Обобщение педагогического опыта Формирование навыков самостоятельности у воспитанников 1-4 классов с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида


Управление образования
администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа
Муниципальное казенное специальное (коррекционное)
образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 6 VIII вида»
Формирование
навыков самостоятельности у воспитанников 1-4 классов
с ограниченными возможностями здоровья
в условиях специальной (коррекционной)
школы-интерната VIII вида
Обобщение педагогического опыта
Составитель:
Азарова Наталья Кирилловна,
воспитатель
Ленинск-Кузнецкий
2015

Составитель: Азарова Наталья Кирилловна, воспитатель муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 6 VIII вида»
Материалы данной работы являются обобщенным педагогическим опытом по проблеме формирования самостоятельности у воспитанников 1-4 классов с ограниченными возможностями в условиях специальной (коррекционной) школе VIII вида и могут быть полезны молодым специалистам.


Содержание
TOC \o "1-3" \h \z \u Введение PAGEREF _Toc411086668 \h 41. Направления воспитательной работы в 1-4 классах специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида PAGEREF _Toc411086669 \h 72. Формирование навыков самостоятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья PAGEREF _Toc411086670 \h 10Заключение PAGEREF _Toc411086671 \h 20Список литературы PAGEREF _Toc411086672 \h 21Приложение 1.Определение уровня воспитанности обучающихся PAGEREF _Toc411086673 \h 22Приложение 2.Динамика воспитанности обучающихся20Приложение 3.Классификация методов (по Г.И. Щукиной и В.А. Сластенину)27Приложение 4.Карточки-алгоритмы для воспитанников по формированию самостоятельности28Приложение 5.На занятиях по развитию самостоятельности PAGEREF _Toc411086675 \h 31

ВведениеВоспитание представляет собой социальную деятельность, обеспечивающую передачу ценностей от старшего поколения к младшему, от взрослых к детям, от человека к человеку. Воспитанники с ограниченными возможностями здоровья в начальной специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида испытывают большое доверие к воспитателю. Для ребенка слова воспитателя, его поступки, оценки имеют нравственное значение. Именно воспитатель не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребенка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми.
Развитие личности воспитанника предполагает приобретение им социального знания, осознание ценности этого знания, формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям, приобретение ребенком опыта самостоятельного общественного действия.
Безусловно, что дети с ограниченными возможностями здоровья, вовлекаясь в совместную деятельность, в большей степени нуждаются в помощи взрослых. Однако эта помощь должна носить обучающий и воспитывающий характер, не подменяя и не вытесняя детской самостоятельности. Именно поэтому так важно от словесных методов воспитания переходить к организации воспитывающей самодеятельности ребенка. Это требует от педагога профессионализма, оптимизма и веры в возможности ребенка. Педагог должен владеть современным воспитательным инструментарием, в частности, технологиями прямого и косвенного воспитания, коллективного творческого воспитания, педагогической поддержки [5].
Одной из актуальных задач современной педагогики является формирование навыков самостоятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья. Ответственная и сложная социально-педагогическая проблема обеспечить оптимальные условия воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями с тем, чтобы содействовать как можно лучшей подготовке их к самостоятельной активной общественной жизни в нормальном социальном окружении. Исходя из актуальности проблемы, выбрана следующая тема: «Формирование навыков самостоятельности у воспитанников 1-4 классов с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида».
Актуальность педагогического опыта заключается в обобщении коррекционной работы по формированию навыков самостоятельной деятельности, направленной на комплексное развитие детей с ограниченными возможностями, которая будет способствовать их дальнейшей адаптации в социуме.
Цель: обобщение и представление педагогического опыта по проблеме формирования самостоятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида.
Задачи:
Обозначить направления воспитательной работы в 1-4 классах специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида.
Выявить влияние навыков самостоятельной деятельности на развитие познавательных процессов у воспитанников специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида.
Систематизировать и апробировать педагогические методы и приёмы, способствующие формированию самостоятельности у младших школьников в учебной, внеклассной и трудовой деятельностях в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида.
Проанализировать результативность формирования самостоятельности как компонента личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Для того, чтобы процесс воспитания самостоятельности был максимально эффективным, необходимо соблюдать некоторые условия:
Наличие специальных знаний и умений. Они определяют готовность обучающихся к самостоятельному действию. Но не всегда обучающийся, владеющий знаниями и умениями, стремится проявить самостоятельность. Для этого нужна внутренняя потребность действовать самому, т.е. мотив.
Лучше всего воспитание самостоятельности происходит в творческой деятельности. Чтобы выполнить творческую деятельность, нужно самостоятельно добыть информацию и правильно ею воспользоваться.
Процесс воспитания самостоятельности младшего школьника условно можно разделить на ряд этапов.
Первый этап - активизация воли и мышления ребенка, а также, имеющихся у него умений и навыков. На данном этапе внимание воспитателя должна привлекать не самостоятельность сама по себе, а отношение ребенка к заданию, умение использовать имеющиеся знания и опыт для выполнения той или иной работы. Этот этап может быть соотнесен с подражательно-пассивным уровнем самостоятельности.
Второй этап - свободное применение знаний в знакомой, стандартной ситуации, что характерно для активно-поискового уровня развития самостоятельности. Воспитатель побуждает и направляет ребенка, помогает организовать работу, довести начатое до конца.
Третий этап - закрепление проявлений самостоятельности, контроль за ее устойчивостью, обеспечение условий для социально-ценных проявлений этого качества личности [10].
Ожидаемый результат:повышение уровня социальной компетентности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и интеграция их в современное общество посредством формирования и развития навыков самостоятельности.
Нет ребенка, который не хотел бы стать лучше. Поможем ему в этом!

Направления воспитательной работы в 1-4 классах специальной (коррекционной) школе-интернате VIII видаРазвитие ребёнка с интеллектуальным недоразвитием рассматривается как процесс, направленный на то, чтобы воспитанник состоялся как человек, способный к саморазвитию. Обязательным условием успешного развития является тесный, здоровый, эмоциональный (душевный, духовный) контакт ребёнка и взрослых. Именно такой подход является главным при отборе методов и содержания воспитания, определении подходов к планированию, разработке коллективных дел.
При планировании воспитательной работы педагогу необходимо руководствоваться положениями личностно ориентированной и гуманной педагогики, раскрывая индивидуальность каждого воспитанника, формируя устремления ребёнка от позиции «я хочу» до «я буду» и «я могу» как основы взаимодействия с воспитателем, классным руководителем.
Ребёнок как личность будет эффективно развиваться при условии учёта его возрастных особенностей и интересов.
У младших школьников с ограниченными возможностями здоровья отсутствует познавательная потребность, стремление приобретать знания. Педагогу, работающему с такими детьми, необходимо формировать мотивы, без которых дальнейшее обучение и воспитание потеряет свой смысл.
Ведущие виды деятельности:
учебная деятельность, как ведущая в развитии детей младшего школьного возраста, в которой закладывается система отношений ребёнка с окружающим миром;
игра: предметная, сюжетно-ролевая, драматизация, в которых формируется и развивается ориентация ребёнка в основных сферах человеческой деятельности.
Исходя из этого, планируется воспитательная работа по направлениям.
I. Личностное развитие. Формирование навыков общения в коллективной деятельности в новой социальной ситуации развития ребёнка: обучающийся, успешный обучающийся; развитии умения играть; овладение нормами этического поведения в повседневной жизни и прочное усвоение правил школьника; формирование умений находить взаимопонимание, разрешать культурным способом возникшие разногласия, противоречия.
II. Охрана здоровья и физическое развитие. Воспитание потребности в физических упражнениях, овладение культурно-оздоровительными технологиями, формирование ответственности за своё здоровье, отработка санитарно-гигиенических навыков до автоматизма. Особое внимание уделяется предоставлению детям объективной, соответствующей возрасту информации о вредных привычках с целью их предупреждения и профилактики.
III. Трудовое воспитание. Привитие навыков самообслуживания, выполнение простых хозяйственно-бытовых поручений в соответствии с заранее намеченным планом (алгоритмом); формирование навыков коллективной трудовой деятельности; формирование трудолюбия, добросовестности, привитие навыков культуры труда; развитие интереса к трудовой деятельности взрослых.
IV. Социализация и общение. Знакомство с нормами поведения: в школе, столовой, спальне, на уроке, на перемене, на улице, в магазине, на прогулке и экскурсии; практическая отработка этических норм и правил; определение сущности нравственных понятий; воспитание доброжелательного, отзывчивого, внимательного отношения к окружающим. деятельности; экологическое воспитание.
V. Развитие творческого воображения включает развитие основ мышления и воображения как одного из средств снятия комплекса депривации; развитие механизмов коррекции и компенсации дефекта.
VI.Основы гражданского и патриотического воспитания. Формирование у детей патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей. Воспитание чувства привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к языку своего народа; гордость за социальные и культурные достижения своей страны; уважительное отношение к историческому прошлому Родины; воспитание милосердия, гуманизма, общечеловеческих ценностей.
VII. Досуговая и рекреационная деятельность. Активная деятельность: учёба, самообразование (самоподготовка); культурное (духовное) потребление: чтение газет, книг, журналов, просмотр кино и видеофильмов; спорт; любительские занятия, игры с детьми; общение с другими людьми; занятия в кружках; прогулки, экскурсии, походы, праздники, путешествия, походы выходного дня; спортивные соревнования, эстафеты, спартакиады; конкурсы, тематические дни, ярмарки, дискотеки; экскурсии, викторины, различные гостиные [5].
Воспитание самостоятельности не может ограничиваться какой-то узкой сферой взаимодействия ребенка и взрослого: в процессе обучения, в процессе организации досуга детей или во взаимоотношениях детей и родителей. На воспитание самостоятельности у младших школьников влияют все основные сферы социального бытия ребенка. Педагог может выстраивать взаимодействие с ребенком, как с позиции доминирования, так и с позиции равного, стараясь совместно с ним принимать решения, одинаково нести ответственность за свои участки деятельности [10].
Воспитательные результаты деятельности младших школьников создают возможность для своевременной коррекции деятельности педагогов по воспитанию обучающихся, позволяют определить траекторию развития ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и уровня воспитанности по методике Н.П. Капустина «Определение уровня воспитанности обучающегося» [9]. Диагностические материалы представлены в приложении данной работы. Компоненты самостоятельности личности (по Л.С. Выготскому) представлены в таблице (Приложение 1).
Формирование навыков самостоятельности у детей с ограниченными возможностями здоровьяСамостоятельность определяется в педагогике как, умение действовать отдельно, независимо от чьей-либо помощи, т.е. способность проявлять инициативу и реализовывать задуманное без посторонней помощи.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья при посещении специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения VIII вида становится актуальным приобретение навыка самостоятельности, что позволяет им быть независимыми в быту, поддерживать познавательный интерес к предметам окружающего мира.
У школьников 1-2 классов самостоятельность часто отмечается в условиях привычной бытовой ситуации. Включение/выключение электроприборов, открывание/закрывание крана, дверцы холодильника и т.д. Однако, самостоятельность в игровой и коммуникативной деятельности, а также в навыках самообслуживания и гигиены отсутствует, не сформирован навык опрятности. Это связано с особенностями их психофизического развития: поздним развитием произвольности психических функций; недоразвитием общих движений, координации, несформированностью предметных и орудийных действий, что негативно сказывается на развитии мелкой моторики рук, а в целом на становлении культурно-гигиенических навыков.
Часто из виду выпускается главное, именно то, что воспитанникам необходимо показать последовательность (алгоритм) как выполняется та или иная трудная операция. Вместе с ним выполнить ее. Научить детей самостоятельно проделывать эти операции.
Например, по выращиванию и уходу за растениями. Конечно, большинство воспитанников, не могут сразу включиться в необходимый процесс, долгое время не проявляют нужной самостоятельности при выполнении учебных и трудовых заданий. Но особенно большие трудности для воспитанников коррекционных школ представляют определение последовательности деятельности и описание процесса выполнения задания. Такие пробелы в знаниях ограничивают их возможности выполнять различные задания самостоятельно. Чтобы правильно осветить поставленный в данной работе вопрос, в частности выяснить причины неумения воспитанников работать самостоятельно [8].
Отсутствие у обучающихся самостоятельности в выполнении заданий по трудовой деятельности, возникает в силу того, что они не умеют целенаправленно использовать в работе свои навыки и знания, в неумении планировать свою работу, выполнять ее в определенной последовательности и требует дополнительного времени для отработки этих навыков. Сознательно выполняя практические трудовые поручения, дети приучаются самостоятельно трудиться.
Отметим, что специально организованное целенаправленное обучение детей самостоятельности способствует появлению у каждого ребенка положительного отношения к себе, становлению образа «Я», что оказывает влияние на формирование личности ребенка в целом. Воспитанники становятся более спокойными, уверенными в себе, у них реже встречается агрессивность, появляется интерес к самой деятельности и ее результату.
Формирование самостоятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья в специальном (коррекционном) учреждении VIII вида необходимо для их успешной социальной и трудовой адаптации.
Внеурочная деятельность является одним из продуктивных звеньев коррекционно-образовательного процесса. Четкое планирование внеклассной деятельности позволяет воспитанникам сознательно выполнять все виды самостоятельных работ. Участие педагога следует направлять на то, чтобы с его помощью найти пригодные для данных воспитанников формы, методы и приемы обучения и воспитания.
В специальной (коррекционной) школе VIII вида используются методы и приемы обучения, принятые в общеобразовательной школе.[1].
В педагогике нет строго научной классификации методов по какому-то одному основанию. Самой простой и старой является традиционная классификация методов: словесные, наглядные, практические.
Условно можно выделить методы прямого и косвенного педагогического влияния:
методы прямого педагогического влияния - немедленная или отсроченная реакция обучающихся и его соответствующие действия, направленные на самовоспитание.
При прямом обучении самостоятельности дети подражают определенным эталонам действий, хотя и проявляют при этом некоторое отклонение от образца.
методы косвенного педагогического влияния – создание такой ситуации в организации деятельности; в которой у ребенка формируется соответствующая установка на самосовершенствование, выработку определенной позиции в системе его отношений с воспитателем, товарищами, обществом.
При косвенном влиянии на формирование самостоятельности усилия ребенка должны быть направлены на поиск новых сочетаний, комбинаций, вариантов пока в знакомой обстановке. Педагог побуждает и направляет ребенка, помогает организовать работу, довести начатое до конца. Этому способствует вовремя заданный вопрос, напоминание, совет, оценка работы, чтение литературного произведения соответствующего содержания, специально продуманная беседа [3].
Очень распространенной является классификация, предложенная Г. И. Щукиной и В.А. Сластениным (Приложение 3).
Следует сказать, что любой метод воспитания тесно связан со всей воспитательной системой образовательного учреждения, что нет каких-то особых, уникальных, «волшебных» методов, которые решают все проблемы.
В специальной педагогической литературе традиционно предлагается классификация организационных форм воспитания в зависимости от того, как организованы воспитанники: участвуют ли в воспитательном процессе весь класс (группа), отдельные обучающиеся, небольшие группы обучающихся.
С учетом этого раскрываются такие формы: фронтальная работа; групповая работа (с постоянным или меняющимся составом обучающихся); индивидуальная работа [3].
В своей работе используем разнообразные формы, методы и приемы. Работа по алгоритму является наиболее эффективной в формировании самостоятельности в самообслуживании, познавательной и трудовой деятельностях.
1270001565861Известный современный московский педагог-новатор и ученый В.А. Караковский предложил несложную классификацию методов воспитания, которую приняли многие воспитатели-практики. Мы считаем что, она является удобной, простой, наглядной. В качестве критерия классификации он избрал средства воспитания и выделил шесть групп методов.
Рис. 1. Классификация методов воспитания
Игра - важное средство с детьми коррекционной школы-интерната, она играет важнейшую роль в развитии и воспитании первоклассников. Она позволяет создать в процессе взаимодействия с детьми комфортную, эмоциональную атмосферу. Так же, как и учебная деятельность, формирует в детях чувство ответственности, поведенческие навыки. Например, в игре «День рождения» педагог предлагает детям алгоритм поведения в гостях (Приложение 4). Игра эмоциональная и очень привлекает детей. Когда поведенческий навык сформируется – проводится мероприятие «День именинника».
Особое место в воспитательной деятельности отводится мероприятиям, связанным с эмоциональными переживаниями, с нравственными проявлениями личности (отношение к «малой родине», к труду, другим людям, к природе, к себе). Такие занятия проходят в непринужденной обстановке. У воспитанников появляется возможность проявить самостоятельность. Они с удовольствием включаются в беседу, пытаются эмоционально рассказывать, описывают свое эмоциональное состояние, рассуждают, учатся вести диалог, проявляют свое творчество.
Активно взаимодействуем с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. С этой целью проводим экскурсии (в магазин, на почту, в сбербанк и т.д.). Тесно сотрудничаем с библиотекой имени Белинского. Во время экскурсий, прогулок, спортивных соревнований, при посещении столовой, библиотеки используем прием личного примера, как вести себя с взрослыми и сверстниками. Данный прием наглядно показывает «образец» межличностных взаимоотношений, способствует более быстрому усвоению навыков культурного поведения, формирует устойчивые представления ребёнка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми.
Необходимо обеспечивать воспитанников множеством примеров нравственного поведения, которые широко представлены в литературе, поэтому используем сказку, как один из видов коррекционно-воспитательной работы (читаем, обсуждаем, инсценируем). На таких занятиях воспитанники получают положительный заряд эмоций, развивается память, речь, дети учатся находить контакт друг c другом, самоутверждаются, занимаются театрализованной деятельностью. Воспитанники учатся слышать друг друга, а полученные знания дети переносят на ситуации повседневной жизни. Это оказывает наилучшее влияние, как на успешность в обучении, так и на общекультурное и личностное развитие ребенка.
Воспитанники активно во вовлекаются в общественную жизнь класса посредством различных поручений. Им создается возможность почувствовать свою значимость, укрепляется веру в себя. Очень важно – увидеть и большой, и маленький успех каждого воспитанника в порученном ему деле и умело поощрить его. С ответственностью за порученное дело у детей развиваются лидерские качества, раскрывается творческий потенциал, мотивирует воспитанников, на достижения успеха, как в учебе, так и общественной деятельности, что способствует умению адаптироваться в современном обществе. В дневниках «добрых дел» записываем добрые дела воспитанников. Это дает дополнительную возможность мотивировать воспитанника на выполнение полезных дел. Обязательное подведение итогов.
Ежедневно идет кропотливая работа по самообслуживанию. Учимся поддерживать чистоту и порядок в классе, спальне, во дворе. Каждый воспитанник имеет определенные обязанности, отвечает за качество его выполнения. Участие в общественно-полезном труде постепенно подготавливают воспитанников к труду на производстве. Генеральные уборки, уборка на территории носят коллективный характер. Работа выполняется по алгоритму «Порядок уборки участка» [2], который находится в «Уголке Мойдодыра» (Приложение 4).
При подготовке к праздникам воспитанники самостоятельно изготавливают открытки, поделки, проявляя самостоятельность в творчестве. На таких занятиях формируются трудолюбие, настойчивость, способность работать в коллективе, самостоятельность в преодолении собственных трудностей, оказание помощи товарищу.
В преддверии празднования юбилея города Ленинска-Кузнецкого, при подготовке открытого мероприятия воспитанники самостоятельно изучали достопримечательности города, названия улиц родного города по пути в школу и обратно. Каждый ребенок выучил свой адрес. Детям предлагался алгоритм заучивания улиц (Приложение 4).
Участие детей в праздниках − это не только воспитание ребенка через искусство, но и прежде всего лечение его души: укрепление духовных сил, гармонизация психоэмоционального состояния. В 2014-2015 учебном году наш класс был ответственным за проведение новогоднего утренника, при подготовке к празднику вместе с детьми разучивали стихи и танцы.
Познавательная деятельность является одним из главных звеньев коррекционно-образовательного процесса. Самоподготовка является специфическим режимным моментом в условиях коррекционной школы-интерната. Понятие «самоподготовка» предполагает самостоятельную работу воспитанника под руководством воспитателя. Поэтому все действия воспитателя, его слова, поведение направлено на то, чтобы создать у детей ощущение самостоятельной деятельности.
Задачи самоподготовки связаны с формированием у детей следующих умений, обеспечивающих самостоятельное выполнение домашнего задания:
Умения пользоваться дневником.
Ориентироваться в учебном задании: прочитывать задание до начала его выполнения, определять способ его выполнения, пользоваться справочными материалами (правилами, памятками, образцами выполнения заданий).
Обращаться за помощью в случаях затруднений.
Планировать свою деятельность.
Рационально использовать отведенное на самоподготовку время.
Самостоятельно проверять выполненную работу.
Воспитатель во время самоподготовки использует различные методы и приемы, способствующие развитию самостоятельности воспитанников, развитию интересов к учению.
Например, создание подвижных, меняющихся каждую неделю групп доверия. Все воспитанники, кто успешно учился предыдущую неделю, включаются в группу доверия, из которой выделяются основные помощники воспитателя в различных делах на неделю.
Большую помощь в работе воспитателя оказывают консультанты – успевающие обучающиеся по какому-либо предмету, выделенные по рекомендации учителя.
Создать и удержать эмоциональный настрой детей в ходе самоподготовки поможет и музыка. Она углубляет переживания школьников и помогает работе мысли. Музыка дает возможность сосредоточиться, создает иллюзию уединения, которая особенно нужна на первых порах приучения к самостоятельной работе. Важны в процессе самоподготовки элементы игры, ожидание сюрприза:
игры-путешествия (на паровозе, пароходе) по «карте» с такими пунктами и станциями как «Отправляй-ка», «Поиграй-ка», «Справочное бюро», «Математическая» и т.д.;
игры-соревнования: гонки на любом виде транспорта (кто быстрей справится с самоподготовкой, тот быстрей будет в конечном пункте), кто выше всех взберется по лесенке, кому достанется приз от «гостя» (любимые герои сказок, мультфильмов).
Детям, которые раньше основного времени заканчивают выполнение задания можно предложить конверт с загадками, сканвордами, ребусами, интересными заданиями – это для старших детей, а для малышей – рисунки с заданиями, пластилин, коробочки с бусинками, которые интересны детям и развивают мелкую моторику рук.
Значительный воспитательный результат дает организация самопроверки в процессе самоподготовки. Это очень важно для выработки самостоятельности у детей. Полезно учить детей некоторым способом самопроверки:
обратное вычисление (математика);
выполнил упражнение – повтори еще правила и сравни свои записи с образцом в учебнике (русский язык);
перескажи прочитанное по плану, не заглядывая в учебник; попробуй оценить свою работу и знания.
Все эти четыре способа проверки не очень сложны, но они требуют от воспитателя продуманности и применение их либо частично, либо полностью.
Воспитатель решает конкретную и важную задачу: приучить своего воспитанника действовать по определенному алгоритму организации любой своей деятельности. Знакомство детей с алгоритмом «Правила выполнения письменного домашнего задания» (Приложение 4) осуществляется в начальных классах, как только появляются письменные задания, требующие обращения к правилу. Далее нужно отказаться от фронтального разбора задания и чтения правила вслух. На данном этапе самоподготовки воспитатель контролирует детей и индивидуально или по группам работает с теми, кто не следует алгоритму.
На таком этапе самоподготовки как выполнение задания у воспитателя две основные обязанности:
Индивидуальная работа с отдельными воспитанниками по заданию учителя.
Помощь детям при затруднениях. В этом случае воспитатель не должен торопиться с подсказками и советами. Сначала используются следующие виды помощи:
предложение перечитать задание;
перечитать правила;
посмотреть похожее задание в классной работе.
Только если эти виды помощи не действуют, воспитатель указывает ребенку на ошибку и помогает вспомнить способ выполнения задания, причем на аналогичном примере.
Воспитатель завершает самоподготовку общим выводом о результатах выполнения поставленных познавательных и воспитательных задач. Он обязательно отмечает, кто старался, кто работал с интересом, кто хорошо потрудился сам и помог товарищу.
Самоподготовка в школе-интернате, организованная воспитателем, приучает детей делать уроки систематически, способствует воспитанию чувства ответственности, дисциплинированности и работоспособности, помогает формированию у них необходимых навыков и привычек самостоятельной познавательной деятельности.
Таким образом, воспитание самостоятельности у детей направленно на:
самостоятельное выполнение домашнего задания;
готовность самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
ответственность за порученное дело;
умение подчиняться коллективу;
самостоятельное применение полученных знаний и умений на практике;
Результатом своей работы считаю повышение общего уровня воспитанности у детей с низкого до среднего - на 9% (Приложение 2).
Воспитанники активно участвуют в мероприятиях класса и школы. Награждены грамотами в городском конкурсе «Рождественские колокола» − 3 место, активные участники конкурса поделок к Новому году и конкурса рисунков ко «Дню Матери». Ответственно дежурят в классе и столовой, принимают участие по благоустройству и уходу территории. Дети стали более уверены в себе, повысили самооценку, развивается чувство коллективизма.
Главный метод воспитания – это воспитание личным примером. Это на словах, а на деле… Если вы сами опаздываете, то как можно требовать пунктуальности от детей; если позволяете себе некорректно вести себя со старшими, то разве нужно удивляться тому, что дети будут с вами постоянно пререкаться и спорить? Дети берут пример именно с нас. Чтобы успешно работать с детьми, нужно постоянно работать над собой [6].
ЗаключениеВ данной работе мы попытались ответить на вопрос, который стоит перед воспитателем, а также перед коррекционной школой: что должна в себя включать воспитательная работа, как эффективнее воспитывать и развивать детей с ограниченными возможностями здоровья, как это делать в современных условиях, в чем суть, специфика воспитательских мероприятий направленных на формирование самостоятельности.
Мы зафиксировали положительные результаты: повысилась активность детей на занятиях, у них появилось желание освоить предлагаемый материал, чему-то научиться, дети стали применять в повседневной жизни полученные знания и умения. Овладение самостоятельностью помогает детям обрести независимость от взрослого, создает условия для переживания собственного личного успеха, положительно сказывается на всем психическом развитии детей. Навыки самостоятельности составляют основу овладения детьми трудовыми действиями, что впоследствии способствует их активному адекватному включению в социум.
Мы направляем свои усилия и творчество на создание благоприятных условий для более успешной социальной адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Чтобы ребенок, проживая период детства, не чувствовал себя ущербным, имел возможность полноценно реализовать свои потребности и способности. В нашей работе невозможно остановиться на достигнутом. Своими педагогическими находками, идеями делюсь с коллегами, выступаю на методических объединениях, педсоветах, мастер-классах.
Описанный в данной работе педагогический опыт окажет первоначальную практическую помощь молодым педагогам в воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида. Я люблю свою профессию за то, что вместе с детьми расту, развиваюсь и многократно проживаю самое счастливое время − детство.

Список литературыВоспитание и обучение детей во вспомогательной школе Текст /под ред. В. В. Воронковой.— М.: 1994.
Евдокимов, Ю.А. В помощь начинающему воспитателю детского дома Электронный ресурс / Ю.А. Евдокимов.– Никольский детский дом.– 2004. –Режим доступа: http://pandia.org/text/77/161/11811.php. - Загл. с экрана.
Коняева, Н.П. Воспитание детей с нарушением интеллекта Текст / Н.П. Коняева, Т.С. Никандрова. – М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2010. –200 с.
Матвеева, М.Е. Дневник индивидуальной работы с учащимися Текст / авт.-сост. М.Е. Матвеева.– Волгоград: Учитель, 2014. – 33 с.
Матвеева, М.Е. Рабочая программа воспитателя Текст / авт.-сост. М.Е. Матвеева.– Волгоград: Учитель, 2014. – 65 с.
Матвеева, М.Е. Справочник воспитателя (классного руководителя) Текст / авт.-сост. М.Е. Матвеева.– Волгоград: Учитель, 2013. – 140 с.
Мачихина, В. Ф. Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе-интернате Текст: / В.Ф. Мачихина. – М.: Просвещение, 1978. – 125 с.
Немов, Р.С. Психология самостоятельности Текст / Р.С. Немов. – М.: Нальчик, Эльфа, 2013.– 165 с.
Определяем уровень воспитанности детей Электронный ресурс: система автоматического расчета на компакт дисках. – Серия: школьный калькулятор. – М.: МЦФЭР - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); 12 см. – Систем. требования: Pentium 166 MHz ;Windows 95/Me/NT/2000/XP ; RAM 64 Mb ; 4-x CD-ROM ; SVGA. - Загл. с экрана.
Особенности воспитания самостоятельности детей младшего школьного возраста Текст / Т.И. Кобялковская, Л.С. Синькевич // Материалы Международной научно-практической конференции «Педагогика и психология: тренды, проблемы, актуальные задачи». –Краснодар: Научно-издательский центр АПРИОРИ. – 2012.
Пороцкая, Т.И. Работа воспитателя вспомогательной школы Текст: книга для воспитателя / Т.И. Пороцкая. – М.: Просвещение, 1984. – 176 с.
Щербакова, А.М. Воспитание ребенка с нарушением интеллекта Текст / А.М. Щербакова. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004. – 40 с.
Приложение 1
Определение уровня воспитанности обучающихся
(Методика Н.П.Капустина)Под педагогическим мониторингом по проблеме воспитания обучающихся школы VIII вида нужно понимать форму организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности воспитательной системы, обеспечивающей непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием ее развития.
Цель: выявление уровня воспитанности обучающихся.
Задачи:
Определить состояние уровня воспитанности обучающихся.
Оценить и выявить тенденции в развитии воспитательного процесса.
по результатам мониторинга наметить управленческие решения регулирования коррекции уровня воспитанности обучающихся.
Отследить траекторию развития обучающихся 1-9 классов, в процессе воспитательной работы.
В качестве объекта мониторинга выступает воспитательный процесс в учреждении. Предметом исследования являются условия и факторы, обеспечивающие развитие личности обучающихся в системе воспитания.
Гипотеза: постоянное диагностирование по параметрам развития личности создает возможность для своевременной коррекции деятельности педагогов по воспитанию обучающихся; позволяет определить траекторию развития каждого учащегося с учетом его индивидуальных особенностей и уровня воспитанности.
Основные методы исследования, используемые в мониторинге: наблюдение, беседа, анкетирование.
Методика проведения мониторинга
1. Воспитанность - это интегративный показатель сформированных отношений обучающийсяа к учебе, природе, обществу, людям и к себе.
2. Измерение уровней воспитанности обучающихся проводится на основе критериев и показателей оценки воспитанности.
3. Критерии оценок и показатели воспитанности обучающихся называют качествами личности, которые надо выработать, чтобы достичь успеха. Они дифференцируются по возрастным периодам, соответствующим специфики школы VIII вида, а именно: 1-5 классы; 6 - 9 классы.
4. Основные требования к определению критериев воспитанности:
Связь критериев с целями воспитания, т.е. цели воспитания переходят в критерии оценки уровня воспитанности (таблица). Каждый критерий состоит из показателей, которые дают информацию о связях, отношениях обучающийсяа с объектами, отраженными в целях воспитания.
№ Ф.И. Любозна-
тельность Трудолюбие Бережное отношение
к природе Отношение к школе Красивое в моей жизни Отношение к себе Средний балл Уровень воспитан-ности
1 2 Любознательность (интерес к учебе, нахождение ответов на непонятные вопросы, стремление получить хорошие отметки).
Трудолюбие (старание в учебе, помощь другим в делах, дежурство в классе).
Бережное отношение к природе (к земле, к растениям, к животным).
Отношение к школе (выполнение правил для обучающихся, доброта в отношении с людьми, участие в делах класса и школы).
Красивое в моей жизни (аккуратность в делах, опрятность в одежде, вежливость в отношении с людьми).
Отношение к себе (соблюдение санитарно – гигиенических правил ухода за собой, вредные привычки, самоуправление собой).
• Доступность понимания критериев и показателей воспитанности педагогами, учащимися и родителями;
• Количественная оценка качеств обучающихся достаточно условна, так как их проявление возможно не сразу, кроме того, оценка достаточно субъективна (качества оцениваются педагогом).
В ней находит отражение качественная сторона воспитания обучающихся, под которой понимается частота проявления тех или иных отношений, фиксируемая в пятибалльной системе, привычная и для детей и для родителей.
• Системность в отслеживание результатов воспитания. Исследование уровня воспитанности проводится один раз в год (в апреле-мае). При таком подходе можно видеть динамику изменений в уровнях воспитанности и своевременно вносить изменения в воспитательный процесс.
• Фиксирование и хранение информации об уровнях воспитанности обучающихся школы.
• Полученная информация используется в качестве основы анализа результатов учебно-воспитательного процесса и планирования воспитательной работы.
5. Оценка проводится по четырехбалльной системе:
«5» - качество проявляется всегда;
«4» - качество проявляется часто;
«3» - качество проявляется редко;
«2» - качество не проявляется никогда.
Затем 6 оценок складываются и делятся на 6. По каждому критерию (качеству) выводится одна среднеарифметическая оценка. В результате каждый обучающийся имеет семь оценок. Оценка проводится два раза в год - в сентябре и мае.
Средний балл:
4-4,5-высокий уровень,
4,4-4 -хороший уровень,
3,9-2,9-средний уровень,
2,8-2-низкий уровень.
Компоненты самостоятельности личности
(по Л.С. Выготскому)
Структурные компоненты самостоятельности личности Проявления личности
Смысловая саморегуляция (побудительная) Добро-совестность Интерес Настой-чивость Доверие Чувство собственного достоинства Самооценка
Процессуальная самооценка (исполнительная) Добро-вольность Целеустрем-ленность Организо-ванность Само-
обладание Уверенность в себе Само-контроль
Интеграция (самостоятельная позиция) Ответствен-ность Инициатива Деловитость Уважи-тельное отношение (тактичность) Требователь-ность к себе (самокритич ность) Само-рефлексия
Примечание. Как видно из представленной ниже таблицы, компонентами самостоятельности личности являются не отдельные автономные элементы (сознание, эмоции, волевые действия и др.), а их взаимосвязь. При этом каждый элемент выполняет свою функцию.
Приложение 2
Динамика воспитанности
обучающихся 1 «А» класса 2014 -2015 годИзучение уровня воспитанности обучающихся 1 «А» класса школы - интерната № 6 VIII вида (по методике Н.П. Капустина) в сентябре 2014 г.
№ Ф.И. Любозна-
тельность Трудо-
любие Бережное
отношение
к природе Отношение
к школе Красивое в моей
жизни Отношение
к себе Средний
балл Уровень воспитанности
1 Карина В 3 3 4 3 3 4 3,3 с
2 Данил Г. 4 4 4 3 4 4 3,8 с
3 Алексей Е. 2 2 3 2 4 2 2,5 н
4 Сергей И. 2 3 4 2 3 3 2,8 н
5 Алексей А. 4 4 4 4 4 4 4 х
6 Дима М. 3 4 4 4 4 4 3.8 с
7 Валера М. 3 4 4 3 3 4 3,5 с
8 Настя П. 5 3 4 3 3 3 3,5 с
9 Снежана С. 2 2 2 2 2 2 2 н
10 Вика Щ. 5 4 4 5 4 4 4,3 х
11 Таня Щ. 4 4 4 4 4 4 4 х
0 уч-ся- высокий уровень воспитанности (0%)
3 уч-ся - хороший уровень воспитанности (27%)
5 уч-ся - средний уровень воспитанности (45%)
3 уч-ся - низкий уровень воспитанности. (27%)
Изучение уровня воспитанности обучающихся 1 «А» класса школы - интерната № 6 VIII вида (по методике Н.П. Капустина) в феврале 2015 г.
№ Ф.И. Любозна-
тельность Трудо-
любие Бережное
отношение
к природе Отношение
к школе Красивое в моей
жизни Отношение
к себе Средний
балл Уровень воспитанности
1 Карина В 3 3 4 3 3 4 3,3 с
2 Данил Г. 4 4 4 3 4 4 3,8 с
3 Алексей Е. 2 2 3 2 4 2 2,5 н
4 Сергей И. 3 3 4 3 3 3 3.1 с
5 Алексей А. 4 4 4 4 4 4 4 х
6 Дима М. 3 4 4 4 4 4 3.8 с
7 Валера М. 3 4 4 3 3 4 3,5 с
8 Настя П. 5 3 4 3 3 3 3,5 с
9 Снежана С. 2 2 2 2 2 2 2 н
10 Вика Щ. 5 4 4 5 4 4 4,3 х
11 Таня Щ. 4 4 4 4 4 4 4 х
0 уч-ся - высокий уровень воспитанности (0%)
3 уч-ся - хороший уровень воспитанности (27%)
6 уч-ся - средний уровень воспитанности ( 54%)
2 уч-ся - низкий уровень воспитанности (18%)
Диаграмма
Динамика уровня воспитанности
обучающихся 1 «А» класса 2014 -2015 год.


Приложение 3
Классификация методов
на основе объединения целевой, процессуальной и содержательной сторон методов воспитания Г. И. Щукиной и В.А. Сластенина


Приложение 4
Карточки-алгоритмы
для воспитанников по формированию самостоятельности
Алгоритм № 1
ПОВЕДЕНИЯ В ГОСТЯХ
Поздороваться, когда приходишь в гости.
Без приглашения не входить в комнату.
Дарить подарок с пожеланиями имениннику (в качестве подарка может быть стихотворение, песня, танец).
За столом не шуметь, не брать пищу руками.
Приступать к еде после приглашения отведать то или иное угощение.
Не перебивать друг друга.
Пользоваться приборами и салфеткой во время еды.
Придвигать и отодвигать стул неслышно.
После еды не забыть поблагодарить именинника.
Перед уходом попрощаться.
Когда гости уходят, именинник помогает взрослым убирать посуду со стола.
Алгоритм № 2
УЛИЦЫ РОДНОГО ГОРОДА
Прочитай название улицы про себя.
Повтори название улицы сопровождающему тебя взрослому.
Запомни, как правильно записывается название улицы.
Попытайся узнать: почему она так называется.
Алгоритм № 3
ПРАВИЛА
ВЫПОЛНЕНИЯ ПИСЬМЕННОГО ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Прочитай задание.
Повтори правила.
Найти образец похожего задания в тетради.
Запиши первые строчки упражнения.
Проверь себя.
Алгоритм № 4
ПОРЯДОК УБОРКИ УЧАСТКА
Подмести пол, убрать мусор.
Вымыть стены, обратить внимание на плинтусы.
Протереть подоконники, стекла, зеркала.
Оттереть черные полосы и пятна с пола.
Протереть влажной тряпкой стулья.
Вымыть пол с мылом (порошком), протереть насухо
Прополоскать тряпку, сдать инвентарь воспитателю.
Алгоритм № 5
ДЕЖУРНОМУ
ПО ГРУППЕ (КЛАССНОЙ) КОМНАТЕ
Перед началом уборки открой форточку.
Наведи порядок на полках, в шкафах, тумбочках и столах (аккуратносложить учебники, книги, тетради, игрушки, одежду и вещи).
Вымой доску, вытри пыль с подоконников, шкафов, на полках.
Убери мусор из-за батареи.
Полей цветы.
Намой парты, стулья, стены и дверь с обеих сторон с чистящим средством, ототри все пятна.
Скатай и вытряхни на улице ковры, подними стулья.
Подмети пол, обращая внимание на мусор за диванами, за батареей,
тумбочками, собери мусор.
Вынеси мусор из мусорного бачка.
Вымой пол - сначала влажной тряпкой, затем прополоскав и отжав ее - сухой.
Сдай уборку воспитателю, если у него есть замечания - устраниих.
Прополощи тряпку и сдай инвентарь воспитателю.
Алгоритм № 6
КАК МЫТЬСЯ В ДУШЕ
Перед тем, как идти в душ, возьми (или получи у воспитателя) все необходимое - мыло, мочалку, полотенце, чистое белье и т. д.
В душевой комнате разденься, аккуратно сложи одежду, включи воду и отрегулируй температуру.
Возьми туалетное мыло и намыль мочалку, протри себя мочалкой - сначала руки затем шею, грудь, живот, спину (попроси помочь товарища), потом ноги, смой с себя мыло и повтори еще раз.
Возьми туалетное мыло или шампунь, намыль голову, втирай пену в волосы, помой уши, затем смой и повтори еще раз.
Возьми хозяйственное мыло и постирай свои вещи - носки, трусы выжми их.
Насухо вытрись полотенцем и надень чистое белье.
Причешись.
Сдай воспитателю мочалку, грязные вещи постирай и повесь сушиться.
Возьми ножницы и подстриги ногти на руках и на ногах.
Пока не высохли волосы, не выходи на улицу.
Алгоритм № 7
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ПРОЦЕДУРУтренний туалет
Встань, оденься, сделай зарядку
Аккуратно заправь диван, кровать, сложи свои вещи в шкафу, тумбочке.
Вымой лицо и руки, почисть зубы (можно почистить зубы после завтрака).
Причешись, приведи в порядок внешний вид.
Позавтракай и проверь все ли собрано для занятий в школе.
Если дежуришь по спальне − убери спальню и сдай уборку воспитателю.
Вечерний туалет
Расправь постель, аккуратно сложи покрывало.
Вымой с мылом руки, лицо, ноги, насухо вытри их.
Почисти зубы.
Проверь все ли собрано на завтра (учебники, тетради и т. д.)
Ложись в постель, аккуратно сложи одежду.
Пожелай всем: «Спокойной ночи».

Приложение 5
На занятиях по развитию самостоятельности

Фото1. На занятии

Фото 2. Кошечка из семечек

Фото 3. Аппликация «Любимые мультяшки»

Фото 4. Тарелочка для мамы