Проектирование современного урока с учётом требований ФГОС ООО
Проектирование современного урока с учётом требований ФГОС ООО
Современный = актуальныйактуальный [от лат. actualis - деятельный]обязательно закладывает основания для будущего
Современный урок это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ (по Ю. А. Конаржевскому).
Требования к уроку с позиций федерального образовательного стандартаФормирование предметных результатовФормирование универсальных учебных действий Создание комфортной средыСмена видов деятельностиУчить ученика самого добывать знания ( обучение в деятельности)
Какие требования предъявляются к современному уроку?хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
Какие требования предъявляются к современному уроку?учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;вывод делают сами учащиеся;минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;времясбережение и здоровьесбережение; в центре внимания урока — дети;учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;умение демонстрировать методическое искусство учителя;планирование обратной связи;урок должен быть добрым.
«Мои ученики будут узнавать новое, не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача-помочь им раскрываться, развивать собственные идеи.» И.Г.Песталоцци
Современное общество предъявляетк уровню владения иностранными языками новые требования, человек должен уметь общаться на иностранном языке, решать при его помощи свои жизненные и профессиональные проблемы. Иностранный язык рассматривается сегодня как способ познания окружающего мира и способ саморазвития.
Основополагающие принципы при подготовке урока иностранного языка Урок – часть всей системы обучения языку, и поэтому при разработке каждого урока учителю необходимо осознавать его как элемент этой системы2. Постановка цели урока – начальный этап проектирования урока. Нецелесообразно ставить на один урок слишком много целей. Цель должна быть диагностируема, легко проверяема в конце урока.3. Деятельностный подход заключается в том, что обучение общению должно происходить в ходе выполнения продуктивных видов работы
Основополагающие принципы при подготовке урока иностранного языка 4. Введение нового языкового материала в речевую практику учащихся, должно происходить за счет установления учащимися связи между уже известными им и вновь вводимыми языковыми явлениями. 5. Любой вид выполняемой учащимся деятельности должен иметь личный смысл его выполнения. 6. Урок иностранного языка должен быть построен на решении реальных, но не выдуманных задач и проблемКоммуникативная направленность процесса обучения иностранному языку должна найти отражение также и в многообразии форм организации этого процесса.
Основополагающие принципы при подготовке урока иностранного языка Если учитель желает, чтобы учащиеся научились общаться на иностранном языке, он обязательно должен быть готов к диалогу с учащимися, к тому, что он – равноправный участник этого диалога, внедрять технологию сотрудничества. Реализация перечисленных принципов является необходимым условием эффективности урока, то есть достижения желаемых результатов.
Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:1. Урок изучения нового: комбинированный, лекция, экскурсия,исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Цель: изучение и первичное закрепление новых знаний 2. Урок закрепления знаний: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Цель: выработка умений по применению знаний.3. Урок комплексного применения знаний: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Цель: выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. 4. Урок обобщения и систематизации знаний: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Цель: обобщение единичных знаний в систему. 5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Цель: определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
Классификация уроков по дидактическим целям: урок изучения нового материала; урок совершенствования знаний, умений, навыков; урок обобщающего повторения; урок контроля; комбинированный урок;Классификация уроков по используемым приемам активизации познавательного интереса и познавательной деятельности: урок-практикум; урок-семинар; урок-лекция; урок-зачет; урок-игра; урок-конференция; урок-экскурсия и др.
МУЛЬТИК
Технологическая карта предназначена для графического проектирования урока, это -таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрамСовременная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся - Технологическая карта урокаТехнологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание иностранного языка и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС ООО
Технологическая карта урокаспособ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрамтакими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихсяраскрывает общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования
Технологическая карта позволит учителю:реализовать планируемые результаты ФГОС;проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;на практике реализовать межпредметные связи;выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;Задача технологической карты: отразить “деятельностный подход” в обучении.На каждом этапе урока мы отслеживаем свою деятельность и ожидамые действия учеников.
Возможности технологической карты:тщательное планирование каждого этапа деятельности;максимально полное отражение последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;координация и синхронизация действий всех субъектов педагогической деятельности;введение самооценки учащихся на каждом этапе урока.
Этапы работы над технологической картой1. Определение места урока в изучаемой теме и его вид.2. Формулировка цели урока3. Обозначение этапов урока в соответствии с его видом.4. Формулировка цели каждого этапа урока.5. Определение результатов каждого этапа (формируемые УУД, продукт).6. Выбор форм работы на уроке.7. Разработка характеристики деятельности учителя и ученика.
Структура технологической карты1-й этап. “Самоопределение к деятельности. Организационный момент”. Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу».1-2 минутыДеятельность учителя: включение в деловой ритм. Деятельность учащихся: подготовка класса к работе.2-й этап. “Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности”. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.4-5 минут
3-й этап. “Постановка учебной задачи”Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить или в виде темы урока. 4-5 минут4-й этап. “Построение проекта выхода из затруднения”. Этап изучения новых знаний и способов действийЦель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения. 7-8 минут5-й этап. “Первичное закрепление”. Этап закрепления знаний и способов действийЦель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.4-5 минут Структура технологической карты
Структура технологической карты6-й этап. “Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону”. Самоанализ и самоконтроль Этап применения знаний и способов действийЦель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.4-5 минут 7-й этап. Включение нового знания в систему знаний и повторение. 7-8минут8-й этап. “Рефлексия деятельности (итог урока)”. Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.2-3 минуты