Конспект урока по кубановедению по теме: Растительность Краснодарского края


Предмет: КубановедениеКласс: 2
Тема урока: Растения Краснодарского края
Тип урока: открытия новых знаний
Цель: познакомить учащихся с некоторыми растениями Краснодарского края.
Задачи:
Образовательная: познакомить учащихся с растениями Краснодарского края, показать важность мер по сохранению растений;
Развивающая: развивать психические процессы(память, мышление, воображение);
Воспитательная: воспитывать любовь к родному краю, воспитывать интерес к предмету.
УУД:
1. Познавательные: развивать умения работы с текстом: наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в соответствии с поставленной целью.
2. Коммуникативные:
- учить формулировать собственное мнение и позицию;
- развивать умение взаимодействовать друг с другом для решения проблемного вопроса.
3. Регулятивные: формировать умения планировать, моделировать, контролировать учебные действия в ходе учебного процесса.
Оборудование: УМК « Перспектива», интерактивная доска, презентация
ХОД УРОКА
Этапы урока
Содержание УУД
Деятельность
учителя
Деятельность ученика 1.Орг.момент
Приветствие, проверка рабочих мест, рассаживание.
Ученики, приветствуют учителя. Регулятивные:
Умение принимать учебную цель
2.Актуализа-
ция знаний
1.Ребята, скажите, что мы изучали на прошлом уроке?
2. Какие виды водоемов вы знаете?
3. Какие моря есть в Краснодарском крае?
Покажите их на карте.
4. Какая река главная в нашем крае?
Покажите на карте.
5. Какая наиболее длинная и многоводная степная река?
6. Куда она впадает?
7. Главное питание реки Еи?
8. Какие еще равнинные реки вы знаете? Какие горные реки знаете?
9. Какие озера вы знаете?
10. Ханское озеро и Чембурка чем известно?
11. Чем привлекают к себе озеро Абрау ( у Новороссийска) и озеро Кардывач ( у Красной поляны)?
12. От чего образовались плавни?
13. Что такое лиманы?
14. Какие водохранилища вы знаете?
15. Для чего созданы водохранилища? Шести ученикам даются карточки для индивидуальной работы.
Отвечают на вопросы.
1.Водоемы Краснодарского края.
2.Моря, реки, озера, плавни, лиманы, водохранилища. 3.Азовское и Черное море. Объяснение словесно местоположения.
4.Кубань. Объяснение словесно местоположения.
5. Ея.
6. В Ейский лиман.
7. Осадки.
8. Челбас, Бейсуг, Кирпили. Мзымта, Пщада.
9.Ханское, Чембурка, Абрау, Кардывач. 10. Целебные грязи.
11. Превлекают к себе туристов необычной красотой.
12. Образовались от разливов степных и горных рек, от скопления дождевой воды в низменных местах.
13. Это мелководные водоемы, созданные деятельностью Азовского и Черного моря, степных рек и реки Кубань.
14. Шапсугское, Краснодарское, Крюковское, Варнавинское водохранилище.
15. Водохранилища поддерживают уровень воды, необходимый для нормального судоходства, орошаются территорию. Регулятивные:
Умение принимать учебную цель
3.Постановка целей и задач урока
Посмотрите на доску. отгадаем с вами загадки.
Как вы думаете какая тема нашего урока?
Тема нашего урока растения Краснодарского края. Познавательные: развивать умения работы с текстом: наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в соответствии с поставленной целью.
4.Изучение нового
1.На какую поверхность делится Краснодарский край?
2.Название этих поверхностей?
Азово-Кубанская равнина. Говоря и думая о Кубани, мы вспоминаем прежде всего степи – хлебные поля, залитые ярким солнечным светом, яблоневые и вишнёвые сады со стройными рядами цветущих деревьев.
Где расположена Азово-Кубанская равнина?
В равнинной части края деревья встречаются в лесополосах (защитные лесные насаждения в виде рядов деревьев и кустарников, создаваемые среди пахотных земель, на пастбищах, в садах, вдоль оросительных и судоходных каналов.Кустарник — это многолетнее деревянистое растение, которое достигает в высоту 0,8-6 метров и не имеет ствола.
Третья группа растений-это травы. Посмотрите на слайд, отгадайте загадки про травы.
Травы имеют лекарственные свойства. Вы знаете какие?
Делятся на культурные и дикорастущие (дети приводят примеры).
Сейчас многие равнины превращены в поля. Что выращивают в полях?
А что же растет у нас в Ейском районе.
Показ растений на доске.
1. На степную и горную поверхность.
2.Равнинная часть: Азово-Кубанская равнина, Горная часть: Кавказские горы
Расположена к северу от реки Кубань и к востоку от Азовского моря.
Отгадывают загадки про деревья на доске.
Отгадывают загадки про кустарники на доске.
Отгадывают загадки о травах на доске.
Подорожник, ромашка, мята.
Приводят примеры культурных и дикорастущих растений
Пшеницу, ячмень, подсолнечник, кукуруза
У нас фруктовые сады, поля пшеницы, подсолнуха, кукурузы. Познавательные: развивать умения работы с текстом: наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в соответствии с поставленной целью.
Коммуникативные:
Умение аргументировано высказать свое мнение
Коммуникативные:
Умение аргументировано высказать свое мнение
ФизминуткаНу что ребята, отдохнем? Выходим из-за парт.
Мы с вами входим в лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Руки подняли и покачали –
То деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся
Покажем – крылья сложили назад,
Наклонились и присели,
Заниматься тихо сели.
Выполняют действия учителя. (Продолже-ние изучения нового) Посмотрите на доску(слайд).Обратите внимание. что в горах растительность будет меняться от высоты, потому что чем выше горы тем холодней и следовательно меняется растительность. Сначала будут лиственные деревья и заросли кустарников.
Это- дуб, липа, клен, ясень и среди них родственники наших садовых друзей: дикая груша, алыча, яблоня и другие.
А кто знает, что такое смешанный лес?
В смешанном лесу встречаются не только хвойные деревья (сосна, ель), но и лиственные (береза, осина, ольха). Чем выше в горы, тем холоднее климат, и лиственный лес постепенно превращается сначала в смешанный, а затем в хвойный.
Их еще называют вечнозелеными.
Как вы думаете, почему?
Какие же деревья встречают нас здесь? Выше в горах раскинулись субальпийские луга с высокими густыми травами. Здесь произрастают красивые травы и цветы.
А вы знаете название этих цветов?
Чистец Кавказский. Колокольчик Широколистнный, Лилия кавказская.
Еще выше – альпийские луга. Суровая здесь природа, снег тает только в августе.
- А выше уже нет никакой растительности, здесь только вечные снега, ледники и неприступные скалы. Смешанный лес- это лес где растут разные деревья.
Их называют вечнозелеными, потому что в любое время года они зеленые.
Пихта , сосна , лиственница , ель
Смотрят по презентации растения.
Регулятивные: формировать умения планировать, моделировать, контролировать учебные действия в ходе учебного процесса.
5.Первичное закрепление Ребята, открыли учебник на странице17.
Посмотрите на задание внизу страницы. Напишите свои примеры. Выполните его самостоятельно. А потом прочитаем вслух, что у вас получилось. Ученики выполняют работу.
Читают, какие растения они записали. Коммуникативные:
- учить формулировать собственное мнение и позицию;
- развивать умение взаимодействовать друг с другом для решения проблемного вопроса.
6.Закрепле-
НиеОткрываем учебник на странице 18, посмотрите на задание.
Дополним его все вместе.
Посмотрите на стихотворения кубанских поэтов, прочитаем их. Подчеркните в стихотворениях слова, которые автор использовал для описания растений. Ученики отвечают.
Записывают в тетрадь.
Один человек пишет по документ-камере.
Дети читают стихотворения.
Подчеркивают слова, которые использовал автор для описания растений.
7.Подведение итогов 1.Назовите три группы растений?
Приведите примеры к каждой группе.
Чем отличаются деревья от кустарников, кустарники от трав?
Я думаю, вы теперь внимательнее будете смотреть на то, что вас окружает. Посмотрите и почитаете книги о растениях. Это так интересно. А представьте, если, гуляя по лесу, вы, как бы невзначай, назовете неизвестное всем остальным растение. Вот будет здорово!
1.Деревья, кустарники, травы.
2.
Коммуникативные:
- учить формулировать собственное мнение и позицию;
- развивать умение взаимодействовать друг с другом для решения проблемного вопроса.
8. Рефлексия Что вам больше всего запомнилось на уроке?
Оцените свою работу на уроке сигналом.
Откройте Дневник и запишите домашнее задание: стр. 19 Сочинить рассказ о каком-либо растении.
Ученики оценивают работу. Личностные: самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности