Выступление на районной конференции по теме Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся во внеурочное время
МКОУ «Верхореченская СОШ»
Формирование коммуникативной компетенции обучающихся во внеурочное время
(выступление на районной конференции)
Подготовила Фомичёва В.И.,
учитель русского языка и литературы
высшей категории
2015
2 слайд
Развитие коммуникативных навыков учащихся- эта одна из важнейших задач современного образования.
Коммуникативные навыки проявляются:
· Во владении средствами коммуникации;
· В использовании средств коммуникации в деятельности, в
построении процесса общения;
· В анализе своей деятельности и выделении новых средств
эффективной коммуникации.
Способность к эффективному решению коммуникативных задач, иначе говоря, коммуникативную компетентность , определяют индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми.
3 слайд
Одной из ключевых компетентностей является коммуникативная компетентность, которая обеспечивает успешную социализацию, адаптацию и самореализацию в современных условиях жизни. Коммуникативная компетентность означает готовность ставить и достигать цели устной и письменной коммуникации: получать необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей.
4 слайд
Коммуникативная компетентность-это… коммуникативное знание
коммуникативная способность
коммуникативное умение
Коммуникативная компетентность - основа практической деятельности человека в любой сфере жизни. В современном обществе особенно ощущается потребность во всесторонне грамотных людях, свободно владеющих навыками устной и письменной речи. Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности к порождению множества разнообразных высказываний, как в устной, так и в письменной речи. К сожалению, наши ученики имеют серьёзные недостатки в развитии коммуникативной компетентности. Каковы причины?
снижение уровня читательской культуры;
снижение уровня индивидуального словарного запаса;
низкий уровень сформированности индивидуально-личностных оснований для коммуникативной компетентности.
Это отражается на результатах и качестве речевых умений, способностей к конструктивному диалогу, последующей социальной самореализации и продуктивности.
5 слайд
Структура коммуникативной компетентности
-32766082550Написаниетекстовразличного родаЧтение и получение информацииВыступленияи презентации Обсуждение и дискуссияустнаяписьменнаяКоммуникативная компетентность:
По мнению известного лингвиста и психолога А.А. Леонтьева, для полноценного общения человек должен располагать целым рядом умений: быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, уметь спланировать свою речь, правильно выбрать содержание, найти адекватные средства выражения мысли и обеспечить обратную связь. Поэтому формирование умений связно изложить мысли в устном и письменном виде, анализировать и совершенствовать написанное, умение цивилизованно высказать мнение по обсуждаемому вопросу, быть тактичным и убедительным в дискуссии - одно из самых важных направлений в развитии речемыслительной деятельности учащихся.
Ни для кого не секрет, что у современных детей слабо сформированы навыки развития речи. Учащиеся не всегда могут свободно аргументировать свои выступления, делать обобщённые выводы или просто свободно и произвольно общаться друг с другом. Зачастую они стараются заменить живую, культурную речь сленгом, стандартной житейской мимикой и жестами. Ребята часто затрудняются в создании самостоятельных устных и письменных высказываний.
Каждый учитель русского языка задумывается, как развивать речь и мышление учащихся? Как сформировать интеллектуально и творчески развитую личность, обладающую коммуникативными навыками? Как создать оптимальные условия для продвижения каждого ученика в образовательном пространстве.
Проблема культурного общения школьников – одна из самых важных сегодня в организации социальной учебной среды. Ведь именно коммуникативная компетентность начнёт играть основополагающую роль, помогая в профессиональной подготовке и трудовой деятельности.
В основу формирования коммуникативной компетенции, так же как и всех компетенций, соответствующих ФГОС второго поколения, положен деятельностный подход, так как он обеспечивает самостоятельную творческую деятельность каждого ученика.
6 слайд
Внеурочная работа реализуется в разнообразных формах, которые условно можно разделить на следующие:
индивидуальная работа – работа с отдельными обучающимися (подготовка рефератов, докладов, презентаций; работа с одаренными обучающимися, и т.п).;
групповая работа – регулярная работа, проводимая с небольшим устойчивым коллективом обучающихся и направленная на приобретение и усвоение новых знаний и практических умений (кружки, секции, творческие группы); массовая работа – эпизодическая работа, проводимая с большим коллективом (вечера, конференции; недели, олимпиады и конкурсы; игры, выпуск тематических газет, внепрограммные экскурсии и т.п.)Внеурочная работа - это одна из форм углубления знаний по предмету, своеобразная форма научной популяризации. Во время проведения внеурочной деятельности используются разнообразные методы обучения: все формы учебного диалога, ролевые и деловые игры, проекты, выступления на праздниках (исполнение ролей в спектаклях), участие в конкурсах, олимпиадах. Необходимо отметить, что виды внеклассной работы многообразны.
7 слайд
Их можно разделить на три большие группы:
систематически действующие внеурочные занятия (кружки, факультативы, журналы, информационные стенды,); эпизодические (конкурсы, турниры знатоков, викторины, олимпиады, интеллектуальные марафоны, КВНы и т.д.); комбинированные формы внеурочной работы, например, предметные недели - в которые обычно включаются конкурсы, доклады, викторины, лекции, беседы, вечера и т.д.8 слайд
Одним их эффективных методов формирования речевой культуры учащихся является подготовка выпуск школьной стенгазеты
9 слайд
Обращение к игре во внеурочной деятельности объясняется тем, что её эмоциональность, спонтанность позволяет: во-первых, включить учащихся в занятие неформально, стимулирует его к активному участию; во-вторых, в любом случае игры - грамматические, лексические, литературные, ролевые способствуют совершенствованию словарного запаса школьников, развитию грамматических, речевых умений и навыков, повышает интерес к предмету.
10 слайд
Средством создания речевых возможностей признается система ситуативных упражнений. Учитель моделирует ситуативные задания:
(Работа по картине «Вы экскурсоводы, ведете экскурсию для младших классов. Стараетесь описать картину ярко, образно и доступно. Объясните, что и почему вам особенно нравится, вы хотите вызвать заинтересованный отклик у зрителей. Кто лучше справится с этой задачей?» Конкурс на лучший рассказ экскурсовода. Запишите получившийся текст.)11 слайд
Одной из продуктивных форм обучения является спектакль. На различных воспитательно-образовательных мероприятиях, утвержденных в плане воспитательной работы, обучающиеся представляют мини спектакли.
В процессе подготовки и представления спектакля совершенствуются коммуникативные навыки обучающихся, обеспечивается формирование коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации.
12 слайд
Одним из эффективных методов формирования коммуникативной компетентности обучающихся является проектно-исследовательская работа обучающихся, в результате которой, обучающиеся все более активно начинают проявлять интерес к учебной и проектной деятельности. Итоги своей работы обучающиеся представляют на традиционной научно-практической конференции школы.
13 слайд
Создание личных и коллективных поэтических и прозаических сборников учащихся.
14 слайд
Печатные работы учащихся в районных и всероссийских печатных изданиях.
15 слайд
Результат работы по формированию коммуникативной компетенции учащихся - это уровни развития данной компетентности учащихся, сформированной во внеурочной деятельности:
I уровень:
Умение обучающихся получать информацию из текста или устной дискуссии относительно простых предметов (узнают об источниках и способах сбора информации);
Умение понимать собеседника и выражаться адекватно ситуации (учатся брать интервью, вести беседу, репортаж).
16 слайд
II уровень:
Умение обучающихся не только поддерживать дискуссию относительно простых предметов адекватно ее целям и ситуации, но и подготовить речь (выступления на конференциях, слетах, участие в фестивалях, конкурсах);
Умение обобщать прочитанный материал и создавать собственные тексты, используя разные стили (создание журналистских произведений в аналитических и художественно-публицистических жанрах).
Слайд
III уровень : Понимание и активное участие обучающегося в обсуждении сложных предметов, владение грамотной выразительной речью, использование различных техник привлечения внимания аудитории ( презентации, дискуссии в СМИ, участие в различных программах на радио и телевидении) .18 слайд
В заключении хочу сказать, что именно слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование должно быть главной задачей современной школы.
В стране созданы предпосылки для развития творчества учащихся, и нельзя ими не воспользоваться.