Практико — ориентированный проект по географии: Вода — бесценный дар природы
Практико – ориентированный проект по географии: «Вода – бесценный дар природы или.. озёра и родники п. Решетиха» Работу выполнили учащиеся МБОУ СОШ № 42 п. Решетиха Вашинский Евгений (9 кл.), Венедиктова Валерия (10 кл.), Хворых Владимир (10 кл.)Руководитель работы: Кузина И.В.2014 – 2015 уч. годОбъекты: Озёра и родники, находящиеся в окрестностях п. Решетиха Володарского района Нижегородской области.Место реализации проекта: правый и левый берег реки Осовец Володарского района Нижегородской областиПродолжительность: (сроки реализации проекта: 3 года)
Без воды жизнь невозможна. Вода входит в состав клеток и тканей любого живого организма. Тело взрослого человека примерно на 70% состоит из воды.Потеря организмом человека более 10% воды может привести к смерти. От качества питьевой воды зависит здоровье человека. По данным лаборатории питьевого водоснабжения НИИ экологии человека 90% водопроводных сетей подают в дома воду, не отвечающую санитарным нормам. Согласно Всеобщей декларации прав человека право на чистую воду, ее охрану и информацию о качестве воды – одно из основных прав человека, защищающее не только его здоровье, но и жизнь.Обоснование выбранной темы
Общая цель работы:Больше узнать о родниках и озёрах, находящихся в окрестностях посёлка Решетиха.Задачи: Организовать отряд «любителей своего края» и соотнеся данные карты «Охотничьи угодья» с рассказами «старожилов» внести в них свои коррективы, добавив изучаемые озёра на карту. Изучить, какую воду мы пьём и выяснить полезна ли данная вода для нашего здоровья?Провести социологический опрос населения.Узнать о системе очистки воды в природе и на очистных сооружениях п. Решетиха. Сделать сравнительную характеристику анализа качества воды из водопровода и природного источника – родника, сравнить данные с показателями ГОСТа.Выяснить из информационных источников: как влияют обнаруженные в воде вещества на здоровье человека и разработать рекомендации по улучшению качества воды. 1 год: «Озёра Решетихи, которых нет на карте»2 год: «Родники посёлка Решетиха»3 год: «Питьевая вода посёлка Решетиха»Цель: Найти озёра и обозначить их на картеЦель: Благоустроить родника «Футбольный»Цель: Как можно больше узнать о воде, потребляемой решетихинцами
Этапы исследования или… с чего всё началось???3 года назад под руководством Званцевой Наталии Борисовны организовали отряд любителей природы: «Родничок»Опросили старожил и охотников посёлка о местонахождении озёр – стариц, которые не обозначены на административной карте посёлка и начали их поиск по картосхеме, что сделал Шут Андрей Анатольевич.
Всего было обнаружено 51 озеро и 5 родников на берегу реки Осовец. Мы сделали их описание в виде таблицы. Обратились в экологический центр для написания табличек с названием озёр и родников. 28 озёр и 5 родников «получили» свои названия. Все местные жители узнали о том, как называли эти водоёмы местные жители ещё в старину. Помогал развешивать таблички с названием озёр: Шут Пётр Андреевич. Собрали мусор близлежащего окружения озёр, в количестве 40 мешков, где отдыхают летом местные жители. Мешки и транспорт были выделены администрацией посёлка Решетиха
Нашли спонсоров и единомышленников для благоустройства родника;Собрали мусор с близлежащей территории окружения родника;Сделали лавочки и столик для отдыха местных жителей, лесенки – дорожку для более удобного спуска к роднику;Прокопали канавку для более быстрого ухода воды.
Дальнейшие этапы работы:Провели социологический опрос населения;Изучили теоретический материал по данной теме;Посетили экологический центр г. Володарска и химическую лабораторию ОАО «Сетка» с целью сбора информации по качеству воды в посёлке Решетиха.Большая часть населения п. Решетиха употребляет водопроводную воду, т.к. она доступна и на вкус не плохая. Не смотря на это многие люди не рискуют употреблять её не прокипятив. Постоянно брать воду в роднике проблематично: далеко идти, тяжело носить и т.п. Летом, процентное соотношение меняется, т.к. жители с радостью посещают дубовую рощу, где и берут родниковую воду.Всего было опрошено 100 человек
АКТУАЛЬНОСТЬПРОТИВОРЕЧИЕ (ПРОБЛЕМА)ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ1.Практически нет своего – краеведческого материала для изучения темы: «Моя малая Родина» в курсе:- «Краеведение». 7 класс- «Географическое краеведение» в 6 классе- «География России» в 8 классеНеобходимо изучить свой край, научиться видеть красоту родной природыИз рассказов старожил и интернет - ресурсов больше узнать о Решетихе, её окружении2.Природа всё больше страдает от деятельности человекаНеобходимо научиться беречь своё «окружение»Сбор бытового мусора с берегов реки Осовец, озёр, родников к которым намечен маршрут3.На берегах реки Осовец и близлежащих озёрах отдыхают почти все жители посёлкаЖители ничего не знают об истории, названии озёрУзнать у старожил всё, что они помнят и ещё пока «не утеряно» навсегда. Исследовать озёра, закрепить таблички с их названием 4.Третья часть жителей посёлка берут воду из родниковМало информации о качестве водопроводной и родниковой водыСобрать теоретический материал и сделать выводы с рекомендациями по воде
Основные проблемы:Было сложно собрать информацию о водоёмах, т.к. никаких других источников, практически кроме рассказов старожил нет. Сложно искать озёра и делать их описание, т.к. в большинстве своём это участки бывшего русла реки Осовец, которые заросли влаголюбивой растительностью. В места, куда мы обращались по качеству воды специалисты говорили только в устной форме, без официальных отчётов, т.к. данная информация считается конфедициальной.Гипотеза: В окрестностях посёлка находится огромное количество озёр и родников (около пятидесяти), которые питают своими водами р. Осовец. Важно сохранить это «богатство» для будущих поколений. Это очень важная работа - знать «свои корни», свой край и зная больше об употребляемых ресурсах (в данном случае - воде) сохранить своё здоровье, следуя данным рекомендациям Новизна выполненной работы заключается в том, что: - краеведческий и творческо – проектировочный аспект востребованы в практике отечественного современного образования для решения комплекса познавательных, воспитательных и коммуникационных задач. - краеведение используется как средство организации содержательного досуга детей. - возможность комплексного воздействия на личность и коллектив, так как во время экскурсий и сбора теоретического краеведческого материала задачи обучения, воспитания и оздоровления решаются комплексно. Используемые методы: теоретический анализ – исследовательский , картографический метод, метод полевых исследований, наблюдение.
Родники, находящиеся на берегах реки Осовец:ПионерскийСпортивный (Футбольный)Хрустальный (Банный)ДолгожданныйЦерковный Санитарно – бактериологическая лаборатория ОАО «Сетка»Отчёт: «Санитарно – эпидемиологическая обстановка на территории Володарского района»
№Наименование показателейЕдиницы измеренияНормативы (не более)В Решетихе проводят анализ 42 показателей – не соответствует всего 3. 1ЗапахПР*2-2МутностьНОМе*0,5 (1,5)***-3Цветностьград20 (35)-4ПривкусПР*2-5Водородный показатель, рН, в диапазонеединицы6,5-8,6-6Минерализация общаямг/дм31000 (1500)-7Жесткость общаямг-экв/дм37 (10)11- 14 – водопровод4 – в родниках8Сульфатымг/дм3250 (500)9Хлоридымг/дм3250 (350)10Медьмг/дм31,011Марганецмг/дм30,10, 1512Железомг/дм30,30, 3513Хлорфенолымг/дм30,0003Основные показатели качества питьевой воды
«Вода, содержащая «железо»Что делать?Последствия…. Озоновые установки предназначенные для многоступенчатой очистки холодной воды от посторонних запахов, привкуса, ионов железа и других металлов, в том числе и тяжелых, и ряда органических соединений. При употреблении воды с содержанием железа выше нормы человек рискует приобрести заболевания печени, аллергические реакции. С высоким содержанием марганца – сердечные болезни. Нужно отстаивать воду!
«Жёсткая вода»Содержание в воде кальция и магния придают воде жесткость. (норма «жесткости» воды – 7 ед.)«жёсткая вода» водопроводная - у нас 11 -14 ед.«мягкая» вода родниковая – у нас 3 - 5 ед.Труднее развариваются овощи и мясо;Увеличивается расход мыла при стирке;Накипь портит чайники и бытовую технику;Кожа шелушится, чешется;Трудно промыть волосы;В организме накапливаются соли, это приводит к заболеваниям суставов (артриты), к образованию камней в почках.Такая вода гиперактива;Попадая в организм, начинает восполнять недостающие ей элементы из органов человека; Похожа на дистиллированную воду, из которой удалены все: и полезные, и вредные микроэлементы; Вымывает кальций из костей, что ведет к развитию рахита, кости становятся хрупкими;С мягкой водой мы теряем и полезные для организма бактерии.
Как местные жители «борются» с некачественной водой?Результаты социологического опроса.Вывод: Большинство людей берёт родниковую воду по причине того, что пища получается вкуснее и люди видят, что накипи на посуде не остаётся. Вывод: Большинство жителей понимают, что пить «сырую» воду опасно. Почти все используют разнообразные формы очистки: многие отстаивают воду, кипятят, но большинство - используют фильтры.
Виды бытовых фильтровКувшинного типа Проточные рядом с мойкой (настольные)Проточные «под мойку» Системы обратного осмоса Многие приобретают небольшие фильтры – кувшины или те, которые присоединяются к крану. Они выглядят хорошо, но их серьезным недостатком является то, что они не рассчитаны на долгий срок работы. Нужно достаточно часто заменять фильтрующие элементы, иначе вторичное загрязнение возникнет ещё в большей степени, чем было ранее –как правило с большой концентрацией.
Достоинства ультрафиолетовой очистки воды:УФ-лучи уничтожают не только вегетативные, но и спорообразующие бактерии;Физико-химический состав обрабатываемой воды сохраняется;Отсутствуют вторичные продукты;Оборудование работает без специального обслуживающего персонала;Относительно дешёвый метод очистки.Минусы данной очистки воды:периодическая отмывка ламп от налетов осадков, требующаяся при обработке мутной и жесткой воды.
РодникиСкорость наполнения 1 литра водыКоличество воды, вытекающее за часСравнительные показатели – это много или мало?За сутки«Футбольный»4, 1 секунда878 литров146 бутылок бутилированной воды по 6 литров21. 072 литра воды«Церковный»5, 4 секунды667 литров46 бутылей по 19 литров16. 008 литров водыНаши исследования. Практическая значимость проектаМы измерили скорость течения воды в самых частопосещаемых жителямя Решетихи родникахЛюбая родниковая вода перед началом употребления должна пройти полный лабораторный анализ на безопасность. Вода из родника может оказаться даже опасней водопроводной, привести к инфицированию, отравлению, желче-, мочекаменной болези, к почечной недостаточности.
КладбищеАвтотранспорт – выхлопные газыЯдохимикаты с полей и огородовСвалки бытовых отходовАтмосферные водыНефтепродуктыКанализационные стоки, свалкиНорма органических разложений в воде – 5 единиц, в родниках п. Решетиха – их 50 единиц (превышение нормы в 10 раз).Почему родниковую воду пить опасно?
Человеку для нормальной жизнедеятельности требуется в день в среднем 2 литра питьевой воды.Водопроводная вода, ежедневно потребляемая нами, как правило, является некачественной. Она содержит многочисленные примеси.Из интернет ресурсов выяснили, что загрязненная вода, попадая в организм, вызывает 70-80% всех известных болезней и на 30% ускоряет процессы старения.
В естественном состоянии вода никогда не свободна от примесей. В литре пресной воды может содержаться до 1 г. различных солей. Бутилированная водаСтоимость 6 литров (в рублях)Затраты в месяцBON- AQUA942820FQUA - MINERALE822460«Святой источник»692139«Вода Сарова»611830«Агуша»832490«Я»601800«Дивеевская»601800Для смягчения воды ещё используем: кондиционеры для белья, кремы для рук, колгон для сохранности техники – на всё, в среднем уходит 3 – 5 тысяч в месяц.Доступный способ профилактики от накипи: для чайника – это прокипятить воду с уксусом, для стиральной машинки – лимонная кислота. 10 грамм при стирке 90 градусов.
Изучив литературу, побеседовав со специалистами, проведя множество исследований мы пришли к выводу, что наша гипотеза верна: вода, очищенная природой, не всегда пригодна для питья, так как может содержать вредные для здоровья человека вещества. Причины следующие:Вода в природе самостоятельно очищаться не успевает из-за активной и не всегда разумной деятельности человека.Из-за недостаточности средств очистные сооружения и колодцы не поддерживаются в должном состоянии.Рекомендации: Пейте только очищенную и проверенную воду! Сохраняйте естественные источники воды и защищайте их от всевозможного загрязнения.Бережно относитесь к своему здоровью и здоровью окружающих вас людей.Общий вывод по теме работы:Очень важно сохранить это «богатство»: родники, озёра, всё, что нас окружает, всё, что даёт природа для будущих поколений. Это очень важная работа - знать «свои корни», свой край и зная больше об употребляемых ресурсах (в данном случае - воде) сохранить своё здоровье, следуя рекомендациям специалистов.
Перспектива:Знакомство с озёрами: Большой Дол, Кривиль, Воложка, Сахариха, Басармы и многими другими.Организация постоянного трудового десанта – уборка мусора с берегов озёр, родников . Поддержка чистоты их берегов трудовыми бригадами МБОУ СОШ № 42.Оформление стендов школьного музея.Организация туристическо – краеведческих маршрутов для учащихся 5 – 6 классов школы № 42 п. Решетиха, которые посещают летний оздоровительный лагерь.Это учащиеся МБОУ СОШ № 42, которые тоже много сделали для того, чтобы наш посёлок был лучше и мы о нём знали гораздо большеПрактическая значимость проекта: Привлекли внимание учащихся школы к проблеме сохранения естественных источников воды и их защите от всевозможного загрязнения; Нашли и проанализировали информацию о способах очистки воды ; Выяснили, что 85% из числа опрошенных пьют очищенную воду, что очень правильно; Познакомили учащихся с возможными последствиями, связанными с ухудшением здоровья, после употребления некачественной воды; Разработали рекомендации для учащихся.
Вывод по теме:Существуем множество служб по охране ООПТ, в функции которых входит:• наблюдение за состоянием особо охраняемых природных территорий;проверка соблюдения установленного режима и иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях и их охранных зонах;• выявление, предупреждение и пресечение экологических правонарушений на особо охраняемой природной территории и в ее охранной зоне.Самая лучшая «защита» – это люди, которые живут в уникальных местах и просто приезжают их посмотреть. «Чисто не там, где убирают, а там где не мусорят». Мы учащиеся МБОУ СОШ №42 п. Решетиха призываем всех любит природу, ту, что сделала нас людьми и ту, что так украшает нашу жизнь. Решетиха, моя РешетихаНет роднее Земли у меняТы России великой частицаТы надежда и вера мояРешетиха, моя Решетиха…. Ю. Долотов
Список партнёров:Старожилы: Гурьев Анатолий Михайлович, Шут Маргарита Александровна.Автор стихов о посёлке: Багулина Наталья Александровна.Авторы фотографий: Котюсова Елена, Венедиктова Валерия, Хворых Владимир.Составитель карты озёр: Шут Андрей Анатольевич.Помогал развешивать таблички с названием озёр: Шут Пётр Андреевич и его сын Валерий.Изготовил таблички начальник отдела по охране природы районной администрации Фролов Валентин Михайлович.Организатор экспедиции к озёрам - руководитель краеведческого отряда «Родничок» Званцева Наталья БорисовнаРассказала о растительном и животном мире края Калинина Ольга Николаевна. Она же организовала для учащихся школ № 42 и 51 п. Решетиха выставку рептилий района. Мешки для сбора мусора (40 штук) и вывоз собранных отходов провела администрация посёлка Решетиха. (Курятников Максим Анатольевич).Добровольные пожертвования на таблички для озёр и благоустройства родника выделили частные предприниматели: Волков Александр Павлович, Павлов Василий Анатольевич.Сварщик железного короба для родника – Лукьянов Борис Владимирович.Благоустраивали родник и его окружение: Склянин Дмитрий, Клинов Сергей.Начальник химической лаборатории – Юрина Наталья НиколаевнаСотрудники экологического центра – Быкова Марина Сергеевна, Солнцева Татьяна АнатольевнаПомогла с оформлением работы – учитель географии Кузина И.В. Все авторы проекта выражают огромную благодарность людям, которые не остались равнодушными к истории и судьбе нашего посёлка, помогли собрать краеведческий материал, убрать мусор с берегов реки Осовец, благоустроить родники, узнать больше о воде – источнике долгой и здоровой жизни.
Список использованной литературы и интернет ресурсыПротасов В.Ф. «Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России.» Учебное и справочное пособие. М.: Финансы и статистика, 1999 г. Раздел 19. 5 «Вода как фактор здоровья» с. 350 – 368.Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Государственный доклад: О санитарно – эпидемиологической обстановке на территории Володарского муниципального района» Дзержинск 2014. http://www.nn.burovik.ru/vodopodgotovka-nn.html - водоочистка скважин Нижегородской области.http://aquakrat.ru/sitenews/kachestvo_vody_v_nizhegorodskoj_oblasti_zametno_uhudshilos/ - качество воды в Нижегородской области.http://market.yandex.ru/catalogmodels.xml?CAT_ID=975896&hid=90582 – фильтры и умягчители воды.http://hozarsenal.ru/index.php?route=information/articles/articles&article_id=12 – Что мы пьём? Качественные показатели воды.