Разработка урока развития речи по теме Типы речи. Описание. в 5 классе.
Урок развития речи в 5 классе.
Учитель МОУ Выделянской СОШ Киянова Л.А.
Подготовка к сочинению по картине И. И. Левитана
«Золотая осень».
Цели урока:
-совершенствовать умение учащихся описывать произведение пейзажной живописи;
-развивать речевую культуру учащихся;
-развивать творческие способности у детей, умение выразить свои ощущения и настроения при восприятии произведения искусства;
-учить видеть красоту родной природы и любить свою родину.
Задачи:
-совершенствовать навыки работы с текстом: выразительно читать, определять тему, основную мысль, подбирать заголовок; составлять план, собирать лексический материал.
-закрепить умение учащихся строить текст сочинения-описания по картине;
-формировать умение грамотно, точно и эмоционально выражать свои мысли.
-учить детей работать со справочной литературой.
Методические приемы: аудиолекция, демонстрация, выразительное чтение, словарная работа, составление плана, беседа, написание словарного диктанта с последующей взаимопроверкой, устное сочинение.
Оборудование урока: компьютер, мультимедиа проектор, ЦОР, учебник, приложение к учебнику «Справочные материалы».
Ход урока.
Организация класса.
Сообщение темы и цели урока.
III.Работа над темой урока.
Слово учителя о художнике Исааке Ильиче Левитане. Слушание аудиолекции. Знакомство с известными картинами Левитана.
Работа с текстом.
Выразительное чтение текста упражнения 598 (1), пересказ (работа в парах). Один из учащихся рассказывает о Левитане всему классу.
Определение его темы, идеи и подбор заголовок.
Подведём ребят к высказываниям примерно следующего содержания: «Этот текст раскрывает секрет притягательности живописных полотен И. И. Левитана, тема его — “Сила художника". Автор текста старается передать читателю мысль о том, что сила Левитана заключается в способности открывать для зрителя красоту самых обыкновенных уголков природы, учить любоваться пейзажами, которые неразрывно связаны для нас с представлением о России, и любить свою родину. Основная мысль текста наиболее полно выражена в последнем предложении первого абзаца. Возможный заголовок — “Сила художника”».
3. Описание картины И. И. Левитана «Золотая осень»Прежде чем каждый из ребят своим путём «войдет» в картину (упр. 598 (2)), организуем её совместное описание.
1.Обсуждение названия картины и рассмотрение общего плана.
Предложим ребятам подумать, почему картина называется «Золотая осень», и прочитать записанные дома поэтические строки, которые перекликаются с этим названием.
Художник изобразил ту пору осени, которую называют «золотой»: деревья, одетые ярко-жёлтой листвой, блестящей в лучах холодного осеннего солнца, в эти дни стоят, словно облитые золотом. Воздух чист и прозрачен и напоён какой-то особенной тишиной. Именно эту пору осени воспел А. С. Пушкин в своих поэтических произведениях.
При описании общего плана картины обратим внимание учащихся на то, что подобные пейзажи знакомы каждому человеку, живущему в России. На картине изображена берёзовая роща в золотом осеннем убранстве. Берёзки и осины спускаются по пологому берегу к реке, которая уносит свои воды вдаль и теряется в лугах. В реке отражается светло-голубое небо с белыми облаками. На заднем плане картины — озимые поля, сельские домики, леса. Этот, казалось бы, ничем не примечательный пейзаж под кистью Левитана превращается в удивительный поэтический образ.
2.Описание деталей картины.
Предложим ученикам внимательно рассмотреть и описать детали картины, постараться понять поэтический образ осени на картине Левитана, ещё раз восхититься искусством художника проникать в мир природы и открывать нам красоту, которую мы часто не замечаем. Построим беседу по следующим вопросам и заданиям.
Рассмотрите и опишите реку, изображённую на картине: воду, берега, прибрежные кусты.
Расскажите, как на картине изображено осеннее небо.
Опишите левый берег реки: берёзки и осинки, тени стволов, груды опавших листьев.
Опишите берёзу, ивы, берёзовую рощицу, всходы озимых на заднем плане картины.
В слабом классе, после того как учащиеся выскажутся, учитель может предложить для прослушивания примерно следующее описание.
На первом плане картины изображена неширокая речка с пологими берегами. Насыщенно-синий, холодный цвет неподвижной воды контрастирует с тёплым золотом листвы берёз. В реке отражаются прибрежные кусты, побуревшая за лето трава. На втором плане вода светлее, как будто в неё опрокинулось небо с лёгкими белыми облаками. Лента реки изгибается и теряется в лугах, открывая широкую панораму озимых полей.
С левого берега к реке сбегают молодые берёзки и осинки. Листья с осинок уже почти облетели, тонкие стволы деревьев выглядят хрупкими и беззащитными. Берёзы предстают в праздничном сиянии, их пышная листва золотом горит на солнце, они словно тихо ликуют в сознании своей красоты. Об этой красоте писал И. А. Бунин: “Берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой...”».
Стволы деревьев утопают в золотых грудах опавших листьев. В этот полный света ясный осенний день на траве под деревьями лежат неровные тени. Трава уже выцвела, поблёкла и увяла, и ещё ярче горят на этом бледном фоне ворохи рыжей листвы.
Большое внимание художник уделяет деталям. Он замечает каждую случайную веточку, каждую тень и воссоздаёт их на картине. Художник видит и наклонившийся к самой воде красноватый кустик, и отражения в реке прибрежных растений, и тающее в небесной лазури облачко.
У самого изгиба реки красуется нарядная берёза в пышном осеннем убранстве. Чуть правее зеленеют ивы, неподвластные осеннему увяданию. На левом берегу вдали — золотая рощица. Контрастным ярко-зелёным пятном выделяются на заднем плане всходы озимых.
Созданный Левитаном пейзаж полон света. В картине преобладают тёплые, светлые, жизнерадостные тона. Живописное полотно Левитана — это праздник красок, пышное ликование вступившей в свои права осени. Пейзаж не навевает грустных мыслей о предстоящей зиме. Художник дарит нам счастье увидеть на полотне осень во всём её великолепии, в золотом сиянии ясного солнечного дня.
Глядя на картину «Золотая осень», мы любуемся увядающей красотой осени и проникаемся глубоким чувством любви к родной природе.
Составление плана сочинения
Предоставим ребятам возможность попробовать свои силы в составлении плана сочинения самостоятельно, а затем организуем совместное составление общего плана с использованием тех предложений, которые будут поступать от пятиклассников. Один из вариантов плана может быть следующим.
I. И. И. Левитан — замечательный художник-пейзажист. II. Картина И. И. Левитана «Золотая осень».
Общий план картины.
Деревья на картине Левитана: берёзки на первом плане, осинки, берёза у изгиба реки, ивы, золотая рощица.
Осенняя река. Небо.
Задний план картины: озимые поля, луга, деревья, сельские домики.
Колорит картины.
Впечатление, которое оставляет картина «Золотая осень». Мастерство художника.
5.Лексическая работа
Общее толкование значений специальных слов
Колорит — соотношение красок в картине по тону, насыщенности цвета.
Контраст (на картине) — резкая противоположность яркости (освещённости) предмета или его цвета по сравнению с окружающим его фоном.
Тёплые цвета (оттенки) — жёлтая и красная цветовая гамма.
Холодные цвета (оттенки) — зелёный, синий, фиолетовый, серый.
Подбор лексического материала
Предложим учащимся записать под диктовку использованные в ходе устного описания картины словосочетания и провести их самопроверку. Словарный диктант может включать следующие словосочетания:
Облитые золотом деревья, чистый и прозрачный воздух, осеннее убранство, пологие берега, озимые поля, ничем не примечательный пейзаж, удивительный поэтический образ, восхититься искусством художника, тёплое золото листвы, побуревшая трава, панорама озимых полей, праздничное сияние, горит на солнце, тихо ликуют, золотые груды опавших листьев, ворохи рыжей листвы, осеннее увядание, праздник красок, пышное ликование, великолепие, золотое сияние ясного солнечного дня.
После этого ребята выразительно читают высказывания об осени русских писателей и поэтов (упражнение 598 (2)).
Домашнее задание: написать сочинение по картине И. И. Левитана «Золотая осень».