Конспект урока на тему: Царство грибов.Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы.


ФИО учителя: Иванова Наталья Викторовна
Тема урока: Царство грибы. Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы.
Дата проведения:2016 год
Место проведения: МАОУ СОШ№4 г. Заводоуковск
Класс: 5
УМК: Пасечник В.В.
Цель: Сформировать общее представление о царстве грибов. Подчеркнуть особое положение грибов в системе органического мира.
ТДЗ:
Обучающая (предметная)-Рассмотреть особенности строения грибов;
-Выделить характерные признаки этих организмов;
-Познакомить с особенностями питания, размножения, определить роль грибов в природе и жизни человека;
Развивающая -Развивать умения учащихся работать с учебником, рабочей тетрадью, раздаточным материалом, с различными ЭОРами.
-Учиться выверять главное, анализировать, сравнивать, обобщать, делать соответствующие выводы.
Воспитательная -Продолжить формирования интереса к предмету.
-Осуществлять эстетическое воспитание учащихся.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Методы и приемы: объяснение с использованием иллюстраций; лабораторная работа учащихся, тестирование с использованием ЭОР, самостоятельная работа с учебником и тетрадями на печатной основе.
Формы: групповая, фронтальная.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор ,микроскоп (1 на 2 учащихся), таблицы с изображением грибов, муляжи грибов, плесень на хлебе и апельсиновой корке.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: Создать организационные и содержательные условия для изучения учащимися строения грибов; Содействовать формированию навыка работы с микроскопом и микропрепаратами; умения находить сходства и различия в строении плеснеевых грибов; работать с ЦОР.
Метапредметные: способствовать развитию умения анализировать, сравнивать строение разнообразных грибов: (одноклеточных, плесневых, шляпочных), использовать практические методы познания (наблюдение), развитие навыка исследовательской работы учащихся; вести наблюдение;способствовать формированию умения ставить проблему, искать пути ее решения, работать с разнообразными источниками информации для решения проблемы.
Личностные: - положительное отношение к уроку;
- формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;
- осознание необходимости самосовершенствования;
- способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в изучении биологии;
- корректировка своего поведения на уроке в соответствии с моральной нормой.
Технологическая карта урока
Этапы Учебные
задачи Деятельность учителя
(Осуществляемые действия) Деятельность учащихся
Урока
(Формируемые способы деятельности)
1. Организация начала занятия. Подготовка учащихся к работе Приветствие, положительный настрой на работу и сотрудничество. Настраиваются на работу.
2. Проверка выполнения домашнего задания (не задано )
3. Подготовка к основному этапу занятия (мотивирующий этап) Актуализация знаний Вопросы классу:
Какие царства живых организмов мы знаем?
О представителях какого царства идет речь в следующих строках?
Вдоль лесных дорожек Много белых ножек В шляпках разноцветных, Издали приметных.
С каким царством мы познакомимся на сегодняшнем уроке? Отвечают на вопросы, отгадывают загадку, формулируют тему урока и его цель.
4. Усвоение новых знаний и способов действий Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания новых знаний о царстве грибов Рассказывает о грибах с использованием модуля:
Царство грибов;
Внешнее и внутреннее строение;
Типы питания грибов;
Разнообразие;
Съедобные и ядовитые грибы;
Интересные грибы и т.д.
(Физкультминутка) Воспринимают новый материал.
5. Первичная проверка понимания.
Установление правильности и осознанности усвоения нового материала, выявление пробелов, их корректировка Просит учеников перечислить отличительные признаки грибов (какие они запомнили).
Затем демонстрирует готовую таблицу с признаками.
Проблемные вопросы:
Какие грибы любят расти под определенными деревьями? Приведите примеры таких пар (гриб и дерево).
С помощью учебника стр. 24 объясните, почему подосиновик всегда растет вблизи осин? Называют признаки, затем сравнивают свои ответы с предложенной таблицей, корректируют знания.
Заносят таблицу в тетрадь.
Называют грибы и деревья, под которыми они растут.
Объясняют образование микоризы.
6. Закрепление знаний и способов действий.
Обеспечение усвоения новых знаний с помощью различных заданий. Задание 1:
Используя муляжи (на каждой парте) изучите строение грибов.
С помощью предложенного ЭОР перечислите основные части гриба.
Задание 2:
Из фотографий грибов на слайдах определите какие из них съедобные, а какие ядовитые.
Задание 3:
Загадки о грибах. Учитель читает тексты загадок.
Задания в модуле:
Перетащите названия частей гриба (внешнее строение);
Перетащите названия плесневых грибов;
Перетащите названия частей гриба (внутреннее строение)
Перетащите споры шляпочных грибов;
Разделите на группы ядовитые и съедобные грибы; (перетаскивание)
Заполните таблицу «Функции частей гриба»;
Впишите термины. Весь класс работает с муляжами. Затем один из учеников работает у доски с тренажером, показывает и рассказывает о строении гриба.
Ученики работают с сигнальными карточками (красная –ядовитый, зеленая – съедобный гриб).
Фронтальная работа. Разгадывают загадки.
Ученики по очереди выходят к компьютеру, выполняют контрольные задания, класс следит за правильностью, если не верно – поднимают красные сигнальные карточки, вносят исправления, поясняют ошибку
7. Обобщение и систематизация знаний
Выводы на уроке. Предлагает тестирование с использованием ЭОР Решают тесты за компьютером в парах
8. Контроль и самопроверка знаний
Анализ усвоения материала. Выпонить задания №48 и №49 в тетради на печатной основе . Выполняют задания, обмениваются с товарищами по парте , проверяют и оценивают друг друга.
9. Подведение итогов занятий
Анализ и оценка успешности достижения цели Проблемный вопрос:
Как вы считаете, правильно ли то, что грибы определены в отдельное царство? Докажите это. Отвечают на проблемный вопрос.
10. Рефлексия. Закончите предложение:
на уроке мне было интересно.....
сегодня меня удивило.....
Отвечают на вопросы учителя, заканчивают предложения
11. Информация о домашнем задании. Обеспечение понимания содержания и способа выполнения домашнего задания. Дает на выбор три уровня задания:
Учебник стр. 21-25 + выписать определения в тетрадь.
Подготовить презентацию об отделах грибов.
Сочинить сказку с участием грибов. Фиксируют информацию, участвуют в беседе Записывают варианты домашнего задания.