Технологическая карта урока литературного чтения на тему Н. Носов. На горке. Обучение творческому пересказу
План-конспект урока
Фамилия, имя, отчество учителя начальных классов: Копцева Галина Михайловна
Место работы: МБОУ «Школа № 6» г. Курчатова
Класс: 2 класс (КРО VII вида).
Предмет: литературное чтение
Название учебника: Климанова Л. Ф. Литературное чтение,2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч 1. – М.: Просвещение, 2012.
Название раздела, темы в учебнике: «Мы – друзья», Н. Носов «На горке», стр. 119-122.
Тема урока: Н. Носов «На горке». Обучение творческому пересказу.
Цели урока:
Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к героям художественного произведения; желание читать художественные произведения о дружбе.
Научить составлять план текста; пересказывать текст, используя план и иллюстрации; пересказывать рассказ от лица главного героя; подбирать пословицы к содержанию текста; читать рассказ по ролям; формулировать правила дружеских отношений; адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.
Задачи урока:
образовательные:
способствовать формированию целостного представления об основной идее рассказа;
содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков: бегло, сознательно и правильно читать, находить в тексте ключевые слова, позволяющие характеризовать героя;
создать условия для выразительного чтения;
способствовать коррекции речи, совершенствовать грамотный строй речи;
развивающие:
формировать коммуникативно-речевые умения при работе с текстом художественного произведения; развивать эмоциональную отзывчивость при слушании и чтении произведения;
воспитательные:
воспитание нравственных чувств и этического сознания: способствовать сплочению детского коллектива, установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке, осознанию обучающимися ценности дружбы, поддержки, взаимовыручки;
воспитание трудолюбия: уважение к труду и творчеству, бережное отношение к результатам своего труда и труда других людей, осознание ценности совместной деятельности; отрицательное отношение к лени, небережливому отношению к результатам труда людей.
Планируемые результаты
Предметные умения:
- читать текст осознанно, выразительно и без ошибок;
- читать текст по ролям;
- составлять план текста, пересказывать, используя план и иллюстрации;
- пересказывать текст от лица главного героя;
-формулировать правила дружеских отношений.
Универсальные учебные действия:
Личностные:
- проявлять желание читать произведения о дружбе;
- проявлять эмоционально-ценностное отношение к герою художественного произведения.
Регулятивные:
- выполнять учебное задание по алгоритму;
- адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.
Познавательные:
- определять тему и основную мысль произведения и обосновывать свое мнение;
- подбирать пословицу к произведению и обосновывать свой выбор.
Коммуникативные:
адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания.
Средства обучения:
Климанова Л.Ф. Литературное чтение,2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч 1. – М.: Просвещение, 2012.
Бойкина М. В. Уроки чтения, 2 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009.
http://www.uchportal.ru/-ld/155/15523-Nosov.rarhttp://www.uchportal.ru/-ld/88/8889-literate-chtenie.rarwww.stoknig.ru/-ld/269/78047095,jpghttp://nigma.ru/index.php?startpos=140&t=img&s=%DO%BD%DO%B8%DO%BA%...
www.slideshare.net./lolita2703/ss-10793886#btnPrevious№ п/п Ход урока Формируемые УУД
Название этапа урока Задачи этапа урока Деятельность учителя и обучающихсякоммуникативные познавательные регулятивные личностн. развитие
1 Мотивация учебной деятельности Создать эмоциональный настрой У нас урок литературного чтения, урок общения. Приятно общаться с человеком веселым, доброжелательным. Начнем урок с приветствия. Итак, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь. Посмотрите на меня. Я желаю вам хорошего настроения и интересной работы на уроке. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками эмоционально-положительное восприятие учения
2 Речевая разминка. Формировать навыки владения дыханием, развивать органы артикуляционного аппарата. - Чтобы выразительно и грамотно читать, проведем дыхательную гимнастику и подготовим голос к работе.
Дыхательная гимнастика.
К вам на варежку упала снежинка. Сделайте вдох и подуйте на снежинку, чтобы она улетела.
- Посмотрите, куда опустились ваши снежинки.
Отработка дикции.
Слайд 1.
Снежинки ловит Тая,
Они слетают тая.
- Прочитайте глазами.
-Прочитайте шепотом и медленно.
-Прочитайте громко и медленно.
- Прочитайте громко и быстро.
Интонационная разминка.
Слайд 2. осуществление деятельности по заданному правилу
принятие и сохранение заданной цели Целый день ребята строили снежную горку.
- Прочитайте предложение.
- Кто строил снежную горку? (Ребята).
-Прочитаем, выделяя это слово голосом.
- Что строили ребята? (Горку).
-Прочитаем, выделяя это слово голосом.
Какую горку строили ребята? (Снежную).
-Прочитаем, выделяя это слово голосом. 3.
Актуализация знаний.
Воспроизвести учебный материал, необходимый для восприятия нового, организовать и направить к цели познавательную деятельность обучающихся.
-Ребята, кто-нибудь из вас догадался, из какого произведения это предложение?
- Кто автор рассказа «На горке»?
Слайд 3.
- Что вы знаете о Н.Н. Носове?
(Он сочинял веселые рассказы о детях, написал книги о Незнайке).
- Какие произведения этого писателя вы читали? Поставьте эти книги на выставку.
(Дети ставят на полку прочитанные ими книги).
- Как вы думаете, над каким литературным произведением мы будем работать сегодня на уроке? умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание
прогнозирование
4.
5.
Целеполагание. Постановка проблемы, открытие нового.
Самостоятельная работа с самопроверкой.
Совместное целеполагание для планирования предстоящей деятельности (осмысление учащимися того, что они знают и того, что еще можно узнать для решения учебной задачи).
Организовать самостоятельное выполнение учащимися определенных заданий. Организовать соотнесение с эталоном для самопроверки.
Организовать рефлексию деятельности по данному этапу.
Сегодня мы продолжим работу над рассказом «На горке», выясним, с какой целью автор написал это произведение.
- Назовите главного героя рассказа.
- Каким вы представляете Котьку Чижова? Почему вы так считаете? Можно ли подтвердить ваше мнение словами текста? Прочитайте.
( Хитрый – не хотел строить горку, а когда ребята ушли, побежал кататься).
(Глупый – посыпал горку песком, не догадался, что коньки по песку не поедут).
(Трудолюбивый – так понравилось работать, что он еще и ступеньки сделал).
- Как вы относитесь к этому поступку героя?
- Изменился ли Котька в конце рассказа?
- Кто помог мальчику измениться?
(Его товарищи).
- Хотели бы вы иметь таких друзей? Почему?
- Какое задание вы выполняли дома?
(Читали по ролям диалог Котьки и ребят).
-Прочитаем его, но сначала подумаем, как вы будете произносить слова героев.
Работа в группах.
Слайд 4.
-Прочитаем (хором).
1-я группа выберет слова, указывающие на интонацию ребят.
2- группа выберет слова, указывающие на интонацию Котьки.
Проверка выполненного задания (по 1 ученику от группы).
Слайд 5.
Чтение по ролям.
-Удалось ли вам передать чувства ребят? Как вы оцениваете свое чтение?
стимулирование учащихся к выражению собственного мнения
учебное сотрудничество со сверстниками, умение выражать свои мысли, достижение договоренности и согласование общего решения
культура поведения в учебном диалоге
умение определять и формулировать цель урока с помощью учителя
осознанное и произвольное построение речевого высказывания, поиск и выделение необходимой информации анализ характеров и поступков героя
умение соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами
объективная оценка результатов деятельности
Регулятивное УУД
6. Динамическая пауза.
Мы немножечко устали,
А теперь все дружно встали.
Раз – поднялись, потянулись,
Два – согнулись, разогнулись,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – ровно стать.
- Покажите движениями, как Котька посыпал горку песком.
- Покажите мимикой, как удивились ребята, увидев испорченную горку.
формирование установки на здоровый образ жизни
7.
8.
9.
Закрепление во внешней речи.
Информация о домашнем задании и инструкция по его выполнению.
Включение в систему знаний и повторение.
Проговаривание нового знания во внешней речи.
Организовать обсуждение домашнего задания разными группами обучающихся.
Организовать нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого материала, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. - Отдохнули, а теперь нам предстоит выполнить очень интересную и важную работу. Посмотрите, к нашей первой картинке добавились другие. Что на них изображено?
(Отдельные эпизоды рассказа). Слайд 6.
- Рассмотрите иллюстрации и попробуйте подобрать к ним заголовки.
(Дети предлагают свои варианты заголовков, учитель корректирует).
- Каких рисунков не хватает?
(Котька пытается взобраться на скользкую горку).
- Найдите нужный эпизод в рассказе, прочитайте его. Озаглавим этот фрагмент.
(Хитрец на скользкой горке).
- Какой еще картинки не хватает? Прочитайте нужный эпизод. Как можно его озаглавить?
(Дружная работа). ( Котька трудится вместе с ребятами).
- У нас получился план рассказа. Прочитайте его.
Слайд 7.
Ребята строят горку.
Хитрец на скользкой горке.
Котька посыпает горку песком.
Ребята недовольны.
Дружная работа.
-Откройте учебники на с. 122, найдите задание №6. Сравните наш план с планом учебника.
- Для чего мы составили план?
(С помощью плана легко пересказать текст).
- Это и будет вашим домашним заданием. План рассказа напечатан на лежащих перед вами карточках, а на обратной стороне – задание. Нужно на выбор пересказать так, как написал автор, или подготовить пересказ от лица Котьки. В этом случае свой рассказ начните так:
Однажды зимой я посмотрел в окно и увидел, как ребята… Слайд 8.
-Может быть, кто-то попробует пересказать сейчас?
(Желающие пересказывают текст по частям, учитель направляет и корректирует высказывания детей).
-Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием. Дома подготовьте пересказ всего текста. Возьмите карточку с тем заданием, которое вы хотите выполнить.
- А теперь прочитайте следующие предложения. Что это?
(Пословицы). Слайд 9.
Ум хорошо, а два лучше.
Поспешишь – людей насмешишь.
Умел ошибиться, умей и исправиться.
- В парах обсудите, к какому эпизоду рассказа можно отнести каждую пословицу.
«Не знаешь! Как испортить горку, ты знаешь, а как починить, не знаешь! Бери сейчас же лопату!.. Засыпай песок снегом!» (Ум хорошо, а два лучше.)
«Оттолкнулся ногой и снова – бух носом! Коньки-то по песку не едут! Лежит Котька на животе и говорит:
- Как же теперь по песку кататься?
И полез вниз на четвереньках». (Поспешишь – людей насмешишь).
«Котька стал посыпать горку снегом, а ребята снова водой полили.…А Котьке так работать понравилось, что он еще сбоку лопатой ступеньки проделал». (Умел ошибиться, умей и исправиться).
(Проверка выполнения задания, обоснование своего мнения).
- А теперь подумайте, какая пословица выражает главную мысль рассказа.
- Почему вы выбрали третью пословицу?
(Котька допустил ошибку, когда испортил работу ребят, но с помощью друзей исправил свою ошибку – отремонтировал горку и даже ступеньки сделал).
- Как вы думаете, исправлять ошибки легче самому или вместе с друзьями? Обоснуйте свое мнение.
- Подумайте, что должен сделать Котька, чтобы подружиться с ребятами своего двора. Какие правила дружеского общения вы хотите ему напомнить?
- Нравится ли Котька автору, Николаю Носову? Почему вы так считаете?
(Автор не высмеивает героя, пишет о нем с доброй улыбкой).
- С какой целью Н.Носов написал рассказ «На горке»? Выберите правильный ответ.
Слайд 10.
Развеселить читателя.
Помочь увидеть поступки.
Подшутить над кем-нибудь.
- Итак, Николай Носов помог вам поразмышлять над поступками ребят, и я надеюсь, что вы сможете отличить хорошее от плохого, а некрасивый поступок простить товарищу. А помогут вам в этом умные, добрые книги Николая Носова и других писателей: рассказы Виктора Драгунского о Дениске Кораблеве и его товарищах, повести Эдуарда Успенского «Дядя Федор, пес и кот», «Крокодил Гена и его друзья».
(Названные книги выставляются на книжную полку). учет разных мнений, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
учет разных мнений, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы анализ и синтез, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, поиск и выделение необходимой информации
постановка и формулирование проблемы, умение принимать и сохранять учебную задачу
поиск и выделение необходимой информации, анализ, синтез
осознанное и произвольное построение речевого высказывания сличение результата действия с эталоном, коррекция
контроль выполнения действия
объективная оценка результатов деятельности
нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого материала
10. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Организовать самооценку деятельности на уроке. - У вас на партах лежат снежинки. Оцените свою работу на уроке. Тот, кто считает, что справился со всеми заданиями очень-очень хорошо, работал самостоятельно, возьмите в руки самую большую снежинку. Кто считает, что справился с заданиями хорошо, но нужна была помощь, возьмите среднюю снежинку. А кто думает, что ему еще надо потрудиться, - маленькую снежинку. А теперь мы построим свою горку. Выйдите к доске и прикрепите свои снежинки. Хорошая горка получилась! контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности объективная оценка результатов деятельности
эмоционально-положительное восприятие учения