Разработка интегрированного урока математика и биология Расчёт функциональных возможностей дыхательной системы и статистическая обработка данных 8 класс
Урок. Расчёт функциональных возможностей дыхательной системы и статистическая обработка данных.
Тип урока: Изучение нового материала.
Место в теме:
Образовательные технологии: интегрированный урок, здоровьесбережение.
Задачи урока:
Показать простейшие приёмы самообследования дыхательной системы;
Познакомить учащихся с причинами остановки дыхания, обосновать необходимость оказания первой медицинской помощи.
Разъяснить значение флюорографии в ранней профилактике болезней сердца и лёгких;
Познакомить с элементами статистики.
Оборудование: ИКТ,таблицы с изображением органов дыхательной системы, приёмов проведения искусственного дыхания изо рта в рот и непрямого массажа сердца.
Ход урока
Организационный момент.
Приветственные слова учителей биологии и математики.
Учитель биологии: сегодня на уроке мы узнаем, о чём говорит жизненная ёмкость ваших лёгких и что надо делать, если у пострадавшего нарушено дыхание.
Учитель математики: с помощью математики и точных расчётов полученные измерений мы обобщим результаты и сделаем рекомендации.
Проверка знаний и умений учащихся.
Учитель биологии: давайте вспомним основные термины и положения необходимые для изучения дыхательной системы.
- Где находятся лёгкие и каково их строение? (в грудной полости, имеют ячеистое строение, состоят из долей)
- Как поддерживается газообмен в лёгких? (дыхательный центр расположён в продолговатом мозге - это нервная регуляция дыхания).
- Назовите способ регуляции дыхания через жидкость? (гуморальная регуляция, через кровь).
- Какую роль при дыхании выполняет диафрагма? (диафрагма, это куполообразная мышца, она создаёт давление в легких).
Учитель математики: меня, как учителя математики, интересуют точные цифра и факты.
Знаете ли вы что:
-В покое взрослый человек может вдохнуть и выдохнуть относительно постоянный объем воздуха (около 500 мл). (Демонстрирует надутый шар с цифрами « 500 мл.»)
Но при усиленном дыхании можно вдохнуть еще около 1500 мл воздуха. (Демонстрирует второй шар).
Учитель биологии: наибольшее кол-во воздуха, которое человек может выдохнуть после глубокого вдоха, называют жизненной емкостью легких.
Она меняется с возрастом, зависит она также от пола, степени развития грудной клетки, дыхательных мышц, Обычно она больше у М., чем у Ж; у спортсменов она больше, чем у нетренированных людей. К 16-17 годам жизненная емкость легких достигает величин, характерных для взрослого человека.
Изучение нового материала.
Учитель биологи: откроем тетради по биологии, запишем дату и тему урока.
«Расчёт функциональных возможностей дыхательной системы и статистическая обработка данных»
Запишем первое определение ЖЕЛ- стр. 148.
ЖЕЛ - объём выдохнутого воздуха, после глубокого вдоха.
Учитель математики: Жизненная ёмкость зависит от возраста, пола, роста и от степени тренированности человека.
Учитель биологии: для измерений ЖЕЛ используют прибор спирометр. Рассмотрите его строение на рис. 67. Стр. 148 учебника биологии.
Учитель математики: давайте определим вашу жизненную ёмкость легких. Для этого необходимо сделать следующие измерения.
- рост в см,
- масса тела в кг.;
-окружность грудной клетки в покое;
- окружность грудной клетки на вдохе;
- окружность грудной клетки на выдохе.
(объясняет, зачем это нужно - «статистика»)
Учитель биологии: работать будем в парах, полученные данные заносим в тетрадь и в сводную таблицу по классу. Приложение №1. (таблица заполняется в классе на компьютере, учителем математики, учитель биологии помогает делать измерения)
Результаты самообследования дыхательной системы.
№
п/п
ФИ
Рост
Масса
тела
Окружность грудной клетки, см.
Экскурсия грудной клетки
Антонов Сергей
Гальченко Екатерина
Ежкова Полина
Ермилова Анастасия
Желтов Дима
Загура Николай
Зологтилин Антон
Зикункова Мария
Зиновьева Алёна
Иванова Анастасия
Каланта Диана
Лазарев Евгений
Мигалина Анастасия
Мельникова Екатерина
Ниязова Яна
Парфентьев Павел
Рубцов Денис
Садыков Ильшат
Садыков Алишер
Самедов Ниджат
Степанова
Виктория
Ушаков Александр
Фаник Юлия
Черябкина Виктория
Харисова Элиза
Янченко Карина
Ярыгина Ксения
Якубчик Дарина
III. Вычисление жизненной емкости
Учитель математики: исследования показывают, что объем легких пропорционален площади поверхности тела человека. Для того, чтобы найти площадь поверхности тела, необходимо знать свой вес в килограммах и р
·ост в сантиметрах. Эти данные внесите в табл.
Используя график 2, определите площадь поверхности вашего тела. Для этого найдите ваш рост в см. на левой шкале, отметьте точкой. Найдите на правой шкале ваш вес и тоже отметьте точкой. Проведите, используя линейку, прямую линию между двумя точками. Место пересечения линий со средней шкалой и будет площадью поверхности вашего тела в м2.. Данные внесите в табл.
Для вычисления жизненной емкости ваших легких умножьте площадь поверхности вашего тела на коэффициент жизненной емкости, который равен 2000 мл/м2 для женщин и 2500 см3/м2 у мужчин. Внесите данные жизненной емкости ваших легких в табл. 8.
Выводы
Учитель математики:
- Почему важно проводить одни и те же измерения три раза и выводить средние показатели?- Отличаются ли ваши показатели от показателей ваших одноклассников. Если да, то почему?- Как объяснить различия в результатах измерения жизненной емкости легких и полученных расчетным путем?- Для чего важно знать объем выдыхаемого воздуха и жизненную емкость легких?
Проблемные вопросы
Учитель биологии:
Даже когда вы делайте глубокий выдох, какое-то количество воздуха остается в легких. Какое это имеет значение?
Может ли иметь значение жизненная емкость легких для некоторых музыкантов? Ответ поясните. (Лучше играть на духовых инструментах или голос сильнее у певцов)
Как вы думаете, влияет ли курение на жизненную емкость легких? Как? (ЖЕЛ уменьшается, некоторые органы и ткани испытывают кислородное голодание).
Учитель биологии: при остановке дыхания фиксируется клиническая или биологическая смерть.
Давайте определим разницу между этими двумя понятиями, и запишем в тетрадь верное определение. (сообщения учащихся)
Клиническая смерть- Большая Советская Энциклопедия трактует так, это состояние организма, характеризующееся отсутствием внешних признаков жизни (сердечной деятельности и дыхания). Во время К. с. функции центральной нервной системы
Учитель биологии: давайте запишем определение в тетрадь
КС- отсутствие внешних признаков жизни, возможна реанимация.
Учитель биологии: ребята, кто подготовил сообщения о биологической смерти?
Биологическая смерть - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] трактует так: биологическая смерть (или истинная смерть) представляет собой необратимое прекращение физиологических процессов в клетках и тканях.
Учитель биологии: давайте запишем это определение в тетрадь.
Учитель математики: меня, как представителя точных наук интересует. Что первично, а что вторично? Может ли биологическая смерть перейти в клиническую? (Нет. Клиническая смерть первична, но она не всегда может перейти в биологическую).
Учитель биологии: какие действия по отношению к пострадавшему могут восстановить потерю дыхания? (искусственное дыхании).
Учитель математики: какие способы искусственного дыхания Вы знаете? (рот в рот, рот в нос, непрямой массаж сердца).
Демонстрация модели «Вася» ???????????????????
Закрепление изученного материала.
Учитель математики: сегодня на уроке мы изучили
Учитель биологии: давайте повторим следующие определения:
-ЖЕЛ (жизненная ёмкость лёгких, это остаточный воздух в лёгких после глубокого выдоха)
-Клиническая смерть (состояние человека без признаков жизни, но возможна реанимация)
-Биологическая смерть (состояние человека без признаков жизни , реанимировать невозможно.
Учитель математики: назовите способы восстановления дыхания.
Домашнее задание:
по биологи: параграф 29, вопросы к параграфу.
по математике:
13PAGE 15
13PAGE 14515
Заголовок 2Заголовок 415