Леонидовна Статья Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках немецкого языка.
Леванюк
Елена
Леонидовна
Формирование ключевых компетенций учащихся
на уроках немецкого языка.
Обучение немецкому языку имеет целью сформировать у учащихся коммуникативную компетенцию, необходимую для коммуникативно-приемлемого общения на немецком языке, а также для работы с немецкоязычными текстами.
Весь процесс обучения немецкому языку нацелен на развитие у школьников способностей использовать немецкий язык как инструмент общения в диалоге культур современного мира, то есть на развитие межкультурной компетенции.
В центре обучения немецкому языку находится личность ученика, его интересы и потребности. Именно поэтому при выборе содержания обучения и форм организации учебного материала должны учитываться возрастные, психологические и интеллектуальные особенности учащихся, их личностные характеристики, жизненный опыт, уровень интеллектуального, нравственного и физического развития школьника, особенности его памяти, мышления, восприятия. При обучении иностранному языку реализуется личностно-ориентированный подход, который позволяет формировать и развивать языковое и речевое творчество, познавательную активность учащихся
Овладение иностранным языком на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: на развитие ключевых компетенций на уроках иностранного языка. Это и речевая компетенция (развитие коммуникативных умений в четырёх основных видах речевой деятельности: говорение, аудирование, чтение и письмо), языковая компетенция (овладение фонетическими, орфографическими, лексическими и грамматическими языковыми средствами), и социокультурая компетенция (приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям страны изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, а также умения представлять свою страну, её культуру в условиях иноязычного межкультурного общения, компенсаторная компетенция (развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации) и учебно – познавательная компетенция (дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений и ознакомление с доступными учащимся способами и приёмами самостоятельного изучения языков и культур с использованием новых информационных технологий.
Основная цель обучения немецкому языку – сформировать у учащихся коммуникативную компетенцию, необходимую для приемлемого общения на немецком языке и для работы над немецкоязычными текстами, развитие у школьников способностей использовать немецкий язык как инструмент общения в диалоге культур современного мира, то есть направленность на развитие межкультурной компетенции.
Общеизвестно, что коммуникативные умения — это основа коммуникативной компетенции. Её развитие носит интегративный характер, то есть формирование и развитие коммуникативных умений тесно связано с развитием социальной и познавательной активности учащихся, их ценностной ориентацией и формированием отношения к процессу овладения немецким языком.
Коммуникативная компетенция состоит из целого ряда компонентов, а именно:
Фонетического компонента, то есть умения фонетически и интонационно правильно оформлять свою речь на немецком языке. Здесь упор делается на формирование, развитие и совершенствование навыков и умений понимания речи на слух. Для прослушивания предлагаются тексты, наговоренные носителями языка, в том числе с некоторыми региональными особенностями произношения. Типы заданий для аудирования связаны с разной глубиной и точностью проникновения в содержание текста (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием) в зависимости от коммуникативной задачи и стиля текста. Для этого использую следующие упражнения: упражнения, выполняемые в ходе прослушивания текста на детальное или выборочное понимание; упражнения, направленные на развитие умений и навыков интерпретировать текст и воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте, по плану или по ключевым словам; упражнения, нацеленные на обсуждение проблематики текста без вербальных опор.
Морфологического компонента, то есть способности адекватно использовать различные части речи, способы образования новых слов (словосложение, аффиксация, конверсия и т.д.). Здесь упор делается на формирование, развитие и совершенствование умений и навыков чтения: ознакомительного, изучающего и поискового. При работе с текстами используются задания на прогнозирование содержания текста по заголовку и иллюстрации; ответы на вопросы; поиск и фиксация конкретной информации; интерпретация содержания текста; выражение собственного мнения по проблеме; оценка героев или происходящего; высказывания предположений, как дальше будут развиваться события и т.д.
Синтаксического компонента, то есть умения строить корректные предложения
и фразы на немецком языке. Здесь делается упор на формирование, развитие и совершенствование умений и навыков говорения. Можно выделить несколько моделей обучения говорению:
– между учеником и учителем или между учащимися в парах или группах, имитирующее реальное общение, на уровне предложения, так называемого речевого образца (задания подобного типа носят репродуктивный характер);
– ролевые игры в парах, группах, непосредственно не опирающиеся на образец, а выполняемые по аналогии (задания, носящие репродуктивно-продуктивный характер);
– естественное общение, цель которого – сообщение и получение собственно информации, выражение собственного мнения, беседа по определенной проблеме (задания носят продуктивный характер).
Прагматического компонента, то есть способности выполнять определенные речевые действия, например, приветствовать кого-либо, прощаться, извиняться и т.д. Особенно он проявляется в формировании, развитии и совершенствовании умений и навыков письма. Здесь используются следующие формы работы: заполнение таблицы; составление ассоциограммы; написание письма, запроса; заполнение анкеты или вопросника; составление плана; составление вопросов для интервью; написание заметки для школьной газеты и т.д.
Межкультурного компонента, а именно способности ориентироваться в феноменах иного образа жизни, владеть принятым в других странах этикетом вербального и невербального поведения и адекватно его использовать.
Чем больше компонентов получают должное развитие в процессе обучения немецкому языку, тем выше становится уровень коммуникативной компетенции учащихся.
Многое уже сделано в формировании у обучающихся ключевых компетенций, а именно в формировании общих учебных умений и навыков, обобщённых способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности; готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.
Список литературы
Т.В. Лазарев, Образовательные технологии новых стандартов, Петрозаводск, «Версо», 2012.
И.А Зимняя, Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / Авторская версия / И.А. Зимняя. М.: Московский исследовательский центр подготовки специалистов. 2004.
Е.И. Пассов, Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. - М., 1991.
В.В Сафонова. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях. – М.: НИЦ “Еврошкола”, 2004.