Урок самопознания №2 Природы-бесценный дар(6 класс)


БЕРЕЧЬ ПРИРОДУ
Природа - сад, а люди в нем цветы, не сбережешь её, не будешь счастлив ты.
Народная мудрость
Цель: расширять представление о ценности природы.
Задачи:
формировать умение понимать природу, видеть ее красоту;
развивать творческое воображение, фантазию;
воспитывать стремление беречь и охранять природу.
.
Круг радости
- Встанем в круг и поздороваемся:
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в родном краю, Я вас всех при-вет-ству-ю!
Поднимаем руки вверх, замкнув ими круг. Руки разводим в стороны. Машем руками по верху. Показываем, что он мал, как рост ребенка. Разводим руки на уровне груди. Прижимаем ладони к груди, снова разводим, как бы подавая всем руки ладонями вверх, в такт словам
Сегодня на уроке мы с вами поговорим о бережном отношении к природе. Вы все знаете, что люди не могут обойтись без природы. Как думаете ,а может ли природа обойтись без человека?(ВЫСКАЗЫВАНИЯ ДЕТЕЙ)
Пожалейте рябину!
       О. Богданова, О.Калинина
Леночка вбежала в комнату.
– Смотри, что я тебе принесла! – в руках моей маленькой соседки полыхали гроздья ярко-красной рябины.
– Зачем ты это сделала? – расстроилась я. – Они постоят немножко и завянут. А птицам зимой есть будет нечего.
– Им и так есть будет нечего, – сказала Леночка. – Посмотри! – И потащила меня на балкон. Внизу у тонких увешанных гроздьями рябин бегали мальчишки. Они ловко отламывали тяжёлые кисти и «заряжали» ягодами свои щёки. Узкие трубочки направляли «заряд» прямо в «противника».
– Видишь?
– Вижу, – расстроилась я. – А ну-ка давай с ними поговорим. Мы выбежали на улицу. – Вы зачем рябину обрываете? – обратилась я к ребятам.
– Ну и что? – с усмешкой ответил один, а остальные опасливо отступили.
– А то… – попыталась я продолжить разговор, но мальчики, сверкая подмётками, бросились врассыпную.
– Видишь! – ещё раз повторила Леночка.
Мне стало очень грустно. Теперь прохожие будут топтать ногами эти ягоды. А они так нужны и нам, людям, и нашим пернатым друзьям. Ведь рябина – ценное лекарственное сырьё. Для птиц – это питательный корм. Без него они пропадут зимой. Как же можно не задумываться над этим?
РЕБЯТА А ЧТО БЫ ВЫ СКАЗАЛИ ЭТИМ МАЛЬЧИКАМ?
Упражнение «Люди в лесу»
Учитель делит класс на две группы. Одна группа стоит неподвижно, безмолвно и изображает «лес» (деревья, кусты, цветы и т.д.).
Другая группа изображает «людей» - взрослых и детей. Они, негромко переговариваясь, ходят между «деревьями»: кто-то любуется их красотой, кто-то собирает букет, а кто-то собирается разжечь костер.
Затем группы меняются ролями.
•Что вы чувствовали, когда представляли образ дерева,цветка?
•Что вы хотели сказать людям?(Ответы учащихся)
Цитата урока
Учитель обращает внимание на цитату урока: «Природа -сад, а люди в нем цветы, не сбережешь её - не будешь счастлив ты» (народная мудрость).
•Как вы понимаете смысл этого выражения?Чтение
Учитель читает стихотворение Хаткина Н.В.
Экскурсия
Заметался в панике
Весь лесной народ.
«Экскурсия! Экскурсия!
Экскурсия идет!
В лес приводят школьников -
Целый второй класс -
И начнут охотиться
Школьники на нас!».
«Ш-ша», - шипят друг другу
Змеи и ужи -
Нынче на дорогу носа не кажи.
Не хотим мы детям
Никаких обид.
Все равно ударят,
Скажут: «Ядовит».
Умные сороки скачут и кричат:
«Прячьте, мамы-белки,
маленьких бельчат!
Убирайте, ящерки,
Длинные хвосты.
Закрывайте чашечки,
Яркие цветы!»
Приезжают школьники
Из разных стран
Стаей невоспитанных диких обезьян.
Почему поэт сравнивает школьников со «стаей дикихобезьян»?
Поэт заканчивает своё стихотворение советом. Как вы думаете, чем вызвано его беспокойство за обитателей леса?
Просмотр презентации.(подарок учителя)
Представте себя деревом, речкой или птичкой. О чем бы вы попросили людей?
Минутка тишины
Аудиозапись «Звуки природы».
- Сядьте удобно, можно закрыть глаза. Проверьте, чтобы спина была выпрямлена. Расслабьтесь, делая выдох. Еще раз глубокий вдох и выдох. Прислушайтесь к своему дыханию.
Представьте, что мы превращаемся в облака:
В облака мы превратимся,
К лесу ближнему помчимся,
Чтоб увидеть с высоты
Деревья, травы и кусты.
Встал стеною до небес.
Перед нами чудо-лес.
Присмотритесь внимательно. Какие краски в природе вы заметили?
А теперь откройте глаза.
•Кто хочет рассказать о своих впечатлениях?
Творческая работа
(бабачка , украшаем луг)
Песня Не рвите цветы)
Обобщение
Дерево, трава, цветок и птица Не всегда сумеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете вы останетесь одни.
(Д. Родович)
-Природа любит тех, кто любит ее. Нужно жить в согласиис природой. Беречь ее. И тогда вы будете чувствовать себя здоровым, сильным, красивым, счастливым и добрым человеком.
Круг «От сердца к сердцу»
Учитель предлагает встать в круг и повторить за ним следующие слова:
Речку, лес, в ромашках луг Получи в наследство. Охраняй их, юный друг, Береги их с детства!
Тест «Умеешь ли ты охранять природу».
1Ты нашел на поляне очень красивый цветок. Как поступишь?
А)полюбуюсь на него и пойду дальше.
Б)осторожно срежу и поставлю в красивую вазу.
2Ты нашел гнездо с птенцами. Что сделаешь?
А)покормлю птенцов
Б)буду наблюдать издали
3Ребята собрались в лес за березовым соком. Пойдешь с ними
А) пойду , но буду собирать осторожно
Б)не пойду
4После похода у вас осталось много банок, пакетов. Как поступишь?
А) возьму с собой , а потом выброшу в мусорку.
Б)отнесу в кусты пока никто не видит