Презентация к выступлению на методическом объединении на тему «Организация досуга воспитанников в свободное каникулярное время с позиции событийного подхода».


Организация досуга воспитанников в свободное каникулярное время с позиции событийного подхода.Ерышева Ольга ГеоргиевнаВоспитатель КГКУ Детский дом № 10Комсомольск – на – Амуре. Досуг…► время, которым человек распоряжается по собственному усмотрению, не связанное с непреложными обязанностями, обязательствами;► свободное от работы, учебы время, которое может быть использовано для удовлетворения личных потребностей и стремлений;► часть жизненной среды человека, предназначенной для отдыха, преодоления усталости, утомления, восстановления физического и психического здоровья. Структура досуга общение; спортивно-оздоровительную деятельность; игры; отдых на природе; прогулки; интеллектуально-познавательную деятельность активного (чтение, занятие в кружках, посещение факультативов и т.п.) и пассивного характера (просмотр телевизора, слушание музыки); любительскую деятельность прикладного характера (шитье, фотодело и т.п.); общественно активную деятельность. Специфические особенности досуговой деятельности:действительный ее мотив — потребность личности в самом процессе этой деятельности;цели и содержание досуговой деятельности избираются человеком в зависимости от его нравственного развития и культурного уровня;досуговая деятельность может носить:социально полезный характер, социально нейтральный характер, быть замкнутой в системе узкогрупповых ценностей и обретать характер социально отрицательный, асоциальный. Принципы педагогики досуга:принцип интереса принцип совместной деятельности  Свободное времяотдыхдосуг Свободное время — та часть жизни ребенка, что остается от учебы, выполнения домашних учебных заданий, работы, бытовых отправлений (сон, питание, самообслуживание, дорога и т.п.), от общественных или домашних поручений и обязанностей.Отдых— состояние покоя. Отстранение от всех забот, род деятельности, которая снимает утомление, напряжение и способствует восстановлению «формы», работоспособности. Это перерыв в занятиях, переключение на иную деятельность, смена событий. Отдых может быть в форме сна, купания, принятия оздоровительных процедур и т.п. Школьная перемена — форма отдыха учащихся.Досуг — развлечение (раз + влечение). Влечение — корневое понятие. Это сильная склонность к чему-либо. Досуг есть влечение к разному. Досуг ребенка — мост в большой мир, он обеспечивает дополнительное образование, развитие, самовоспитание. Он пронизан, переполнен образами жизни. Суть досуга — поддержать ребенка как человека и деятеля. Досуговая деятельность отличается абсолютной добровольностью. Закон досуговой деятельности — сублимация.Досуг для детей — всегда самореализация и самореабилитация.  Основные социально-педагогические потенциалы детского досуга:► в досуговой деятельности дети сами предъявляют к себе все воспитательные требования взрослых, что и делает досуг сферой самовоспитания;► досуг есть то личное пространство, где наиболее полно и ярко раскрываются естественные потребности в свободе, независимости;► досуг предоставляет воспитанникам «пределы самостоятельности и трудности», они их преодолевают, значит — растут;► досуг удовлетворяет многие социально-психологические потребности в реализации интересов, самопроверке сил, самоутверждении среди сверстников, признании собственной личности;► досуг есть «зона» удовлетворения притязаний общения, субординации отношений с теми, кто старше или младше, причем эти отношения разумно снисходительны. Содержание досуга детей можно условно подразделить на ряд групп.Первая связана с функцией восстановления различных сил ребенка (прогулки на воздухе, спорт, вечера отдыха, игры, забавы, развлечения и др.).Вторая — с повышением эрудиции, потреблением духовных ценностей (чтение, просмотр фильмов и телепередач, посещение выставок, музеев, путешествия, поездки и т.п.).Третья — с развитием духовных сил и способностей, с активной творческой деятельностью (трудовая, техническая, спортивно-игровая, художественно-театральная, научно-исследовательская, прикладная).Четвертая реализует потребность в общении (клубная, кружковая работа, творческие объединения, вечера встреч, дискотеки, праздники, диспуты, танцы, вечеринки т.д.).Пятая группа связана с целенаправленной творческой учебной деятельностью детей (выездные лагеря, смотры, конкурсы, каникулярные объединения, туристические походы, школы актива т. п.). {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Досуг может быть:пассивным (зрительский, слушательский)активным (деятельностным)организованным (педагогически целесообразно используемое свободное время)стихийным (спонтанно протекающий процесс использования свободного времени) контролируемым неконтролируемымколлективным индивидуальнымподражательнымтворческимопережающим (перспективная изыскательная деятельность)нормативным (традиционно сложившиеся модели досуга) Три варианта определения воспитательного пространства1. педагогически целесообразно организованная среда, окружающая отдельного ребенка или множество детей. образовательное, культурное, медицинское или другое учреждение (точнее, не само оно, а его профессиональный коллектив), а основным механизмом создания этого пространства становится взаимодействие коллективов, руководствующихся едиными педагогическими задачами, принципами и подходами к воспитанию.(Новикова Л.И.) 2. часть среды, в которой господствует определенный педагогически сформированный образ жизни В этом случае взаимодействие всех участников определяется идеальной моделью образа жизни воспитанника. Механизм создания воспитательного пространства при этом аналогичен рассмотренному выше.(Ю.С.Мануйлов) 3. Согласно третьему подходу воспитательное пространство предстает как динамическая сеть взаимосвязанных педагогических событий, создаваемая усилиями социальных субъектов различного уровня (коллективных и индивидуальных), выступающая интегрированным условием личностного развития ребенка.механизмом создания воспитательного пространства становится "со-бытие" детей и взрослых, в котором ключевым технологическим моментом служит их совместная деятельность.(Д. B.Григорьев). В психологической и педагогической литературе понятие "событие""особенности психического отражения человеком времени, его скорости, насыщенности, продолжительности зависят от числа и интенсивности происходящих в жизни событий - изменений во внешней среде (природной и социальной), во внутреннем мире человека (мыслях и чувствах), в его действиях и поступках". Истоки событийного подхода мы можем найти у А.С.Макаренко (перспективные линии, метод «взрыва») который отмечал, что большое значение в жизни человека имеют яркие и волнующие события. Событийный подход  (Д.В.Григорьев) взгляд на воспитательный процесс как на диалектическое единство ярких, запоминающихся событий в жизни ребенка и повседневности с ее будничными, но не менее важными делами. Педагогическое событие – момент реальности, в котором происходит развивающая, целее и ценностно ориентированная встреча взрослого и ребенка (их событие). Досуг воспламеняет детей озарением, нетерпеливым предвосхищением своих личных открытий, догадок или, как определяет Ш.А. Амонашвили, «личной эврикой», «царством мысли, подталкивающим детей к вечному творчеству». Умный досуг формирует творческий и свободный стиль жизни, ибо он практически всегда опирается на собственную активность ребенка, на самостоятельность. Организация досуга воспитанников с позиции событийного подхода является совместным, включенным, активным и более продуктивным методом воспитания. Используемая литература:Василенко Н.Л. О возможностях политической герменевтики // Вопросы философии.1999.№6Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. Киев. 1986.Селиванова Н.Л. Воспитание: теория и реальность // Известия РАО. 1999. N 2/ стр. 39Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: М.Б. Исаева; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им. В. М. Шукшина, 2008.