Творческий проект Плетение из газет
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Белоомутская школа- интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
«Утверждаю».
Директор Белоомутской
школы- интерната
---------(Сурина О.П.)
Проект декоративно-прикладного творчества "Плетение из газет".
Разработчик проекта
воспитатель Лисейкина Р.И.
2015-2016 учебный год
Содержание:
1.Паспорт проекта.
2.Актуальность проекта.
3.Концепция проекта.
4.Основные направления проекта.
5.Принципы реализации проекта.
6.Целевая группа.
7.Цель проекта.
8.Задачи проекта.
9.Сроки и реализации проекта.
10.Технология процесса и необходимые материалы.
11.Ожидаемый результат.
12.Оценка результатов проекта и мониторинг.
13.Мероприятия по реализации проекта.
14.Основные риски и пути их решения.
16.Приложения.
Паспорт проекта.
1.Название проекта: «Плетение из газет».
2. ФИО разработчика проекта: Лисейкина Рима Ивановна.
3.Название образовательного учреждения: Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Белоомутская школа - интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
4Должность: воспитатель.
5. Целевая группа: 14-17лет.
5.Тип проекта: практико- ориентированный.
6. Форма проведения занятия: коллективная; групповая; индивидуальная.
7.Количество участников проекта: 7 человек.
8. Продолжительность проекта: учебный год.
9. Цель проекта: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники плетения из газет как художественного способа конструирования из бумаги.
10. Задачи проекта:
Обучающие:
-ознакомление с основными понятиями и базовыми формами плетения;
-обучение различным приемам работы с бумагой;
-создание композиции с изделиями, выполненными в технике плетения.
Развивающие:
-развитие внимания, памяти, логического и пространственного воображения; -развитие мелкой моторики рук, развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей;
- развитие способностей работать руками, приучение к точным движениям пальцев.
Воспитательные:
-воспитание интереса к искусству плетения;
- расширение коммуникативных способностей детей;
-совершенствование трудовых навыков, формирование культуры.
11.Направленность -художественно эстетическая.
Актуальность разработки проекта.
«Чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребёнок».
В.А. Сухомлинский.
В Белоомутской школе - интернате для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья дети учатся с интеллектуальной недостаточностью. Своеобразие развития таких учащихся состоит в том, что развитие их затруднено как внешними, так и внутренними факторами: несоответствием уровня интеллектуального развития возрасту, недоразвитие мелкой моторики рук, плохой восприимчивостью ко всему новому, недостаточностью всех сторон мыслительной деятельности. При всём этом процессы сравнения и обобщения у таких детей затруднены, отмечается несовершенство логического анализа и синтеза, трудности абстрагирования, снижение познавательных интересов. И поэтому такому ребёнку занятия творчеством для полноценного развития необходимы как воздух. На таких занятиях идёт освоение и постижение детьми окружающего мира, красоты, гармонии. Такие занятия помогают развивать мелкие мышцы кистей рук, что ведёт к развитию речи, способствуют развитию внимания, воображения, памяти, готовит детей к самостоятельной жизни. Моя задача, как воспитателя, состоит в том, чтобы дети, которые пришли ко мне развивались не зависимо от степени тяжести дефекта. Создание изделий своими руками – это универсальное образовательное средство. Занятия ручным трудом призваны воздействовать на ум, волю, чувства детей, побуждать их к творческому самовыражению. При этом решается и психологическая задача: дети радуются результату своего труда.
Творчество – очень важный момент в развитии ребёнка. Хорошо, когда ребёнок видит красоту и разнообразие окружающего мира. Но ещё лучше, если он не только замечает эту красоту, но и творит её. После того, как ребёнок своими руками начнёт создавать красоту, он непременно начнёт с любовью и заботой относиться к нашему миру. И любовь, и гармония войдут в его жизнь.
Творчески активная деятельность в процессе обучения формирует у школьников ряд качеств, которые в конечном итоге положительно скажутся на характере ученика.
Творческая деятельность развивает чувство детей, способствует более оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций, таких как память, мышление, восприятие.
Создавая красивые поделки своими руками, видя результаты своей работы, дети ощущают прилив энергии, испытывают положительные эмоции и внутреннее удовлетворение, в них «просыпаются» творческие способности и возникает желание жить «по законам красоты».
Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.
Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.
Чувственное восприятие мира захватывает ребёнка, полностью владеет им, толкает к созиданию, поисковой деятельности, раскрывая творческие способности, заложенные в ребёнке с рождения. Как помочь ребёнку открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребёнка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? В этом поможет плетение из газет – один из самых простых, увлекательных и доступных способов работы с бумагой. Здесь ребёнку даётся возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, постичь свойства, структуру. Система работы с бумагой построена по принципу от простого к сложному. Овладение рядом технологий требует терпения и аккуратности, а поделки тщательности в исполнении, ведь мастерство – это всегда упорный труд и воображение. К тому же плетение из газет — это один из способов превратить кучу ненужной бумаги в настоящее произведение искусства.
Проект предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром.
Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (кашпо, корзины и т.д.).
Любая работа с бумагой – складывание, вырезание, плетение – не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.
Детский кружок «плетение из газет» создан с целью развития и реализации творческих способностей учащихся. Работу кружка организовывается с учётом опыта детей и их возрастных особенностей. С детьми, не имеющих навыков работы с бумагой. Дети не любят однообразного монотонного труда, он их быстро утомляет, вследствие этого у детей может пропасть интерес к работе, поэтому на каждом занятии виды поделок необходимо менять. Важно, чтобы в работе дети могли проявить выдумку, творчество, фантазию, что, несомненно, будет способствовать повышению эффективности труда. Правильно поставленная работа кружка имеет большое воспитательное значение. У детей развивается чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других. Работа в кружке - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей. Дети, видя готовые поделки, сравнивают их, находят достоинства и недостатки, критически подходят к своей работе, у них вырабатывается аналитический ум. Особенно важно, что дети познают значимость своего труда, его полезность для окружающих. Очень важно руководителю кружка совершенствовать эстетический вкус детей, развивать чувство прекрасного, поддерживать творческое начало в деятельности ребёнка.
Экологичность. Сейчас уже используют не цинк для печати, а типографскую краску, которая не опасна для здоровья. В настоящее время газеты не сдают на макулатуру, они валяются под ногами, как мусор. А плетение из газет становится своего рода переработкой сырья.
Концепция проекта
Создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребёнка и его самореализации.
Основные направления проекта
Организационные:
1.Создание в образовательном учреждении предметно развивающей среды, отражающей специфику работы, участие по реализации проекта.
2. Определение уровня знаний и сформированных представлений по данному направлению методом педагогической диагностики.
Профилактические:
Закрепление основ правильного и безопасного поведения и использование колющих, режущих предметов.
Образовательные:
1.Накопление образно символического и демонстративного материала для проведения мероприятий познавательного цикла.
2.Решения образовательных задач посредством использования информационного банка данных.
Методы реализации проекта:
*Доступность (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
*Наглядность (иллюстративность, наличие дидактических материалов).
*Демократичность и гуманизм (взаимодействие руководителя и воспитанников в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
*Научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
*«От простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Принципы реализации проекта:
1. Принцип деятельности подразумевает активное включение ребенка в учебно-познавательную деятельность через открытие им нового знания, участие в разрешении проблемной ситуации, освоение необходимых знаний, навыков и умений для решения творческих задач.
2. Принцип гуманности основан на уважении к личности ученика, признании его права на собственное мнение. Соблюдение данного принципа является залогом свободы и творческой раскрепощённости учеников во время занятий.
3. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного чувственного, интеллектуального, технологического опыта, способности самостоятельного выбора решений.
4. Принцип вариативности дает возможность развивать у учащихся вариативное мышление, сравнивать и находить оптимальный вариант.
В результате обучения дети приобретают основные знания, умения и навыки, осваивают различные способы деятельности, строго соблюдая безопасность работы, используют приобретённый опыт в практической деятельности и повседневной жизни.
Целевая группа:
Дети от 14 до 17 лет
Цель проекта: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники плетения из газет как художественного способа конструирования из бумаги.
Цель будет достигнута при условии «я хочу сделать сам».
Задачи проекта:
Обучающие:
-ознакомление с основными понятиями и базовыми формами плетения;
-обучение различным приемам работы с бумагой;
-создание композиции с изделиями, выполненными в технике плетения.
Развивающие:
-развитие внимания, памяти, логического и пространственного воображения; -развитие мелкой моторики рук, художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей;
-развитие способностей работать руками, приучение к точным движениям пальцев.
Воспитательные:
-воспитание интереса к искусству плетения;
- расширение коммуникативных способностей детей;
-совершенствование трудовым навыкам, формирование культуры.
Содержание данного проекта направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Проектом предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из газет. На занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам.
Содержание проекта определяется возрастными особенностями школьников. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с изготовлением новой поделки. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор по изготовлению поделок. Проявить фантазию, а также развить творческие способности. Курс занятий построен таким образом, что представляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей.
Сроки и этапы реализации проекта:
Работа кружка «плетение из газет» планируется на один учебный год, с сентября по май, один час в неделю.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап:
1.Подбор и анализ методической литературы по данному проекту.
2.Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.
3.Планирование предстоящей деятельности направленной на реализацию проекта.
4.Обеспечение дидактического комплекта для реализации проекта.
Организационный этап:
1.Формирование интереса к плетению из газет.
2.Практическое знакомство с свойствами бумаги.
3.Способствовать овладению простейшими техническими приёмами, работы с различными материалами.
4.Развивать воображения, видеть необычное в обычных предметах.
5.Создать условия благоприятные для развития творческих способностей детей.
Основной (практический) этап:
1.Проведение цикла занятий.
2.Продолжить знакомить с нетрадиционными техниками через овладения более сложными приёмами работы.
3.Формировать относительную устойчивость замысла.
4.Научить детей предварительно продумывать содержание образа, способствовать последовательности его выполнения, воплощения.
5.Стимулировать активность, самостоятельность, инициативу в придумывании содержания и способов изображения.
6. Побуждать детей к созданию разнообразных и относительно неповторимых оригинальных замыслов.
7.Создать условия благоприятные для развития творческих способностей детей.
Заключительный (итоговый) этап:
1.Определить эффективность работы кружка.
2.Осуществить анализ полученных результатов.
3.Выявить эффективность форм и методов развития, креативных способностей на основе анализа проделанной работы
4.Развивать у детей навыки самоанализа необходимого для оценки собственных и чужих работ.
5.Организовать творческие выставки детских работ
6.Диагностировать творческие способности детей.
Технология процесса и необходимые материалы.
Материалы:
-газеты
-журналы
-офисная и упаковочная бумага и др. Виды бумаги.
Инструменты:
-клей пва (лучше в бутылочке с острым концом)
-ножницы
-карандаш, линейка
-кисть для нанесения лака
-вязальная спица или бамбуковая палочка.
Технология плетения из газетных трубочек.
1.подготовка к плетению:
Для того, чтобы скрутить трубочки, нам потребуются:
Газеты,
Ножницы,
Клей пва.
2.скручивание трубочек
-газетный лист нужно разрезать вдоль на 4 части.
-возьмите 1 полосу, слегка смочите палец в клее и с уголка начните скатывать под углом примерно 30° по отношению к длинной стороне полосы. Можно скатывать трубочки как самокрутки — на весу;
Можно катать от себя на гладкой поверхности стола;
Можно скручивать трубочки на спицах.
Скручивание на спице
-кладем спицу на нижний угол газетной полосы так, чтобы спица и полоса составляли между собой острый угол приблизительно 30 градусов.
-уголок газетной полосы начинаем накручивать на спицу
-продолжаем накручивать, следим, чтобы трубочка получилась тугой, не слабой, и чтобы один конец трубочки был тоньше другого. Это нужно для соединения трубочек между собой.
-капаем капельку клея на уголок полосы.
-покрутим между пальцами для лучшего закрепления.
Спицу вытаскиваем, и трубочка готова.
Наращивание и соединение трубочек
-в широкий конец трубочки капаем капельку клея
-узкий конец второй трубочки вставляем в первую трубочку
3.плетение изделия –птица.
Для плетения туловища-круга:
-берём 10 трубочек и переплетаем по центру 5 на 5 в шахматном порядке
- берем один из концов трубочки, поворачиваем под углом 90 градусов и переплетаем, формируя круг, в шахматном порядке наращивая переплетающую трубочку
Формируем клюв:
-когда сплели до нужного размера загибаем 2 трубочки и формируем клюв
Формируем хвост:
- с противоположной стороны от клюва из 3-5 трубочек формируем хвост, сначала плотно прижав к друг другу и переплетая их, а затем выполнить расклешение (увеличить расстояние между трубочками), края перегнуть и закрепить, имитируя отдельные перья. Плетение крыла:
-плетём по кругу как туловище, оставляем 3-4 трубочки для крепления к основе, а остальные загибаем и крепим.
Формируем глаз:
- скручивать трубочку плотно по спирали, смазывая клеем Заправляем концы трубочек за плетеные ряды, помогая пинцетом или спицей, подклеиваем
Как покрасить трубочки?
Перед плетением газетные трубочки можно покрасить морилкой для дерева или пищевыми красителями. Сушить необходимо, разложив трубочки на ровной поверхности. Красками, которые не впитываются в бумагу полностью, лучше красить уже готовое изделие, иначе при плетении она будет осыпаться. Мы покрасим нашу птичку акварелью и гуашью. Когда высохнет краска подрисуем белилами пёрышки и подчеркнём их контрастным насыщенным цветом
Чем закрепить краску на газете?
«древо лак» - водный лак по дереву, акриловый лак для наружных работ. Закрепление
Обобщить полученные знания и навыки Установление связи между целью деятельности, её мотивом и результатом
Демонстрация готовых изделий.
Защита своей работы
Рефлексия.
Оценить собственную деятельность на занятии Объективное оценивание своей работы:
-чему научились?
-что нового узнали?
-как пригодятся знания и умения?
Технология плетения из газетных трубочек мало отличается от плетения из лозы. Часто плетение из бумаги так и называют – плетение из газетной (или журнальной) лозы.
Затраты на этот мастер-класс минимальны – собственно газеты или журналы, клей, краска, лак, кисти, ножницы, вязальная спица для изготовления трубочек и кусочек картона.
Ожидаемый результат:
Итогом проекта является ожидаемый результат:
Воспитанники должны знать:
-рассказывать об основных этапах воплощения замысла.
-уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить поделку.
-правила безопасности труда.
Воспитанники должны уметь:
-анализировать под руководством воспитателя изделие (определять его назначение, способы соединения деталей, последовательность изготовления)
-правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы.
-соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены.
-экономично размечать материал. Скручивать листы бумаги.
-резать бумагу, соединять детали из бумаги с помощью клея.
Оценка результатов проекта и мониторинг.
Результатом реализации данного проекта является: участие детских работ в школьных тематических выставках (золотая осень, мастерская деда мороза, пасха, итоговая выставка), участие в школьных, районных, областных конкурсах, поделки- сувениры в качестве подарков, оформление зала, спальни.
Форма проверки результативности занятий:
Творческие работы учащихся – индивидуальные и коллективные (тематические плакаты, панно).
Выставка лучших работ на персональной странице сайта воспитателя, проведение выставок работ, учащихся в школе - интернате, участие в областной выставке детских творческих работ, в конкурсах, творческий отчёт руководителя кружка на методическом объединение воспитателей.
Результат освоения проекта: промежуточный, итоговый.
Формы мониторинга: тестирование, наблюдение, опрос, анализ.
В начале года большинство детей умеют крутить трубочки из газет, делать простые поделки из газетных трубочек. Освоили технологию. Необходимо, в течении года продолжить вести работу по формированию умений, навыков по изготовлению сложных поделок в соответствии с проектом.
Вывод: таким образом, результаты мониторинга освоения проектного материала показали в основном средний уровень. Итоговый результат 75%.
Мероприятия по реализации проекта.
Тематика занятий строится с учётом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания проекта и учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Проект позволяет индивидуализировать сложные работы более сильным детям, менее подготовленным, можно предложить работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это даёт возможность предостеречь ребёнка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Тематический план
№ Наименование темы Количество часов
1 Волшебные свойства бумаги. История возникновения плетения из бумаги. Презентация. 1
2 Инструменты и материалы. Правила техники безопасности 1
3 Вырезание полосок для скручивания трубочек. Основные правила работы. 1
4 Заготовка газетных трубочек. Ознакомить с техникой скручивания трубочек из газет и соединением их друг с другом. 1
5
Виды плетения из газет. Верёвочка, спиральное, ситцевое. 1
6 Виды плетения загибок. 1
7 Приёмы и способы покраски изделий. 1
8 Способы декоративной отделки полученных изделий. Освоение способов отделки. 1
9 Плетение круглой корзины. Декоративная отделка готового изделия. 3
10 Плетение овальной корзины. Декоративная отделка готового изделия. 3
11 Плетение корзины «ёжик». Декоративная отделка готового изделия. 3
12 Плетение кормушки для птиц. Декоративная отделка готового изделия. 3
13 Плетение домика. Декоративная отделка готового изделия. 3
14 Плетение сундучка. Декоративная отделка готового изделия. 3
15 Плетение чашки с блюдцем. Декупаж салфеткой готового изделия. 3
16 Плетение чайника. Декупаж салфеткой готового изделия. 3
17 Плетение самовара. Декоративная отделка готового изделия. 3
18 Панно из газетных трубочек. Декупаж салфеткой готового изделия. 2
19 Подведение итогов. Выставка поделок из газет. 1
Основные риски и пути их решения:
Возможные риски в реализации проекта и пути их решения.
Предполагаемые риски.
Пути решения.
1.Нет заинтересованности
у всех участников проекта. Проведение бесед,
подготовительных занятий.
2.Отсутствие необходимых материалов. Заблаговременное
приобретение, осмотр и
апробирование
необходимых материалов.
3.Недостаточная подготовленность и понимание задач проекта. Внесение в план необходимых
мероприятий, способствующих
реализации проекта.
Список используемой литературы:
-О. Орлова книга по плетению из газет.
-плетение из нового прута. Part1.rar
-http:best-hand-made.net!
-http:// pletenie -iz- gazet.net
-Давыдова Г.Н. - детский дизайн. Поделки из бросового материала. -
Издательство: скрипторий - 2006 г.
-Давыдова Г.Н. - поделки из бросового материала. Цветы. - издательство: скрипторий - 2008 г.
Семенова О.– простейший способ. Плетение из газет. Лучшие модели. - издательство: 2015 г.
Http://cluclu.ru/blog/izgazet/1665.html - сайт по рукоделию.
Http://stranamasterov.ru/node/70087- «страна мастеров» – сайт о прикладном творчестве для детей и взрослых.
Http://kollekcija.com/master-klass-bashmachok-avtor-tatyana/- интернет – журнал «своими руками».
Приложения.
Правила работы с ножницами.
1. При работе ножницы держи горизонтально.
2. Когда режешь, широко раскрывай ножницы.
3.Передавай ножницы только в закрытом виде кольцами вперёд.
4. При работе не держи ножницы концами вверх.
5.Не оставляй их в раскрытом виде.
6. Не работай ножницами с ослабленным креплением.
7.Работай ножницами только на своём рабочем месте.
Технологическая карта по изготовлению изделия.
№ Операция Рисунок Инструменты
1 Свернуть трубочки. Спица для вязания,
Клей пва2 Соединить трубочки. Клей пва3 Раскатать трубочки скалкой. Скалка
4 Переплести палочки в шахматном порядке. -
5 Должно быть нечетное количество палочек. -
6 Начать оплетать с той палочки, которых в ряду больше. -
7 Придерживать рукой и выравнивать, чтобы постепенно получался круг. -
8 Лучики постепенно выравнивать, как у солнышка.
-
9 Вставить форму и поднять палочки вверх. Форма, бельевая резинка
10 Оплетать форму, наращивая палочки. Клей пва11 Закрыть края. -
12 Крючком или спицей отвести с внутренней стороны несколько рядов и просунуть за них палочку.
Спица для вязания
13 Должно получится вот так. -
14 Излишки отрезать. Ножницы
15 Покрыть изделие лаком. Лак акриловый,
Лак столярный
16 Украсить изделие. Ленточки, бусины, паедки и т.д.