родители и дети. Работа родителей. Обязанности детей в семье.
Одежда. Куртка, платье, кофта, юбка, брюки, шорты, шапка, перчатки. Одежда для улицы и для дома. Одежда для мальчика и для девочки. Уход за одеждой (сухая чистка, встряхивание, проветривание, хранение.
Овощи. Морковь, картошка. Лук. Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу. Выращивание лука.
Фрукты. Лимон, яблоко (или другие местные). Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу.
Овощи и фрукты. Сравнение.
Деревья. Орех, тополь или другие деревья ближайшего окружения.
Комнатные растения. Кактус или другие с широкими листьями. Дикорастущие полезные растения. Ромашка. Узнавание и называние. Уход за комнатными растениями (смывание пыли с листьев, полив).
Домашние животные. Корова, коза, собака, кошка. Основные части тела, питание, способ передвижения.
Дикие животные. Волк, медведь. Основные части тела, питание, способ передвижения.
Домашние и дикие животные. Сравнение.
Птицы. Ворона, курица или другие птицы. Внешний вид. Где живут, чем питаются. Какую пользу приносят человеку.
Насекомые. Жук, бабочка. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду.
Птицы и насекомые. Сравнение.
Охрана здоровья. Части тела человека. Волосы, кожа, ногти. Уход за волосами (стрижка, расчесывание); уход за кожей (умывание, мытье); уход за ногтями (подстригание ногтей на руках, ногах); мытье рук и ног. Повторение.

Тематическое планирование
по окружающему миру
Классы: 2
Учитель: Ирсманбетова Эльмаз Меметовна
Количество часов: всего - 34 ч.; в неделю - 1 час.


Тема урока
Кол-во
часов




Дорога в школу и домой. Правила поведения в автобусе.
2

Школа, пришкольный участок.
2

Сезонные изменения в природе. Экскурсия, практическая работа с листьями.
2

Дом, домашний адрес.
2

Семья. Родители и дети. Работа родителей.
2

Семья. Родители и дети. Обязанности детей в семье.
2

Одежда для мальчиков и девочек. Уход за одеждой.
3

Правила безопасности на улице.
3

Уметь обозначать группы предметов обобщающим словом (мебель, посуда).
1

Называть некоторые комнатные растения, (кактус), уметь ухаживать за комнатными растениями.

1

Называть домашних и диких животных, основные части тела, питания, способы передвижения.

2

Называть некоторых птиц (курица, индюк, утка). Сравнивать по внешнему виду; называть пользу птиц людям.

1

Называть части тела человека. Уметь ухаживать за телом, волосами, ногтями.

1

Называть насекомых (кузнечик, жук, бабочка, стрекоза); различать по внешнему виду; сравнивать.

1

Называть из каких частей состоит дом (окна, двери, потолок, стены, крыша, дымоход, ступеньки).
1

Называть овощи и фрукты,
давать характеристику по цвету, форме, размеру, вкусу, запаху, сравнивать, находить сходные и отличительные признаки.
1

Правила поведения при пожаре.
2

Как нужно себя вести на воде и в лесу.
1

Опасные незнакомцы.
1

Правила поведения в школе.
1

Мы – пассажиры.
1

Какие бывают профессии.
1

Итого:
34

Календарно-тематическое планирование
34 урока (1 ч в неделю)


№ п/п
Тема урока
Кол-во
часов
Дата
БУД




план
факт


1
2
3
4
5
6


Дорога в школу и домой. Правила поведения в автобусе.
2
19.09.16

Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу«Окружающего мира», к школе;
Обучающийся получит возможность для формирования:
понимания значения предметно-практической деятельности.
У обучающегося будут сформированы:
- интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной учителем;
- понимание причин успеха в учебе.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- понимания значения предметно-практической деятельности;
- способности к самооценке на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Смыслообразование: мотивация учебной деятельности; самоопределение: самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности;
- овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- внутренняя позиция ребёнка у которого есть свой дом;
- внутренняя позиция ребёнка у которого есть родители;
- внутренняя позиция ребёнка у которого есть работающие родители;
- внутренняя позиция ребёнка у которого есть своя одежда за которой нужно ухаживать;
- положительное отношение к соблюдению гигиены тела.
Цели программы – это обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствуют развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
Обучающийся научится:
- участвовать в беседе; давать ответы на вопросы.
- правилам поведения на уроке «Окружающего мира».
- осуществлять текущий самоконтроль с помощью учителя.
-наблюдать за сезонными явлениями;
- участвовать в беседе; давать правильные полные ответы на вопросы;
- понимать из каких частей состоит дом (окна, двери, потолок, стены, крыша, дымоход, ступеньки);
- учиться называть свою улицу и находить свой дом.
Знать членов семьи, место работы родителей, обязанности детей в семье.
уметь ухаживать за одежной.
Знать одежду для мальчиков и девочек, различать одежду для дома и улицы.
Называть предметы, давать характеристику по цвету, форме, размеру, вкусу, запаху; сравнивать два предмета, находить сходные и отличительные признаки. Знать классификацию предметов. Уметь обозначать группы предметов обобщающим словом.
Участвовать в беседе; давать правильные ответы на вопросы. Узнавать некоторые комнатные растения, уметь ухаживать за комнатными растениями.
Знать домашних животных, основные части тела, питания, способы передвижения.
Знать диких животных; основные части тела, питания, способы передвижения.
Знать и уметь называть некоторых птиц. Уметь сравнивать по внешнему виду, называть пользу некоторых птиц людям.
Знать части тела человека. Уметь ухаживать за телом, волосами, ногтями.
Узнавать и называть насекомых; различать по внешнему виду; сравнивать.
Знать элементарные правила поведения при пожаре.
Знать элементарные правила поведения на воде и в лесу.
Знать правила поведения с незнакомцами.
Знать правила поведения в школе.
Называть две профессии.
- научится применять подручные материалы для изготовления поделок(прищепки, пуговицы, листья, шишки и другие материалы)
Обучающийся получит возможность научится:
-выстраивать последовательность реализации собственного замысла.
В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащегося, при организации беседы он активизируется, т.е. усвоенные слова включаются в речь.
Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.



Школа, пришкольный участок.
1
26.09.16




Школа, пришкольный участок. Экскурсия.
1
03.10.16




Сезонные изменения в природе. Экскурсия, практическая работа с листьями.
1
10.10.16




Дом, домашний адрес.
1
17.10.16




Семья. Родители и дети. Работа родителей.
1
24.10.16




Семья. Родители и дети. Обязанности детей в семье.
1
07.11.16




Одежда для мальчиков и девочек. Уход за одеждой.
1
14.11.16




Одежда для мальчиков и девочек. Уход за одеждой.
1
21.11.16




Правила безопасности на улице.
2
28.11.16




-различать одежду для дома и улицы.

1
05.12.16




Уметь обозначать группы предметов обобщающим словом (мебель, посуда).
1
12.12.16




узнавать некоторые комнатные растения, (кактус), уметь ухаживать за комнатными растениями

1
19.12.16




Называть домашних животных, основные части тела, питания, способы передвижения.

1
09.01.17




Называть диких животных; основные части тела, питания, способы передвижения.

1
16.01.17




Называть некоторых птиц (курица, индюк, утка). Сравнивать по внешнему виду; называть пользу птиц людям.

1
23.01.17




Называть части тела человека. Уметь ухаживать за телом, волосами, ногтями.

1
30.01.17




называть насекомых (кузнечик, жук, бабочка, стрекоза); различать по внешнему виду; сравнивать.

1
06.02.17




Правила безопасности на улице и дома.
1
13.02.17




Сезонные изменения в природе. Экскурсия, практическая работа с листьями.
1
20.02.17




Семья. Родители и дети. Работа родителей.
1
27.02.17




Семья. Родители и дети. Обязанности детей в семье.
2
06.03.17




Называть из каких частей состоит дом (окна, двери, потолок, стены, крыша, дымоход, ступеньки)

1
13.03.17




Называть овощи и фрукты,
давать характеристику по цвету, форме, размеру, вкусу, запаху, сравнивать, находить сходные и отличительные признаки.
1
20.03.17




Дом, домашний адрес, учиться называть свою улицу и находить свой дом.

1
03.04.17




Правила поведения при пожаре.
2
10.04.17




Как нужно себя вести на воде и в лесу.
1
17.04.17




Опасные незнакомцы.
1
24.04.17




Правила поведения в школе.
1
15.05.17




Мы – пассажиры.
1
22.05.17




Какие бывают профессии.
1
29.05.17





Планирование составлено на основе: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы. Автор: В.В. Воронкова - М.: «Просвещение», 2008.
Учебник: Худенко Е.Д.  Развитие речи. Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. 2 класс. - М.: АРКТИ, 2005. - 120 с.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14915




15Основний шрифт абзацуЗвичайна таблиця Немає списку Font Style36 Font Style40 Font Style37Нижній колонтитул Footer CharList Paragraph