Развитие коммуникативной компетентности у младших школьников во внеучебной деятельности
Ульяновский институт повышения квалификации и
переподготовки работников образования
Кафедра начального образования
Педагогический проект
Развитие коммуникативной компетентности у младших школьников
во внеучебной деятельности
Работу выполнил
слушатель курсов
группы Н-4
учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 19
Имени героя Советского Союза
И.П. Мытарева
города Димитровграда
Ульяновской области
Романова Ирина Петровна
Ульяновск
2014г.
Содержание
Введение..
3
Глава 1. Теоретико – методологические основы развития коммуникативной компетентности у младших школьников во внеучебной деятельности
9
1.1.
Психолого-педагогические аспекты развития коммуникативной компетентности младших школьников....................................................................
9
1.2.
Особенности организации внеучебной деятельности в младшем школьном возрасте.
13
1.3.
Формы и методы развития коммуникативной компетентности младшего школьника во внеучебной деятельности.
17
Глава 2. Опытно - экспериментальное исследование развития коммуникативной компетентности у младших школьников в процессе внеучебной деятельности
21
2.1.
Методика проведения эксперимента и выявление уровня сформированности коммуникативной компетентности у младших школьников
21
2.2.
Разработка и апробация комплекса игр по развитию коммуникативной компетентности у младших школьников
28
2.3.
Анализ результатов исследования..
38
Заключение....
41
Список литературы...
43
Приложение
45
Введение
Актуальность исследования. Сфера коммуникации - необходимая часть социального пространства, в котором существует личность. В современных условиях, когда напряженностью и стабильностью характеризуются все сферы жизнедеятельности субъекта, конструктивно- коммуникативная деятельность приобретает особую значимость. В сфере коммуникации человек осуществляет и свои профессиональные, и личные планы. Именно поэтому коммуникативная компетентность - обеспечит успешную деятельность субъекта в сфере коммуникации. Многочисленные психолого-педагогические исследования показывают, что развитие коммуникативной компетентности необходимо начинать с самого раннего возраста, однако, процесс этот должен строиться на четкой системе знаний, которые характеризуют тот или иной возрастной этап развития ребенка - дошкольника и школьника. Этот процесс требует продуманной организации и специальной методики.
Ориентация современной педагогики на гуманизацию воспитательного процесса выдвигает в число актуальных проблем создание оптимальных условий развития личности каждого ребенка, его личностного самоопределения. Особенно остра эта проблема в отношении младших школьников, так как, по данным психолого-педагогических исследований, процесс личностного развития и самоопределения детей данного возраста затруднен. Это обусловлено незрелостью их эмоционально-волевой сферы, отставанием в формировании системы социальных отношений, возрастной идентификации, проблемами семейного воспитания.
Принципиальный подход к решению данной проблемы предоставлен в трудах Л. С. Выготского, который рассматривал общение в качестве главного условия личностного развития и воспитания детей.
Проблеме развития коммуникативной компетентности младших школьников - посвящен ряд исследований последних десятилетий (1980-2007), среди которых следует отметить работы А.Г. Антоновой, Е.А. Архиповой, О.А. Веселковой, Ю.В Касаткиной, Р.В Овчаровой и др. В качестве основных средств развития данной компетентности младших школьников авторы используют коммуникативные упражнения, беседы, коммуникативные игры, игровые задания, которые могут быть эффективно применены как в учебной, так и во внеучебной деятельности. Внеучебная деятельность призвана развивать коллективные отношения, развивать дарования.
Кроме того, внеучебные занятия младших школьников, по мнению педагогов и психологов, работающих с этой возрастной группой, должны строиться вокруг таких видов деятельности: игры, рисования, конструирования, лепки, простейшего экспериментирования, сочинительства и прочих занятий, развивающих, в первую очередь, воображение, бескорыстное любопытство, интуитивные средства познания и другие человеческие способности, развитие которых уже началось, но, разумеется, не закончилось в дошкольном детстве, и которые не подхватываются новой для детей учебной деятельностью. Следовательно, работу по развитию коммуникативной компетентности на внеклассных занятиях желательно проводить в игровой, увлекательной форме, расширять кругозор детей, воспитывать в них высокие нравственные качества.
Таким образом, актуальность исследования определяется следующими фактами:
- необходимостью дальнейшей работы по совершенствованию коммуникативной компетентности младших школьников, что связано с общими задачами демократизации и гуманизации образования, с требованиями современного этапа модернизации российской системы образования;
- настоятельной потребностью в программе, предполагающей систематическую работу по развитию коммуникативных навыков младших школьников во время внеклассных занятий как средство для успешной социализации личности.
Анализ теории и практики развития коммуникативной компетентности младших школьников свидетельствуют о его существенных недостатках.
Проблема заключается в том, что ученые в меньшей степени уделяют внимание рассмотрению педагогических условий и путей развития коммуникативной компетентности младших школьников, особенно во внеучебной деятельности. Мало уделяется внимания их развитию с учетом индивидуальных показателей развития (наличие или отсутствие отклонений в психическом развитии, возрастные особенности); недостаточно полно используются возможности внеучебной деятельности, а именно включение в нее таких практико-ориентированных средств развития коммуникативной компетентности, как игры, тренинги, специализированные упражнения.
Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка с целью развития коммуникативной компетентности, влияющей не только на результативность обучения, но и на процесс социализации и развития личности в целом.
Объект исследования – процесс развития коммуникативной компетентности младших школьников.
Предметом исследования является внеучебная деятельность младших школьников по развитию коммуникативной компетентности.
Цель исследования: повысить уровень коммуникативной компетентности у детей младшего школьного возраста в процессе внеучебной деятельности.
Задачи:
Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития коммуникативной компетентности у детей младшего школьного возраста;
Изучить теоретические аспекты развития коммуникативной компетентности у младших школьников;
Выявить методы, позволяющие установить уровень коммуникативной компетентности у младших школьников;
Рассмотреть и выявить особенности развития коммуникативной компетентности у младших школьников;
Разработка рекомендаций педагогу по развитию коммуникативной компетентности младших школьников во внеучебной деятельности;
Определить возможности внеучебной деятельности в развитии коммуникативной компетентности.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что коммуникативная компетентность у младших школьников будет развиваться эффективнее при условии:
1) выявления эффективных форм и методов организации коммуникативной компетентности у младших школьников во внеучебной деятельности;
2) создания и апробирование комплекса игр во внеучебной деятельности, направленных на развитие коммуникативной компетентности у младших школьников.
Методологической основой исследования являются гуманистические идеи, которые отражены в научных работах и практической деятельности философов, социологов, педагогов, психологов Выготского Л.С., Венгера А.Л., Давыдова В.В., Цукермана Г.А., Степановой О.А., Букатова В.М., Ершова А.П., Пиаже Ж., Мазепиной Т.Б., Р.С. Немова и др.
Теоретической основой исследования являются работы А.Г. Антоновой, Е.А. Архиповой, О.А. Веселковой, Ю.В Касаткиной, Р.В Овчаровой, Ю.А. Каляевой, А.А. Кидрона, А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной, Л.Р. Мунировой, Н.В. Пилипко, Е.В. Руденского, И.И. Рыдановой, В.Д. Ширшова.
В процессе исследования использовались следующие методы: изучение и анализ психолого-педагогической, научной и методологической литературы, методических и учебных пособий; наблюдение, анализ, синтез, анкетирование, математическая обработка результатов исследования.
Исследование проводилось в четыре этапа:
На первом этапе– теоретико - констатирующем – осуществлялись изучение и анализ психолого-педагогической, учебно-методической литературы, выбор основного подхода к разработке элементов содержания и технологии исследования по проблеме развития коммуникативной компетентности учащихся начальных классов во внеучебной деятельности, были сформулированы рабочая гипотеза, цель и задачи исследования.
На втором этапе – теоретико-проектировочном – проводился поисковый эксперимент: рассматривалось состояние проблемы в теории и практике общеобразовательных школ города Димитровграда, изучался опыт использования коммуникативной компетентности учащихся начальных классов во внеучебной деятельности в системе школы.
На третьем этапе – опытно-экспериментальном – проведен констатирующий этап эксперимента с целью определения уровня сформированности коммуникативной компетентности младшего школьника, внедрение и апробация комплекса игр. Проведена экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы.
На четвертом этапе - обобщающее–результативном - уточнение и обобщение результатов исследования, оформление выпускной квалификационной работы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что целенаправленная организация внеучебной деятельности позволяет эффективно развивать коммуникативную компетентность младшего школьника.
Достоверность и обоснованность результатов исследования, теоретических выводов и рекомендаций, обеспечиваются согласованностью методологических оснований базирующихся на психолого-педагогических концепциях современного образования; адекватностью педагогических и психологических предпосылок; ведением педагогического исследования в единстве с практической деятельностью и ориентацией на нее; позитивными результатами исследования; вариативностью и возможной повторяемостью опытно-экспериментальной работы в новых условиях; результатами исследования, подтвердившими правильность выдвинутой гипотезы.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, списка литературы, состоящего из 23 источников и 10 приложений.
Глава 1. Теоретико-методологические основы развития коммуникативной компетентности у младших школьников во внеучебной деятельности
Психолого-педагогические аспекты развития коммуникативной компетентности у младших школьников
В данное время одной из жизненных проблем педагогики является коммуникативная компетентность – это способность к общению и межличностному взаимодействию; это умение вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать и понимать собеседника, вести дискуссию; это овладение навыками общения [1]. Глубокие изменения в личности младшего школьника указывают на широкий потенциал развития ребёнка на данном возрастном этапе. В течение этого периода ребёнок развивается как активный субъект, познающий окружающий мир и самого себя, приобретая собственный опыт деятельности и поведения в этом мире. Деятельность ребёнка начинается с коммуникативной компетентности, то есть с общения [3].
Педагогика и психология определяют понятие «коммуникативная компетентность», как вид деятельности, как обмен информацией между людьми, их взаимодействие [19].
Коммуникативная компетентность играет важную роль в развитии психики ребёнка. Она имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становление разумного, культурного поведения.
Через активную коммуникативную компетентность (т. е. через общение) с развитыми личностями, человек сам превращается в личность. Человек, выросший вне общества, навсегда утрачивает способность быть личностью. Если маленького человека лишить возможности общения с другими людьми, то это значительно задерживает его психическое развитие, а в случае больших ограничений могут произойти необратимые изменения [5].
Данные наблюдений за детьми, добровольно или случайно очутившихся в ситуации оторванности от общества и межличностного общения показывают, что ребенку в этих условиях свойственны такие чувства: неуравновешенность, повышенная чувствительность, беспокойство, неуверенность в себе, тревога, уныние, вялость и т.д. Основная причина такого поведения детей, находящихся в изоляции, заключается в том, что у них нет возможности для удовлетворения потребности в коммуникативной компетентности [11].
Цель образования стала соотноситься с формированием ключевых компетенций (компетентностей), что отмечено в текстах «Стратегии модернизации содержания общего образования» (2001 г.) и «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». Три категории компетенций, являющихся ключевыми: 1.действовать автономно: развивать и реализовывать чувство собственного «я»; делать выбор и действовать в контексте более широкой панорамы ; быть ориентированным на будущее; осознавать особенности среды, понимать, как можно встраиваться, выполнять обязанности и осуществлять свои права; определять и реализовывать жизненный план, планировать и реализовывать личные проекты. 2.Использовать средства в интерактивном режиме: использовать средства как инструменты для активного диалога; осознавать и реагировать на возможности новых средств: быть способным использовать язык, текст, символы, информацию, знания и технологию в интерактивном режиме для достижения целей. 3.Функционировать в социально-неоднородных группах: быть способным взаимодействовать эффективно с другими людьми, имеющими разны жизненный опыт, признавать особенности, являющиеся следствием социальной принадлежности индивидов; создавать социальный капитал; уметь устанавливать хорошие отношения с другими, кооперироваться, управлять и разрешать конфликты. Итак, одной из ключевых компетентностей является коммуникативная компетентность, которая обеспечивает успешную социализацию, адаптацию и самореализацию в современных условиях жизни. Коммуникативная компетентность означает готовность ставить и достигать цели устной и письменной коммуникации: получать необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей.
Коммуникативная компетентность составляет внутренний механизм совместной деятельности людей.
Взаимное влияние детей в процессе межличностного общения происходит с помощью психологических средств:
вербальные средства (словесные) – язык;
невербальные средства (эмоциональное отношение) – интонация, мимика, жесты, расстояние[15].
Коммуникация процесс двустороннего обмена информацией, ведущий к взаимному пониманию (в переводе с латыни “общее, разделяемое со всеми”)[7].
Компетенция – способность анализировать текущую ситуацию, подбирать необходимые знания для успешных действий в ней.
Компетентность – это мера соответствия знаний, умений и опыта лиц определённого социально-профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем; это область полномочий управляющего органа, должностного лица, круг вопросов, по которым они обладают правом принятия решения.
Под компетентностью чаще понимается интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности её деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы на самостоятельное и успешное участие в деятельности[15].
Коммуникативные компетентности:
– способности к общению и межличностному взаимодействию. Они определяются элементарными коммуникативными умениями: вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника, вести дискуссию и т.д., готовность решать коммуникативные задачи, адекватно вести себя в различных социальных ситуациях и т.д.;
– компетентность, определяющие владение устным и письменным общением, несколькими языками;
– компетентность, связанные с уровнем сформированности информационной культуры: степени владения новыми информационными технологиями, пониманием диапазона их применения, критического отношения к распределяемой по каналам СМИ информации [23].
Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, т. е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее развитию следует уделять пристальное внимание. Каково значение коммуникативной компетентности ученика в образовательном процессе?
Во-первых, она влияет на учебную успешность. Простой пример: если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетентности) будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.
Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Как известно, школьная адаптация подразделяется на учебную и социально-психологическую. Ребенок должен привыкнуть не только к новому виду деятельности (обучению), но и к окружающим людям. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает больший психологический комфорт и удовлетворенность ситуацией. И напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей, вызывает ощущения непринятости, одиночества в классе, может провоцировать асоциальные формы поведения.
В-третьих, коммуникативная компетентность учащихся может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни [23].
Если в общении со взрослым даже самые несмелые дети придерживаются определенных общепринятых норм поведения, то при взаимодействии со сверстником школьник использует самые неожиданные действия и движения [3].
Таким образом, коммуникативная компетентность является необходимым условием для успешной социализации личности. Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций межличностного взаимодействия младших школьников.
В следующем параграфе будут рассмотрены особенности организации внеучебной деятельности.
1.2. Особенности организации внеучебной деятельности
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высоким плодотворным периодом этого возраста являются большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.
Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации [12].
Согласно проекту Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеучебной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Десять часов, отводимые на внеучебную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения [20]. Неслучайно особое внимание должно быть уделено развитию коммуникативных компетентностей школьников вне уроков. Процесс развития коммуникативных компетентностей во внеучебной деятельности включает в себя организацию деятельности учеников, способствующую многостороннему и личностному развитию учеников, реализации творческого потенциала, развитию межличностного взаимодействия, развитию коллективных отношений, развитию разнообразных форм общения, а также адаптации в социальном пространстве [6].
Для реализации в школе доступны следующие виды внеучебной деятельности [13]:
игровая деятельность;
познавательная деятельность;
проблемно-ценностное общение;
досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
художественное творчество;
социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность);
трудовая (производственная) деятельность;
спортивно-оздоровительная деятельность;
Для успеха в организации внеучебной деятельности школьников принципиальное значение имеет различение результатов и эффектов этой деятельности.
Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия). Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата [10]. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.
Образовательные результаты внеучебной деятельности школьников могут быть трех уровней (Д.В. Григорьев, П.В.Степанов) [22]:
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Только в самостоятельном социальном действии, «действии для людей и на людях» (М.К. Мамардашвили), которые вовсе не обязательно положительно настроены к действующему, молодой человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) деятелем, гражданином, свободным человеком.
Таким образом, можно рассматривать обозначенные выше направления внеучебной деятельности как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ. А разработку и реализацию конкретных форм внеучебной деятельности школьников основывать на выделенных девяти видах внеучебной деятельности [8].
Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределенность должны быть в известной степени ограничены для ученика начальной школы. Соответственно, можно выделить уровни результатов успешной реализации внеучебной деятельности для младших школьников [18]:
1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;
2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;
3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Достижение всех трех уровней результатов внеучебной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности [17]:
- формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;
- формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др.
Для достижения результатов первого уровня оптимальна форма этической беседы. Хорошо организованная беседа – это всегда гибкое сочетание программирования и импровизации [9].
Итак, внеучебная работа в любой школе является существенным элементом образа жизни школьников, профессиональной деятельности учителей и руководства учебного заведения. В связи с этим, такая деятельность, как правило, состоит из трех основных компонентов – внеучебной деятельности школьников, внеучебной работы учителей со школьниками, системы управления внеучебной деятельностью [16].
Таким образом, внеучебная деятельность развивает коммуникативную компетентность учащихся, их мыслительные способности, дарования, склонности детей, расширяет их кругозор, воспитывает в них высокие нравственные качества. Следовательно, внеучебная деятельность является наиболее эффективным средством развития коммуникативной компетентности, а также наиболее легкой и подходящей возрастным особенностям младших школьников деятельностью. Также, следует отметить, что эффективность процесса развития коммуникативной компетентности зависит от выбора педагогом соответствующих форм работы с младшими школьниками.
В следующем параграфе будут рассмотрены формы и методы развития коммуникативной компетентности младшего школьника во внеучебной деятельности.
1.3. Формы и методы развития коммуникативной компетентности младшего школьника во внеучебной деятельности
На современном этапе развития общества в образовании происходит изменение целевых установок от знаний, умений как предпосылок результативных действий в будущем к компетентности как способности эффективно действовать в разнообразных жизненных ситуациях, т.е. человек, живущий в современном обществе, должен адаптироваться в быстро меняющихся условиях жизни, самостоятельно приобретать знания, необходимые для решения определенных проблем, самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие трудности и найти способы выхода из них, используя современные технологии, быть способным предлагать новые идеи, творчески мыслить. Ему необходимо научиться работать с информацией, а именно: уметь найти и отобрать необходимую информацию, проанализировать ее, сопоставить с другой информацией, обобщить ее и сделать аргументированные выводы. Для решения проблем он должен быть коммуникабельным, чтобы быть способным работать в различных социальных группах. При этом необходимо помнить, что он должен быть активным гражданином, а для этого он должен быть нравственной личностью, работать над повышением своего интеллектуального и культурного уровня.
Наиболее широким значением понятия “коммуникативная компетенция” является понимание ее как связи, соединения. Взаимодействие рассматривается как частный случай связи, общение – как частный случай взаимодействия, а информационный аспект общения – как составная общения.
Такой подход является теоретически важным для понимания коммуникативной компетентности как предмета педагогического исследования, поскольку позволяет учесть разные факторы влияния на развитие личностной коммуникативной компетентности.
Сформированность коммуникативной компетентности личности определяется по таким группам критериев: культура общения, общительность; культура речи; коммуникативные умения; коммуникативное мышление; ценностные ориентации; досуговые интересы. В реальной жизни ученики большую часть времени проводят в малых группах: в школах, дома, в семье, с друзьями. Возникает проблема общения, умения осуществлять совместную деятельность, принимать самостоятельные и совместные решения, идти на компромисс, то есть совместная деятельность занимает значительную часть жизни младших школьников. В современном мире наиважнейшим умением является умение общаться. Договариваться, выстраивать свои отношения с партнёрами, осваивать принятые в обществе нормы поведения, понимать других, толерантно относиться к другой точке зрения – это то, чему учат своих воспитанников, развивая коммуникативную компетентность.
Одной из основных проблем обучения в начальной школе является резкая смена ведущей игровой деятельности ребенка на учебную, что происходит зачастую очень болезненно и сопровождается известными психологическими проблемами. К психологическим особенностям учащихся младших классов относится их высокая степень эмоциональности, что значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса на традиционных уроках. Занятия же во внеучебное время позволяют частично разрядить высокую эмоциональную напряженность и создать более благоприятный климат и на других уроках. Формирование учебной деятельности очень часто не совпадает с игровыми потребностями ребенка, и очень болезненно воспринимается им. Учитывая, что основным видом деятельности детей 7 – 9 лет является учение, можно предположить, что именно комплекс игр поможет решить многие задачи развития коммуникативной компетентности.
Совместная внеучебно-познавательная, творческая деятельность учащихся в группе приносит положительные результаты. Ребята формируют собственную точку зрения, учатся её аргументировать, они стремятся применить полученные знания в конкретных заданиях, развивается чувство товарищества, взаимопомощи. Во время общения между собой и с учителем вне уроке развивается коммуникативная компетентность. Оценить уровень её сформированности можно по результативности участия учеников в командных мероприятиях различного уровня, включая интеллектуальные игры, игры-конкурсы. Особое место в формировании коммуникативной компетентности у учащихся в педагогической практике занимает внеучебная деятельность, входящая в Образовательную систему «Школа 2100». (Приложение 10).
Для развития коммуникативной компетентности во внеучебной деятельности был разработан комплекс игр [2, 21]:
Таблица. 1.1. Комплекс игр
Название
игры
Элементы развития коммуникативной компетентности
«Читаем друг друга»
«Шерлок Хомс»
Умение описать состояние друг друга по его внешнему проявлению, черты его характера, внешние данные.
«Лесенка» «Нахал»
«Выход из контакта»
Умение выходить из конфликта, закончить диалог.
«Интервью»
Умение слушать и слышать.
«Пустое место»
«Цитата»
Умение общаться невербально.
«Нас с тобой объединяет»
Умение вступать в диалог, высказывать свое мнение.
«Ассоциация»
Умение сопоставлять себя с окружающими, окружающих друг с другом
«Путаница»
Умение взаимодействовать с коллективом, группой.
Внеучебная деятельность является наиболее эффективным средством развития коммуникативной компетентности, так как развивает мыслительные способности учащихся, дарования, склонности детей, расширяет их кругозор, воспитывает в них высокие нравственные качества, развивает межличностные, коллективные отношения. Но данная деятельность требует тщательной разработки и адаптации материала к младшему школьному возрасту.
Для наиболее успешного развития коммуникативной компетентности необходимо выявить уровень их развития у ребенка, и на основе полученных данных определить средства, с помощью которых можно проводить коррекцию.
15