Педагогический проект «Формирование личности младших школьников через игровые технологии в учебной и внеучебной деятельности»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
Педагогический проект
на тему:
«Формирование личности младших школьников через игровые технологии в учебной и внеучебной деятельности»
Журавлева Марина Анатольевна,
учитель начальных классов,
первой квалификационной категории
Всеволожск 2014г.
Введение...2
Глава 1. Теоретическая часть.
Игровые технологии как фактор обучения и развития личности
младшего школьника
1.1 Роль игры в развитии и формировании личности младшего
школьника 5-7
1.2 Развивающие игры как фактор развития и формирования личности7-8
1.3 Дидактические игры как метод обучения8-12
Глава 2. Практическая часть.
Влияние игровых технологий на универсальные учебные действия13-28
Заключение29
Литература..30
Введение.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих умение учиться. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.
В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям и прочее.
Главная задача взрослого заключается в том, чтобы создать условия, когда обучение ребенка заменит монотонную деятельность по запоминанию на активную самостоятельную работу. Эта деятельность устанавливается тогда, когда ребенка ставят в ситуацию выбора, когда он сам решает, как поступить: пойти на интересную прогулку или помочь взрослому; съесть конфету самому или отнести ее маме; поделиться игрушками с младшим или оставить себе. Делая выбор, преодолевая сиюминутные желания и поступаясь собственными интересами в пользу другого, чтобы порадовать его, ребенок получает удовлетворение от того, что поступил правильно.
В младшем школьном возрасте основным видом деятельности детей является игра, которая предоставляет им большие возможности для общения и обучения. Учебная деятельность должна «вырастать» из игровой. Использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка. В игре также формируется личность, обогащается ее внутреннее содержания.
Проблемы всестороннего развития и воспитания школьников, а также сохранения их здоровья всегда была и остаётся важнейшей государственной проблемой.
Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью социума в сильной (волевой), самостоятельной и способной преодолевать трудности личности. Особенность младшего школьного периода в том, что в это время личность ребёнка поддаётся формированию через игровые процессы. Возможность стать героем и пережить настоящие приключения вместе со
сверстниками, эмоциональность и азартность игры обеспечивают привлекательность игры для детей.
Проблема сформулирована следующим образом: формирование личности младшего школьника в урочной и внеурочной деятельности c помощью игровых технологий. Решение этой проблемы стало целью исследования.
Объект исследования: формирование и развитие личности младшего школьника.
Предмет исследования: игровые технологии как условие развития и формирования личности детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования состоит в том, чтобы разработать новые игры, которые смогут помочь в формировании и развитии личности младшего школьника и получить желаемый результат.
Цель; изучить и проанализировать использование игровых технологий как средства активизации познавательной деятельности учащихся.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой сформулированы следующие
задачи.
Задачи исследования:
Выявить роль игры в развитии и формировании личности младшего школьника.
Рассмотреть развивающие игры как фактор развития личности и дидактические игры как метод обучения младших школьников.
Провести мониторинг результатов деятельности.
Этапы и сроки реализации.
Этапы реализации
Направление деятельности
Сроки реализации
Первый этап диагностический
Второй этап
Третий этап практический
Четвертый этап аналитический
1. Анализ затруднений.
2. Выявление проблемы.
3. Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта.
4. Определение целей и задач проекта.
5. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
6. Прогнозирование результатов.
7. Внедрение опыта работы.
8. Формирование методического комплекса.
9. Корректировка работы.
10. Мониторинг текущих результатов.
11. Подведение итогов.
12. Оформление результатов работы.
Инструмент исследования: игровые технологии.
Ожидаемые результаты.
В ходе мониторинга будет выявлена картина успешности деятельности учащихся, степень овладения ими умений, что позволит сделать вывод об уровне формирования УУД у обучающихся.
Перспективы дальнейшего развития.
В дальнейшем планируется обновлять копилку новыми играми, способствующих формированию универсальных учебных действий и личностному развитию ребёнка.
Глава 1. Игра как фактор обучения, развития и формирования личности младшего школьника
Роль игры в развитии и формировании личности младшего школьника.
Огромная роль в развитии и воспитании школьника принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности школьника, его волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике.
Игра выступает как бы в двух измерениях: в настоящем и будущем. С одной стороны, она предоставляет личности сиюминутную радость, служит удовлетворению актуальных потребностей. С другой стороны, игра направлена в будущее, так как в ней либо прогнозируются, или моделируются жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, умения, способности, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных, творческих функций.
Далеко не все педагогические ресурсы используются в сфере воспитания и развития ребенка. К таким мало используемым средствам воспитания относится игра.
Игра относится к косвенному методу воздействия: ребенок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, является полноправным субъектом деятельности.
Игра – это такое средство, где воспитание переходит в самовоспитание.
Игра теснейшим образом связана с развитием личности, а именно в период её особенно интенсивного развития в детстве, оно приобретает особое значение.
Игра – первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании свойств и обогащении его внутреннего содержания.
Войдя в игру, раз за разом закрепляются соответствующие действия; играя, ребенок все лучше овладевает ими: игра становится для него своеобразной школой жизни. Ребенок играет не для того, чтобы приобрести подготовку к жизни, а приобретает её, играя, потому что у него закономерно появляется потребность разыгрывать именно те действия, которые являются для него новоприобретенными, еще не ставшими привычками. В результате он в процессе игры развивается и получает подготовку к дальнейшей деятельности.
Он играет, потому что развивается и развивается, потому что играет. Игра-практика развития. Игра подготавливает детей к продолжению дела старшего поколения, формируя, развивая в нем способности и качества, необходимые для той деятельности, которую им в будущем предстоит выполнить.
В игре у ребенка формируется воображение, которое заключает в себе и отлет от действительности, и проникновение в нее. Способности к преобразованию действительности в образе и преобразованию её в действии, её изменению закладываются и подготавливаются в игровом действии, и в игре прокладывается путь от чувства к организованному действию и от действия к чувству. Словом, в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через неё формируются все стороны психической жизни личности в ролях, которые ребенок, играя, принимает на себя, расширяется, обогащается, углубляется сама личность ребенка.
На разных этапах развития детям свойственны разные игры в закономерном соответствии с общим характером данного этапа. Участвуя в развитии ребенка, игра сама развивается.
Младшие школьники только что вышли из периода, когда ролевая игра была ведущим типом деятельности. Для возраста 9-10 лет характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы.
Игры в жизни детей младшего школьного возраста продолжают занимать значительное место. Если спросить младших школьников, что они делают помимо учения, все они единодушно ответят: «Играем».
Потребность в игре как подготовке к труду, как выражению творчества, как в тренировке сил и способностей, как, наконец, в простом развлечении у школьников очень велика.
В младшем школьном возрасте большое место продолжают занимать ролевые игры. Они характеризуются тем что, играя, школьник, берет на себя определенную роль и выполняет действия в воображаемой ситуации, воссоздавая поступки конкретного человека. Играя, дети стремятся овладеть теми качествами личности, которые их привлекают в реальной жизни. Поэтому детям нравятся такие роли, которые связаны с проявлением смелости, благородства. В ролевой игре они начинают изображать и самих себя, стремясь при этом к позиции, которая не удается в действительности.
Так ролевая игра выступает как средство самовоспитания ребенка. В процессе совместной деятельности во время ролевой игры дети вырабатывают способы взаимоотношений друг с другом. Особое внимание следует обращать на организацию игр, направленных на формирование умений общаться друг с другом и с другими людьми. Характерно, что очень стеснительные дети, которые сами не могут играть в сценах из-за своей стеснительности, довольно легко разыгрывают импровизированные сюжеты на куклах.
Воспитательное значение сюжетных игр у младших школьников закрепляется в том, что они служат средством познания действительности, создания коллектива, воспитывают любознательность и формирует волевые чувства личности.
Младшие школьники понимают условность игры и поэтому допускают в играх известную снисходительность в отношении к себе и к своим товарищам.
В этом возрасте распространены подвижные игры. Дети с удовольствием играют с мячом, бегают, лазают, то есть те игры, в которых требуется быстрота реакций, сила, ловкость. В таких играх обычно присутствуют элементы соревнования, что очень привлекает детей.
У детей этого возраста наблюдается интерес к настольным играм, а также дидактическим и познавательным. В них имеются следующие элементы деятельности: игровая задача, игровые мотивы, учебные решения задач.
На протяжении младшего школьного возраста в детских играх происходят существенные изменения: игровые интересы становятся устойчивей, игрушки теряют для детей свою привлекательность, на первый план начинают выступать спортивные и конструктивные игры. Принимая во внимание положительное значение игры для всестороннего развития младшего школьника, следует при выработке его режима дня оставлять достаточно времени для игр, дающих так много радости ребенку. Регулируя игры школьников, предупреждая в них случаи озорства, непосильной физической нагрузки, эгоцентризма (желание играть всегда главные роли), педагоги вместе с тем не должны излишне подавлять детскую инициативу и творчество. Грамотно организованная игра мобилизует умственные возможности детей, развивает организаторские способности, прививает навыки самодисциплины, доставляет радость от совместных действий.
Итак, в данном разделе была раскрыта роль игры в развитии личности младших школьников, эффект влияния игры на личность школьника.
1.2 Развивающие игры как фактор развития и формирования личности
Развивающие игры игры, в процессе которых происходит развитие или усовершенствование различных навыков. Понятие развивающих игр связано, в основном, с детским периодом жизни человека. Дети, играющие в развивающие игры тренируют собственные мышление, изобретательность, креативность, воображение.
Развивающие игры все исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями:
1. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т. д.
2. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т. п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.
3. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т. е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному.
Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости).
5. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребенке.
6. Нельзя поэтому объяснять ребенку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом. Строя модель, осуществляя решение практически, ребенок учится все брать сам из реальной действительности.
7. Нельзя требовать и добиваться, чтобы с первой попытки ребенок решил задачу. Он, возможно, еще не дорос, не созрел, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.
8. Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т. е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверять точность выполнения задания.
9. Большинство развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты заданий и даже придумывать новые развивающие игры, т. е. заниматься творческой деятельностью более высокого порядка.
10. Развивающие игры позволяют каждому подняться до «потолка» своих возможностей, где развитие идет наиболее успешно. В развивающих играх в этом и заключается их главная особенность объединяется один из основных принципов обучения от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей.
Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием способностей:
во-первых, развивающие игры могут дать «пищу» для развития творческих способностей с самого раннего возраста;
во-вторых, их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей;
в-третьих, поднимаясь, каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно;
в-четвертых, развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества;
в-пятых, играя в эти игры со своими детьми, папы и мамы незаметно для себя приобретают очень важное умение сдерживаться, не мешать малышу самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам. Перечисленные выше пять пунктов соответствуют пяти основным условиям развития творческих способностей.
Именно благодаря этому развивающие игры создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта.
При этом разные игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную; умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию, т. е. умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов; умение находить ошибки и недостатки; пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества, видимо, и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.
Итак, в данном разделе было раскрыто понятие развивающей игры, их классификация и сфера применения развивающих игр.
1.3 Дидактические игры как метод обучения
Игра и учеба – две разные деятельности, между ними имеются качественные различия. Школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребенку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организационную роль игры. Переход от игры к серьезным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получаем ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы. В качестве таковых и выступают дидактические игры.
В. А. Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка. Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Педагог также отмечал, что «духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества».
Дидактическая игра в школе – одно из средств воспитания умственной активности учащихся. Выбор игры определяется учебно-воспитательными целями урока. Кроме того, игра должна быть доступной для учащихся, соответствовать их потребностям и интересам. Понятно, что непосильное задание отбивает интерес к игре; очень простое – воспринимается как развлечение. Игра должна быть посильной, но в то же время содержать некоторые трудности, требующие от ученика напряжение внимания, памяти.
С помощью игр удается углубить и закрепить полученные знания, развить приобретенные детьми навыки. Игры уменьшают степень нервно-психологического напряжения, содействует созданию положительных эмоций у учащихся, помогают результативному овладению знаниями.
Любая игра способствует развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений, обоснованности суждений, развитию зрительной памяти, привычки к самопроверке, доводить начатую работу до конца.
Дидактические игры это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения. Дидактическая игра - это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Дидактическая игра - это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.
Отличительной особенностью дидактических игр является наличие игровой ситуации, которая обычно используется в качестве основы метода. Деятельность участников в игре формализована, то есть имеются правила, жесткая система оценивания, предусмотрен порядок действий или регламент. Следует отметить, что дидактические игры отличаются от деловых игр в первую очередь отсутствием цепочки решений.
Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других иные.
В разных сборниках указано множество дидактических игр, но четкой классификации, группировки игр по видам еще нет. Чаще всего игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания: игры по сенсорному воспитанию, словесные игры, игры по ознакомлению с природой, по формированию математических представлений и др. Такая группировка игр подчеркивает их направленность на обучение, познавательную деятельность детей, но не раскрывает в достаточной мере основы дидактической игры особенностей игровой деятельности детей, игровых задач, игровых действий и правил, организацию жизни детей, руководство учителя.
Игры-путешествия.
Игры-поручения.
Игры-предположения.
Игры-загадки.
Игры-беседы (игры-диалоги).
Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое через загадочное, трудное через преодолимое, необходимое - через интересное. Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Цель игры-путешествияусилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха.
В дидактической игре содержится комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре. Игры-путешествия всегда несколько романтичны. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться. Роль педагога в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя с ними, вести процесс обучения незаметно. Не труден ли для детей термин «путешествие»? Он может быть объяснен более простым словом «поход». Но в этом не возникает необходимости: слово «путешествие» бытует во многих привлекательных для детей передачах по радио, телевидению, оно живет в обиходе взрослых, совершающих многие путешествия, иногда вместе с детьми. Это наша современность. Игра-путешествие - игра действия, мысли, чувств ребенка, форма удовлетворения его потребностей в знании.
В названии игры, в формулировке игровой задачи должны быть «зовущие слова», вызывающие интерес детей, активную игровую деятельность. В игре-путешествии используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, иногда разработка маршрутов путешествия, поэтапное решение, задач, радость от ее решения, содержательный отдых. В состав игры-путешествия иногда входит песня, загадки, подарки и многое другое.
Игры-путешествия иногда неправильно отождествляются с экскурсиями. Существенное различие их заключается в том, что экскурсия-форма прямого обучения и разновидность занятий. Целью экскурсии чаще всего является ознакомление с чем-то, требующим непосредственного наблюдения, сравнения с уже известным. Содержание экскурсии планируется, имеет четкую структуру занятия: цель, задача, пояснение, наблюдение или выполнение практических работ, итог.
Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: «Собери в корзиночку все предметы (или игрушки) красного цвета», «Разложи колечки по величине», «Достань из мешочка предметы круглой формы».
Игры-предположения «Что было бы..?» или «Что бы я сделал...», «Кем бы хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?» и др. Иногда началом такой игры может послужить картинка.
Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии «Что было бы..?» или «Что бы я сделал...». Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями созданными обстоятельствами. Начиная игру, учитель говорит: «Игра называется «Что было бы..?» Я начну, а продолжать будет каждый из вас. Слушайте: «Что было бы, если бы вдруг погасло электричество во всем городе?».
Дети высказывают предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные. К первым относятся предположения: «Стало бы темно», «Нельзя было бы играть», «Нельзя читать, рисовать» и т. д., которые дети высказывают исходя из своего опыта. Более содержательные ответы: (« Заводы не могли бы работать например выпекать хлеб», «Остановились бы трамваи, троллейбусы, и люди (опоздали бы на работу» и т. д.
Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент: «Кто быстрее сообразит?» Старшие дети любят такие игры и считают их «играми трудными», требующими умения «подумать».Игры типа «Что бы я сделал, если бы был волшебником» это игры, зовущие к осуществлению мечты, пробуждающие воображение. Проводятся они подобно предыдущей игре. Начинает воспитатель: «Если бы я была волшебником, я сделала бы так, чтобы все люди были* здоровы».. .
Игры, в которых зреют ростки будущего, полезны. Педагогическая ценность их в том, что дети начинают думать, учатся слушать другдруга.
Игры-загадки. Возникновение загадок уходит в далекое прошлое. Загадки создавались самим народом и отражают мудрость народа. Загадки входили в обряды, ритуалы, включались в праздники. Они использовались для проверки знаний, находчивости. В этом и заключается очевидная педагогическая направленность и популярность загадок как умного развлечения. В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры.
Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать); описание это лаконично и нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Содержанием загадок является окружающая действительность: социальные и природные явления, предметы труда и быта, растительный и животный мир. С развитием общества существенно меняется содержание и тематика загадок. В них отражаются достижения науки, техники, культуры.
Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.
Игры-беседы (диалоги). В основе игры-беседы лежит общение взрослого с детьми, детей с взрослым, и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. Отличительными его чертами является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность, вера в «правду игры», радость игры. В игре-беседе воспитатель часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру. Однако игра-беседа таит в себе опасность усиления приемов прямого обучения.Воспитательно-обучающее значение заключено в содержании сюжета темы игры, в возбуждении интереса к тем или иным явлениям окружающей жизни, отраженным в игре. Познавательное содержание игры не лежит «на поверхности»: его нужно найти, добыть сделать открытие и в результате что-то узнать.
Ценность игры-беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Все это характеризует активный поиск решения поставленной игрой задачи. Немалое значение имеет умение участвовать в беседе, что характеризует уровень воспитанности.
Основным средством игры-беседы является слово, словесный образ, вступительный рассказ о чем-то. Результатом игры является удовольствие, полученное детьми.
Проведение игры-беседы требует от учителя большого искусства, сочетания обучения и игры. Первым требованием к руководству такой игрой является определение «малых доз» познавательного материала, но достаточных, чтобы игра была интересной для детей. Познавательный материал должен обусловливаться темой содержанием игры, а игра соответствовать возможности усвоения этого содержания без нарушения интереса детей и свертывания игровых действий. Одним из условий проведения игры-беседы является создание доброжелательной обстановки. Лучшее время для игры вторая половина дня, когда происходит естественный спад новых впечатлений, когда уже нет шумных игр, разнообразных эмоций. Например, на внеурочном занятии.
Дидактические игры с движениями. Например, на уроках природоведения можно использовать игры «Найди дерево по описанию»,«Вершки и корешки» (с использованием наглядности), «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем»
Использование дидактических игр на уроках различных типов.
Тип урока.
Дидактические игры.
Назначение игры.
Реализация диф. подхода
Изучение нового материала.
Игры, связанные с исполнительской деятельностью детей
Усвоение новых понятий и способов
Распределение ролей
Закрепление ЗУН.
Игры на воспроизведение свойств, приёмов, алгоритмов и их преобразование.
Выработка умений и навыков, применение их на практике.
Содержание заданий
Обобщение и системати-зация ЗУН.
Игры, контролирующие, преобразующие и творческие, включающие элемент поисковой деятельности.
Установление уровня овладения теоретическими знаниями и способами познавательной
деятельности.
Распределение ролей и содержа-ние заданий.
Обобщая опыт своей работы, хочу отметить, что участие младших школьников в дидактических играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.
Подводя итоги можно сказать, что в данном разделе было раскрыто определение дидактических игр, дана их классификация, область их применения в процессе обучения младших школьников.
Глава 2.Практическая часть.
Влияние игровых технологий на универсальные учебные действия.
Хочется рассмотреть влияние игровых технологий на формирование личности младшего школьника, т.е. на универсальные учебные действия. Почему именно УУД, да потому что, важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих умение учиться. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.
В младшем школьном возрасте основным видом деятельности детей является игра, которая предоставляет им большие возможности для общения и обучения. Учебная деятельность должна «вырастать» из игровой. Использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка. В игре также формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которые позволяют сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по обучению учебных предметов. Занимательность условного мира игры делает положительным и эмоционально окрашенным процесс обучения, а эмоциональность игрового действа активизирует все психологические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации. Таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.
Создание игровых ситуаций позволяет привлечь непроизвольное внимание детей. В процессе игровых действий (подражания, угадывания.) формирование знаний и умений у ребенка происходит эффективнее, чем при прямом обучении. В условиях игры внимание детей легче активизировать, удерживать на предлагаемом содержании, формировать интерес к занятиям, работе в окружении сверстников. Такое же эффективное воздействие имеют и дидактические игрушки, использование которых в качестве учебного материала позволяет педагогу учить детей сравнивать предметы, сопоставлять их, многократно упражняясь в названии цвета, формы, величины, производя простейшую классификацию.
Игровые приемы чрезвычайно эффективны в тех случаях, когда учебная задача требует многократных упражнений, так как они влияют на снижение интереса.
Игровые приемы направлены на развитие в детях навыков анализа событий вокруг них, формирование личности школьника, его социальных и нравственных отношений с окружающим миром через развитие лучших качеств: доброты, честности, трудолюбия, дружелюбия. С помощью поучительных историй следует стимулировать мышление, фантазии детей, подталкивать их к осознанию эмоций и переживаний окружающих
Современные педагогические требования к мыслительной деятельности ребенка состоят в развитии у него умений выбирать и осуществлять деятельность, используя активные поисковые (исследовательские) действия, соотносить действия с результатом, стремиться к конечной цели на основе прогнозирования (если так, то...), объективно оценивать результат, сравнивая его с собственной установкой (целью). Для успешного осуществления деятельности необходимо анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать зависимости и т. д.
Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образ. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую.
В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается учениками в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно- игровом плане.
При использовании игровых технологий необходимо соблюдение следующих условий:
- соответствие игры учеников целям урока
- доступность для учащихся данного возраста
- умеренность в использовании игр на уроке
Проблемная игровая ситуация поможет детям младшего школьного возраста задуматься над важными нравственными проблемами, причем не только над теми, которые актуальны для них в настоящий момент, но и над теми, с которыми им предстоит столкнуться в будущем.
Применение игровых технологий на уроках математики дает возможность сделать то или иное обобщение, осознать правило, которое только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, в новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного.
Эти простые игры позволяют в игровой форме повторить таблицы сложения и вычитания, умножения и деления, внести в урок элемент соревнования, что еще более способствует активизации деятельности учащихся, обязывает их быть более четкими, собранными, быстрыми.
Многие игры и упражнения я строю на материале различной трудности. Это дает возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечивать участие в одной игре учащихся с разным уровнем знаний.
Например, даю самостоятельную работу в виде игры "Кто первый добежит до финиша?". А раз это игра, учащиеся чувствуют себя свободно, поэтому уверенно и с интересом приступают к работе. Хорошо подготовленным учащимся предлагаю решить задачу по краткой записи, составив по ней выражение; слабо успевающим ученикам - составить задачу по краткой записи и закончить ее решение. Объясняю цель игры: тот, кто решит задачу быстро и правильно, может считать себя спортсменом. На таких уроках ставится цель: привить любовь к математике учащимся с разными математическими способностями.
Для активизации деятельности учащихся на уроках помогают логические игры, которые путем несложных умозаключений дают возможность получить нужный результат. В таких играх принимает участие весь класс или большая часть детей, а остальные контролируют ход игры.
Многие учителя часто задают себе вопрос "Как можно быстро активизировать школьников во время уроков?". Организацию этого момента я провожу в виде математической зарядки. Заранее готовлю несколько карточек, на которых записаны несложные примеры с ответами. На одних карточках ответы правильные, на других - нет. Каждое упражнение зарядки состоит из двух движений. Поочередно показываю классу карточки, а ученики делают определенное движение. Например, если ответ верный, то поднимают руки вверх, неверный - вытягивают их вперед. Темп зарядки постепенно увеличивается. Через 2-3 минуты класс готов к работе. Составление комплексов упражнений можно поручать ученикам.
Все мы прекрасно понимаем, как важно научить детей быстро и правильно читать. Эта проблема была и остается одной из главных в обучении. Речевое развитие является важнейшим аспектом общего психического развития в детском возрасте. Речевая деятельность осуществляется посредством языка, который усваивается ребенком в ходе общения с окружающими людьми. Усваивая родной язык, ребенок овладевает его фонетическим(, звуковым), лексическим(словарным), грамматическим строем.
Для этого в своей работе я использую следующие приемы: игра "В слова", игра "Со словами", "Дополни слово" или игра "Кто больше сочинит?".
Учитывая то, что ученики начальных классов очень эмоциональны, острее переживают свои неудачи в овладении навыками чтения, я стараюсь строить отношения с детьми на интересе, использую много игр. Считаю, что можно научить ребенка читать только тогда, когда он испытывает радость от результатов своего труда. Самые лучшие результаты дает воспитание успехом. В этом мне помогла игра, которую дети назвали "Волшебная гора". Будучи увлечены игрой, дети проявляли активность, книга стала их постоянным спутником. В конце года мы поздравили тех, кто преодолел горных вершин (даже если он и был не выше других). Так, преодолевая высоты, дети стали лучше читать, полюбили книгу.
Игра остается одним из обязательных структурных элементов и урока "Окружающий мир". На каждом уроке провожу с детьми какую-нибудь игру или игровое упражнение.
Например, на уроке во 3 классе, посвященном семейному досугу и труду, интересно провести такие игры-соревнования:
1) "Кто быстрее пришьет пуговицу? (почистит картофелину, сделает бутерброд)"
2) "Кто быстрее отгадает кроссворд? (решит ребус, придумает загадку)"
Игровые упражнения присутствуют в рабочей тетради, работу с которыми я включаю в обучение как часть урока.
Например, "Представь себе, что ты на несколько минут превратился в животное (растение)", "Кто ты такой? Расскажи о себе", "Поиграем в семью" и т.д.
В учебнике и рабочей тетради специально выделен раздел "Соображалки", цель которого развивать мышление школьников, их сообразительность, любознательность и внимание.
Игра« Вот иду я и вижу»
Учащемуся дается карточка с картинкой животного и текстом, прочитав который ученик должен загадать загадку одноклассникам.
Не называя животного, надо дать ему подробное описание.
Следует помнить, что название животного произносить нельзя!
1) Иду я по Индии и вижу такси с ушами людей везет. (Слон)
2) Иду я по лесу и вижу исчезнувшего когда-то зверя. Встречал раньше его в Приморье и Приамурье, Сибири, на Дальнем Востоке. Очень похож на лисицу, волка и шакала. У него длинная шерсть, пушистый хвост, вытянутая морда, большие уши, окраска рыжая. ( Красный волк)
3) Гуляю я как-то в горах и вижу жителя гор. Обычно он проводит время на высоте2000-3000 метров. В теплую погоду забирается даже под« крышу мира» - на6000 метров. ( Снежный барс)
Экологическая игра« Жалобная книга» (работа с текстом)
Вот иду я по лесу и вижу: на полянке лежит жалобная книга.
Прочитай и догадайся, кто жалуется! Что нового ты узнал? Придумай познавательный вопрос и задай его одноклассникам.
«Все плохо, плохо, плохо! Пришли люди, вырубили старые сосны и вычистили лесную опушку от обломков стволов. Белки прогнали из дупла.
Улетела. А там ведь домик мой. Вороны выгнали из своего прошлогоднего гнезда. Черный дятел и тот из большого дупла велел убираться, полевок и лесных мышей ловить. А куда добычу складывать? А зерно как охранять, если дома нет?» ( Сова)
« Ты художник»
С.Я.Маршак хотел написать книгу о путешествии слов. Вот одна история. «Во времена татарского нашествия жил богатый татарин Бабай- Ага, что в переводе означало« старый дед». Он был очень свиреп, и многие матери, чтобы утихомирить шаловливых детей, пугали их, грозя отправить к самому Бабай– Аге. Часто говорили: « Спи, а то Бабай– Ага возьмет». Все это было600 лет назад, и люди, рассказывая эту историю, изменили имя
Слово Бабай– Ага превратилось в слово Баба- Яга».
Может, ты не веришь? Тогда поищи в книгах другую историю этого слова.
Придумай иллюстрацию, сделай игровую закладку(подвижную).
Нарисуй героиню сказок и расскажи о ней.
Медаль«Улыбка» (конкурс рисунков)
За свои веселые стихи Агния Барто была награждена медалью «Улыбка», которой наградили ее польские дети.
Придумай, как выглядела эта медаль, и нарисуй ее.
После книги«Малыш и Карлсон, который живет на крыше» Астрид Линдгрен стала писать одну книгу за другой. И одну за другой получать награды: медаль Нильса Хольгерссона, медаль«Улыбка», Золотую медаль Ханса Кристиана Андерсена.
Как могли выглядеть эти премии? Нарисуй одну из медалей.
Разнообразие приемов и методов повышает познавательный интерес учащихся к учению, умственную активность, снижает утомляемость. Игровые приемы оказывают помощь учителю в организации увлекательной работы с детьми, развитии творческой активность, учебной мотивации учащихся.
Уроки изобразительного искусства являются для младших школьников наиболее любимыми, а для учителей– одними из самых сложных. Порой уроки изо требуют от учителя большей подготовки, чем уроки по другим предметам: необходимо подобрать зрительный ряд, музыкальное сопровождение, продумать, как заинтересовать учащихся, чтобы они рисовали с удовольствием.
Одним из ведущих методов, используемых на уроках изо, является
метод игровых ситуаций. Создать игровые ситуации на уроках рисования можно с помощью сказок. Самый первый урок изо всегда начинается со сказки«Старичок Бардачок».
Эта сказка настраивает учащихся на запоминание и соблюдение правил, помогающих организовывать рабочее место. В результате первоклассники даже на первых уроках практически никогда не проливают воду и не роняют краски.
И что самое удивительное– в классе не бывает того шума, который обычно сопровождает уроки творчества.
Игровая ситуация« Волшебные палочки»
( Тема: «Три основных цвета. Смешивание цветов».)
- Что умеют делать волшебники?
Они могут превращать одни предметы в другие, делать некрасивое красивым, а трудное– легким. Что им в этом помогает? Волшебная палочка. .
Хороший художник– тоже волшебник. Он способен увидеть прекрасное в самом обычном предмете или явлении и показать это всем. А что художнику помогает творить чудеса? Ведь у него нет волшебной палочки!
Зато у него есть кисть. Кисть, как волшебная палочка, может, например, превратить один цвет в другой.
Смешаем две краски– красную и желтую. Что получилось? Разве это не волшебство? А теперь смешаем желтую и синюю краски. Опять волшебство!
Значит, вы тоже волшебники. Давайте теперь попробуем превратить наши разноцветные пятна в воздушные шарики. Дорисуйте ниточки и блики– у вас получится очень красивая работа!
Игровая ситуация: «Что на свете одно?».
Детям дается задание: перечислить, что в мире есть только одно, (например: солнце, луна, небо, родина). Все перечисленное записывается на доске. Дети по очереди выбирают одно слово из записанных на доске и говорят о нем два-три коротких предложения, не называя его. Например, оно круглое. Оно дает нам жизнь. Оно горячее. ( Солнце). Остальные угадывают, о чем идет речь. Это занятие можно провести с разными понятиями, например: что у человека только одно, что в вашем доме только одно и т.д.
Вывод: это занятие учит детей тому, что необходимо ценить то, что у тебя есть, беречь и хранить в душе самое главное, что есть на Земле, чаще всего, это главное бывает в единственном экземпляре (одна Мама, одна Земля, Я один единственный, неповторимый).
Рисунок «Звезда мечты».
Не отрывая карандаша от бумаги, детям предлагается нарисовать пятиконечную звезду и в ее середине то, о чем они больше всего мечтают. Затем все звезды вывешиваются на доске. Дети делятся на группы, выбирают чью-либо звезду и придумывают «пять мудрых шагов» к исполнению той или иной мечты. На лучах звезды дети предлагают записать все, что они придумали. Например, чтобы изучить иностранный язык, надо: 1) понять, для чего он нужен; 2) каждый день заниматься языком; 3) слушать песни на языке; 4) общаться с человеком, говорящим на языке; 5) найти интересную книгу на языке. После этого дети рассказывают, какие «пять мудрых шагов» они придумали, и вместе с педагогом обсуждают, какие советы самые мудрые и почему.
Вывод: на данном занятии дети задумываются над понятием «мудрость». Учатся различать сиюминутные желания и истинные потребности.
При работе в парах можно предложить следующие задания:
- детям выдаются трафареты рукавичек; надо украсить их так, чтобы они составили пару;
- игра «эскалатор», где дети первого варианта, двигаясь по колонке, назад дают задание второму варианту;
- игра «учитель-ученик».
Вывод: работа детей в этих играх формирует у них умение работать совместно и контролировать действия друг друга.
Члены предложения» (разработка урока русского языка в III классе
На доске написаны и закрыты слова:
огород морозы
дорога вороны
1. Узнавание слова по описанию
Учитель приглашает одного ребенка, дает ему иллюстрацию и просит описать предмет, не называя его. Когда слово названо, то карточку, закрывающую его, учитель снимает. Аналогичную работу проводит и со вторым словом. Над открывшимися словами в первом столбике дети ведут наблюдение.
Что заметили? (Это словарные слова, в них есть сочетание –оро-, существительные единственного числа, три слога, три согласные и три гласные буквы и т.д.)
Учитель открывает слова и проводит над ними аналогичное наблюдение.
Что заметили? (Это словарные слова, в них есть окончание -оро-. существительные множественного числа, три гласные, три согласные, три слога и т.д.)
Во время наблюдения учитель делает на доске пометы: ед. ч., мн. ч., обозначает гласные, подчеркивает сочетание -оро- и др.
2. Разгадывание ребусов
3. Наблюдение за словами по строчкам
Что вы заметили? Что у них общего? Чем слова различаются?
4. Установление возможной взаимосвязи между словами
Подумайте и скажите, как эти слова могут быть связаны между собой. (Эти слова в предложении связаны тематически, например: Огород может быть около дороги; вороны прилетели в огород; вороны ходили по дороге и др.)
5. Развитие речи
Используя эти слова (одно слово в одном предложении), составьте рассказ. (Например: Наступили сильные морозы. Дорога замерзла. По ней смешно ковыляли вороны. Они направлялись в огород. Или другой пример: Вороны смелые птицы. Они не боятся морозов. Часто их можно увидеть в огороде у наших соседей. Идя по дороге, я наблюдаю, как они добывают себе корм».)
1.
Члены предложения» (разработка урока русского языка в III классе
На доске написаны и закрыты слова:
огород морозы
дорога вороны
1. Узнавание слова по описанию
Учитель приглашает одного ребенка, дает ему иллюстрацию и просит описать предмет, не называя его. Когда слово названо, то карточку, закрывающую его, учитель снимает. Аналогичную работу проводит и со вторым словом. Над открывшимися словами в первом столбике дети ведут наблюдение.
Что заметили? (Это словарные слова, в них есть сочетание –оро-, существительные единственного числа, три слога, три согласные и три гласные буквы и т.д.)
Учитель открывает слова и проводит над ними аналогичное наблюдение.
Что заметили? (Это словарные слова, в них есть окончание -оро-. существительные множественного числа, три гласные, три согласные, три слога и т.д.)
Во время наблюдения учитель делает на доске пометы: ед. ч., мн. ч., обозначает гласные, подчеркивает сочетание -оро- и др.
3. Наблюдение за словами по строчкам
Что вы заметили? Что у них общего? Чем слова различаются?
4. Установление возможной взаимосвязи между словами
Подумайте и скажите, как эти слова могут быть связаны между собой. (Эти слова в предложении связаны тематически, например: Огород может быть около дороги; вороны прилетели в огород; вороны ходили по дороге и др.)
2. Разгадывание ребусов
5. Развитие речи
Используя эти слова (одно слово в одном предложении), составьте рассказ. (Например: Наступили сильные морозы. Дорога замерзла. По ней смешно ковыляли вороны. Они направлялись в огород. Или другой пример: Вороны смелые птицы. Они не боятся морозов. Часто их можно увидеть в огороде у наших соседей. Идя по дороге, я наблюдаю, как они добывают себе корм».)
6. Разминка. Выполнение деформированных заданий или «пустые клетки»
Задание:
гриб -> грибок -> ! ! (грибочек)
сила -> !___! -> сильнейший (сильный)
7. Закрепление полученных знаний. Выполнение упражнений и заданий.
1. Как сказать одним словом?
Лиса, заяц, медведь это ... (животные).
Картофель, морковь, свёкла это ... (овощи).
Окунь, щука, минтай - это ... (рыбы).
2. Упражнение № 163 на с. 60.
......., ... это посуда.
...,..., ... это мебель.
...,.... ... это инструменты.
Слова для справок: кастрюля, кровать, рубанок, молоток, чашка, кресло, пила, сковорода, шкаф.
3. Самостоятельное составление аналогичного задания.
4. Обобщенное задание (в форме теста): ученикам нужно выбрать правильный ответ и показать на веере.
Стул - это ... . 1. мебель; 2. отдых; 3. комната.
Ученик это ... . 1. школа; 2. человек; 3. учёба.
Яблоко это ... . 1. дерево; 2. фрукт; 3. овощ.
I. Как сказать одним словом?
Лиса, заяц, медведь это ... (животные).
Картофель, морковь, свёкла это ... (овощи).
Окунь, щука, минтай - это ... (рыбы).
Приложение 1
Приложение 2
Поиграем!
Буквы по порядку расставляй, текст читай!
1. раМувьед тапиется рамивьяму. У гоне дамор и ныйдлин кийлип зыкя. У бриколи ныйдлин вюлк. Им нао бирасоет тарнек с кацвет.
ведьМед жетмо ваполить сяло, шальдо. Но жетмо тапиться и решкомика трав. битЛю камиш полакомиться коммед, койрыб, койгодя.
Ответ: Муравьед питается муравьями. У него морда и длинный язык. У колибри длинный клюв. Им она собирает нектар с цветка.
Медведь может повалить лося, лошадь. Но может питаться и корешками трав. Любит мишка полакомиться медком, рыбкой, ягодкой.
2. Кто на чём салпи?
В лёдакие меврена гимабу не лыбо. выеПер коруписи явиполись на няглиных личтабках. томПо сапили на талмеле. На товоске гамабу менязала нословая кость. Для мапись точас использовали жуко вотжиных – пергамент. кихТа книг храсонилось огонм.
Ответ: В далёкие времена бумаги не было. Первые рукописи появились на глиняных табличках. Потом писали на металле. На востоке бумагу заменяла слоновая кость. Для письма часто использовали кожу животных – пергамент. Таких книг сохранилось много.
Буквы по порядку расставляй, текст читай!
дыйКаж никшколь жендол датьблюсо випрала рожногодо жедвиния. цуУли дона хопередить котоль при зеномлё тесве тофосвера. При хопереде цыули дона часнала третьпосмо левона. Не дуетсле беперегать цуули редпе идущим транспортом. зяНель ратьиг на воймосто.
Ответ: Каждый школьник должен соблюдать правила дорожного движения. Улицу надо переходить только призелёном свете светофора. При переходе улицы надо сначала посмотреть налево. Не следует перебегать улицу перед идущим транспортом. Нельзя играть на мостовой.
Приложение 3
Задания
Вставь пропущенные буквы.
Человек захтел вырастить свеже овощи змой. Он построил чдо-дом. Стены в доме были из дерва, а крыша – из сткла. Она сама лвила лучи солнышка. Пол согрвает подземная печка. Это тплица. На улице трщит Моро. В тплице стит всна. Злнеют всходы. Хрши будут огурцы, лук и помидоры.
Вставь буквы. Разгадай загадки. Напиши отгадки.
1. Всной вслит , летом хлдит,
оснью птает, змой согрвает.
(_______________)
2. веки носят, глину роют, на рке
плтину строят. У плтины там и тут
в круглых домиках жвут.
(_______________)
Вставь пропущенные буквы.
Шрока и глубока
Под мстом ткла рка.
Под корягой, под мстом
Жл в рке усатый сом.
Он лжал на дне чсами,
Шевлил во сне усами.
(С. Михалков)
Приложение 4
Выбери и вставь букву
е или и или я?
Заслить
Втвистый
Лсопарк
Виблить
Трскучий
Затрстись
Грзища
Зврьё
Вылчить
Утплять
СПна
Стбелёк
Натнул
Скрпач
Крвой
Колсить
Блны
Сняк
Лнивец
Слдопыт
Тжёлый
Выбери и вставь букву
Ь или Ъ?
Разяснял
Обезд
Подёмная
Осеню
Ведливая
Умене
Крыля
Клося
Мурави
Друзя
Подехал
Сехать
Барер
Варене
Обединение
Сёмщик
Софя
Обедки
Выбери и вставь нужную безударную гласную
е; и; я; а; о.
Птак
Псти
Бда
Спртивный
Мсной
Сринка
Длина
Взание
Тмнота
Снева
Мрской
Трва
Шлун
Лства
Лнивый
Налвать
Послить
Тжело
Приложение 5
Вставь гласные в приставках. Выдели их
Зходить, ншёл, бодрять, ндстороить, обшли, нжарить, тбор, врваться, зписка, бъявить, бдумал, зставить, тходить, обшли, бхватить, нследие, нпомнить, знёс, пзнакомить, работать.
Вставь гласные в приставках. Выдели их
1. Коля шёл домой и пглядывал по сторонам.
2. Лес ззеленел, зстонал, зтрещал.
3. Заяц пслушал и вон пбежал.
4. В холодном воздухе змелькали первые снежинки.
5. Нступила весна, пявились первые цветочки.
Вставь буквы. Допиши глаголы противоположные по значению
1. Когда пушки гворят, слви _______________.
2. Надо так двать, чтобы можно было _________________.
3. От страха блднеют, а от стыда _____________________.
4. Солнце всходит на востоке, а заходит на _________________.
5. По одеке встрчют, по уму ______________________.
Вставь глаголы
1. _________________ яркое солнышко.
2. По реке ______________ последние льдины.
3. С юга стайками _____________ птицы.
4. Первыми ________________ грачи и _____________ вить гнёзда.
5. На деревьях ________________ почки.
6. На припёке _____________травка.
7. На её зелени _________________ роса.
8. Весенняя ночь __________________ короткой.
Приложение 6
Игры
Закрась прямоугольники с глаголами настоящего времени в красный цвет
Бросаем
Начали
Пускает
Пишут
Заговорят
Шагает
Набежала
Рисует
Утомила
Уговорят
Объясняет
Приходило
Дышат
Зайдёт
Покупают
Убегает
Пробежала
Цветёт
Закрась участки со словами, где пишется безударная о, в синий цвет, остальные - в жёлтый
Голоса
Родились
Косить
Вода
Варить
Сказать
Зерно
Жалеть
Война
Кричать
Свинья
Ловить
Тащить
Село
Вредить
Бревно
Возили
Цветы
Земля
Топить
Вязать
Моря
Дрозды
Звезда
Вставь буквы. Закрась квадратик в красный цвет возле слов с безударной гласной, которую можно проверить
Р..бята вда пнал
Гнздо оснь пльто
Кря Зврёк зык
Стржи всна мряк
Анализ числового ряда позволяет раскрыть «секреты» таблицы умножения. Например, рассматривая с детьми ( или с ребенком, если это индивидуальное коррекционное занятие) по порядку ответы, в которых цветом или величиной маркированы десятки и единицы, обнаруживаем, что характер изменения десятков имеет прямой порядок от 0 до 9, а единиц ,от 9 до 0. Секрет разгадан, и дети легко дают по порядку ответы умножения на 9. Также они могут себя проконтролировать, если раскроют еще один секрет- сумма цифр в каждом ответе равна 9.9 18 27 36 45 54 63 72 81 90Модифицированный вариант таблицы Шульте.
90
50
20
30
80
40
70
10
60
Найди и покажи ( обведи). Запиши ответы. 10 х 3 = 10 х 7= 10 х 4=10 х 6= 10 х 8= 10 х 9=2) Покажи 2,4,6,.. ; 18,16,. . Поиск маршрута («Нарисуй дорожку»), продолжение и дополнение числового ряда. 3 6 ? 12 18 24 21 9 ? Шифровки.1) Расставьте знаки.
7
14
21
28
35
42
49
56
63
70
2) В данном случае использована модификация логических блоков Дьенеша. Параллельные ряды. Это один из трудных видов заданий – параллельный поиск в двух таблицах Шульте, требующий распределения внимания и удержания в памяти сложной программы с переключением.Рассмотрим задания на примере умножения на 2 и 4.
10
14
8
6
2
12
18
16
4
20
28
16
12
4
24
36
32
8
Последовательность работы может быть следующей. 1. Найти в таблице в прямом и обратном порядке ответы умножения на 2.2. Аналогично отработать таблицу с ответами умножения на 4.3. Выполнить параллельный поиск ответов умножения на 2 и на 4 в двух таблицах.4. Выполнить аналогичный поиск в таблицах с другим расположением тех же чисел.5. Построить новые таблицы. Поиск соответствий .Заполни таблицы. Напиши ответы в соответствующих местах таблиц справа.
7
14
7 х 1
7 х 2
7 : 7
14 : 7
1
2
«Зашумленные числа».6372 9 1836 2781 45 54В данном задании можно использовать следующие этапы: сначала отыскание чисел по порядку, затем их обведение, показ в прямом и обратном порядке, запись их по памяти. Такая последовательность действий позволяет развивать произвольность зрительного внимания, памяти, мотивировать ребенка к неоднократному выполнению задания, закреплению табличного счета, работе над темповыми характеристиками. Таким образом, упражнения на развитие произвольного внимания и памяти строятся на материале различной трудности, что дает возможность осуществить индивидуальный подход, обеспечить участие в работе учащихся с разным уровнем знаний.
Все проведённые с детьми игры можно показать в следующей таблице:
Сроки реализации
Направленность игр
Виды игр
Игры на знакомство, на установление доверительных отношений
«Веревочка», «Диалог», «Паутинка», «кто Я», «Паровозик», «Поезд добродетелей», «Бип»
Игры на установление доверительных отношений, на формирование гуманистических чувств
«Ласковые шаги», «Какой я хороший», «Пресс-конференция», «На корабле», «Эскалатор»
Игры на формирование культуры поведения, поддержание положительного эмоционального фона
«Жизнь взрослых», «Таможня», «Пойми меня», «Скульптор», «Артисты пантомимы», «Окно», «Театр-экспромт»
Игры на сотрудничество, сплочение коллектива
«Золотой ключик», «Мост», «Башни», «Сиамские близнецы», «Что на свете одно?»
Игры на сотрудничество, формирование культуры поведения
«Баба-Яга», «Согласованные движения», «Спина к спине», «Платформы», «Фигуры», «Скала», «Продолжи сказку»
Игры на коллективное доверие, внимание, расслабление, создания положительного настроения
«Море, суша, небо», «Гроза», «Болото», «Вопрос соседу», «14 предметов», «Хохотунья», «Звезда мечты», «Учитель-ученик».
Вывод: Игровые технологии действительно способствуют положительной динамике развития УУД у младших школьников, что в свою очередь формирует и развивает личность ребёнка.
Заключение
Таким образом, считаю, что задачи исследовательской работы выполнены, цель достигнута, подтвердилась гипотеза, что если разработать банк игр, который сможет помочь в формировании и развитии личности младшего школьника, то результатом работы будет сборник методических рекомендаций и дидактических игр для учителя начальных классов. Кроме того мы убедились на практике, что применение игр в урочной и внеурочной деятельности положительно сказывается на результатах работы по формированию УУД (универсальных учебных действий).
Список литературы.
1 Аникеева Н.П. «Воспитание игрой» М.2012 год
2. Баранов С.П., Болотина Л.Р., Сластенин В.А. «Педагогика» М. «Просвещение» 2012 г. ( стр.48) .
3. Бекиш М.А. Приемы, используемые на уроках и во внеурочной
деятельности. Начальная школа. – 2012. – №11. – С. 43–45.
4. Бианки В.В. Лесная газета. – М.: Мир искателя, 2012. – 440 с.
5. Войтенко Т.П. Игра как метод обучения и личностного развития: Метод. для начальной и средней школы. – Калуга: Адель, 2013.
6. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка// Вопросы психологии: - 2012. - № 6.
7. Газман О.С. Харитонова Н.Е. « В школу с игрой »М.,2013 год
8. Дрязгунова В.А. Дидактические игры. – М.: Просвещение, 2012. – 78 с.
9. Игра– обучение, тренинг, досуг/ Под ред. Летрусинского В.В. – М Новая школа, 2012. – 163 с.
10. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Психологический словарь, М. 2013 год.
11. Лопатина А., Скребцова М. «Добрая математика» 2013 год.
12. Макаревич М.А. Нравственное самосовершенствование личности. М., 2013.
13. Психолого-педагогический словарь / Сост. Рапацевич Е. С. –Минск: « Современное слово», 2013.
14. Современные образовательные технологии. – М..: Народное образование,
2012. – С. 23 – 58.
15. Сухомлинский В. А. Духовный мир школьника. – М.: Учпедгиз, 2012. –
С. 54.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·еРисунок 1Заголовок 415