Доклад на тему Формирование коммуникативной компетенции как одной из основных компетенций в образовательном процессе при обучении иностранному языку

Формирование коммуникативной компетенции как одной из основных компетенций в образовательном процессе при обучении иностранному языку

В последнее время значимость изучения иностранного языка становиться все более очевидной. Иностранный язык является не просто средством общения, но и выполняет функцию профессиональной коммуникации на мировом рынке труда, что создает дополнительную мотивацию для студентов в его изучении. В связи с глобальными изменениями в политической и экономической жизни общества возникла необходимость сопоставления общих европейских стандартов образования и российских, что, в свою очередь, привело к обновлению содержания образовательного стандарта в области иностранного языка на основе компетентностного подхода. Данный подход подразумевает не только владение определенными знаниями в какой-то области, но и умение их использовать в конкретных ситуациях для решения возникающих задач. Понятие компетентности шире понятия знания. Под компетентностью понимают сложное личностное образование, обеспечивающее процесс развития и саморазвития обучающегося, что способствует формированию у него ценностного отношения к любой деятельности.
С компетентностным подходом тесно связано понятие компетенции, т.е. совокупность знаний, навыков, умений, формируемых в процессе обучения, а также способность к выполнению какой-либо деятельности. В обучении иностранного языка под компетенцией подразумевается определенный уровень владения языком. Существует несколько взаимосвязанных видов компетенции: языковая, речевая, коммуникативная, социолингвистическая, социокультурная, стратегическая, социальная.
Определяя значимость данных видов компетенции, следует отметить, что именно коммуникативная является ведущей в образовательном процессе, так как преподаватель иностранного языка стремиться сформировать у студентов практические умения и навыки, т.е. способность выражать мысли на иностранном языке, обмениваться ими в различных ситуациях, правильно используя при этом систему языковых и речевых норм и выбирая коммуникативное поведение, адекватное аутентичной ситуации общения.
Одним из важных компонентов коммуникативной компетенции является социокультурная компетенция: знание культурных особенностей носителей языка, их привычек, традиций, норм поведения и этикета, умение понимать и адекватно использовать их в процессе общения, оставаясь при этом носителем другой культуры.
Приоритетную значимость приобрело обучение иностранному языку не только как средству общения, но и как возможности приобщения к духовному наследию изучаемых стран и народов. Поэтому актуализируется ориентация на межкультурный аспект овладения языком. Среди основных целей обучения иностранному языку значительно возрастает удельный вес развития социокультурной компетенции и социокультурной подготовки обучающихся. Большое значение придается формированию у студентов уважения к другим народам и культурам. Неотъемлемой частью содержания обучения иностранным языкам в Европе является литература и культура страны изучаемого языка, а в качестве цели обучения выдвигается не столько коммуникативная, сколько социальная, межкультурная компетенция.
Мы начинаем заниматься страноведением по теме «Великобритания» с первого семестра третьего курса. Была разработана программа изучения данной темы.
Для того, чтобы систематизировать материал и пробудить интерес к изучаемой теме, а также для обогащения знаний по географии, истории, культуре страны изучаемого языка в ограниченный промежуток времени, была предложена определенная система изучения страноведческого материала. Прежде всего, это блоки-таблицы, которые учащиеся заполняют фактами о Великобритании. Всего таких блоков-таблиц 7. Каждая таблица сделана размером в печатный лист.


The UK I

The official name of the country
Location
Total area
Borders
Oceans
Seas and straits
Islands
Rivers

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·cientists
Famous British Travelers and Navigators







The UK VI

Main cities
Industry
Agriculture






The UK VII

Interesting Places to Visit. (Your own opinion. Interests and Likes).




При работе со страноведческим материалом используются разные виды деятельности: аудирование и проверка понимания прослушанного текста, просмотр фильмов по теме, чтение и самостоятельная работа с текстами, подготовка сообщений и выступление с ними перед однокурсниками.
Перед началом работы со страноведческим материалом делается небольшое вступление. Первая страноведческая тема - «Географическое положение Соединенного королевства». Слушая сообщение преподавателя, студенты заполняют разделы блок-таблицы «The UK I” соответствующей информацией.
На последующих уроках студенты учатся самостоятельно работать с текстами и блоками-таблицами, выбирают нужную информацию, распределяют ее по разделам блоков. Каждый студент записывает в блоки только то, что считает нужным, что может пригодиться для последующей беседы на заданную тему. Для самостоятельной аудиторной работы предлагаются темы «Королевская семья», «Эмблемы и символы Великобритании», «Промышленность и сельское хозяйство Великобритании» и др.
Студенты также готовят сообщения и по другим темам на выбор из представленного списка, который включает следующие темы: «Traditions and customs”, “Food and meals in Britain”, ”Holidays in Great Britain”, “Famous people of Great Britain”, “Famous seamen”, “Famous scientists”, “Famous writers”, “Sports in Great Britain” etc. Источниками информации для учащихся являются Интернет, различные пособия по страноведению и периодические издания.
Для проверки самостоятельной работы с текстом студентам предлагается выполнить мини-тест. Он представляет собой небольшой тематический текст (10-15 предложений ) с пропущенными словами.
По изучении темы каждый студент готовит мини-проект с мультимедийной презентацией по своему выбору: “The Tower of London”, “Christmas in England”, “Holidays”, “Cinema of Great Britain”, “Places of interest in London” и др. На каждое выступление отводится 3-5 минут. Использование ИКТ, во-первых, повышает интерес учащихся к изучению языков; во-вторых, как никогда ранее, возможна реализация индивидуального подхода в обучении; наконец, повышается роль творческой самостоятельной работы студентов. Основными задачами проекта являются: развивать творческое мышление учащихся; научить не просто репродуктивно воспроизводить знания урока, а уметь применить их на практике. Данный проект ориентирован на реальный практический результат, важный для студента. Преподаватель выступает в роли консультанта и помощника, а не источника информации.
На защите студенты представляют свою работу, в первую очередь, своим однокурсникам, отвечают на их вопросы. Работа над проектом показывает, насколько неожиданно ребята могут проявить себя, показать свои знания по английскому языку, свои организаторские способности и скрытые таланты.
Завершающим этапом работы со страноведческим материалом является викторина по теме «Британия и британцы». Студентам очень нравятся разные интеллектуальные конкурсы, которые позволяют им блеснуть знаниями друг перед другом. Поэтому была выбрана именно такая форма заключительного урока по теме «Великобритания».
Поскольку 21 век примечателен социокультурными изменениями, то образовательное пространство примечательно объединением разных образовательных систем, включением разных цивилизаций, которые постигаются учащимися посредством изучаемого иностранного языка и в процессе овладения им. Отмеченные перемены ориентируют на диалог, как с культурами прошлых лет, так и с современным многообразием культур. Именно поэтому так актуальна тема диалога культур, которая становится нормой межгосударственных и межличностных отношений и, соответственно, нормой образовательного иноязычного пространства.

Список литературы
Богдан Н.А. Культуроведческая направленность обучения иностранному языку в средней школе // Иностранные языки в школе. – 2011.– №5.
Сысоев П.В. Культурное самоопределение личности как часть поликультурного образования в России // Иностранные языки в школе. – 2004. – №4.
Шамов. А.Н. Методика преподавания иностранных языков. М.: АСТ-Москва: Восток – Запад, 2008. –









13PAGE 15






15