Внеклассное мероприятие Роскошь человеческого общения
Внеклассное мероприятие "Роскошь человеческого общения"
Учитель русского языка и литературы Шарова Татьяна Валерьевна
Цели:
- расширить знания учащихся об общении с людьми, используя разные формы занятий
- учить культуре общения;
- привить чувство прекрасного, доброго в общении с людьми
Оформление: высказывания известных людей ( на доске и ватмане), плакаты с рисунками-ситуациями из повседневной жизни , песня Б.Окуджавы "Давайте говорить друг другу комплименты..."
Эпиграфы:
1) Ребёнок в момент рождения лишь кандидат в человека, но он не может им стать в изоляции: ему нужно научиться стать человеком в общении с людьми.
А.Пьерон
2) Уметь ходить, уметь стоять, говорить, уметь быть вежливым - это не пустяк, товарищи!!!
А.С.Макаренко
3) Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается; но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается ещё сильнее.
Ф. де Ларошфуко
4) Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать.
И. Лафатер
Ход мероприятия
Ведущий: Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о речевом этикете, посмотреть на себя и на других со стороны, вспомнить прописные истины речевого поведения.
1 ученик: - Здрасьте...
2 ученик: - Здравствуйте!
3 ученик: - Добрый день! (В сторону) Привет, Мишка!
Ведущий: По-разному отмечают люди встречу с другим человеком. Но всё-таки общее тут есть. Уклониться от приветствия или не ответить на него во все времена и у всех народов считалось верхом невоспитанности и неуважения к окружающим. Ведь в поклоне, в коротких словах привета заключено очень большое и важное замечание: "Я тебя вижу, человек. Ты мне приятен, я тебе желаю всего самого доброго: здоровья, мира, веселья, счастья."
Ведущий: Об этом простом, но удивительном слове "здравствуйте" поэт В.Солоухин написал стихотворение
— Здравствуйте!—
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем незнакомы.
— Здравствуйте!—
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
Вот видите, вы поздоровались, и " на капельку радостней сделалась жизнь"
Ведущий: С приветствия начинается общение. Как вы думаете: а так ли уж важно в наше время уметь общаться? Умеете ли общаться вы? Что такое общение? (Беседа)
Общение - понятие более глубокое. Попробуем выделить необходимые качества человека, умеющего общаться. ( Сценка из "Мёртвых душ" Н.В.Гоголя)
(Ученик и ученица, переодетые в героев произведения)
Чичиков решился вовсе не церемониться и потому, взявши в руки чашку с чаем и вливши туда фруктовой, повел такие речи:
– У вас, матушка, хорошая деревенька. Сколько в ней душ?
– Душ-то в ней, отец мой, без малого восемьдесят, – сказала хозяйка, – да беда, времена плохи, вот и прошлый год был такой неурожай, что Боже храни.
– Однако ж мужички на вид дюжие, избенки крепкие. А позвольте узнать фамилию вашу. Я так рассеялся… приехал в ночное время…
– Коробочка, коллежская секретарша.
– Покорнейше благодарю. А имя и отчество?
– Настасья Петровна.
– А ваше имя как? – спросила помещица. – Ведь вы, я чай, заседатель?
– Нет, матушка, – отвечал Чичиков, усмехнувшись, – чай, не заседатель, а так ездим по своим делишкам.
– А, так вы покупщик! Как же жаль, право, что я продала мед купцам так дешево, а вот ты бы, отец мой, у меня, верно, его купил.
– Нет, матушка, другого рода товарец: скажите, у вас умирали крестьяне? Уступите-ка их мне, Настасья Петровна?
– Да как же уступить их?
– Да так просто. Или, пожалуй, продайте. Я вам за них дам деньги.
– Да как же? Я, право, в толк-то не возьму. Нешто хочешь ты их откапывать из земли?
– Да на что ж они тебе? – сказала старуха, выпучив на него глаза.
– Я вас избавлю от хлопот и платежа. Понимаете? Да не только избавлю, да еще сверх того дам вам пятнадцать рублей. Ну, теперь ясно?
– Право, не знаю, – произнесла хозяйка с расстановкой. – Ведь я мертвых никогда еще не продавала.
– Послушайте, матушка. Да вы рассудите только хорошенько: ведь вы разоряетесь, платите за него подать, как за живого… А теперь примите в соображение только то, что заседателя вам подмасливать больше не нужно, потому что теперь я плачу за них; я, а не вы. Я совершу даже крепость на свои деньги, понимаете ли вы это?
– Право, я боюсь, чтобы как-нибудь не понести убытку. Может быть, ты, отец мой, меня обманываешь, а они того… они больше как-нибудь стоят.
- Послушайте, матушка, я Вам деньги даю. Понимаете ли? Вы их не сыщите на улице...
Ведущий: Почему Чичикову удалось уговорить Коробочку продать мёртвых? (Ответы). Значит, общение - не только правильно говорить, но и тактично вести себя при этом. Хотелось бы обратить ваше внимание, что , читая книги, можно учиться правильному общению. В таких книгах вы найдёте и отрицательные примеры, то есть такие, которые показывают, как не надо общаться.
А теперь следующий момент, на который надо обратить внимание: вступая в общение, проверьте: уместно ли вообще говорить то, что вам захотелось, затрагивать интересующую вас тему. Давайте поэкспериментируем и проведём психологическое упражнение.
Два ученика. Один начинает диалог с любой реплики на любую тему. Второй должен подхватить разговор, но при этом переключить собеседника на свою тему. Делать это надо ненавязчиво, вежливо, но настойчиво. Пример: у одного участника болит зуб, а другому надо, чтобы больной помог ему в решении его проблемы, например дал необходимую книгу, кассету и т.д.
Сестра просит брата помочь ей прополоть грядки, а брат собрался с друзьями на рыбалку...
Очень часто общению мешает то обстоятельство, что один человек, обладая чувством юмора, любит шутить, а другой, напротив, этим чувством не обладает и потому обижается.
- Часто ли вы смеётесь над шутками своих друзей? Каковы эти шутки? (Ответы)
- Как вы понимаете поговорку: "Смех без причины - признак дурачины"? (Ответы)
- Уместно ли смеяться при виде упавшей полной женщины?
Но есть люди, которым это смешно, и тем смешней, чем больше разных вещей выкатится из её сумки. Тот, кто не способен придумать ничего смешнее, как убрать стул из-под садящегося на него человека, не может развить в себе чувство юмора. Для этого читайте побольше рассказы М.Твена, М.Зощенко, почитайте шутки в книге Ю.Никулина "Почти серьёзно".
Ведущий: Да, чувство юмора - очень ценное качество человека. Но в повседневном общении нам очень часто не хватает запаса слов, и мы мучаемся, пытаясь найти единственное нужное, правильное слово. Речевое общение, пожалуй, самое важное, язык - орудие культуры.
Но знаем ли мы свой родной язык? Давайте остановимся на словах обращения друг к другу. Такое простое слово "здравствуйте" можно произнести на 40 ладов. Попробуем, сколькими владеете вы. (Учащиеся произносят слово "здравствуйте" с различной интонацией).
Ведущий: Cледующий конкурс - "Любезников"
Кто из вас больше знает фраз-извинений, тот и будет победителем этой игры.(Извинения: прошу простить, мне неприятно, виноват и т.п.)
А теперь назовите слова выражения сочувствия, утешения ( я Вам сочувствую, примите мои соболезнования, успокойтесь...)
Ведущий: Расширение словарного запаса, обогащение своего речевого репертуара "позволит" вам "выразить" себя, проявить свои лучшие человеческие качества в общении.
Ведущий: А теперь мы вам предлагаем решить контрольную по теме "Речевой этикет" ( Сценки разыгрываются учениками).
1. Диалог между братом и сестрой:
- Ох, и жара сегодня! За всё лето такого дня не было!
- Да ну, ерунда! Ничего не жарко.
-Давай в парк сходим, а?
- Как же, бегу и падаю. Чего я там не видела в твоём парке?
- Ну, может, тогда на озеро?
- Ты что, совсем..?
- Ладно, Кать, домой пойду. Дай ключи.
- Свои надо носить. Сто раз говорила. Вечно валяются где попало. Я тебе ключница, да?
- Вообще-то есть хочется. Ты уже ела?
- Нет, тебя дожидалась. Что мне, голодной сидеть?
Ведущий: Какой серьёзный недостаток вы посоветовали бы исправить Кате?
(Ответ: грубость и агрессивность никого не украшают, а девочку тем более).
2. Рассказывает Юля:
Я учусь в 7 классе, а Толик, с которым я очень хочу дружить, в 8-ом. А что? Я ничего не скрываю и мне не стыдно. Вон, во всех фильмах показывают, что мальчики и девочки нравятся друг другу чуть ли не 3-его класса. А один американский школьник во время телемоста говорил только о свиданиях. Я Толику сама написала записку, чтобы мы дружили. И каждый вечер звоню ему домой, ну просто пообщаться. Иногда жду его после уроков возле школы, провожаю в бассейн. Я и билеты в кино достаю. И вообще, могу за пирожками сбегать или там за мороженым. А мама, - нет, вы только представьте,- она меня замучила: "Как тебе не стыдно? Где твоя гордость? Воспитанные девочки так себя не ведут. Пойми, что это неприлично!"
А я не понимаю, что тут неприличного. Почему по маминым древним правилам мальчик может на свидание позвать, а она его нет? У нас же равноправие!
Ведущий: Интересно, что думаете об этом вы, девочки, и вы - мальчики? Узнайте, какова т.зр. по этому вопросу у ваших друзей и родителей.
(Ответ: по очень старой и умной традиции девочке неприлично проявлять излишнюю активность отношениях с мальчиком, навязываться ему. Один восьмиклассник, например, решительно заявил мне, что "недотроги" парням нравятся значительно больше, чем "липучки". Над этим стоит задуматься.
3. Дежурная справочного бюро очень устала: поступает много звонков, на все надо ответить.
- Справочная, слушаю!
- Здравствуйте, девушка! Будьте любезны, если Вас не затруднит, дайте мне, пожалуйста, номер телефона Курского вокзала. Буду Вам очень благодарен.
- Курский, 934-17-21
Ведущий: Кто допустил ошибку в общении?
(Ответ: вежливость абонента - ложная вежливость. Этикет существует для умных людей. Можно ли отнимать столько времени у работника бюро, если каждая секунда здесь на счету?
Учитель: За эту контрольную оценки поставит вам жизнь.
С самого детства нам надо усваивать науку общения, овладевать умением вести себя среди людей так, чтобы им было хорошо. приятно. удобно. Мы живём с вами в обществе, где каждому хочется в общении доброжелательности, честности, простоты, скромности. Так давайте же стремиться к роскоши в человеческом общении!!!
Использованная литература: Б.В.Бушелева "Поговорим о воспитанности", М., Просвещение,1989