Сценарий спектакля Памяти набат
70- летию победы в Великой Отечественной войне посвящается творческий вечер «ПАМЯТИ НАБАТ».
Цель: воспитывать чувство патриотизма, любви к Отечеству, памяти к прошлому своего народа.
Область применения: творческий вечер, посвященный победе советского народа в Великой Отечественной войне.
Формы и методы реализации: на предварительном этапе работы учащиеся готовят выразительное чтение стихотворений, репетиция военного спектакля, делается запись музыкальных военных композиций.
Оформление: фотографии военных лет, рисунки школьников.
Результат: мероприятие должно вызвать у учащихся чувство сострадания к чужой боли, научить восхищаться и гордиться героизмом поколения дедов и отцов.
Ход мероприятия.
Занавес закрыт. На сцене 3 мальчика в военной форме. Звучит грозная музыка.
Юноша 1. Я недавно смотрел старый фильм о войне
И не знаю, кого мне спросить,
Почему нашим людям и нашей стране
Столько горя пришлось пережить?
Почему сыновья не вернулись домой?
Сколько жен потеряли мужей?
Отчего красны девицы ранней весной
Шли гулять без любимых парней?
Дети детство узнавали в руинах домов,
Эту память вовек не убить,
Лебеда - их еда и землянка- их кров,
А мечта – до победы дожить.
Я смотрю старый фильм и мечтается мне-
Чтобы не было войн и смертей,
Чтобы мамам страны не пришлось хоронить
Вечно юных своих сыновей.
Юноша 2. Тем, кто шел в бой и выстоял….
Тем, кто согревался дыханием в студеную зиму…
Тем, кто на переправах шел, словно камень, ко дну….
Тем, кто свою грудь подставлял под пули, защищая друзей….
Юноша 3. Тем, кто направлял свой горящий самолет на врагов…
Тем, кто сердце отдавал за Родину…
Тем, кто под машины ложился вместо поддонных мостов…
Тем, кто жизнь не пожалел…
Горохов Ю. Всем, кто ушел в бессмертный бой и победил, посвящается наш вечер ПАМЯТИ.
Звучит военная песня «Вставай, страна огромная». Выходят 3 девушки в военной форме.
Девушка 1. Нет ни одной семьи, которой бы не коснулось страшное горе, большая беда, имя которой - ВОЙНА.
Девушка 2. Цветок, в росинках весь, к цветку приник
И пограничник протянул к ним руки,
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезли в танк, закрыли люки.
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких- то пять минут осталось.
Девушка 3. Мы должны помнить о страшной цене, которую заплатили за победу миллионы воинов.
Но сколько людей трудилось в тылу, чтоб приблизить долгожданную победу…
Женщины шли, на плечах лопаты-
Окопы рыть под Москвой.
Страна смотрела на людей с плаката-
Седая, с непокрытой головой.
Звучит военная песня «Алеша» Э.Колмановского. После окончания песни на сцене 3 мальчика.
Юноша 1. Но сражались в эту страшную войну не только мужчины и женщины. Страшно, когда дети становятся солдатами. Мы знаем множество историй о мальчишках, ставших сыновьями полков. Много ребят сложили свои юные головы на поле брани.
Юноша 2. Поверьте, это совсем не просто-
Жить так, чтоб гордилась тобою страна,
Когда тебе вовсе еще не по росту
Шинель, оружие и война.
Юноша 3. В ночь на 1 мая 1945 года Красное знамя Победы было над Рейхстагом и гордо развевалось над поверженным Берлином. То, чего так долго ждали, к чему непреклонно шли тяжелой солдатской дорогой войны, свершилось!
Звучит военная песня «День Победы». Выходят 3 девушки.
Девушка 1. Да, мы победили, мы принесли свободу и своему народу, и многим народам Европы. Мы утвердили мир на Земле… Но какой дорогой ценой! Сколько героев не дожило до светлого праздника Победы! Они не забыты, они всегда в наших сердцах – люди одной героической судьбы.
Девушка 2. Пришло мирное время, но шрамы войны остались в каждом городе, в каждом селе. Созданы мемориальные комплексы, места боёв отмечены обелисками, памятники с красными звездами хранят имена погибших героев. Они пали, их нет, но они живут в нас. И их мысли и чувства должны обрести голос.
Человеческая память! Время не властно над ней! И сколько бы лет и десятилетий ни прошло, люди Земли снова и снова будут возвращаться к нашей Победе, ознаменовавшей торжество жизни над смертью, разума над безумием, гуманности над варварством.
Девушка 3. Помните! Через века, через года, помните! О тех, кто уже не придёт никогда - помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны, вечно достойны!
Люди! Покуда сердца стучатся- помните!
Какою ценой завоевано счастье - пожалуйста, помните!
Девушки уходят, занавес открывается. На стене написано ЕСЛИ Б НЕ БЫЛО ВОЙНЫ. Звучит песня в исполнении В. Толкуновой «Если б не было войны».
Сцена 1.
На сцену через зал идет ученик, возмущается, что-то ворчит себе под нос. Выйдя на сцену, кидает портфель. На сцену выходит бабушка.
Бабушка: Что случилось, внучек?
Внук: Да надоело все! На улице весна, гулять охота, а нам опять в школе сочинение задали. Да еще тема такая, убиться можно.
Бабушка: И что же за тема?
Внук: «Если б не было войны». Ну и что это за тема? Откуда я знаю, что бы было, если бы не было войны? Она была! Пусть наша учительница историю лучше изучает!
Бабушка: Я тебе помогу, не переживай. У меня был старший брат, он был гораздо старше меня. После войны мы с ним часто мечтали, как бы сложилась наша жизнь, если б не было войны. И он даже начал записывать наши мечты и воспоминания. Вот возьми его дневник, прочти, может, что-нибудь для себя найдешь.
Бабушка уходит со сцены.
Сцена 2.
Внук выходит на авансцену, открывает тетрадь, читает:
Внук: Меня зовут Дмитрий Самойленко, мне семнадцать лет, 21 июня 1941 года я закончил школу. Буду поступать в медицинский институт, хочу стать великим хирургом и спасать человеческие жизни. И моя мечта сбудется!
С другой стороны выходит ученик.
Ученик 1: Меня зовут Николай Дорохов. Мне 17 лет, 21 июня 1941 года я закончил школу. Потом я поступал в архитектурный институт. Стал известным архитектором и построил в центре Москвы самое красивое здание в мире!
Из центра выходит ученица.
Ученица 1: Меня зовут Аня Синицына, 21 июня 1941 года я закончила балетное училище. Скоро я стану знаменитой балериной, я буду выступать в Большом театре, мое имя будет известно во всем мире!
Внук: Эта история - обычная фантазия со счастливым концом, но увы, все было далеко не так, как нам бы хотелось.
Взрыв. Гаснет свет.
Сцена 3.
Звучит мелодия «Рио-рита», зажигается свет. На сцене танцуют молодые пары. Смех, разговоры.
1девушка: Ребята, как здорово! Школа позади, у нас целая счастливая жизнь!
1 юноша: Давайте сейчас загадаем желания, а когда мы встретимся с вами через 20 лет, расскажем друг другу, сбылись ли они.
2 девушка: Я стану учительницей младших классов.
2 юноша: Я стану известным хирургом.
3 девушка: Я стану актрисой, выйду замуж, и у меня будет трое детей.
3 юноша (шутливо): А я стану известным путешественником, женюсь на Ленке, и у НАС будет трое детей!
Девушка кричит на него, они, шутя, начинают гоняться друг за другом.
1 юноша: ребята, а вдруг война?
Все замирают, удивленно смотрят на него.
1 девушка: Не говори глупости, Юрка! Война! Откуда ей взяться?
2 юноша: Но даже если она начнется, мы быстренько победим врагов и пойдем осуществлять свои мечты!
Девушки (хором): Ребята, прекратите! Что вы заладили.
Звучит сообщение Левитана о начале войны. Мелодия «Вставай страна огромная!» Девушки пугаются, юноши пытаются их закрыть собой, все разбегаются в разные стороны.
Сцена 4.
Юноша вбегает на сцену.
Юноша: Мама, отец, вы где? Вой…
На полуслове обрывает, на сцену выходит отец, на ходу собирает мешок, за ним идет заплаканная мать.
Отец: Сын, я ухожу на фронт. Ты береги мать.
Мать: Он тоже скоро уйдет. Ему через полгода 18 лет исполниться.
Сын: Отец, я провожу тебя?
Отец с сыном уходят, мать идет за ними, но останавливается на краю сцены.
На сцену выбегают девушка и юноша, они о чем-то спорят.
Он: А я говорю, это ты должна остаться с матерью, ты девушка!
Она: Ну и что, я курсы медсестер закончила, а тебе еще только семнадцать. Так что ты остаешься.
На сцену выходит мать, дети ее не замечают, продолжают спорить.
Он: Я паспорт подделал, так что мне восемнадцать! И вот повестка из военкомата.
Она: Ну и как мы ей скажем, что и я и ты уходим? Она этого не переживет.
Мать: Переживу. Идите, мои хорошие, раз так надо.
Прощается с детьми, ребята уходят, а мать выходит на край сцены. Две матери стоят на разных концах сцены и смотрят вдаль.
1 мать: До свидания, мальчики!
2 мать: Мальчики, постарайтесь вернуться назад!
Сцена 5.
На сцену выходит ученик.
Ученик: Мой дедушка Фельдшеров Иван Федотыч служил в Бресте, осенью он должен был вернуться в родное село. Дома его ждала любимая девушка… Он погиб в первые дни войны…
Звучит мелодия «Прощание Славянки» , паровозные гудки. Юноши прощаются с девушками. По сцене идет маленькая девочка, волоча за собой медведя, плачет. Один юноша замечает ее.
Юноша: Малышка, ты что плачешь?
Девочка: Я маму потеряла.
Юноша: Давай я тебя подниму, может мама тебя увидит?
Поднимает девочку на плечи. Она видит мать, бросается к ней, но останавливается, подбегает к юноше, целует его, шепчет
Девочка: Возвращайся назад.
Звучит команда «По вагонам!» Молодые люди строятся и под песню «Помните ребята» уходят со сцены. Девушки подходят к краю сцены.
1: Ах, война, что ты, подлая, сделала?
2: Стали тихими наши дворы.
3: наши мальчики головы подняли, повзрослели они до поры.
4: на пороге едва помаячили и ушли за солдатом солдат.
5: До свидания, мальчики, мальчики, постарайтесь вернуться назад.
Снова звучит песня, девушки надевают пилотки и уходят со сцены.
Выходят матери.
1:
Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:
Вместо свадеб — разлуки и дым!
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестренкам своим.
Сапоги... Ну куда от них денешься?
Да зеленые крылья погон...
2:
До свидания, девочки!
Девочки, постарайтесь вернуться назад!
Сцена 6.
На сцену выходит ученица.
Ученица: мама мне часто рассказывала о прабабушке, Юлии Васильевне Кочевниковой. Она училась в педагогическом институте, когда началась война. Закончив курсы медсестер, прабабушка ушла на фронт. За время войны она вынесла с поля боя сотни раненых бойцов. Ее рост был метр пятьдесят, а вес всего 45 килограмм, а еще прабабушка очень боялась крови.
Сценка «На привале»
На сцене сидят бойцы, один играет на гармони грустную мелодию. Смеясь выбегают девушки в гимнастерках, с венками на голове.
1 девушка: Эй, бойцы, что загрустили? Посмотрите, утро какое чудесное! Ноги так и просятся в пляс.
2 девушка: Эх, как я бывало кадриль танцевала на праздниках, все парни от восторга к моим ногам падали!
3 девушка: А что, может мы и сейчас еще плясать не разучились! А ну, гармонист, врежь-ка кадриль!
Танцуют «Кадриль» После танца все уходят вглубь сцены. На авансцене остаются две девушки.
1:
- Знаешь, Юлька, я – против грусти,
Но сегодня она не в счёт.
Дома, в яблочном захолустье
Мама, мамка моя живёт.
У тебя есть друзья, любимый
У меня – лишь она одна.
Пахнет в хате квашней и дымом.
За порогом бурлит весна.
Старой кажется: каждый кустик
Беспокойную дочку ждёт …
Знаешь, Юлька, я – против грусти,
Но сегодня она – не в счёт.
Поворачивается спиной и уходит вглубь сцены. Пулеметная очередь.
2:
Знаешь, Зинка, я – против грусти,
Но сегодня она не в счёт.
Дома, в яблочном захолустье,
Мамам, мамка твоя живёт.
У меня есть друзья, любимый,
У неё ты была одна.
Пахнет в хате квашнёй и дымом,
За порогом стоит весна.
И старушка в цветастом платье
У иконы свечу зажгла.
Я не знаю, как написать ей,
Чтоб тебя она не ждала?!
Сцена 7.
С разных сторон на сцену выходят ученики и ученицы.
Ученица 1: Мой прадед погиб под Москвой.
Ученица 2: Мой участвовал в боях под Сталинградом.
Ученица 3: А мой пропал без вести в Берлине, в последний день войны.
Выходит 1юноша в солдатских шинелях.
Ученица 1:
Сталинград. Зима. Пехота.Не дает «Катюша» спать.Знаешь, мама, жить охота,Не охота умирать…Ученица 2:200 граммов греют душу,От мороза в двадцать пять.Под гармошку песни слушал,Не охота умирать…Ученица 3:Орден или похоронку?Да зачем сейчас гадать!Видел я во сне сестренку,Не охота умирать…Ученик 4:Помянет быть может кто-то,Но не надо душу рвать…Всем в семнадцать жить охота!Не охота умирать…
Песня «Последний бой».
Сцена 8.
Выходит ученик.
Ученик 1: Моя прабабушка всю войну ждала своего мужа, моего прадедушку. Он был очень талантливым ученым-биологом. Он мог не пойти на войну, прабабушка рассказывала, что ему давали какую-то бронь, но он отказался и ушел. Прадедушка мог бы сделать очень много важных открытий. Если б не было войны.
Выходит ученица.
Ученица 2: сестра моей бабушки получила похоронку от мужа в 42 году, сын пропал без вести в 43. Но она ждала их до конца войны. А вместе с ней ждала своего любимого девушка ее сына. И они вернулись… Оба… Скажите – сказка. Нет, так иногда бывает, к сожалению, очень редко.
Сценка «Письмо»
Женщина:
Мне говорят:
Нету такой любви.
Мне говорят:
Как все,
Так и ты живи!
Больно многого хочешь,
Нету людей таких.
Девушка:
Зря ты только морочишь
И себя и других!
Говорят: зря грустишь,
Зря не ешь и не спишь,
Не глупи!
Мужчина:
Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди.
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Юноша:
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Женщина:
…А она есть.
Есть.
Есть.
А она – здесь,
Здесь,
Здесь,
В сердце моем
Теплым живет птенцом,
В жилах моих
Жгучим течет свинцом.
Девушка:
Это она – светом в моих глазах,
Это она – солью в моих слезах,
Зрение, слух мой,
Грозная сила моя,
Солнце мое,
Горы мои, моря!
От забвенья – защита,
От лжи и неверья – броня…
…если ее не будет,
Не будет меня!
Мужчина:
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня.
Юноша:
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души…
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Девушка:
… А мне говорят:
Нету такой любви.
Мне говорят:
Как все,
Так и ты живи!
Юноша:
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет – повезло!
Не понять неждавшим, им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Мужчина:
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, -
Просто ты умела ждать, как никто другой.
Женщина:
А я никому души
Не дам потушить.
А я и живу, как все
Когда-нибудь
Будут жить!
Крики «Ура! Победа!». Музыка «День Победы»
Сцена 9.
На сцену выходит девочка с мишкой в руках. Выходит юноша.
Юноша: Эй, малышка, ты опять потерялась? Давай я тебя подниму повыше и ты увидишь свою маму.
Девочка: А мамы нет, и братика, и папы. Все умерли в блокаду, я одна.
Юноша: Ничего, моя родная, помнишь, ты просила, чтобы я вернулся? Пойдем домой, наша мама ждет.
Сцена 10.
Гаснет свет, потом опять зажигается. На авансцене сидит мальчик, читает тетрадь. К нему подходит бабушка.
Внук: Бабушка, а как бы сложилась твоя жизнь, если б не было войны.
Бабушка: У меня были бы другие родители и другой брат.
Протягивает внуку медвежонка.
Звучит песня «Если б не было войны», под нее на сцену собираются все участники творческого вечера Памяти.
На фоне музыки «Журавли» ребята говорят заключительные слова.
Ученик 1. Мы должны помнить о прошлом и смотреть в будущее.
Мы должны понимать, что ничто не оправдывает войну, потому что она забирает самое ценное- жизнь.
Ученица 1.Пусть каждый из нас склонит голову перед величием подвига, который совершили люди моей крови. Герои, они никогда не будут забыты нами.
Ученица 2.Поклонимся великим тем годам,
Тем славным командирам и отцам,
И маршалам страны, и рядовым,
Поклонимся т мертвым, и живым,
Всем тем, которых забывать нельзя.
Поклонимся, поклонимся, друзья!
Всем миром, всем народом, всей Землей
Поклонимся за тот великий бой!