Разработка урока Роскошь человеческого общения





Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию для обучающихся среднего звена



Тема
«Роскошь человеческого общения»













Тема: Роскошь человеческого общения
Цель урока: создание условий для формирования у обучающихся толерантного отношения к окружающим;
Задачи урока:
- формировать представления об общении, как нравственной, этической нормы поведения человека;
- развивать учебно-познавательные, информационные компетентности при работе с различными источниками информации;
- совершенствовать коммуникативные компетенции в процессе групповой формы работы;
- способствовать осознанию обучающимися влияния позитивного общения на их здоровье и успешность.
Оборудование: презентация, анкеты, «солнце», «кактус», брошюра «Правила общения» ,
Словарь: общение: вербальное, невербальное, чувства, эмоции, приветствие
Формы организации учащихся:
Фронтальная работа, работа в группах, индивидуальная работа
Виды деятельности: беседа, устный рассказ на предложенную тему, самостоятельная работа с источником информации, словарная работа.
Ход мероприятия
I. Орг. Момент: - Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас.

КРОССЕНС (пересечение смыслов) Нужно составить логическую цепочку и угадать тему классного часа.
"Люби людей. Всех людей.
Никому не желай зла.
С улыбкой приветствуй людей.
Не жалей добрых слов провожая гостей."
О чем сегодня пойдет речь на уроке?
- Уже давно, люди поняли, как важно друг с другом общаться и поддерживать хорошие отношения. Это трудно. Все мы думаем и поступаем по-своему.
- А как вы думаете, сможет ли человек прожить без общения?
- Конечно же, нет.
- Еще в глубокой древности самым суровым наказанием за какое- либо преступление была изоляция человека от общества. Этого человека прогоняли от людей. Он был обречен. Ведь без общения человек начинает разговаривать с самим собой и просто сходит с ума. Значит, человек может обойтись без многого, но не без общения!
- Каждый человек должен уметь общаться с другими людьми и владеть культурой общения.
На листах обведите свою ладошку и в середине напишите своё имя. Затем передайте лист соседу. Каждый должен написать в пальчиках те качества, которые нравятся вам в этом человеке.
- Молодцы, ребята. Вы, действительно, прекрасный коллектив, так как вы замечаете в своих одноклассниках так много хороших качеств, а, самое главное, вы умеете об этом открыто сказать. Это говорит о том, что вы откровенные и смелые люди.
V. Работа по теме занятия:
- Что для вас значит слово «общение»? Зачем общаются люди друг с другом?(Ответы детей) ( на доске слово "общение")
1) (Работа со словарем С.Е.Ожегова)-(1 человек)
- Толковый словарь С.Е. Ожегова дает следующее определение: «Общение – это взаимные отношения, деловая или дружеская связь».
-2)Задание: дополнить предложение:
- Общение – это взаимодействие двух или нескольких .(человек), которые обмениваются ..(информацией) или же взаимодействуют в практической деятельности. ( обуч-ся дополняют предложение)
3)- А с чего начинается общение???
Обучающийся 1: Общение начинается с приветствия. Формы приветствия чрезвычайно разнообразны: кивок головой, поклон, рукопожатие, поцелуй, простое «Здравствуй» и «Добрый день».
Работа в группах: Вам нужно познакомиться с приветствием разных народов и продемонстрировать их.
1гр: О племени масаи рассказывают, что перед тем, как приветствовать друг друга, они плюют на руки. Житель Тибета, снимая шляпу, высовывает язык, а левую руку держит за ухом, как бы прислушиваясь.
2 гр: В Англии женщина на улице, как правило, первой приветствует мужчину, так как ей предоставляется право решать, желает ли она публично подтвердить свое знакомство с данным мужчиной или нет. У японцев для приветствия существует три вида поклонов: низкий, средний и легкий (с углов 15 градусов).
3 гр: Русские, англичане, американцы в качестве приветственного жеста пожимают друг другу руки; лапландцы трутся носами; американец приветствует приятеля, хлопая по спине; французы целуют друг друга в щеку; военные отдают честь; арабы приветствуют друг друга фразой: «Мир с тобой!»
- А как приветствуете друг друга вы? (Ответы детей.)
- Мы привыкли общаться, понимать друг друга с помощью слов. Такое общение называется вербальным ( на доске)
- А теперь ребята постарайтесь понять меня без слов (делаю знак подняться и сесть) Вы меня поняли без слов. Общение при помощи жестов называется невербальным ( на доске)
- Но также во время общения по лицу человека мы тоже можем многое определить без слов
С давних времен люди всматривались в лица друг друга, пытались угадать настроение человека, его намерение, характер. Вот и сейчас мы с вами попробуем расшифровать некоторые состояния человека по мимике. Проверим, все ли умеют «легко читать» эмоциональное состояние другого человека.
Мне понадобятся помощники: (5 человек)
Задание : Изобразить эмоциональное состояние человека в соответствие с заданием.
Карточки: печаль, радость, удивление, равнодушие, боль.
- Вот перед вами различные изображения мимики лица с этими видами (выражениями). Узнайте правильно эмоциональное состояние человека
- Разное выражение лица, с помощью которого мы можем определить настроение и чувства человека мы называем мимикой. ( на доске поместить слово)
- Любое слово, обращенное к человеку, может быть окрашено разными чувствами, настроениями, отношениями к собеседнику. Если эти чувства добрые, то мы ощущаем ответную доброжелательность и стремление общаться. Важное значение во время разговора имеет не то, что сказано, а как это сказано. Я предлагаю группам прочитать начало фраз, закончив их по - своему.
Задание: Произнесите одну и ту же фразу сначала грубым тоном, а затем веселым, жизнерадостным.
1гр: Доброе .. .
2 гр: Извини, что я. .
3 гр: Прошу тебя .. .
- Какое обращение Вам было приятнее услышать?
- Веселым и жизнерадостным.
- А какими качествами должен обладать человек при общении? Сейчас я раздам вам карточки, со словами. Там есть положительные и отрицательные качества. Вы должны расставить данные качества личности в нужную колонку. А через минуту проверим какие же качества вы цените в человеке, а какие нет.
Качества личности:
Общительность, чрезмерное любопытство, ложь, вежливость, тактичность, болтливость, доброжелательность, высокомерие, пренебрежение, умение сочувствовать, умение слушать, равнодушие, бездушие, грубость, сердечность.

-Мы сегодня говорили о том, что же необходимо знать и соблюдать при общении, какими качествами нужно обладать, чтобы быть приятным, интересным собеседником, товарищем.
Перед вами на доске солнышко и кактус. Подумайте и напишите на лучике солнца те качества, которыми вы бы хотели обладать в процессе общения. А в иголках ваши отрицательные качества в общении, от которых хотели бы избавиться навсегда.

- Посмотрите, как светло стало вокруг. Это наше солнышко своими лучиками освещает весь наш класс. Надеюсь, что эти теплые качества в общении вы запомните. И только лучики нашего солнышка вас будут согревать всегда, а не те страшные иголки, которые мешали в общении. Ведь общение для нас является роскошью. Потому что расширение словарного запаса, обогащение своего речевого «репертуара» позволит вам «выразить себя», проявить свои лучшие человеческие качества в общении.

Подведение итога.
- В Древней Руси в XII веке князь Владимир Мономах в «Поучении детям» советовал вести беседу так: «При старших молчать, мудрых слушать, без лукавого умысла беседовать, побольше вдумываться, не много смеяться».
Императрица Екатерина II заставляла придворных соблюдать правила. Одно правило звучало так: «говорить уверенно и не очень громко, дабы у прочих там находящихся уши и голова не заболели».

Эти правила применимы и сегодня.

Чтобы узнать интересен ли был для вас урок , я предлагаю выразить своё настроение невербально, с помощью смайликов - ладошек.

Рефлексия.
- Ребята, мы завершаем наш классный час. Я благодарю вас за прекрасное общение. Передавая сердечко, закончите фразу: “Чтоб нам легко было договориться /общаться я буду/не буду”.

В заключении я хочу вам подарить брошюрки с правилами правильного общения.(зачитывает ребёнок)
Если этими правилами вы будем пользоваться каждый день. Тогда в нашей школе всем будет комфортно и никогда не будет ссор.
- Давайте обсудим, какие правила общения у вас получились (правила общения записываем на доске).
Правила общения 1. Относитесь к другим так, как хочешь чтобы они относились к тебе.
2. Умей слушать и слышать собеседника, не перебивай его.
3. Не говори слишком громко и тихо.
4. Думай, что говоришь. 5. Не отвечай на грубость грубостью. 6. Уважай собеседника, будь доброжелательным. 7. Не забывай приветствовать и прощаться.
8. Во время беседы смотри в глаза собеседника. 9. Не унижай и не оскорбляй собеседника
- А теперь ребята улыбнемся друг другу искренне и подарим гостям улыбки. (дети дарят «улыбки», звучит песня:" от улыбки")