Статья Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках физики


Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках физики.
Свои способности человек может узнать,
только попытавшись применить их на деле.
Сенека ( римский философ и писатель)
Для успешной социальной адаптации человека в современном обществе ему нужны не только глубокие научные знания, но и умения творчески применять их на практике, в повседневной жизни.
Цель учебно-воспитательной системы школы - формирование целостной личности, обладающей качествами гражданина-патриота, государственно-мыслящего, готового брать на себя ответственность за судьбу страны, инициативного, самостоятельного, просвещённого, зрелого в суждениях, способного получать высшее образование.
Общество заинтересовано в подготовке выпускников, обладающих не только предметными знаниями и умениями, но и системой ключевых компетенций, позволяющих решать с их помощью проблемы, возникающие в процессе жизнедеятельности.
Формирование компетентностей обучающихся, то есть способность применять знания в реальной жизненной ситуации, является одной из наиболее актуальных проблем современного образования.
Физика – один из школьных предметов, традиционно играющих существенную роль в развитии учащихся, в формировании умения самостоятельно добывать знания и использовать их на практике. Это позволяет утверждать, что физика обладает значительным потенциалом для реализации компетентностного подхода.
Для формирования ключевых компетентностей необходимо выбрать такую технологию обучения, при которой обучающиеся большую часть времени работают самостоятельно, учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом.
Для реализации активного участия в уроке каждого ученика, повышения авторитета знаний и индивидуальной ответственности школьников за результаты своего труда, для формирования коммуникативной и самоорганизационной компетентностей применяю в своей практике технологию игровых форм обучения.
Систематическое использование игровой технологии позволяет формировать ключевые компетентности учебно-познавательной деятельности: способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.
Мною были разработаны и проведены обучающие, контролирующие и обобщающие игры, которые оформлены как “Игра – викторина”, для учащихся 8 класса по теме “Тепловые явления”, игра "КВН" по теме «Физические величины» для 7-миклассников, “Физическое лото" для учащихся 9-го класса.
Пример заданий познавательного, творческого и исследовательского характера предлагаемые учащимся в форме игр: “Засели остров формул”, “Объясни, что происходит”, “Чему равна сила тяжести если…”, “Составь рассказ - фантазию “В мире где нет силы тяжести”” и так далее.
«Игровые коллизии вызывают у школьников стремление анализировать, сопоставлять, исследовать скрытые причины явлений. Это – творчество! Это то, что и составляет явление познавательной активности. Собственно игра вызывает важнейшее свойство учения – потребность учиться, знать и применять их на практики для решения проблем». Их можно использовать как при закреплении пройденного материала, так и при изучении нового. Использование всевозможных ребусов, кроссвордов, головоломок повышает интерес детей к данной теме и предмету в целом. В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно. Мотивация игровой деятельности обеспечивается её добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.
С помощью проведения урока – спектакля « В гостях у госпожи Электризации», урока – соревнование « Электрические и тепловые явления», урока – экскурсия « Экскурсия в мир физики», урока- конкурс
« Гордиев – узел», урока - устный журнал « Законы Ньютона», урока – конкурс « Устами младенца», « Интеллектуальный марафон», в которых задействовано общение ,особое значение придаётся умениям, позволяющим действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств.
Большим потенциалом для формирования ключевых компетенций обладает технология интегрированного обучения.
Сегодня образованному человеку необходим уже синтез предметов, ибо наше будущее и будущее наших детей требует определенных знаний о мире. Интеграция дает возможность показать учащимся “мир в целом”, преодолев разобщенность научного знания по дисциплинам, а также высвобождаемое за этот счет учебное время использовать для полноценного осуществления профильной дифференциации в обучении.
Иначе говоря, с практической точки зрения, интеграция предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение сферы получаемой информации учащимися, подкрепление мотивации обучения. Методической основой интегрированного подхода к обучению являются формирование знаний об окружающем мире и его закономерностей в целом, а также установление внутрипредметных и межпредметных связей в усвоении основ наук.
В этой связи интегрированным уроком называют любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов. Не случайно, поэтому интегрированные уроки именуют еще межпредметными, а формы их проведения самые разные: семинары, конференции, путешествия и т.д.
Интегрированный характер содержания курса физики предполагает такие формы деятельности, как лекции, семинары, работа в группах, фронтальные опыты и эксперименты, анализ отрывков из художественных произведений. Это приводит к раскрепощению ребят, возможности высказывать свое суждение, развивает умение слушать, радоваться достигнутым результатам.
При изложении вопроса о плавании тел рассматриваю качественную задачу на практическое применение в жизненной ситуации.
Задача. Необходимо переправить тяжёлую чугунную трубу с одного берега реки на другой. Если трубу поместить в лодку, то лодка погрузится в воду до краев и нельзя будет сесть гребцу. Найти способы переправить трубу.
Такое задание создаёт в классе живую творческую атмосферу. Оно интересно и вместе с тем психологически и практически подготавливает ребят к самостоятельному поиску научных выходов из неожиданной ситуации.
При изучении давления полезно предложить ученикам задание: самостоятельно отыскать способ пешего перехода через топкое, труднопроходимое болото.
Выслушав и разобрав «изобретения» учащихся, вспоминаем кадры одного из фильмов о Великой Отечественной войне, где показан способ перехода через топь, предложенный солдатами в беседе с маршалом Г.К.Жуковым при подготовке наступления советских войск по освобождению Белоруссии в 1944 г.
При рассмотрении темы «Роль отечественных учёных в развитии науки и техники» особо выделяю вопрос об открытии радио А.С. Поповым. Ему принадлежат такие замечательные слова: «Я - русский человек, и все свои знания, весь свой труд, все свои достижения я имею право отдавать только моей Родине…».
Привожу примеры использования радио как средства связи в экспедициях, на флоте, в авиации и космонавтике, военном деле, подчеркнув роль радио в период Великой Отечественной войны.
При проведении уроков-конференций рассматриваю те области науки и техники, прогресс которых очень нагляден, например развитие авиации и космоса. Стали возможны космические полёты, претворение в жизнь идей учёного и изобретателя К.Э. Циолковского русским конструктором космических кораблей С.П. Королёвым. Учащиеся в своих сообщениях и рефератах рассказывают об оборонном значении ракет.
Рассматривая тему в старших классах о развитии атомной науки и промышленности, отмечаем выдающуюся роль академика И.В. Курчатова, его работы по использованию атомной энергии в мирных целях и по созданию атомного оружия для усиления обороноспособности нашей Родины.
В процессе обучения, чтобы ученики осмысливали учебный материал; просмотренные кинофильмы; материал из интернета; прочитанную литературу и сделали соответствующие выводы, предлагаю им ответить на вопросы, цель которых дать учащимся пищу для размышлений, заставить задуматься о необходимости приобретения глубоких физических знаний, понять важность выработки в себе высоких нравственных качеств.
Так, по материалу, относящемуся к вводным урокам, рекомендую следующие вопросы:
1) Почему называют А.С. Попова патриотом своей Родины?
2) Какие черты характера С.П. Королёва считаете ценными и хотели бы развить в себе?
3) Какое значение имеет физика в обороне страны?
Реализация основных этапов формирования компетенций эффективно осуществляется посредством организации проектно – исследовательской деятельности учащихся.
По специфике предмета физика в моей практике имели место проекты исследовательского и творческого характера. Перечислю наиболее удачные:
« Жили- были силы…», 7 класс , проект представлен в литературной форме (сказка) , выход – урок по теме «Силы в природе»
«Определение плотности картофельного вещества», 7 класс , проект оформлен в технологии слайд-шоу, выход – выступление перед одноклассниками на уроке по теме «Расчет плотности вещества» ;
«Почему гвоздь тонет в воде, а металлический корабль плывет», 7 класс, проект оформлен в технологии слайд-шоу, защита – на уроке по теме «Плавание тел» .существенный вклад в реализацию идей компетентностного подхода должна вносить такая специфическая составляющая физического образования, как лабораторный физический эксперимент. Умение проводить физический эксперимент можно рассматривать как компонент учебно-познавательной компетенции (классификация А.В.Хуторского), конкретизированной на предметной области обучения физике. перед лабораторными работами по физике в качестве основной стоит задача формирования умений учащихся проводить физический эксперимент, вместе с ним и во взаимосвязи должны формироваться ключевые компетенции, которые являются универсальными.
Например, такие как овладение навыками самоопределения в ситуациях выбора, осознание ценности природы для человека, ценности физического эксперимента для познания природы и развития техники и технологий, значимости физического знания для человечества, умение принимать решения на базе физических знаний, брать на себя ответственность за их последствия.
Cуществует необходимость совершенствования процесса формирования у учащихся средней общеобразовательной школы умения проводить физический эксперимент, т.к. уровень овладения им «на выходе» из школы недостаточен. Многие учащиеся выполняют лабораторные работы механически, не задумываясь над смыслом выполнения экспериментального исследования, над содержанием своих действий, их логикой , не умеют их обосновать. Смысловые аспекты в лабораторных работах затрагиваются мало. Работа в микрогруппе из двух человек должна формировать у учащихся навыки коммуникации, обучать распределению обязанностей, чего часто не происходит (в лучшем случае – один учащийся выполняет эксперимент, другой записывает). учителя в качестве причин этого отмечают стремление учащихся действовать с подсказкой учителя, неумение работать быстро, недостаточность теоретических знаний, нехватку оборудования и, как следствие, неумение работать с ним и т.п Лабораторный компьютерный эксперимент используется от случая к случаю, что не позволяет в достаточной мере формировать умения как получать информацию с помощь современных технологий, так и вступать в коммуникации с интерактивными источниками. Большинство рассмотренных аспектов связаны с составляющими ключевых компетенций, задача формирования которых в школе пока не решена. Работу в направлении формирования компетенций я не считаю законченной. Есть возможности совершенствования в применении исследовательской технологии на уроках и вне его, необходимо дальнейшее изучение и применение психолого-педагогического инструментария.