Конспект урока по истории Казахстана для 10 класса Золотая Орда и Ак Орда
Тема урока: «Золотая Орда и Ак орда»
Цель: повторить, закрепить, обобщить знания учащихся по теме «Золотая Орда и Ак орда»
Задачи:
1 задача 2 задача 3 задача
Повторить и систематизировать знания по экономике, политической истории социальных и культурных изменениях в государствах Золотая орда и Ак орда Развивать умение определять причинно-следственные связи, исторические закономерности. Развивать навыки анализа. Развивать навыки функциональной грамотности Способствовать воспитанию самостоятельной, целеустремленной, личности, ориентированной на познавательную деятельность
Дидактический материал Ожидаемые результаты
- карта «Государства XIII-XIV вв»
- листы, маркеры, задания
- интерактивная доска
-презентация -систематизирую материал по основным направлениям развития экономики, политики, социальным и культурным изменениямв государствах в рамках подготовки к ЕНТ
Методы: Д/З
Поисковая работа, работа в группах, исследование, инсерт, Тип урока: урок повторения и обобщения 10 класс
Ход урока:
I. Организационный момент: учащиеся разделены на четыре группы.
- В составе групп (художник, лидер, тайм кипер, два участника)
- Проверка учащихся по журналу
- Сообщение темы и целей занятия
- сообщение общего плана занятия
- ознакомления с правилами работы группы (не перебивать, внимательно слушать, здесь и сейчас, не комплексовать, не критиковать, быть активным)
– добавить «свои» правила
- раздача дескрипторов
II Модуль проверки домашнего задания
Проводится в виде игры по теме Монгольское государство
1 тур - байга – вопросы задаются на скорость, в случае нарушения дисциплины баллы снимаются с команды в следующих турах
1. По сведениям «Тайной истории монголов» монгольские племена в начале XIII в. находились в мирных и добрососедских отношениях с
Керейским ханством.
2. При дворе Керейского хана, воспитывался будущий предводитель монгол
Чингисхан.
3. При рождении основателю монгольской империи Чингисхану было дано имя
Темучин.
4. В 1211-1215 гг. монгольская армия вторглась на территорию
Китая.
5. Основной закон Монгольского государства +-«Яса»
6. По основному закону - «Ясе», высшим органом Монгольского государства был
курултай.
7. Желая привлечь население Жетысу, на свою сторону монголы издали указ, по которому
запрещалось грабить местное население.
8. Из-за найман, которые вызвали межрелигиозное противостояние в регионе, многие города Жетысу сдавались монголам без боя, в том числе
Баласагун.
9. Поводом для вторжения монгол на территорию Казахстана и Среднюю Азию стала
гибель в Отраре торгового каравана посланного Чингисханом.
10. Поводом для вторжения Чингисхана на территорию Южного Казахстана стала гибель и разорение монгольского торгового каравана в городе
Отраре.
11. Население города Отрара держали оборону города
шесть месяцев.
12. Население Отрара шесть месяцев держали оборону во главе с правителем города
Каир ханом.
15. Завоеванные земли Чингисхан поделил между сыновьями, территория от Иртыша и до Восточной Европы входили в улус
Жоши.
16. Завоеванные земли Чингисхан поделил между сыновьями, Южный и Юго-восточный Казахстан, а так же Средняя Азия вошли в улус
Чагатая.
17. Центром улуса Чагатая, куда вошли территория Средней Азии, Южного и Юго-восточного Казахстана был город
Алмалы.
18. Завоеванные земли Чингисхан поделил между сыновьями, территория Тарбагатая и верхнее течение Иртыша вошли в улус
Угэдэя.
19. Огромную территорию Евразии в XIII в. охватили
Монгольские завоевания.
20. Сколько всего улусов было в составе Монгольской империи – 4 21. Какой город был столицей Монгольской империи - Каракорум
2 тур – Таймлайн и 3-й тур Кто это? Проводится одновременно
2-й тур Таймлайн
Интерактивная доска
«Ключевые даты» - приведите в соответствие – тайм-кипер
№ Дата № Событие
1 1155 г. A Монгольская армия вторглась на территорию Китая в
2 1206 году B Все присырдарьинские города оказались полностью под властью монгол в результате военных компаний в
3 1211-1215 гг. C Используя напряженную обстановку, вызванную межрелигиозным противостоянием, монголы вторглись в Жетысу в
4 1218 D 150 тысячное войско Чингисхана вторглись на территорию Южного Казахстана в
5 1219 г. E Раздел империи Чингизханом
6 1219-1220 гг. F Темучин был провозглашен верховным правителем – Чингисханом в
7 1223 г. G Смерть Чингизхана
8 1224 г. H Сражение на реке Калке
9 1227 г. I Основатель монгольской империи Чингисхан родился в
J Гибель и разорение монгольского торгового каравана в городе Отраре, послуживший поводом для вторжения Чингисхана, произошло в
Ключ:
3-й тур Кто это? – конкурс капитанов
О ком написаны слова?
1. «Происходя из народа, по-видимому, не имевшего до него письменности и развитых государственных институтов, он был лишён книжного образования. С дарованиями полководца он соединял организаторские способности, непреклонную волю и самообладание. Не отказывая себе в радостях жизни, он оставался чужд излишеств, несовместимых с деятельностью правителя и полководца, и дожил до преклонных лет, сохранив в полной силе свои умственные способности» Чингизхан
2. Он принадлежал к родственникам Туркан-хатун, матери султана, его называли Иналчук, но больше он стал известен под прозвищем . Он согласно приказу султана, умертвил послов, и тем самым он разорил целый мир и обездолил целый народ
Каир – хан
3. «Полководец и военачальник. Чингизид. Получил от отца огромный улус, в который вошли не только покоренные земли, но и еще не захваченным монголами. По преданию обидевший отца и погибший на охоте» - Джучи
4. Царь христиан, правитель хуннских варварских племён, именуемых кереит. Он покинул веру отцов и стал поклоняться странным богам. При его дворе воспитывались будущие правители степных племен, в том числе и один из величайших завоевателей – Тогорил, Тогрул
III Модуль актуализации опорных знаний
1) Мотивационная часть
Стратегия «Знаю – Хочу узнать – Узнал»
Знаю
Хочу узнать Узнал
2) Экскурс в прошлое – рассказ учителя с опорой на интерактивную презентацию
3) Знакомство с текстом
1 и 3 группы Золотая орда
2 и 4 группы Ак орда
Работа методом «Инсерт»
В процессе чтения учащиеся маркируют текст значками (" V " - уже знал; " + " - новое; " - " - думал иначе; " ? " - не понял, есть вопросы);
4) Внутреннее взаимооценивание в группе
Во время знакомства с текстом мой напарник выписывал тезисы, подчёркивал ключевые моменты карандашом в тексте = 1 балл
Во время знакомства с текстом мой напарник НЕ выписывал тезисы, НЕ подчёркивал ключевые моменты карандашом в тексте = 0 баллов
Выставление баллов в дескриптор
5) Перессказ предложенного текста по пунктам инсерта
Пересказ моего напарника был чётким и последовательным, не было долгих пауз, мне не приходилось помогать ему и Я ВСЁ ПОНЯЛ = 3 балла
Пересказ моего напарника был чётким и последовательным, не было долгих пауз, мне не приходилось помогать ему, но У МЕНЯ ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ = 2 балла
Пересказ моего напарника был НЕчётким и НЕпоследовательным, были долгие паузы, мне приходилось помогать ему = 1 баллу
Мой напарник не смог пересказать текст = 0 баллов
Выставление баллов в дескриптор
6. Обобщение по теме – составление кластера
1 и 3 группа Ак Орда
2 и 4 группа Золотая орда
1 группа – Ак Орда – визитка и Политическое развитие
2 группа – Золотая орда – экономика и культура
3 группа – Ак орда – экономика и культура
4 группа – визитка и политическое развитие
Выставление баллов в дескриптор – оценивание другой группы – напарники по теме (оценивают сам кластер)
7) Защита кластеров
Выставление баллов в дескриптор – оценивание другой группы – группа освещающая другое государство (оценивают выступление)
IV Модуль закрепления
1) Подведение итогов урока
Заполнение последнего столбика таблицы ЗХУ
2) Закрепление – дорогие и дешевые вопросы.
V Рефлексия