Формирование коммуникативной компетенции младших школьников
Методическое пособие
«Формирование коммуникативной компетенции младших школьников»
Содержание
стр
Введение
3
Научный аппарат
3
I Теоретические вопросы формирования коммуникативной компетентности
5
I.1Что такое коммуникативная компетентность?
5
I.2 Особенности формирования коммуникативной компетенции
у младших школьников
6
II Формирование коммуникативной компетенции у младших школьников через разнообразие форм и методов на уроках в начальных классах
7
II.1 Создание условий в формировании коммуникативной компетенции у младших школьников через разнообразие форм и методов на уроках в начальных классах
7
II.2 Модель развития коммуникативной компетенции у младших школьников в условиях организации учебного коммуникативного пространства.
12
Заключение
13
Критерии оценки эффективности, риски проекта
14
Глоссарий.......................
15
Литература..........
17
Приложения............
18
"История общества показывает, что процветание общества зависит не от экономики и техники и даже не от общей культуры, а от культуры слова"
Рождественский Ю. А.
«Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения» .
Антуан Сент-Экзюпери
«6.2 Ключевые компетентности как результаты образования
Содержание образования ориентировано на достижение каждым обучающимся результатов образования, определяемых Стандартом, в виде сформированных ключевых компетентностей:
компетентность разрешения проблем;
информационная компетентность;
коммуникативная компетентность»
выдержка из
Государственного общеобразовательного стандарта образования РК
Введение
Актуальность
Кредо современного педагога – воспитать свободную личность, умеющую отстаивать свои интересы, свободно и грамотно выражать свои мысли и чувства, самовыражаться, брать на себя ответственность, как того требует современное общество. На современном этапе развития образования большое внимание уделяется проблеме овладения компетенциями и формированию ключевых компетенций в частности.
Младший школьный возраст очень благоприятен для овладения коммуникативными навыками. Поэтому, формирование коммуникативной компетентности учащихся – одна из важнейших задач учебно-воспитательного процесса в школе.
Противоречия
между требованиями Государственного образовательного стандарта образования, отражающими объективную необходимость владения выпускниками ключевыми компетенциями, в том числе и коммуникативной, способных ориентироваться в окружающем их мире, готовых к общению, сформированностью коммуникативной компетенции педагога;
между накопленной богатой практикой обучения в начальной школе и недостаточным практическим использованием её в процессе обучения.
Гипотеза: процесс развития коммуникативной компетенции у младших школьников будет протекать более эффективно, если в учебном процессе реализуются следующие педагогические условия:
обогащение содержания образования ситуациями социального взаимодействия;
использование в учебном процессе элементов технологии уровневой дифференциации, личностно- ориентированного подхода;
выполнение индивидуальных коммуникативных заданий, развивающих познавательную активность и самостоятельность школьников;
использование в учебном процессе коммуникативного тренинга;
систематический мониторинг уровня развития коммуникативной компетенции обучающихся, направленный на выявление соответствия учебного процесса предполагаемому результату, конечной цели обучения.
Проблема состоит в выявлении, теоретическом обосновании комплекса эффективных педагогических условий для успешного формирования коммуникативной компетентности у младших школьников
Цель: теоретически обосновать комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективное развитие коммуникативной компетенции у младших школьников в процессе обучения
В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью и гипотезой определены следующие задачи:
Уточнить структуру, определить содержательную характеристику понятия «коммуникативная компетенция» и выявить специфику ее развития у младших школьников
Определить формы, методы и средства развития коммуникативной компетенции у младших школьников
Спроектировать модель развития коммуникативной компетенции у младших школьников в условиях организации учебного коммуникативного пространства.
Объект: процесс развития коммуникативной компетенции у младших школьников
Предмет исследования: педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования коммуникативной компетентности у младших школьников
Ожидаемые результаты:
Понять структуру, осмыслить содержательную характеристику понятия «коммуникативная компетенция» и выявить специфику ее развития у младших школьников
Получить модель развития коммуникативной компетенции у младших школьников в условиях организации учебного коммуникативного пространства.
Систематизировать результативные формы, методы и средства развития коммуникативной компетенции у младших школьников
I Теоретические вопросы формирования коммуникативной
компетентности
I.1 Что такое коммуникативная компетентность
Коммуникативная компетентность – основа практической деятельности человека в любой сфере жизни. Роль владения своей речью трудно переоценить. Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности к порождению множества разнообразных высказываний, как в устной, так и в письменной форме. Обучение школьников устному и письменному речевому общению (коммуникативной компетентности) приобретает особую значимость в современной ситуации развития общества.
Коммуникативная компетентность, согласно психолого-педагогическим исследованиям, включает следующие компоненты:
эмоциональный (включает эмоциональную отзывчивость, эмпатию, чувствительность к другому, способность к сопереживанию и состраданию, внимание к действиям партнеров);
когнитивный (связан с познанием другого человека, включает способность предвидеть поведение другого человека, эффективно решать различные проблемы, возникающие между людьми);
поведенческий (отражает способность ребенка к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении, организаторские способности и т.п.).
В отличие от предметно-практической деятельности, действие в коммуникации направлено на установление отношений между субъектами, а не на создание овеществленного результата.
Основной единицей коммуникации является речевой акт. По мнению А.А. Леонтьева, осуществляя общение, учащийся должен говорить не ради самой речи, а ради того, чтобы она оказала нужное воздействие.
Способность человека к коммуникации определяется в психолого-педагогических исследованиях в общем как коммуникативность (Г.М. Андреева, А.Б. Добрович, Н.В. Кузьмина, А. Джекобе). Для того, чтобы обладать коммуникативностью, человек должен овладеть определенными коммуникативными умениями.
Опираясь на концепцию общения, выстроенную Г.М. Андреевой, можно выделить комплекс коммуникативных умений, овладение которыми способствует развитию и формированию личности, способной к продуктивному общению. Исследователь выделяет следующие виды умений:
межличностной коммуникации;
межличностного взаимодействия;
межличностного восприятия.
Одной из принципиальных задач педагога при формировании коммуникативной компетентности является организация таких условий, при которых учащиеся приобретают навыки и умения, соответствующие высокому уровню общения.
Способности к общению включают в себя:
желание вступать в контакт с окружающими;
умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию, умение решать конфликтные ситуации;
знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими .
I.2 Особенности формирования коммуникативной компетенции у младших школьников
Под коммуникативными способностями младших школьников как средства их социальной адаптации выделяют
комплекс индивидуально-психологических качеств личности младшего школьника социальной направленности (контактность, эмпатичность, доброжелательность);
уровень знаний, умений и навыков социально-коммуникативной деятельности (знание законов бесконфликтного общения с окружающими,
навыки культуры поведения, умение быстро ориентироваться в знакомой и незнакомой ситуации и др.);
желание и потребность вступать в социально-коммуникативную деятельность;
умение анализировать и адекватно оценивать социально-коммуникативные ситуации и отслеживать своё состояние в деловых и личностных контактах с окружающими.
Младший школьный возраст оптимальный период для формирования коммуникативных способностей, активного обучения социальному поведению, искусству общения между детьми разного пола, усвоение коммуникативных, речевых умений, способов различения социальных ситуаций.
Причины:
С поступлением в школу ребенок открывает для себя новое место в социальном пространстве человеческих отношений.
У младших школьников уже достаточно развиты рефлексивные способности
Школа предъявляет к ребенку новые требования в отношении речевого развития
В младшем школьном возрасте происходит перестройка отношений ребенка с людьми.
Осуществление учебной деятельности возможно только в том случае, если ребенок приучается управлять своими психическими процессами и поведением в целом.
У детей младшего школьного возраста складываются предпосылки формирования важных социальных качеств
Дети в этом возрасте не утратили интереса к игре и, что самое важное, игру они используют как полигон для отработки учебных умений. Следовательно, игру с можно с успехом использовать для отработки коммуникативных умений и социального поведения.
Начало обучения в школе позволяет ребенку занять новую жизненную позицию и перейти к выполнению общественно значимой [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Тогда же у большинства детей младшего школьного возраста складываются предпосылки формирования важных социальных качеств, способствующих успешной социальной адаптации. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебной деятельности во многом определяют решение социальных проблем, что на сегодняшний день является весьма актуальной задачей в работе учителя начальных классов.
II Формирование коммуникативной компетенции у младших школьников через разнообразие форм и методов
II.1 Создание условий в формировании коммуникативной компетенции у младших школьников через разнообразие форм и методов на уроках в начальных классах
Использование физминуток на уроках
Элементы здоровьесберегающих технологий, которые преследуют цель укрепления здоровья учащихся, помощь детям на протяжении всего урока оставаться активными и бодрыми, могут способствовать также и развитию речи детей. Например, комплекс физминуток, рекомендованный САН-ПиНом, если проводить его, обязательно произнося соответствующий к ним текст. Очень нравится ребятам физпауза:
Звериная зарядка.Раз - присядка,Два - прыжок.Это заячья зарядка.А лисята как проснутьсякулачками потереть глазаЛюбят долго потянутьсяпотянутьсяОбязательно зевнутьзевнуть, прикрывая рот ладошкойНу и хвостиком вильнутьдвижение бедрами в стороныА волчата спинку выгнутьпрогнуться в спине впередИ легонечко подпрыгнутьлегкий прыжок вверхНу, а мишка косолапыйруки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже поясаШироко расставив лапыноги на ширине плечТо одну, то обе вместепереступание а ноги на ногуДолго топчется на местераскачивание туловища в стороныА кому зарядки мало - Начинает все сначала!развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх
А. Барто
Работа в группах и мини – группах.
При работе в группах и мини – группах учащиеся класса делятся на группы при выполнении задания по познанию мира, литературе, самопознанию, трудовому обучению. «Спикером» группы становятся все учащиеся по очереди. Результаты работы каждой группы демонстрируются на доске. Дети учатся:
отстаивать своё мнение,
представлять работу группы,
дискутировать
слушать внимательно друг друга
умение задавать вопросы
выслушивать другого.
У школьников повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты общего труда, формируется самооценка, оценка своих возможностей и способностей
Игровые технологии
Игровые технологии Б.Никитина позволяют активизировать детей, поддерживая их интерес, развивают их речь. Так, например, игра с мячом очень хорошо развивает внимание детей, быстроту мыслительной реакции. Позволяет не только оживить класс на уроке, но и закрепить полученные знания. При изучении темы «Определение рода имени прилагательного» в 3 классе я бросаю мяч учащимся в произвольном порядке, называя при этом существительное (в ед.ч или мн.ч), ребёнок должен бросить мяч обратно, назвав образованное прилагательное, определив число и род(если это возможно). Данная игра позволяет работать над формированием коммуникативной компетенции, развивая речь учащихся, пополняя их словарный запас, заставляя их корректно и внимательно относиться друг к другу.
Применение элементов технологии уровневой дифференциации
Использование на уроках литературы элементов технологии уровневой дифференциации В.Фирсова, позволяют создать комфортные условия для детей с разным уровнем способностей. Так, например, на уроке развития речи по теме «Создание словесного портрета» весь класс делится на 3 группы, дифференцированные по уровням способностей детей: «Экскурсанты» (ребята, получающие наиболее лёгкое задание визуально - описательного характера), «Искусствоведы» (дети, получающие задание среднего уровня сложности с элементами анализа произведений живописи), «Мастера слова» (ребята с заданием продвинутого творческого характера).
Использование элементы личностно – ориентированного развивающего обучения
На уроках русской грамоты и литературы, самопознании большой интерес вызывает использование ролевого чтения, инсценировки произведений, ролевых диалогов, решение проблемных ситуаций, проигрывание по ролям этих ситуаций. Ученики придумывают продолжение диалогов. Так, к примеру, при изучении темы по самопознанию в 3 классе «Культура общения», учащиеся решали ситуацию, в которую попадает герой, и составляли памятку правил общения.
Элементы личностно – ориентированного развивающего обучения И.С. Якиманской дают возможность не доносить до детей материал в готовом виде, а подвести их к тому, чтобы они сами сделали маленькие открытия, сумели рассказать о них детям, что тоже работает на формирование у учащихся коммуникативной компетенции. Так при изучении темы «Существительные собственные и нарицательные» во 2 классе на доске сделана запись. Ученикам предлагается продолжить данные столбики слов без каких-либо комментариев. Затем ответить на вопрос: на сколько групп можно распределить все слова и по какому принципу? После чего они сами формулируют правило, а учителю остаётся сообщить, какой термин темы к каким словам относится.
Проектная деятельность.
Начиная с 1 класса, многие учащиеся гимназии занимаются под руководством учителя проектной деятельностью. Разнообразная тематика проектов способствует расширению кругозора учащихся, развитию устной и письменной речи. Учащиеся выступают на школьных конференциях, представляя защиту своей работы.
Использование пословиц, поговорок на уроках
Творческий подход в обучении
Знакомство с новой геометрической фигурой в 1 классе проходило сначала на уроке по плану:
Проблемная ситуация –загадка о фигуре
Сравнение внешнего вида фигуры с ее названием.
Сравнение фигуры с раннее изученными
Нахождение предметов в окружающем мире, похожих или содержащих данную фигуру
Чертеж фигуры (в воздухе, в тетради)
Затем я стала замечать за детьми, что они пытаются придумывать рифмованные строки для фигур. Так почему же не использовать детское творчество для закрепления материала? Тем более, что процесс придумывания загадок, стихов требует сначала большой наблюдательности, фантазии, аналитической работы, знания свойств фигуры, отличия от других, связь с предметами окружающей среды.
Вот лишь некоторые примеры творчества детей:
Прямой, но не дорога.
Есть концы. но не ножницы.
(отрезок)
Имеет начало, но не сказка.
Прямой, но не линейка.
Бесконечен, как космос.
(луч)
Похож на клюв, ноне птица.
Похож на крышу, но не дом.
Из точки вышли два луча,
Образовали (угол).
По тетрадке в клеточку
Бежит дорожка ленточкой.
Но бежит не ровно, прыгая.
Это (ломаная) линия.
Что за линии такие?
Есть прямые, есть кривые.
Но есть одна поломанная.
Называется (ломаная)
Работа с родителями.
В наше время, когда книгу для детей и взрослых, к сожалению, почти заменили телевизор и компьютер, когда в речи детей да и их родителей много мусора, грязи, грубости, мало чистоты, полноценной правильной речи, остро ощущается необходимость развивать и коммуникативную компетенцию родителей, прививать им любовь к правильной речи и желание передать эту любовь детям. Актуальнее всего решать данную проблему через систему внеклассной работы. Для этого на родительских собраниях в ход встречи включены цикл лекций на темы: «Родители и дети: проблемы общения», «Как понимать своего ребёнка (обучение элементам активного слушания)», «Компьютерный сленг и мой ребёнок (моё отношение к нему)» и т.д.
Анализ проделанной системной работы показал, что формирование у учащихся коммуникативной компетенции можно вести по 2 направлениям:
развитие речи
этикет общения.
Для развития речи детям с 1 класса предлагается работа над предложениями. Задания: «Расставь точки», «Вставь пропущенные слова», « Расскажи, о чем прочитали», «Из набора слов составить предложения по данной тематике», « Составление предложений по картинкам»
Работа по развитию речи осуществляется не только через уроки, но и внеклассные мероприятия (классные часы «Кто я и кто моя семья», «Эти незнакомые знакомые слова» и т.д.) и внеурочную деятельность. Основная задача учителя на уроке помимо работы над грамотностью устной и письменной речи, над её правильностью сформировать у детей способность свободно излагать свои мысли, полно, логично, не боясь показать их индивидуальность.
II.2 Модель развития коммуникативной компетенции у младших школьников в условиях организации учебного коммуникативного пространства.
Заключение
Обобщив имеющиеся научные разработки по проблеме коммуникативной компетентности, можно сделать вывод, что коммуникативной компетентность - это система психологических знаний о себе и о других, умений, навыков в общении, стратегий поведения в социальных ситуациях, позволяющая строить эффективное общение в соответствии с целями и условиями межличностного взаимодействия.
Коммуникативная компетентность является одним из фундаментальных качеств учащихся, коммуникативные знания, умения, навыки, обеспечивают эффективное протекание коммуникативного процесса в обучении.
В ходе выполнения мини- проекта были решены все задачи:
Осмыслены структура и содержательная характеристика понятия «коммуникативная компетенция» и выявлена специфика ее развития у младших школьников
Получена модель развития коммуникативной компетенции у младших школьников в условиях организации учебного коммуникативного пространства.
Систематизированы результативные формы, методы и средства развития коммуникативной компетенции у младших школьников
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась, цель достигнута.
Критерии оценки эффективности проекта
Научность проекта.
Доступность излагаемого в проекте материала.
Возможность использования данного проекта другими.
Разнообразие типов заданий
Возможность практического применения.
Риски и ограничения проекта
Возможные трудности, препятствующие эффективной реализации проекта:
- необъективная диагностика возможностей ребенка, а именно:
психофизиологического, физического состояния и соматического здоровья школьников, особенностей познавательной деятельности учащихся;
- неадекватность содержания учебного материала уровню подготовки учащихся в составе дифференцированных групп, ориентации учебного материала на «зону ближайшего развития» учащихся;
- несистематический комплексный анализ процесса и результатов учебной деятельности младших школьников.
Глоссарий
Диагностика- учение о методах и принципах распознания; это прояснение всех обстоятельств, протекания дидактического процесса, точное определение его результатов.
Когнитивный подход в обучении означает учет как универсальных процессов познания, так и индивидуальных свойств, характеризующих познавательную манеру каждого индивида.
Компетенция: готовность эффективно мобилизовать внутренние и внешние ресурсы для достижения успешной деятельности в целях удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей, составляющих социальный заказ системе образования.
Компетентность: результат образования, выражающийся в овладении обучающимися знаниями, умениями, навыками и универсальными способами деятельности при решении учебных и жизненных ситуаций.
Коммуникативная компетентность это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающихся в рамках данной профессии[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Креати
·вность (созидательный, творческий) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем.
Модульное обучение способ организации [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] на основе блочно-модульного представления учебной информации.
Невербальное общение это [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] между индивидами без использования [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (передача информации или влияние друг на друга через образы, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], изменение [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] общения), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме.
Эвристи
·ческое обуче
·ние обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания.
Эвристическое обучение для ученика непрерывное открытие нового ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] от греч. heurisko отыскиваю, нахожу, открываю).
Список литературы
Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-III «Об образовании» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 10.07.2012 г.)
Ишмухаметов, Р.Р. Развитие профессиональных компетенций учителя – основа повышения качества образования: как формирование и развитие компетенций реализуется в системе образования/ Р.Р. Ишмухаметов, А.Б. Галанов// Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2010. - №6. – С.63-65.
Актуальные вопросы формирования интереса в обучении /Под общ. ред. Г.И. Щукиной. - М.: Просвещение, 1984. - 176с.
Бутузов И.Д. Дифференцированный подход к обучению учащихся на современном уроке: Учеб. пособие. - Новгород, 1972. - 72с.
Маркова А.К., Матис ТА., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1990. - 192с
Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1979.- 160с.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
finecompany.ru/filemanager/download/564/
Приложение №1
Диагностика коммуникативной компетентности учащихся
Опросный лист
Если ты полностью согласен с приведенным утверждением, если ты считаешь, что это "абсолютно про тебя", – оцени свое согласие с высказыванием в 7 баллов; если ты категорически не согласен, это точно "не про тебя", – твоя оценка 1 балл. Если ты сомневаешься, – начисли от 2 до 6 баллов, в зависимости от того, какая позиции тебе ближе. Если ты не знаешь, как можно ответить, – 0 баллов. Если в опроснике фраза не закончена, – продолжи ее.
«Навыки позитивного отношения к собственной личности»
Может быть, у меня есть недостатки, но я знаю, что человек я хороший.
Я считаю, что большинство моих сверстников, с кем мне приходится общаться, – хорошие люди. Я знаю о сильных и слабых сторонах своего характера.
Мои сильные стороны:___________________________________________________
Мои слабые стороны:_____________________________________________________
В моем характере есть и хорошее, и плохое, но хорошего больше.
Как правило, я понимаю, почему себя ведут так, а не иначе мои друзья и одноклассники в разных ситуациях.
Я могу себя уважать.
Большинство моих одноклассников и знакомых достойны уважения.
Я знаю, чего я хочу от жизни сейчас. А именно:_______________________________
. Я знаю, чего хотят от жизни мои друзья и одноклассники. А именно:___________
У меня редко возникают конфликты с моими одноклассниками.
«Навыки позитивного общения»
Я редко ругаюсь с моими родителями.
С людьми всегда можно договориться, даже если противоречия очень серьезные.
Я умею договариваться с людьми.
Если я с кем-то поругался, я довольно быстро умею помириться.
При общении с другими людьми мне легко найти предмет для разговора.
Я готов с каждым, кто думает иначе, чем я, спокойно побеседовать и выслушать его мнение.
Если я на кого-то разозлюсь, то стараюсь ему этого не показывать.
Мне трудно открыто выражать свое мнение.
При коллективном обсуждении я стараюсь держаться в тени.
Я умею сказать другим, что мне в них не нравится.
Люди бывают разные, и это хорошо.
Хорошо, что люди бывают разные, потому что _______________________________
Люди бывают разные, значит себя с ними нужно вести по-разному.
Когда общаешься с людьми, надо учитывать то, что у них может быть другая точка зрения.
«Навыки самооценки и понимания других»
С разными людьми я веду себя по-разному.
Взрослые ценят во мне
Мои друзья ценят во мне
Я ценю в своих одноклассниках
Я ценю в своих учителях
Когда мне бывает плохо, я знаю, как с этим справиться.
Когда мне плохо, я
У меня получается контролировать себя, когда возникают конфликты с кем-либо.
Оценка ответов производится по семибалльной шкале. Затем подсчитывается сумма баллов по каждому виду компетентности и отдельно по каждому диагностируемому параметру. Общее правило – 0 баллов начисляется, если ответа нет или он неадекватен.
Приложение №2
Фрагменты учебных занятий с элементами формирования коммуникативной компетенции
Урок «Познание мира» 1 класс
Используя информацию из беседы на уроке составьте рассказ о взаимосвязи цветов и бабочек. Расскажи свой рассказ соседу, а он расскажет тебе.
Работа в группе (3 группы)
Задание №1
1.Приведите пример цветов и бабочек луга.
2. Какие правила поведения в природе вы договорились соблюдать.
3. Почему эти правила нужно соблюдать?
4. Какие качества человека может воспитывать природа?
Затем дети проводят презентацию своих рассказов(рисунков) по группам.
Задание №2
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Придумай сказочную историю по этому рисунку распределите роли: кто будет оформителем, руководителем, экологом, зоологом.
Классный час 2 класс
Тема «Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?»
Групповая работа
Придумайте и нарисуйте эскиз плаката, призывающего к соблюдению правил безопасности в автомобиле, поезде и на железной дороге. Проведите в классе конкурс плакатов.
Работа в паре.
Закрась предложения каждого правила в тот же цвет. Попроси соседа по парте проверить тебя.
Детям запрещено ездить
пешеходными переходами
Дети до 12 лет должны ездить
не прислоняйтесь к дверям
В поездах метро и электричках
на переднем сиденье автомобиля
На железной дороге пользуйтесь
в специальном детском кресле
Приложение №3
Преемственность результатов формирования коммуникативной
компетенции (КК) у детей в периоде 6-9 лет
Сформированность КК детей при поступлении в школу
Планируемые результаты на конец 1 класса
Планируемые результаты по формированию КК выпускников начальной школы
Коммуникативные:
Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, организует их.
Имеет первоначальные навыки работы в группе
Умеет планировать учебное сотрудничество с учителем и
сверстниками: определяет цель, функции участников, способ взаимодействия;
Понимает смысл простого текста; знает и может применить первоначальные способы поиска информации (спросить у взрослого, сверстника, посмотреть в словаре)
Умеет осуществлять поиск информации, критически относиться к ней, сопоставлять её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом;
Проявляет широкую любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений
Умеет задавать учебные вопросы;
Умеет ставить вопросы для инициативного сотрудничества в поиске и сборе информации;
Способен договариваться, учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции, проявляет доброжелательное внимание к окружающим
Умеет слушать, принимать чужую точку зрения, отстаивать свою
Владеет способами разрешения конфликтов:
- выявляет, идентифицирует проблему, - находит и оценивает альтернативные способы разрешения конфликта,
- принимает решение и реализует его;
Обсуждает в ходе совместной деятельности возникающие проблемы, правила
Умеет договариваться
Владеет способами управления поведением партнера: контролирует, корректирует, оценивает его действия;
Поддержать разговор на интересную для него тему
Строит простое речевое высказывание
Умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеет монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215
Деятельность
ученика
взаимодействие в группе, умение представить себя, задать вопрос,
вести дискуссию,
самостоятельный поиск информации
Принципы:
научности, новизны, ситуативности, речемыслительной активности, функциональности
Деятельность
учителя
направлена на создание условий для познавательной деятельности ученика, для взаимодействия с родителями, формирование коммуникативной компетенции обучающихся
Цель: Формирование коммуникативной компетенции
у младших школьников
Подходы: компетентностный, коммуникативно- когнитивный, деятельностный, личностно- ориентированный
Технологии:
Интерактивные ,
модульные,
проектные,
эвристическое обучение,
здоровье-сберегающие
Формы обучения:
фронтальная,
групповая,
индивидуальная работа
Результат: эффективное формирование коммуникативной компетенции
Заголовок 1йђЗаголовок 2Заголовок 815