Статья Новые подходы к организации контрольно-оценочной деятельности учащихся
Новые подходы к организации контрольно-оценочной деятельности учащихся
Общеизвестно, что любая деятельность человека, в том числе и учебная, сопровождается действиями контроля и оценки. При этом на этапе возникновения мотивации деятельности – это мотивирующий контроль, на этапе постановки цели и составления внутреннего плана действий по ее достижению – прогностический контроль, на этапе оценки результата деятельности – рефлексивный контроль.
В традиционной педагогической практике часто действие контроля и оценки присваивает себе учитель, фактически блокируя соответствующий механизм в деятельности учащегося. Это нередко приводит к тому, что сама учебная деятельность меняет свою предметность и, деформируясь, превращается в карьерную. Подросток стремится получить хорошую отметку любой ценой, и для этого, как он считает, необязательно подтверждать ее определенными знаниями.
В школьной практике возникают такие негативные явления, как списывание, подсказывание, выпрашивание хороших отметок. Таким образом, деформация в учебной деятельности приводит к значительным нравственным деформациям, порождает безответственность, «выученную беспомощность», закрепляет в качестве индивидуально-личностного результата образования неспособность самостоятельно и содержательно решать проблемы, возникающие в деятельности.
Я не могу согласиться с таким результатом и стремлюсь преодолеть эту деформацию, специально организуя такие образовательные ситуации в диагностирующей деятельности, которые инициируют ответственность ученика. При этом диагноз о своих знаниях - незнаниях ставит себе ученик самостоятельно, сверяя свои результаты с заранее разработанными критериями.
В качестве иллюстрации предлагаю урок «Проверочная работа» по теме «Техника решения тригонометрических неравенств» в 10 классе. Урок находится на третьем рефлексивно-оценочном этапе технологии решения учебной задачи. Эпиграфом к этому уроку я взяла слова Карла Поппера: «Я могу ошибаться, и ты можешь ошибаться, но совместными усилиями мы можем приближаться к истине».
Главная цель урока – развитие у ребят способности к анализу и оценке своих учебных действий, навыков диагностики и коррекции, воспитание самостоятельности и ответственности в самопроверке, усвоение ими соответствующих знаний, обусловленных темой.
Урок «Проверочная работа» состоит из 3 этапов. Первый этап – это выполнение учащимися проверочной работы Пр-1. Этот этап рассчитан на целый урок.
Я распечатываю текст работы на каждого ученика, причем работу могу составить только в одном варианте. Ребята не делают попыток списать или что-то спросить у соседа, так как заинтересованы в том, чтобы на следующем этапе работы «увидеть» свои собственные ошибки и разобраться с помощью одноклассников в сути допущенной ошибки, а также получить совет, как выполнить задание правильно. Лист с текстом проверочной работы содержит поля, на которых ученик, делая прогностическую оценку, определяет, какие задания и в какой последовательности он будет выполнять, от каких откажется, а также сможет ли выполнить задание полностью, будет ли испытывать затруднения или выполнит его правильно до конца (см. Приложение 1). Этот этап работы очень важен для ученика, на него я отвожу до 10 минут урока. Работа выполняется на отдельных листочках и сдается на проверку вместе с черновиком и бланком задания с пометками ученика.
Далее я проверяю работы, выполненные учащимися, но не исправляю ошибки, оставляю работу в таком же состоянии, в каком она была до проверки. Провожу содержательный анализ сделанных ошибок, выясняю причины их возникновения и результаты проверки по каждому ученику, по каждому заданию, записываю в отдельную ведомость. На основе анализа допущенных ошибок составляю вторую проверочную работу ПР-2, в которую закладываю наиболее характерные ошибки. Вторую проверочную работу составляю в 3-х вариантах, и только один из них будет содержать правильное решение (см. Приложение 2). Задача учащихся на следующем этапе работы будет заключаться в том, чтобы выделить из предложенных вариантов решения правильное (как по способу решения, так и по результату), кратко сформулировать суть обнаруженной ошибки.
На следующий урок (3-й этап работы) я приношу проверенные работы учащихся без своих пометок и исправлений, но сразу их не раздаю и никак не комментирую. Начинаю урок с актуализации знаний, и провожу этот этап урока в форме теоретической разминки, которая традиционно начинается работой в парах. Ребята задают друг другу по 2-3 вопроса по теории, внимательно выслушивают ответы, и, если нужно, поправляют и дополняют ответы. Затем предлагаю ребятам применить теорию на практике. На предложенных их вниманию рисунках (см. Приложение 3) выделены дуги, являющиеся геометрическим решением некоторого тригонометрического неравенства. Учащиеся должны назвать само неравенство и ядро аналитической записи его решения.
Свою дальнейшую работу строим следующим образом. Раздаю учащимся работу, составленную мною накануне по результатам проверки выполнения первой проверочной работы Пр-1, и предлагаю им в предложенной второй проверочной работе Пр-2, которая носит тестовый характер, показать умение находить и анализировать чужие ошибки. Это очень важный этап работы. На него, в зависимости от количества заданий, отвожу 30-40 минут урока, так как ребята должны выяснить, с какими из приведенных решений они согласны, а с какими – нет, кратко сформулировать, в чем состоит ошибка. Для удобства текст Пр-2 (см. Приложение 2) есть у каждого ученика и полностью записан на доске. После обсуждения раздаю ребятам их собственные работы, написанные обязательно накануне, предлагаю выполнить самопроверку и найти возможные ошибки. Таким образом, проводится вторичный контроль работы самим учеником, затем им заполняется и лист самопроверки (см. Приложение 4), в котором он фиксирует обнаруженные ошибки, выполняет самооценку и выставляет себе отметку по трем этапам проведенной работы (проверочная работа Пр-1, проверочная работа Пр-2, самопроверка).
Только после вторичной проверки я оцениваю работу ребенка. Если и после вторичной проверки у ученика остаются ошибки, то это говорит о том, что они носят устойчивый характер и требуют серьезной отработки и коррекции.
Далее провожу сравнительный анализ первой и второй работ с целью выявления возможностей учащихся корректировать свою деятельность.
Считаю, что при такой форме работы учащемуся становятся доступными даже те задания, от которых он отказался при выполнении первой проверочной работы, так как ему предоставили возможность взглянуть на свою ошибку как бы со стороны, как на чужую, что зачастую облегчает усвоение сущности ошибки.
Если ребенок выполнил проверку своей работы раньше установленного времени, то предлагаю ему выполнить дополнительно дифференцированное по сложности задание по выбору.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Проверочная работа «Техника выполнения тригонометрических неравенств»Пр-1Вариант 1
№ п/п
Задание
Порядок выполнениязаданийили отказ
Прогностическая оценка
1
Решить неравенство:
13EMBED Unknown1415
2
Решить неравенство:
13EMBED Unknown1415
3
Решить неравенство:
13EMBED Unknown1415
4
Дополнительное задание:
Решить неравенство:
13EMBED Unknown1415
Фамилия, имя________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Вариант № 2
1.Проверь решение неравенства 13EMBED Unknown1415
Варианты решений:
А) 1.13EMBED Unknown1415
Пусть 13EMBED Unknown1415, тогда 13EMBED Unknown1415
2. 13EMBED Unknown1415 - прямая
3.
4.
5.Ядро аналитической записи дуги 13EMBED Unknown1415:
13EMBED Unknown1415
6. Решение неравенства имеет вид:
13EMBED Unknown1415 Ответ:
Б) 1.13EMBED Unknown1415
Пусть 13EMBED Unknown1415, тогда 13EMBED Unknown1415
2. 13EMBED Unknown1415 - прямая
3.
4.
5. Ядро аналитической записи дуги 13EMBED Unknown1415:
Решение неравенства имеет вид: 13EMBED Unknown1415Ответ: 13EMBED Unknown1415
В) 1.13EMBED Unknown1415
Пусть13EMBED Unknown1415, тогда 13EMBED Unknown1415
2. 13EMBED Unknown1415 - прямая
3.
4.
13EMBED Unknown1415
5. Ядро аналитической записи дуги 13EMBED Unknown1415:
13EMBED Unknown1415
6. Решение неравенства имеет вид:
Ответ:
2. Проверь решение неравенства 13EMBED Unknown1415
А)
1.
2.
3.13EMBED Unknown1415
Ядро аналитической записи 13EMBED Unknown1415
Решение неравенства:
13EMBED Unknown1415Ответ: 13EMBED Unknown1415
Б)
1. 13EMBED Unknown1415
2.
3. 13EMBED Unknown1415
4. Ядро аналитической записи: 13EMBED Unknown1415
Ответ: 13EMBED Unknown1415
В)
1.
2.
3.
13EMBED Unknown1415
4. Ядро аналитической записи:
13EMBED Unknown1415
5. Решение неравенства:
13EMBED Unknown1415
Ответ: 13EMBED Unknown1415
Приложение 4
Лист самопроверки
Фамилия, имя _________________________________________
Задания
Мною обнаружены и исправлены ошибки
1
2
3
4
По итогам трех этапов проверочной работы я могу поставить себе отметку ____________
Приложение 5
Домашнее задание (по выбору)
1 уровень: Учебник Виленкина Н. Я.: Решить №666-2, 3; №667 – 3, 4.
2 уровень: Учебник Виленкина Н. Я.
Проверь себя, используя разные способы решения неравенств №666-4,5, 667, (графически, используя числовую окружность).
3 уровень: Придумай 3-4 неравенства, сходных по сложности заданиям №666, 667, оформи их в виде самостоятельной работы на 2 варианта для учащихся 10-3 класса.
4 уровень: Придумай два неравенства 13EMBED Unknown1415. Составь три варианта решений, где правильным будет только один. Заложи в неправильные решения как можно больше неодинаковых ошибок.
5 уровень: Опиши способ, с помощью которого ты бы смог научить учеников другого класса решать простейшие тригонометрические неравенства вида .
Пр-1
Прогностическая самооценка
Проверка Пр-1 (без пометок в работе). Содержательный анализ
Составление ПР-2
Пр-2
Пооперационный контроль и оценка
Пр-1
Вторичный контроль, коррекция, самопроверка
Проверка и оценка Пр-1, выявление устойчивых ошибок
Рефлексивная оценка, определение зоны «ближайшего развития»
13EMBED Unknown1415
13EMBED Unknown1415
13EMBED Unknown1415
13EMBED Unknown1415
13EMBED Unknown1415
13EMBED Unknown1415
13EMBED Unknown1415
13EMBED Unknown1415
13EMBED Unknown1415
13EMBED Unknown1415
Root EntryEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeoEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation Native