Разработка учебного занятия по дополнительной общеобразовательной программе «Азбука Комсомольска» 1 год обучения (6-8лет) тема № 13: Буква «М»: мост.

муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования эколого-биологический центр










Разработка учебного занятия
по дополнительной общеобразовательной
программе «Азбука Комсомольска»
1 год обучения (6-8лет)
тема № 13: Буква «М»: мост.








Автор - составитель:
Рахматуллина Н.М.
ПДО МОУ ДО ЭБЦ


















Комсомольск-на-Амуре, 2016

Цель: запоминать букву «М», дать детям представление о мостах.
Задачи занятия по формированию УУД:
1 образовательные: расширить представления учащихся мостах, их назначении и строении .
2. развивающие: Развивать мелкую моторику рук, воображение, посредством создания макета Амурского моста из пластилина и зубочисток. Продолжить формирование умений работать в группах.
3. воспитательные: Воспитывать интереса к родному краю.
Тип занятия: комбинированный.
Оборудование: пластилин, зубочистки, картонные полоски 3см на 15 см, кубики, пластмассовая емкость(имитация водоема), стакан, лист бумаги, презентация, мультимедийный проектор, экран, колонки.
План занятия:
Организационный момент (3-5 мин.).
Актуализация знаний (7-10 мин.).
Объяснение нового материала (15 мин.).
Динамические паузы (2-3 мин.)
Изучение нового материала (15 мин)
Динамические паузы для глаз (2-3 мин.)
Закрепление материала (10 мин.)
Рефлексия. Подведение итогов (10 мин.)

Ход занятия
1.Организационный момент
С добрым утром, начат день!
Первым делом гоним лень!
На занятии не зевать
Красиво, четко отвечать! Слайд № 1
- Ребята, давайте сейчас поздороваемся друг с другом. Будем передавать мячик по кругу и тому кому передаем говорить «Здравствуй» и называть имя, того кому передаем
- Поздоровались, молодцы, а теперь давайте повторим правило поведения на занятии.
(дети хором повторяют правила)
Внимательно слушай,
Другим не мешай,
Когда тебя спросят,
Тогда отвечай! Слайд № 2
Мы на каждом занятии говорим о новой букве, сегодня мы будем говорить о букве «М» и объектах нашего города, которые начинаются на эту букву. Слайд № 1
2. Актуализация
Сообщение темы занятия, разделить ребят на 2 команды (за каждый правильный ответ по 1- карточке)
Повторение пройденного материала
Задание №1 - Перед вами картинки, выберите те, на которых изображенные предметы, начинаются на букву «М». Слайд № 3 (Приложение № 1)
3. Изучение нового материала
- Сегодня мы поговорим о мостах. Какие типы мостов бывают, поговорим о Амурском мосте. И в конце занятия вы мне скажете, к какому типу относится наш Амурский мост. - -- Что такое мост? (ответы детей) Слайд № 4
мост - это сооружение, помогающее пересечь реку, озеро, ущелье или любое другое препятствие. Мост - это одна из первых инженерных конструкций, придуманная человеком.
Какая самая большая река протекает по нашему краю?
- Амур
Это первое чудо Хабаровского края. Как вы думаете , какое второе чудо нашего края?
(Ответы детей)
- Это Амурский мост. Почему же его назвали чудом?
Потому что он красивый, самый протяженный и на нем два яруса: для автомобилей и поездов
- Я приглашаю вас сегодня вместе повторить ход развития мостостроения и пройти все его этапы на собственном опыте. Для этого нам понадобится мисочка с водой, символизирующая реку, пластилин, зубочистки и полоски картона.
Чтобы понимать, о чем будет говориться дальше, я предлагаю разобраться с инженерными понятиями, касающимися мостов. Посмотрим на рисунок Слайд № 5
Итак, мост состоит из пролетных строений и опор.
Пролетные строения - это собственно сам мост. То, по чему переходят реку люди или переезжает транспорт. Пролетные строения бывают самыми разными - балочными, фермовыми, арочными, вантовыми и еще несколько других видов. О каждом из них мы поговорим отдельно.
Опоры - это те конструкции, на которые мост (точнее, его пролетные строения) опираются и которые распределяют нагрузку, давящую на сам мост. Опоры, стоящие на берегах реки в обоих концах моста называются устоями. А промежуточные опоры, стоящие в воде - быками.
- Теперь, когда о мостах мы уже кое-что знаем, отправимся в путешествие в далекое прошлое.
- что бы сделал человек, если бы ему надо было попасть на другой берег речки? А из материалов и инструментов у него были бы только самые простые - дерево, камень, веревки?
(ответы детей) что срубил бы достаточно высокое дерево, перекинул бы его через реку и перешел бы на другой берег по нему. Наверное, именно так и выглядели самые первые мосты на свете.
По одному бревну передвигаться не очень удобно, но если выложить ими целый ряд, то получится обыкновенная дорога, по которой легко перебраться на другую сторону. Именно так долгое время выглядело большинство мостов. Этот тип мостов называется балочным. Слайд № 6
Кроме того, в те же давние времена были изобретены остальные основные конструкции мостов - распорные (арочные и подвесные) и понтонные. Слайд № 7
Например, подвесные мосты тоже имеют очень давнюю историю. Слайд № 8
Они были распространены (и используются по сей день) в горных районах нашей планеты. В Индии, Китае, в Южной Америке. Везде, где есть узкие, но очень глубокие ущелья. Строятся они очень просто. На другой берег перебрасывается (или переносится вплавь) один из концов веревки. Второй конец остается на этом берегу. Оба конца закрепляются. Получается канатный мостик
Еще один вид мостов - понтонные. Слайд № 9
Так называют плавучие мосты, пролеты которых опираются не на твердые опоры, а на плавающие в воде объекты - понтоны. Понтонами могут быть просто несколько бочек, связанных одна с другой и поставленных на якорь. Или какие-то плоты. Но и висячие мосты, и понтонные в те далекие времена использовать было не очень удобно. Они были ненадежными и сложными в эксплуатации.
С балочным мостом мы уже познакомились. Он достаточно прочен и его легко строить. Но со временем оказалось, что у такого моста есть ряд недостатков. Самый главный из них тот, что под большим грузом он прогибается. Человек свободно проходит по нему, а вот груженая повозка уже может мост прогнуть и даже переломить.
что же можно сделать, чтобы мост не прогибался?
подставить под длинный пролет опору! Слайд № 10
Если мы взглянем на Рисунок 1, то вспомним, что такие промежуточные опоры называют "быками". Правда, необычное название? У детского писателя А. Шибаева есть такое забавное стихотворение:
"Что за шутки? Говорят,
На быках мосты стоят!
Вот он, мост,
Под ним река
Ни единого быка!
Не пойму я ничего:
Утонули, что ли?
Или все до одного
Убежали в поле
От нелёгкого труда?
Ну, а мост на чём тогда?.."
Промежуточная опора-бык поможет и при второй проблеме: если длина балки моста короче длины реки. Ведь не всегда можно найти такое бревно, чтобы оно доставало с одного берега до другого. Тогда и кладут несколько балок, опирая их концами на опоры, стоящие в воде
Долгое время прочности деревянных балочных и каменных арочных мостов хватало, чтобы обеспечивать движение любых грузов через реки. Но вот пришел 19 век. А вместе с ним появились новая техника и новые материалы. По всему миру стала активно строится сеть железных дорог. И вот тогда обнаружилось, что старые мосты для нее не подходят. Чтобы выдерживать тяжелые грузовые составы понадобились мосты еще более прочные, чем традиционные каменные. И тогда люди для строительства мостов начали использовать сталь. Стальной мост крепок, строить его быстрее и дешевле, чем каменный. Но в конструкции стальных мостов потребовались улучшения. Для них стали использовать фермы. Слайд №14
Фермы - это такие металлические решетчатые конструкции. Сейчас мы чаще всего их видим на железнодорожных мостах, опорах линий электропередач, подъемных кранах. Они придают крепость сооружению за счет перераспределения нагрузки между всеми элементами.
4. Динамические паузы (2-3)
Слайд № 15
5. Изучение нового материала (15 мин)
Давайте сравним простой балочный мост и такой же балочный мост, укрепленный фермами. Уже на этапе сборки можно своими руками почувствовать, насколько полоса, состоящая из треугольников, крепче простой линейной конструкции. Попросите ребенка повертеть мост в руках - он обязательно оценить его крепость.
- Давайте с вами построим свой мост, укрепленный фермами. На каждой парте лежат по 19 спичек, пластилин и картонные балки. Наша задача построить мост, похожий на мост через реку Амур. Каждый из вас должен построить из спичек и пластилина по одной половинке фермы моста, состоящую из 11 спичек. Слайд № 16
Затем мы соединим эти половинки и у нас получится по одному пролету моста на парте, из этих частей мы построим большой мост.

6. Динамические паузы (2-3 мин.)
Cлайд № 17
7. Закрепление материала (10 мин.)
Ну а теперь самый главный вопрос, который очень интересовал мою дочку все то время, пока я рассказывала о строении мостов. Да, мосты бывают длинные и короткие, ровные и выгнутые, деревянные и стальные, крепкие и не очень. Но как их ставят на опоры в реке? Ведь там же вода?
придумать какой-нибудь способ, чтобы можно было поставить опору для моста посреди реки ?
(ответы детей) Реку надо просто осушить! Можно прорыть для нее временное русло, и когда вода уйдет, спокойно построить опору на сухом месте. Можно дождаться естественного падения уровня реки
Этот способ, конечно, подходит не всегда (спросите малыша, а когда он не может применяться?). Поэтому наряду с ним используют и другие способы. Например, если грунт в месте строительства моста позволяет, то в дно можно вбить сваю - опору с заостренным концом. Сваи вбивают обычно прямо с судна. И опора прочно укрепляется на дне. В нашей модели мягкий грунт мы смоделировали пластилином - в него очень крепко встала свая-палочка.
Но если мы по какой-то причине не можем это сделать, то можно опору установить на фундаменте. Этот способ часто используют в современном мостостроении. Но как же сделать бетонный фундамент под водой? Во-первых, бетон может застывать и в воде. А во вторых, в том месте, где будут производится работы можно воду и убрать. Делается это с помощью кессонов.
Чтобы понять, что это такое, проведем один физический опыт. Даже не опыт, а фокус. Для него нам понадобится миска с водой, пустой стакан и большой кусок скомканной бумаги. Вложите бумагу в стакан так, чтобы комок там плотно застрял и не выпадал при переворачивании. И скажите малышу, что вы сможете перевернуть вверх ногами и погрузить стакан с бумагой в воду так, что бумага останется совершенно сухой. А потом просто проделайте то, что сказали. Никаких особых навыков вам не понадобится - просто поставьте стакан вверх дном в миску. И вы увидите, что воздух в стакане так и остался. Он вытеснил воду с этого места и внутри миски с водой образовался воздушный колокол. И бумага осталась совершенно сухой - достаньте стакан обратно и убедитесь в этом.
Вот на наш стакан и похож кессон. В нужном месте устанавливают цилиндрическую водонепроницаемую камеру, открытую снизу. И в этом месте создается воздушный колокол, дно реки освобождается. В камеру через специальный шлюз забираются рабочие и устанавливают опору.
Вот так все просто и интересно!

8. Рефлексия. Подведение итогов (10 мин.):
- Ребята, скажите, что вам больше всего понравилось на занятии?
- А что было самым сложным?
15