конспект урока по окружающему миру по теме Царство грибов 3 класс
Урок по окружающему миру для 3 класса «Удивительное царство грибов»
Задача: создать условия для активной познавательной деятельности учащихся. Цели:
Обучающие: Активизировать ранее полученные знания; изучить строение, классификацию, значение и правила сбора грибов;
Развивающие: Развивать мыслительную активность (классификация, сравнение, обобщение); расширять кругозор учащихся; умение работать в парах;
Воспитывающие: воспитывать любовь к природе; экологическую культуру учащихся; формировать оценочное, эмоциональное отношение к миру.
Тип урока: «открытие» нового знания.
Оборудование: презентация, тесты, карточки строение гриба.
План урока
1. Оргмомент.
Давайте улыбнёмся нашим гостям, мне, друг другу. С хорошим настроением начинаем урок. Садитесь.
(1 слайд пустой)
- Нам предстоит сделать много новых открытий. Поэтому будьте внимательны.
(2 слайд лес, музыка)
Хочу пригласить вас сегодня в лес.
В добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес.
Если внимательны будете, дети,
Чудные тайны откроете эти.
2. Актуализация опорных знаний- Посмотрите на этот лес. Какие царства живой природы вы видите?
- Живую природу делят на царства растений, животных, бактерий и грибов.
(3 слайд) царства живой природы
3. Формулирование темы, постановка цели.
-Сегодня мы более подробно познакомимся с удивительным царством. Представителей этого царства учёные долгое время не могли отнести к ни, царству растений, ни к царству животных. Чтобы узнать о каком царстве мы будем говорить, нужно отгадать загадку.(4 слайд Царство грибов)
Землю пробуравил
Грибницу оставил,
На ножке явился,
Шляпкой прикрылся.
-О чём идёт речь? (о грибах) А почему вы считаете, что это гриб? Докажите.
А как вы думаете, какая тема нашего урока?
Тема нашего урока: Царство грибов. Сегодня мы вспомним, что нам известно о грибах и узнаем много нового.
-А что бы вы хотели узнать об этом царстве?
-Итак, ребята, вы сами поставили цели урока.
(5 слайд Цели) Какое строение имеют грибы? – Какие они бывают?
– Как правильно собирать грибы? - Какое значение имеют грибы? – Узнать, какие грибы нужно охранять)
-На эти вопросы мы и будем искать ответы на этом уроке.
-Грибы это настоящее чудо. На земле насчитывают более 100 тысяч видов. Но только чуть более 100 считаются съедобными. Среди них есть очень маленькие и крупные экземпляры, но все они имеют похожее строение. Каждый гриб занимает определённое место в природе. Одни грибы превращают органические вещества в минеральные, которые необходимы и доступны растениям, другие перерабатывают остатки живых организмов в перегной, третьи, хищники, помогают бороться с вредителями растений, четвёртые – лекарство для животных и человека. Помните об этом и не топчите, не сбивайте грибы, которые попадутся вам на глаза.
а) Строение грибов.
-Попробуйте в загадке найти части гриба. А сейчас работа в парах. На парте лежит рисунок гриба и название частей. Обозначьте каждую часть. А теперь проверим.
(6 слайд - строение грибов)
-А теперь давайте рассмотрим строение гриба
- В самом верху? (шляпка) В ней созревают споры – это маленькие семена.
-Что находится ниже? (Ножка)
-Шляпка и ножка называется плодовое тело.
-Как называется подземная часть гриба? (грибница)
Грибница-это тонкие, ветвистые, белые, похожие на паутину нити, которые оплетают корни деревьев и срастаются с ними.
Мы рассмотрели строение шляпочных грибов. Об остальных грибах вы узнаете в 6 классе.
б) Классификация грибов
-На какие 2 группы можно разделить грибы? (съедобные, несъедобные)
(7 слайд) съедобные и несъедобные грибы
-Какие съедобные грибы вы знаете?
-Какие несъедобные грибы вы знаете?
-Многие съедобные и несъедобные грибы очень похожи. Чем это опасно? Поэтому очень важно отличать съедобные грибы от, несъедобных. Давайте попробуем сравнить их и сделать вывод.
-Открыли учебники стр.120
(8 слайд) Грибы – двойники (белый, желчный)
1)У самого ценного гриба- белого - есть опасный двойник - желчный. (читаем)
-Чем они похожи? (формой)
-Чем отличаются? (по цвету, по срезу)
-Желчный гриб не ядовитый, но очень горький и может испортить вкус блюда.
-По каким признакам нашли отличие? (по цвету, по срезу)
(9 слайд) Грибы – двойники (опята – ложные опята)
2)У осенних опят тоже есть двойник – ложный опёнок.(читаем)
-Чем они похожи? (формой)
-Чем отличаются? ( по цвету, по запаху)
Ложный опёнок – ядовитый гриб.
-По какому признаку нашли отличие? (по запаху, по цвету, по кольцу)
(10 слайд) Грибы – двойники (шампиньон - бледная поганка)
3) Сравните шампиньон и бледную поганку. (читаем)
-Чем они похожи? (формой)
-Чем отличаются? (по цвету, по строению)
Бледная поганка смертельно ядовитый гриб. Яд бледной поганки не разрушается ни при варке, ни при сушке, ни при длительном хранении. Каждый год в нашей стране погибают люди, случайно отведывавшие бледную поганку. Что нужно сделать, если после употребления грибов ,человеку стало плохо?( вызвать скорую помощь)
-По какому признаку нашли отличие? (по строению)
-Итак, на что необходимо обратить внимание при сборе грибов?
(11 слайд) Признаки отличия съедобных и несъедобных грибов
(цвет, срез, запах, форма)
В). Правила сбора грибов.
-А кто из вас знает, как собирать грибы?
-Найдите ответ в учебнике на стр. 121. Внимательно прочитайте, как правильно собирать грибы, чтобы ответить на мои вопросы.
- Почему надо собирать в лесу только те грибы, которые знаешь?
- Почему нельзя раскидывать в стороны листву и мох?
- Почему нужно срезать грибы ножом?
- Почему нельзя собирать большие старые грибы?
- Почему нельзя собирать грибы возле дорог предприятий и скверов?
(12 слайд чистый, музыка)
Физминутка
-Сбор грибов иногда называют « тихой охотой», которая требует внимания, чуткости, осторожности. Давайте и мы с вами немножко отдохнём и побродим по лесу. Все встали, оделись для прогулки по лесу. Взяли корзинки и собираем грибы. Если я называю съедобный гриб, приседаем, срезаем и кладём в корзинку. А если несъёдобный гриб, проходим мимо.
Сыроежка, подосиновик, желчный гриб, белый, подберёзовик, бледная поганка, груздь, волнушка, ложный опёнок.
-Какое удовольствие можно получить от прогулки по лесу! А если удаётся вернуться с корзинкой грибов, то чувствуешь себя удачливым добытчиком.
Садитесь.
- Мы немножко отдохнули, побывали на прогулке в лесу. А теперь продолжим.
Г). Грибы, занесённые в Красную книгу.
- Теперь вы знаете правила сбора грибов, и я надеюсь, будете их выполнять.
Потому что, из-за неправильного сбора грибов, некоторые виды внесены в Красную книгу России.
(13, 14 слайд) (Красная книга)
-Посмотрите, какие необычные и красивые грибы. Я думаю, что вам не приходилось видеть и слышать о них. Это сетконоска сдвоенная, решёточник красный, рогатик пестиковый, шишкогриб хлопьеножковый, грифола курчавая, паутинник фиолетовый.)
-Эти грибы нуждаются в особой охране.
Д). Значение грибов
Сказка
-А вы знаете, что однажды произошло в Царстве грибов? Хотите узнать? Слушайте внимательно, потому что только тот, кто будет внимателен, сможет сделать открытие.
(15, 16, 17. 18 слайд деревья и грибы)
Грибы всегда живут по соседству с деревьями. Но однажды деревья обвинили грибы в грабеже. « -Вы воруете у нас питательные вещества. Срастаетесь с нашими корнями и живёте за наш счёт. Мы уходим от вас» Грибы ответили: «Не у ходите, мы же наводим порядок, разрушаем остатки растений и животных, образуем перегной. Но, как ни старались упросить их грибы, ничего не помогло. Все деревья ушли подальше от царства грибов. Прошло время – грибов становилось всё меньше и меньше - им действительно не хватало пищи, взять они её могли только у деревьев. Но и деревьям было не сладко. Они стали, хуже расти, чахнуть, а ещё каждый год засыпала их осенняя листва и горы листьев добрались до макушек деревьев. Деревья никак не могли понять, почему их самочувствие ухудшается, и почему не исчезают опавшие листья с земли, а заваливают их до самой макушки. Поняли деревья, что совершили ошибку и попросили прощение у грибов. Грибы их простили, и всё стало по – прежнему. Грибы стали, лучше расти, ведь теперь им хватало питания, и деревья стали, быстрее расти и засохшие листья куда- то исчезли. Но секрета своей важности для деревьев грибы так и не открыли. А деревья до сих пор мучаются в догадках, почему же им стало так плохо без грибов.
-А может быть, вы сможете ответить на этот вопрос?
Давайте все вместе проведём маленькое исследование, чтобы подтвердить наши предположения.
(19 слайд)
Тема исследования: Почему деревьям плохо без грибов?
-Как вы думаете, грибы помогают расти деревьям? Это наша гипотеза.
Гипотеза: Предположим, что грибы помогают расти деревьям.
Цели: Выяснить, что же связывает деревья и грибы друг с другом.
(20 слайд)
Результаты исследования:
-Что получают грибы от деревьев?
1. Грибы получают от дерева питательные вещества.
-А давайте теперь предположим, что же деревья получают от грибов?
-А что делают корни деревьев в земле? (всасывают воду и минеральные соли)
2. Корни деревьев всасывают воду и минеральные соли из земли.
-А как связана грибница и корни деревьев?( Срастается)
-А если грибница срастается с корнями деревьев, то какую помощь оказывает деревьям?
3. Грибница доставляет воду корням деревьев из почвы.
-Куда исчезают все засохшие листья под деревьями, старые пни, упавшие сучья? Как вы думаете? (грибы) Так, что ещё делает грибница?
4. Грибница перерабатывает остатки живых организмов.
- Грибы перерабатывают остатки живых организмов и образует перегной, очень нужный для деревьев.
- Так почему деревьям плохо без грибов? Какой сделаем вывод?
(21 слайд вывод, гриб дерево)
Вывод: Грибы помогают расти деревьям. Они доставляют воду и перерабатывают остатки живых организмов.
-Проведя исследование, мы сделали открытие, и узнали, как связаны между собой грибы и деревья.
Такая связь называется взаимной. Грибы и деревья взаимосвязаны или симбиоз.
-Нужны ли грибы животным? Зачем? Какие животные питаются грибами? (белки, лоси, кабаны, глухари, тетерева).
Некоторые животные леса лечатся ядовитыми для человека грибами. Мухоморами лечатся лось, сороки.
Какой можно сделать вывод?
- Нужны ли грибы человеку? Зачем? (питаются)
-В грибах есть глюкоза, фосфор, кальций, железо, - необходимые человеку. Недаром грибы называют лесным мясом. Самые питательные грибы: рыжики, опята, подосиновики, белые.
(22 слайд чистый)
Физминутка
Вот он гриб – боровик,
И красив он и велик. Давайте носиками нарисуем гриб. Начнём с грибницы, ножка, шляпка.
Е). Закрепление нового материала.
А теперь давайте ответим на интересующие вас вопросы.
(23 слайд №5 повтор)
Сегодня на уроке мы постарались ответить на все вопросы, которые вас интересовали. А теперь давайте проверим новые знания.
(24 слайд)
-Проверка будет походить в виде тестов. Вам предлагается 5 вопросов. Работаем.
1. Вы нашли в лесу гриб, но не знаете, съедобный он или нет. Что нужно сделать?
а) оставить его на месте,
б) срезать и взять с собой,
в) сбить ногой.
-Какой правильный ответ?
(25 слайд)
2. Назовите самый ядовитый гриб.
а) желчный гриб,
б) бледная поганка,
в) ложный опёнок.
(26 слайд)
3. Что не входит в строение гриба?
а) шляпка,
б) ножка,
в) корень.
-Что же у грибов вместо корня?
(27 слайд)
4. С чем взаимосвязаны грибы?
а) с человеком,
б) с деревьями,
в) с животными.
(28 лайд)
5. Найди лишний гриб.
А) подосиновик,
Б) боровик,
В) мухомор
Проверка
А теперь я предлагаю вам себя оценить. Если нет ошибок оценка 5 , одна ошибка -4, две ошибки -3.
6.Рефлексия деятельности.
-Наш урок подошёл к концу. Подведём итог. Какие открытия вы для себя сделали?
-За активную работу на уроке получают оценки.
Многие тайны леса уже раскрыты. Другие ещё ждут своих исследователей. Главное, не забывать, что в лес ходили наши прабабушки и прадедушки, и люди, жившие сотни лет до них. Хочется сберечь лесные богатства и для будущих поколений. Для этого надо не так уж и много. Нужно просто любить лес.
7. Включение нового в систему знаний
(Слайд 29)Запомни, что всё в природе взаимосвязано, уничтожая одно, ты наносишь вред другому.
Рекомендации по выполнению домашнего задания
1. Стр. 118-122, пересказ. Найти интересную информацию о грибах из разных источников: спросить у родителей, узнать из интернета, прочитать в книгах.
(Слайд 30)
9. Дополнительно (фильм рост растений)
И сегодня у нас есть уникальная возможность увидеть своими глазами, как появляется грибница и растут грибы. Фильм, который вы будете смотреть показан в ускоренном режиме.
(12 слайд) фильм о росте грибов
Сначала появляется грибница. А на них образуются маленькие клубеньки. Клубеньки увеличиваются, вылезают из земли и превращаются в грибы.
-Так почему же придя в лес нельзя вырывать грибы с грибницей? (нарушается грибница) Если запомнить урожайное место, то можно несколько раз за лето приходить сюда и уносить домой богатую добычу.
Дополнительно
-Но грибы не только – то, что растёт под ёлкой на поляне, и что собираем в корзинки. Гриб – чага растёт на берёзе. Им лечат язвы желудка, опухоли. Гриб – дрожжи применяют в хлебопечении, сыроделии. Все знают лекарство пенициллин, его готовят из гриба. Лечат воспаление лёгких, бронхит. Зеленоватый пушок плесени на забытом в шкафу куске хлеба – гриб –плесень. Есть такие грибы, которые могут разрушить дома (домовой гриб).
Использованная литература:
Б. П. Васильков. Съедобные и ядовитые грибы. Санкт- Петербург «Наука» 1995 г.
М. В. Вишневский. За грибами с ноября по май. Москва «Восток-Запад» 2004 г.
Пеле Янсен. Всё о грибах. Санкт-Петербург « Кристалл» 2004 г.
Томас Лессо. Грибы: определитель. Москва «АСТ-Астрель» 2003 г.
Л. В. Гарибова. В царстве грибов. Москва «Прибой» 1998 г.
Л. В. Гарибова Грибы от, А до Я. Иллюстрированный справочник. Москва « Фитон» .2004 г.
Ю. К. Долетов. Секреты заядлого грибника. Москва « АСТ –Пресс книга» 2004г.
С. Д. Додик. Грибы Российских лесов. Москва «АСТ» 2007 г.
М. Н. Сергеева. Грибы. Культура и традиции. 2006 г.
13PAGE 15
13PAGE 14315
15