Современная дошкольная организация как пространство заботы о здоровье детей. Из опыта работы.


Троценко Татьяна Александровна,
ГККП «Ясли-сад № 69 акимата города Костаная отдела образования акимата города Костаная отдела образования акимата города Костаная,
методист

Современная дошкольная организация
как пространство заботы о здоровье детей

Здоровье – это бесценное состояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает выполнять планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.
К сожалению, многие люди не соблюдают простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни, не умеют жить в гармонии с природой и обществом. В наше время даже молодые люди сплошь и рядом больны хроническими заболеваниями.
Формирование культуры здорового образа жизни действительно становится одной из самых насущных проблем нашего общества. Проблема здоровья нации не может не волновать представителей государства.
Конституция Республики Казахстан провозглашает человека его права и свободы высшей ценностью. Одним из основных прав каждого гражданина является право на воспитание и образование, охрану здоровья и медицинскую помощь.
Начальным механизмом решения актуальных проблем общества в рамках государственного социального заказа является дошкольное образование. Дошкольный возраст это сенситивный период развития личности, становления ее базовых характеристик. Это благоприятный период для формирования компетентностей дошкольника.

Сегодня в детском саду воспитывается 102 ребёнка, 58 детей с различными нарушениями, из них 17 детей с диагнозом ДЦП, из них 10 – инвалиды и 2 инвалида не по ДЦП. Дети с ДЦП имеют сочетанные диагнозы: речевые и 9 детей с нарушением зрения.

Поэтому основной целью работы нашего детского сада является воспитание, обучение и оздоровление детей без нарушений в развитии и детей с различными нарушениями опорно-двигательного аппарата и ДЦП в соответствии с их возрастными, психофизическими особенностями с целью подготовки их к обучению в школе и социализации.

Коллектив уделяет большое внимание укреплению здоровья и физического развития воспитанников и в соответствии с этим решает задачи воспитательно-образовательной работы.
Главная задача - выработать у детей разумное отношение к своему организму, привить необходимые санитарно-гигиенические навыки, научить вести здоровый образ жизни с детства. Каждый ребенок должен понимать, как важно с детства избегать факторов риска для здоровья, выбрать стиль поведения, не наносящий ущерба физическому и психическому состоянию. Этому учат ребёнка воспитатели и специалисты, как на организованной учебной деятельности, так и вне неё.

Так как детский сад посещают дети с нарушением опорно-двигательного аппарата разной степени тяжести и дети с ДЦП, то основополагающими принципами сохранения и укрепления здоровья детей являются:
индивидуальность (учитывается особенность нарушения состояния здоровья каждого конкретного ребенка);
комплексность применения медицинских, психолого-педагогических мероприятий;
постоянность (круглогодичность);
этапность и преемственность (в семье, ДО, поликлинике, реабилитационных центрах);

Обязательными условиями воспитания навыков здорового образа жизни детей в детском саду является:
Рациональный режим дня и сбалансированное питание, обогащенное природными витаминными комплексами, добавками (соки, салаты из овощей, фруктов, фиточаи, витаминазация);

Закаливающие мероприятия:
воздухом (прогулки на открытом воздухе, гимнастика пробуждения 510 мин после дневного сна, босохождение по корригирующим дорожкам, разные виды массажа (точечный, само массаж, медицинский массаж по показаниям), проведение занятий физкультурой на воздухе; в летний период года обеспечение максимального пребывания детей на воздухе. Для хождения босиком на каждой прогулочной площадке оборудована специальная дорожка. Она состоит из нескольких ящиков. Ящики, заглубленные в грунт вплотную друг к другу, заполняют различными материалами - песком, мелкой галькой, керамзитом, камешками. Чтобы повысить эффект закаливания в теплые дни (22°С и выше), дорожку поливают водой. Зимой воспитатели совместно с родителями детям обустраивают горки, ледяные дорожки, снежные валуны для развития и совершенствования двигательной активности детей.
закаливание солнечными лучами;
закаливание водой (умывание водой шеи, рук до плеч, полоскание горла, ротовой полости);

физическое воспитание с дозированной физической нагрузкой в соответствии с уровнем здоровья. По показаниям - занятия лечебной физкультурой.

профилактические мероприятия в период сезонного повышения острой заболеваемости (кварцевание помещений раз в день, ежедневная влажная уборка с применением дезинфицирующих средств, индивидуальная профилактика, проветривание);

организация периода адаптации к детскому саду, щадящего режима за счет сокращенного дня, увеличения времени пребывания на открытом воздухе в форме активных игр, использование общеукрепляющих средств;

Выбор тех или иных технологий оздоровления в каждом конкретном случае определяется индивидуально, в зависимости от состояния здоровья конкретного ребёнка.

Дети приобретают необходимый потенциал для достижения результата благодаря слаженной работе всех специалистов ДО.
В детском саду по совместительству работают врачи: невропатолог и ортопед, медсестра физио и медсестра массажа. По рекомендации врачей, дети получают физио лечение и массаж. 2 логопеда, инструктор физического воспитания и ЛФК (на каждого ребенка с диагнозом ДЦП разработан индивидуальный план работы по физическому воспитанию), психолог, музыкальный руководитель, учитель казахского языка, 10 воспитателей.

Многие педагоги имеют авторские работы одобренные на лицензионном совете, которые включены в воспитательно-образовательный процесс наряду с государственными программами. Также в детском саду в педагогический процесс включена модульная программа «Здоровое поколение – здоровое будущее», которая объединяет в себе несколько авторских программ.

Правильная организация воспитательно-образовательной и оздоровительной работы предусматривает строгое соблюдение возрастного режима организованной учебной деятельности, построение её с учетом динамики работоспособности детей, рациональное использование наглядных пособий, обязательное выполнение гигиенических и санитарных требований, (режимы - световой, звуковой и воздушный) цветовое оформление, применение здоровьесберегающих технологий.
Воспитателями и специалистами в педагогическом процессе используются современные здоровьесберегающие технологии.
Технологии обучения здоровому образу жизни
(Занятия по валеологии и ознакомлению с окружающим, физической культуре, беседы, чтение художественных произведений, тематические праздники и развлечения).
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
(Динамические паузы, подвижные и спортивные игры, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, гимнастика пробуждения, корригирующая гимнастика, стретчинг, ритмопластика, релаксация)
Коррекционные технологии
(Сказкотерапия, арттерапия, психогимнастика, фанетическая ритмика)
Выбор тех или иных технологий обуславливается целями и задачами воспитания и обучения, индивидуальными особенностями группы детей или конкретного ребёнка.

В детском саду воспитателями и инструктором ЛФК используются инновационные формы проведения утренней гимнастики, ОУД физическому воспитанию и спортивных развлечений.
Сюжетная
Образно-игровая, с использованием имитационных движений, стихов, потешек
Оздоровительно – беговая
Круговая тренировка
Аэробика
Степ-аэробика
Фитбол – аэробика
Танцевально-ритмическая
В форме подвижных игр
На полосе препятствий
Упражнения на тренажёрах
Стретчинг

С педагогами и специалистами ДО проводится работа по повышению уровня знаний в работе с детьми данной категории, так в сентябре прошёл семинар-практикум на тему «Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками». Семинар состоял из 4 занятий. В январе - «Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с нарушения опорно-двигательного аппарата и ДЦП».
Постоянными участниками педагогического процесса являются родители.
Результатом работы в данном направлении является мониторинг детского развития.

Здоровье – бесценный дар, потеряв его в молодости
не найдёшь до самой старости. Народная мудрость