Политико-правовой игры «Конституционное право как гарант демократических свобод граждан»
Сценарий проведения политико-правовой игры «Конституционное право как гарант демократических свобод граждан»
Ведущий 1. Здравствуйте, уважаемые гости и участники игры.
Ведущий 2. Одним из актуальных вопросов современного общества является повышение правовой культуры. Государству требуется поддержка молодого поколения, его энергия и творческий потенциал.
Ведущий 1. Поэтому важным направлением деятельности «Гражданского клуба самоопределение» является политико-правовое направление. Ежегодно с целью повышения уровня знаний, формирования правового поведения и развития гражданских чувств, проводятся политико-правовые игры.
Ведущий 2. Политико – правовая игра расширит знания в сфере конституционного права. Даст возможность осознать значимость каждого из нас в развитии государства, ведь именно мы – будущие законодатели, юристы, судьи, адвокаты…граждане способные защитить себя и своё Отечество.
Ведущий 1. На нашей игре присутствуют почётные гости. Мы с удовольствием представляем их:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ведущий 2. Слово для приветствия участников игры предоставляется ____
______________________________________________________________
Ведущий1. К микрофону приглашается консультант политико-правовой игры, учителю…………….……… средней общеобразовательной школы №5 Курицыной Марине Галиевне.
Ведущий 2. Действительно важно знать права и обязанности каждому гражданину. Так как именно жизнь по закону позволит не нарушать права других людей и будет способствовать построению гражданского общества.
Но как давно в нашей стране действует конституционное право?
Обратимся к истории.
Выступление «Из истории конституционного права»
(слайд-презентация)
Ведущий 2. Как видим, наше государство имеет 90 летнюю историю конституционного права. Действующая Конституция позволяет нам строить гражданское общество и быть полноправными участниками политических процессов.
Конкурс - визитка «Презентация команды».
Ведущий 1. Итак, объявляю начало первого конкурса «Визитка – презентация команды».
Вам необходимо в течение 2 минут придумать название и девиз команды.
Ведущий 2.И я приглашаю вас принять участие во втором конкурсе.
Конкурс представляет собой викторину «Конституционное право!». Командам будут предложены по 3 вопроса. Даны 10 секунд на обсуждение. Внимание, болельщики, если команда ответит неверно, право ответа переходит к вам. За правильный ответ вы получите жетон. В конце игры болельщика, набравшего большее количество жетонов, ждёт поощрение.
(консультант зачитывает вопросы викторины)
Вопросы для викторины.
1 команда.
1. С какого возраста граждане РФ наделены избирательным правом ? ( 18_)
2. Из каких субъектов состоит РФ?(республики, края, области, 3 города федерального значения, 1 автономная область, автономные округа)
3. Кто в РФ вправе объявить амнистию? (Гос дума)
4. Сколько субъектов федерации в настоящее время в России? (85)
5.Кто может быть избран президентом?
2 команда.
1. Кто в РФ является носителем суверенитета и единственным источником власти? (многонациональный народ)
2. На какой срок избирается Государственная. Дума? (на 5 лет)
3. Перечислите основные обязанности граждан РФ (уплата налогов, охрана природы, забота о детях до 18 лет, с 18 лет детей о родителях, защита Отечества, охрана исторических памятников, защита окружающей среды )
4.При каком условии могут быть изменены границы между субъектами? (С их взаимного согласия)
5. Сколько статей в Конституции РФ? (137)
3 команда.
Какие формы собственности в РФ признаются и защищаются равным образом (частная, муниципальная, государственная формы собственности)2. Какая религия в РФ устанавливается в качестве обязательной или государственной (РФ - светское государство)
3. Сколько депутатов входят в Государственную Думу? (450)
4.Какая идеология в РФ устанавливается в качестве обязательной или государственной (идеологическое многообразие)
5. Какая форма правления в РФ ?Ведущий 1. Уважаемые участники, позвольте объявить начало третьего конкурса «Право в лицах».
Приглашаю по одному участнику от команды для участия в этом конкурсе.
Ваша задача рассказать о предложенной вам кандидатуре (Ф.И.О., основные законы, период деятельности)
(каждый участник вытягивает лист с именем одного реформатора)
На экране высвечиваются портреты законодателей (Петр I, Александр II, Николай II, Екатерина II). Ребята рассказывают о нём.
- На подготовку вам дается 3 минуты.
ПРОВОДИТСЯ КОНКУРС БОЛЕЛЬЩИКОВ
Ведущий 2. Уважаемая экспертная комиссия, прошу Вас подвести итоги первых 3-х конкурсов.
Экспертная комиссия подводит итоги двух конкурсов.
Ведущий 2. Следующий конкурс «Ловушка». Команды в течение 5 минут должны исправить ошибки в тексте по конституционному праву. За каждую исправленную ошибку команды получают 1 балл.
……….Российской Федерации является главой государства.
………..РФ избирается на ….. лет (года) гражданами Российской Федерации на основе ……… ………. и ……… избирательного права при т………. голосовании.
………..Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации ……… лет (года), постоянно проживающий в Российской Федерации ………. лет (года).
Одно и тоже лицо не может занимать должность ………… РФ …….. сроков подряд.
……… Российской Федерации назначает с согласия ………… ………… Председателя Правительства Российской Федерации.
……….Российской Федерации обращается к ………. ……….. с ежегодным посланием о положении в стране, об основных направлениях внешней и внутренней политики государства.
(командам предлагается текст, в котором должны исправить ошибки)
ПРОВОДИТСЯ КОНКУРС БОЛЕЛЬЩИКОВ
Продолжите статьи Конституции РФ 1993г. …..
Государственную власть в РФ осуществляют …(Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ)
Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица допускается (только с его согласия)
Не имеют права избирать и быть избранными граждане (признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда)
Государственным языком РФ на всей её территории является (русский язык)
Высшим непосредственным выражением власти народа являются …. (референдум и всенародные выборы)
Федеральное Собрание состоит из ….(2-х палат Совета Федерации и Государственной Думы)
Депутатом Государственной Думы может быть избран … (гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах)
Судьями в РФ могут быть…. (граждане РФ, достигшие 25 лет , имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет)
Конституционный суд состоит из …(19 человек)
Ближайшие выборы президента состоятся… ( март 2018 г.)
С какого возраста можно баллотироваться в депутаты государственной Думы …(21)
Ведущий 2. Уважаемые команды, время вышло, прошу сдать тексты.
Посмотрите текст без ошибок.
(высвечивается на экране, консультант зачитывает правильную версию)
Ведущий 1. Командам предлагаем следующее задание «Законотворческие задачи». Каждой команде по очереди будут предложены 2 закона. Задача команды – определить существуют или нет эти законы на самом деле. Задания:
1 команда:
1) При движении перед автомобилем должен идти человек, размахивающий флажком, чтобы предупредить конные повозки о приближении автомобиля. (да, Дания)
2) Офицеры дорожной полиции обязаны сообщать обо всех взятках, которые они получили от водителей. (да, Южная Корея)
2 команда:
1) Город может ввести налог на содержание оркестра, если в этом оркестре мэр играет на малой флейте и каждый музыкант умеет есть горох при помощи ножа. (да, США, шт. Миссури)
2) В этой стране собаке, которая лает после 11 вечера, удаляют голосовые связки (да, Таиланд)
3 команда:
1) Спасать тонущего человека противозаконно, поскольку это является вмешательством в его судьбу (да, Китай).
2) На ж/д вокзале запрещается целоваться (да, во Франции)
команда:
1)Если автомобиль, проезжая мимо конной повозки, испугает лошадь, то он должен съехать на обочину, если же лошадь продолжает нервничать, водитель должен чем-нибудь прикрыть автомобиль. (да, в Дании)
2) Запрещено по выходным включать яркий свет и громко разговаривать. (да, в Израиле в городе Кирият-Моцкин)
(Экспертная группа подсчитывает баллы, подводит итоги)
Ведущий 2. А сейчас следующий конкурс «Я- законодатель!».
Команда в течение 10 минут должна обсудить и записать на ватмане: какие законодательные инициативы она может предложить городу, школе, чтобы изменить ситуацию к лучшему...
В данном конкурсе учитывается: актуальность, ориентация в законодательстве, умение формулировать мысли, логика. Максимально за этот конкурс можно заработать 10 баллов.
ПРОВОДИТСЯ КОНКУРС БОЛЕЛЬЩИКОВ
Аббревиатуры.
У.К. Р.Ф.(Уголовный кодекс РФ)
Г.К. Р.Ф.(Гражданский кодекс РФ)
ТК РФ (Трудовой кодекс РФ)
ООН (Организация объединённых наций)
ФЗ. РФ.(Федеральный закон РФ)
НАТО (Североатлантический Альянс)
СНГ (Содружество Независимых государств)
КоАП (Кодекс административных правонарушений)
9..ЕС (Европейский союз)
10.ФНС (Федеральная налоговая служба)
11ФССП( Федеральная служба судебных приставов)
Ведущий 1.Уважаемые болельщики, подведём итоги. Посчитаем количество жетонов.
Теперь командам следует рассказать об актуальности своей законотворческой инициативы. Команды приглашаются для выступления.
Ведущий 2. Итак, пока жюри подводит итоги по всем конкурсам, обучающиеся Дома детского творчества дарят вам свои музыкальные подарки.
Приложение 1
Вопросы для викторины.
1 команда.
1. С какого возраста граждане РФ наделены избирательным правом ?
2. Из каких субъектов состоит РФ
3. Кто в РФ вправе объявить амнистию?
4. Сколько субъектов федерации в настоящее время в России?
5.Кто может быть избран президентом?
2 команда.
1. Кто в РФ является носителем суверенитета и единственным источником власти?
2. На какой срок избирается Государственная. Дума?
3. Перечислите основные обязанности граждан РФ
4.При каком условии могут быть изменены границы между субъектами
5. Сколько статей содержит конституция?
команда.
1.Какие формы собственности в РФ признаются и защищаются равным образом
2. Какая религия в РФ устанавливается в качестве обязательной или государственной
3. Сколько депутатов входят в Государственную Думу?
4.Какая идеология в РФ устанавливается в качестве обязательной или государственной
5.Какую форму правления имеет РФ
Приложение 2
Задачи для конкурса с болельщиками
1 группа
Задача 1. Гражданин П. обратился к начальнику почтового отделения с жалобой на то, что получил заказное письмо открытым, и попросил разобраться в случившемся. Начальник почтового отделения заявил, что такими мелочами, как разбирательство по поводу вскрытого письма, он заниматься не станет. Тогда П. подал на него жалобу в федеральный суд. Имеются ли основания для обращения в суд? Что говорят об этом положения Конституции РФ? Для ответа обратитесь к ст. 23 Конституции РФ.
Задача 2. Гражданка К. обратилась в Конституционный суд РФ с жалобой на решение прокуратуры города прекратить уголовное дело, но факту гибели ее мужа, мотивировав свое обращение тем, что были ущемлены ее конституционные права на получение объективных данных о ходе и результатах расследования. Правомерно ли обращение? Находится ли данная проблема в компетенции Конституционного суда РФ? Для ответа обратитесь к ст. 125 Конституции РФ.
2 группа
Задача 1. Администрация высшего учебного заведения предъявила доценту П. обвинение в том, что он на проводимом учебном занятии утверждал, что нет оснований считать Российскую Федерацию демократическим государством. Обоснованны ли претензии администрации к доценту П.? Для ответа обратитесь к ст. 29 Конституции РФ.
Задача 2. Бывший гражданин Казахстана Евдокимов приобрел в установленном законом порядке гражданство России, при этом его супруга, проживающая вместе с ним, является лицом без гражданства. Имеет ли право на приобретение гражданства России их совместный четырнадцатилетний ребенок? Для ответа обратитесь к ст. 25 Закона «О гражданстве РФ».
3 группа
Задача 1.Священнослужитель православного прихода обратился в общеобразовательную школу с предложением обучать детей теологическому предмету «Закон Божий». Директор школы ответил отказом. Правомерны ли действия директора школы?
Задача2.Гражданин Смирнов в свое время был судим за уклонение от уплаты алиментов по содержанию своего несовершеннолетнего сына. Через 15 лет Смирнов был признан нетрудоспособным и нуждающимся в помощи вследствие тяжелой болезни. Смирнов подал исковое заявление в федеральный суд с требованием о привлечении к обязанности по его содержанию своего уже совершеннолетнего трудоспособного сына. Какое решение примет суд? Для ответа обратитесь к ст. 87 Семейного кодекса РФ.
Конец формы
Приложение 3
Дистанционное обучение
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые, в основном, с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии), в том числе через сеть Интернет, или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.
Под электронным обучением понимается реализация образовательных программ с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе использовать дистанционные образовательные технологии и (или) электронное обучение при реализации образовательных программ различных уровня и направленности во всех предусмотренных законодательством об образовании формах обучения или их сочетании.
Основные образовательные программы могут реализовываться с использованием дистанционных образовательных технологий и (или) электронного обучения частично или в полном объеме. Соотношение объема занятий с использованием дистанционных образовательных технологий (электронного обучения) и путем непосредственного взаимодействия педаго-гического работника с обучающимся при реализации основной образовательной программы определяется соответствующей образовательной программой. Организации, осуществляющие образовательную деятельность полностью или частично посредством дистанционных образовательных технологий и (или) электронного обучения, должны сформировать информационную образовательную среду, обеспечивающую реализацию образовательных про-грамм, обеспечить обучающимся вне зависимости от их места нахождения доступ к необходимым для освоения соответствующей образовательной программы образовательным ресурсам. Какова плюсы и минусы дистанционного образования?
Выбор медицинских организаций и лечащего врача
"Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации
Федеральный закон Российской Федерации от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ
Глава 4. Права и обязанности застрахованных лиц, страхователей, страховых медицинских организаций и медицинских организаций
Статья 16. Права и обязанности застрахованных лиц
1. Застрахованные лица имеют право на:
1) бесплатное оказание им медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая:
а) на всей территории Российской Федерации в объеме, установленном базовой программой обязательного медицинского страхования;
б) на территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования, в объеме, установленном территориальной программой обязательного медицинского страхования;
2) выбор страховой медицинской организации путем подачи заявления в порядке, установленном правилами обязательного медицинского страхования;
3) замену страховой медицинской организации, в которой ранее был застрахован гражданин, один раз в течение календарного года не позднее 1 ноября либо чаще в случае изменения места жительства или прекращения действия договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования в порядке, установленном правилами обязательного медицинского страхования, путем подачи заявления во вновь выбранную страховую медицинскую организацию;4) выбор медицинской организации из медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) выбор врача путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
6) получение от территориального фонда, страховой медицинской организации и медицинских организаций достоверной информации о видах, качестве и об условиях предоставления медицинской помощи;
Какие, на ваш взгляд, плюсы и минусы выбора медицинских организаций и выбора лечащего врача?
Добровольная пожарная охрана.
Федеральный закон от 6 мая 2011 г. N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране"
Принят Закон о добровольной пожарной охране. Физлица смогут создавать общественные объединения пожарной охраны непосредственно путем их объединения и через общественные объединения. Общественные объединения пожарной охраны образуются в формах общественных организаций и учреждений. Финансовое и материально-техническое обеспечение добровольной пожарной охраны осуществляется за счет собственных средств, взносов, пожертвований, средств учредителей, поддержки органов власти и муниципалитетов и др. Основные задачи добровольной пожарной охраны - профилактика и тушение пожаров, спасение людей и имущества, оказание помощи пострадавшим, проведение аварийно-спасательных работ. Добровольными пожарными могут стать граждане, достигшие 18 лет. Соответствующий статус приобретается с момента обязательной регистрации в реестре добровольных пожарных. Определены права и обязанности добровольных пожарных, компенсации и льготы, предусмотренные им. Не имеющих специального профобразования добровольных пожарных обязательно обучат по программам первоначальной и последующей профподготовки.
Назовите плюсы и минусы данного нововведения?