Формирование информационно-коммуникативной компетенции на уроках географии и во внеурочное время

Министерство образования науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования



Итоговая работа по курсу повышения квалификации по ИОЧ
«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»
на тему:
«ФормироваНие информационно-коммуникативной компетенции на уроках географии и во внеурочной деятельности у учащихся второй ступени обучения»
время обучения: 1 сессия: 25марта – 29 марта 2013г.
2 сессия: 8 апреля – 12 апреля 2013 г.

Выполнила:
Обущенко Наталья Владимировна,
учитель географии
МБОУ СОШ № 34
Кировский район.



Самара, 2013г.




Содержание:


1.Введение3

-Социальный заказ общества..3
-Цель, задачи работы3
-Актуальность 4
-Предполагаемые результаты..4

2.Деятельность по формированию информационно-
коммуникативной компетенции на уроках
географии и во внеурочной деятельности.4

-понятие « компетенция» 5
-ключевые компетенции6
-виды работы 7

3.Заключение14

















1.Введение.
Я преподаю географию и природоведение у учащихся второй ступени обучения. В МБОУ СОШ №34 я работаю первый год, до этого я работала в МБОУ СОШ № 162. Школа очень хорошо оснащена: практически в каждом кабинете есть интерактивная доска, мультимедийный проектор. В школе существует углубленное изучение таких предметов, как география и история. География всегда преподавалась на высоком уровне. Ученики постоянно занимали призовые места на различных олимпиадах, конкурсах.
Когда я пришла в школу (после декретного отпуска), я поняла, что в образовании происходят изменения. Появились новые термины, понятия, методы и формы работы, новые технологии. И работать так, как работали раньше педагоги , используя только объяснительно-иллюстративный метод Коменского, уже нельзя. Нужно искать новые методы работы, новые технологии.
Для начала я решила разобраться в данной ситуации. Как надо организовать современный урок географии в условиях модернизации системы образования? . Как продолжить традиции в работе предшествующего педагога?
Социальный заказ общества : Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть выпускник. Сегодня такой подход оказывается недостаточным, сегодня социуму (профессиональным учебным заведениям, производству, семье) нужны не всезнайки и болтуны, а выпускники ,готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Сегодня главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение.
Основное противоречие- недостаточно высокий уровень эффективности традиционных образовательных технологий при изучении географии в современном информационном пространстве. Противоречие между увеличивающимся объемом информации и старыми способами её обработки и усвоения. Необходимость включения новых средств обучения для формирования предметных компетенций.
Моя педагогическая идея- формирование ключевых компетенций посредством информационно-коммуникативных технологий ,как условие для дальнейшего образования и как условие социализации учащихся.
Цель работы- выяснить, как формировать информационно-коммуникативную компетенцию на уроках географии?
Задачи работы: 1.изучить литературу по данному вопросу. 2.создать свою систему работы на уроках географии, способствующую формированию информационно-коммуникативной компетенции. 3.изучать передовой педагогический опыт других педагогов. 4.улучшить качество обучения при изучении географии. 5.повысить интерес к предмету. 6.изучить опыт коллег. 7.заинтересовать учащихся, которые только начинают изучать географию.

Актуальность.    В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС ОО основные задачи образования заключаются в том, чтобы  не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации, чему способствует системно-деятельностный подход, основная идея  которого заключаются в том, что главный результат образования - это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях. А это возможно, если современный учитель будет грамотным, успешно владеющим не только спектром традиционных педагогических технологий, но и овладевающим современными технологиями. Информационно-коммуникативные технологии дают возможность вести эффективный поиск разнообразной информации, используя не только печатные источники, но и электронные ресурсы, в частности, Интернет. Использование компьютерных технологий на уроках географии – это существенное обновление содержания географического образования.
Я, как учитель географии должна хорошо: 
владеть современными операционными системами и прикладными программами;
владеть компьютерными программами.
Регулярно повышать квалификацию и самообразование.
Ресурсное обеспечение:
1.Курсовая подготовка по современным образовательным технологиям.
2.Материально-техническое обеспечение .
3.Кадровые ресурсы-педагог, прошедший курсовую подготовку по внедрению современных образовательных ресурсов.
4.Методическая литература.

Предполагаемые результаты: Я предполагаю, что спланированная и начатая мной работа по формированию информационно- коммуникативной компетенции будет способствовать реализации творческого потенциала учащихся , сохранению и повышению качества географического образования в нашей школе, повысит интерес к географии, будет способствовать получению высоких результатов на предметных и краеведческих олимпиадах. Полученный опыт использую и буду использовать в проведении районных семинаров для учителей географии и школьных педсоветов.


2.Деятельность по формированию информационно-коммуникативной компетенции на уроках географии и во внеурочной деятельности.
Цели образования 21 века, сформулированные Жаком Делором:
научиться познавать;
научиться делать;
научиться жить вместе;
научиться жить” определил по сути основные глобальные компетентности.
Итак, что такое “компетенция” и “компетентность”?
Компетенция – 1) круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; 2) круг чьих-то полномочий, прав.
Компетентный – 1) знающий, осведомленный; авторитетный в определенной отрасли; 2) специалист, владеющий компетентностью.
Компетенция – это круг вопросов, явлений, в которых человек обладает авторитетностью, познанием, опытом.
Компетентный специалист, компетентный человек – это очень выгодная перспектива. Предложена формула компетентности:
Во-первых, знание, но не просто информация, а та, что быстро изменяется, разновидная, которую необходимо уметь найти, отсеять от ненужной, перевести в опыт собственной деятельности. Во-вторых, умение использовать эти знания в конкретной ситуации; понимание, каким способом можно получить эти знания. В-третьих, адекватное оценивание – себя, мира, своего места в мире, конкретных знаний, необходимости или ненужности их для своей деятельности, а также метода иx получения или использования. Эта формула логично может быть выражена в такой способ:
Компетентность = мобильность знаний + гибкость метода + критичность мышления.
В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевых компетенций».
В «Федеральной концепции модернизации российского образования» впервые на государственном уровне предложено использовать для оценки качества содержания образования современные ключевые компетенции, которые определены как система «универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности».
Компетентностный подход делает акцент на деятельностном содержании образования, т.е. это опыт деятельности, который учащиеся накапливают и учебные достижения, которые учащиеся демонстрируют.

ВИДЫ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
ИНФОРМАЦИОННАЯ – готовность к работе с информацией.
КОММУНИКАТИВНАЯ – готовность к общению с другими людьми.
КООПЕРАТИВНАЯ – готовность к сотрудничеству с людьми.
Самообразовательная – готовность к непрерывному самообразованию.
Валеологическая – понимание и социального, и биологического здоровья человека.
Информационно-технологическая – готовность пользоваться, воспроизводить, совершенствовать средства и способы получения информации.
Гражданская – готовность адекватно выполнять роль гражданина своего государства.
ПРОБЛЕМНАЯ – готовность к решению проблем.
Компетенция = знания + опыт.
Формирование компетенций:
ИНФОРМАЦИОННАЯ
а) поиск и сбор информации по проекту (справочная литература, сеть Интернет, первоисточники в архивах, библиотеке и т.д.)
б) обработка информации
- составление планов к тексту
- составление вопросов
- анализ, обобщение
- составление диаграмм, схем, графиков
-работа с атласами, контурными картами.
в) передача информации
- доклады, сообщения
- информационные проекты
- сценарии
- выпуск печатных ученических изданий (газеты)
- научно-исследовательская работа
-презентации.
2. КОММУНИКАТИВНАЯ
а) методы устной коммуникации
- учебный диалог
- доклады, сообщения
- опросы, интервью
- диспуты, дискуссии
- участие в школьных спектаклях, постановках и др.
б) методы письменной коммуникации
- учебные проекты
- написание заметок и статей в СМИ
- рецензирование заметок и исследовательских статей
3. КООПЕРАТИВНАЯ
- работа в парах и группах
- исследовательская и проектная работа (вне урока)
- групповые мини-проекты на уроке.

Что можно использовать и что я использую на уроках географии:
1.Создание презентаций - использование компьютера на уроках позволяет учителю общаться с учащимися на современном технологическом уровне, сделать урок более привлекательным, эмоциональным и эффективным, пробудить интерес к учению. Уроки, проведенные с использованием компьютерных технологий, надолго запоминаются учащимся, облегчают проведение урока, они интересны и современны. Презентации удобны тем, что при подготовке можно отбирать материал именно тот, который нужен для конкретного урока и в нужной последовательности. Электронные презентации можно рассматривать как дидактическое средство обучения, а мультимедийный проектор или интерактивную доску – технические средства, позволяющие показ презентации в классе. Под электронной презентацией мы понимаем логически связанную последовательность слайдов, объединенную одной тематикой и общими принципами оформления. Педагогическое применение программы PowerPoint для выполнения компьютерных презентаций дает огромные развивающие возможности для школьников. При создании учащимися компьютерных презентаций, формируются важнейшие в современных условиях навыки. Работа над презентацией, ее публичное представление, защита положительно влияет на развитие у детей навыков общения с помощью информационно-компьютерных технологий, дает дополнительную мотивацию к изучению материала, способствует повышению уровня восприятия информации. Презентации способствуют воспитанию у школьников собственной точки зрения, которая весьма удобно излагается с помощью программы PowerPoint. Безусловным плюсом презентации, создаваемой в PowеrPoint, является возможность варьировать объем материала, используемые методические приемы в зависимости от целей урока, уровня подготовленности класса, возрастных особенностей учащихся.. Презентации формируют информационную компетентность.
2. Деловая игра, как еще одна технология личностно-ориентированного обучения полностью отвечает задачам формирования информационно-коммуникативной компетенции благодаря следующему:
-в ходе игры учащиеся овладевают опытом деятельности, сходным с тем, который они получали бы в действительности;
-учебная игра позволяет решать трудные проблемы, а не только быть наблюдателем;
-игры создают более высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную;
-учебные игры обеспечивают среду, требующую от учащихся незамедлительного реагирования
Технология учебной деловой игры – педагогическое моделирование различных управленческих и производственных ситуаций с целью обучения отдельных личностей и их групп принятию решений. Несмотря на то, что это сложная форма проведения урока, любую задачу по любой теме можно развернуть в деловую игру. Например, хотелось бы привести пример урока в курсе географии 6-го класса по окончании изучения темы: « Литосфера».
 « Получение нового образовательного результата, соответствующего ФГОС, на ступени основного общего образования средствами начального курса физической географии».

Цель: получение нового образовательного результата, соответствующего ФГОС при изучении темы « Литосфера» в 6 «В» классе.
Задачи урока:
1.Образовательная: повторить и обобщить знания, полученные при изучении темы
« Литосфера»: строение Земли, особенности строения земной коры, горные породы и минералы, происхождение горных пород, основные виды движения земной коры, причины их возникновения, основные формы рельефа, их классификация, причины, изменяющие рельеф, использование горных пород человеком, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; владение монологической и диалогической формами речи; умение слушать и слышать партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; владение монологической и диалогической формами речи; умение слушать и слышать.

2.Развивающая: продолжить умение работать с картами атласами, настенными картами, интерактивной доской, работой в группах.
3.Воспитательная: формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде.

Оборудование: атласы, настенные карты, интерактивная доска, карточки.
Ход урока: 1.орг.момент- 1-2 минуты.
2.повторение и обобщение-30 мин.

· 3.итоги, рефлексия-8 мин.

2.Повторение и обобщение темы.
В начале урока класс делится на группы ( каждый заходит и берет карточку с названием горной породы и садится в группу по происхождению горных пород: осадочные, магматические и метаморфические). Каждой группе выдается маршрутный лист.

1. Вступление: В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь Додон. Правил он своим государством долго и справедливо. Много деревьев посадил, землю родную защищал, много книг прочитал
и вырастил сына-Ивана- царевича. И решил царь испытать Ивана-царевича и отправил его в дальний путь. Долго ли, коротко ли, дошел Иван- царевич до заморского царства- государства. Видит он город большой и красивый, а над воротами надпись « Литосфера». Прочитал Иван- царевич мудреное слово и призадумался. Ребята, кто поможет Ивану- царевичу объяснить это название?
Слайд.
2.Дальше пошел Иван-царевич. Ему встретился 1 стражник, который спросил: « А знаешь ли ты, какое строение имеет наша Земля?». Опять призадумался Иван-царевич. Ребята, помогите ему.
Слайд 1.Внутреннее строение Земли.
Ребята, что изображено на данном слайде? Прокомментируйте его.
( На слайде изображено внутреннее строение Земли).
Как же изучают земную кору?

3.Пошел дальше Иван-царевич, встретился ему 2 стражник, который спросил, как устроена Земля под материками и океанами?

Слайд 2.Строение материковой и океанической земной коры.
Что изображено на слайде?
( 2 типа земной коры).
4.Затем увидал Иван-царевич дивные камни, а разобраться в них не может.
Слайд 3. Минералы и горные породы.
Ребята, о чем идет речь?
А как делятся горные породы по происхождению?

Задание: подойти и взять горную породу своей группы( по одному человеку от команды).

5.Ребята, пока Иван-царевич путешествует, его девушка записала вам послание. Включение видеоролика № 1.
В одной научной передаче я услышала о гипотезе дрейфа материков. Хотелось бы услышать поподробнее, в чем суть этой гипотезы. В ней говорилось, что все материки движутся.
6.Слайд 4. Движение плит литосферы.
Что изображено на данном слайде.
7.Встретил Иван-царевич горы, но необычные, а огненные. Призадумался.
Слайд 5. Вулканы. Строение вулкана.
О каком явлении идет речь?
8.Задание в группах № 2.Используя карты атласа, за несколько минут написать вулканы, их высоту. Подписать части вулкана.
Проверяем:
Камерун- 4100 м 4°с.ш. 9°в.д.
Килиманджаро- 5895 м 3°ю.ш. 38°в.д.
Орисаба - 5610м 19°с.ш. 98°з.д.
Котопахи- 5897 м 2°ю.ш. 78°з.д.
Ключевская Сопка- 4688 м 55°с.ш. 162°в.д.
Этна- 3323 м 36°с.ш. 15°в.д.
Везувий - 1279 м 41°с.ш. 15°в.д.
Кракатау- 813 м 7°с.ш. 105°в.д.
Фудзияма- 3776 м 35°с.ш. 139°в.д.

9.Брат Иван-царевича прислал вам послание.
Вопрос № 2. Включение видеоролика.
Вулканизм- это грозное явление природы, приносящее огромные разрушения и многочисленные жертвы. Имеет ли вулканизм положительное значение, как человек использует гейзеры и горячие источники?

10.Ивдруг затряслась Земля. Очень испугался Иван-царевич.
Слайд 6.Землетрясения. Схема землетрясения.
О каком явлении идет речь?
Задание: подписать схему землетрясения.
11.Ребята, давайте вспомним, что такое рельеф, классификацию гор и равнин по высоте.
Задание в группах № 3.Используя шкалу высот, определить высоту гор и равнин.
Уральские горы- 1000-2000м. средние горы.
Восточно- Европейская равнина- 0-200м. низменности.
Западно- Сибирская равнина- 0-200м. низменности.
Приволжская возвышенность- 200-500м.
Кордильеры- 500- 5000 м и выше.
Гималаи- 500-5000м и выше.
Анды-500- 5000 м и выше.
12.Ребята, мама Иван- царевича прислала задание для вас. Вопрос № 3. Включение видеоролика.
В результате добычи полезных ископаемых большие площади земель нарушаются карьерами, засыпаются отвалами, становятся непригодными для использования. Какие методы по восстановлению земель ( рекультивацию ) вы можете предложить?
13.Задание в группах № 5. Вставьте пропущенные слова.
1.Однородные по своим свойствам вещества, которые состоят из кристаллов, называют..( минералы).
2.Природные тела, состоящие из нескольких минералов, называют( горные породы).
3.Огненное-жидкое расплавленное вещество земных недр, насыщенное газами и парами воды, называют( магмой).
4.Горная порода, состоящая из полевого шпата, слюды и кварца, называется( гранит).
5.Каменная оболочка Земли, включающая земную кору и верхнюю часть мантии, называется( литосфера) и т.д.
14.Загадки. Отгадайте загадки:
Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу- она понадобится сразу(глина).
Порода горного царства из шпата, слюды и кварца(гранит).
Он очень нужен детворе, он на дорожках во дворе, он и на стройке, и на пляже, и в стекле расплавлен даже.
От дождей текучих вод он растет из года в год, он полей равнинных враг. Как зовут его?(овраг).
Альпинистов всех с утра на свиданье ждет..(гора) и т.д.
Я слова читаю вам,
Вы прислушайтесь к словам.
Может лишнее попало?
Докажите, что узнали.

1.Ядро, мантия, впадина, земная кора.
2.Вершина, дюна, барханы, овраг.
3.Подошва,склон,вершина,отмель.
4.очаг, сейсмические волны, эпицентр, кратер.
5.низменность,перевал,гребень,хребет.
После каждого задания группы меняются листочками ответов, и осуществляется взаимопроверка: каждая группа проверяет задание другой группы.
3.Итоги урока, рефлексия.
Сегодня на уроке:
Я научился..
Было интересно..
Было трудно..
Могу похвалить одноклассников за ..
Мне показалось важным
Для меня было открытием..

.
3. использование электронных учебных изданий (ЭУИ): образовательная коллекция 1С; уроки «Кирилла и Мефодия»; электронные уроки и тесты издательства "Просвещение".
На теоретическом этапе урока изучение нового материала   сопровождается демонстрацией учебной информации из электронных учебников. Это позволяет направить внимание школьников на самые важные моменты теоретического материала, помогает учащимся лучше запомнить новое, более глубоко проникнуть в суть изучаемого вопроса. В электронных учебниках заложены видеофильмы с самыми яркими и необходимыми сюжетами, которые идут всего 2-3 минуты, но отражают суть процесса или явления. Интересными являются учебные материалы Единой коллекции ЦОР: географические обучающие модели; учебный комплекс «География. Планета Земля»; картографическая лаборатория; учебный электронный конструктор по географии.
4. показ географических процессов. Географические процессы, о которых школьники должны иметь представление, разнообразны и многочисленны. Часто суть многих процессов, происходящих на Земле (прохождение циклонов и антициклонов, извержения вулканов, развитие живых организмов на Земле, полярное сияние и др.), приходится объяснять на словах. Возможности ИКТ позволяют ученику увидеть процесс своими глазами. Используя анимацию, демонстрируются образование ледников, атмосферных фронтов и др. Воздействие на зрительную память приводит к усвоению материала на более глубоком и осознанном уровне. Коллекции ЦОР дают возможность получать космические снимки для уроков и проводить собственные исследования - изучать изменения растительного и снежного покровов, метеорологическую и ледовую обстановки, наводнения, ураганы, температуру поверхности океана и океанические течения, пожары, вулканическую деятельность, пыльные бури.
5. работа с интерактивными картами.  Благодаря ЦОР любую карту можно по мере необходимости вывести на экран и использовать в учебном процессе. Во время работы с интерактивной картой ученик воспринимает информацию одновременно – и зрительно, и на слух. Существует три основных вида работы с электронной интерактивной картой: работа со слоями карты, работа с дополнительным материалом, использование дополнительных возможностей программы (выполнение рисунков, надписей и др.).
6.использование редакторов Microsoft Word.  Учащиеся могут создать с помощью редактора Word собственный интеллектуальный продукт, например, реферат, доклад, сообщение, презентацию и т.д. В ходе исследований тем социально-экономической направленности, в которых фигурируют количественные показатели (данные социологических опросов, процесс формирования общественного мнения и др.), информация может быть представлена графиками, таблицами и пр.
7. использование Интернет. Одним из преимуществ,  применения ИКТ в учебном процессе, является оперативность, которую обеспечивает использование глобальной сети Интернет. Интернет является хранилищем обширной информации о различных странах и народах. Информация, представленная в сети актуальна и интересна с точки зрения перспективы ее использования в учебном процессе – при подготовке к урокам, при проведении уроков, во внеклассной деятельности по предмету. Это прежде всего статистические материалы для изучения социально-экономической географии России и мира. Помимо статистики, из Интернете имеется огромное количество иллюстративного материала: фотографии и рисунки, показывающие разные уголки Земли.
8. компьютерные тесты как форма фронтальной проверки знаний и умений учащихся. Программы тестирования: «Репетитор по географии Кирилла и Мефодия»; «Готовимся к ЕГЭ. Версия 2.0. География»; создание компьютерных тестов с помощью программы “Power Point”. Для создания такого теста не надо брать большое количество заданий (достаточно 3-5), чтобы выполнение теста не занимало много времени на уроке. Применять компьютерные тесты можно на разных этапах урока: как на этапе закрепления знаний, так и для проверки домашнего задания.
9. формирование информационно - коммуникационной компетенции через метод проектов. Информационные и коммуникативные технологии в полной мере позволяют  использовать на уроках метод проектов. В ходе работы приходится обращаться к различным носителям информации, перерабатывать её и создавать новые носители. Мини-проекты разрабатываются детьми  на уроках географии и дома. Они готовят презентации, создают ролики. Учащиеся, разрабатывая проект, используют разные источники информации при представлении   достопримечательности, страны, материка или другого объекта. Затем учащиеся защищают свои объекты. В ходе проекта учащиеся ведут самостоятельный поиск, обработку и представление информации.
10.Одно из направлений работы- научные исследовательские работы (внеурочная деятельность). У нас в школе уже несколько лет работает геологический кружок «Юный геолог Самарского края". С нашими ребятами занимается геолог из СГАСУ Козинцева Татьяна Михайловна. Летом ребята ездили в экспедицию в село Подвалье Шигонского района, на месторождение кирпичных глин Алексеевское-2, в Яблоновый овраг. Летом планируется экспедиция в Подвалье, поездка на слет юных геологов в Казань и др.
В этом году были выполнены работы:
1. Изучение памятника природы « Подвальские террасы».
2. « Изучение месторождения кирпичных глин Самарской области на примере Алексеевского-2».
3. «Изучение влияние фитонцидов на организм простейших».
4. «Откуда на карте берутся географические названия?».
Ребята занимали призовые места и получали номинации на таких олимпиадах , как « Первые шаги в науку», « Я- исследователь», Краеведческая олимпиада, Научно- практическая конференция, Тимирязевские чтения. Для всех работ были созданы презентации.
11.Другое направление- работа в классах с углублением ( в каждой параллели один класс). В этих классах большее количество часов, где можно более глубоко изучать материал, больше практических работ.
Также у нас существуют часы на индивидуально-групповые занятия. На этих занятиях мы работаем с картами, дополнительной литературой.


3. Заключение. В ходе выполнения своей работы я выяснила:
1) Компетенция – это круг вопросов, явлений, в которых человек обладает авторитетностью, познанием, опытом. 2)Компетентностный подход делает акцент на деятельностном содержании образования, т.е. это опыт деятельности, который учащиеся накапливают и учебные достижения, которые учащиеся демонстрируют. 3)На уроках географии мы формируем информационно-коммуникативную компетенцию.

ИНФОРМАЦИОННАЯ – готовность к работе с информацией.
КОММУНИКАТИВНАЯ – готовность к общению с другими людьми.
Таким образом, информационно-коммуникативные технологии – это мощное средство в процессе обучении географии, способствующее повышению качества обучения, позволяющее эффективно рассматривать географические объекты и явления, обеспечивающее полноценную организацию учебной деятельности. В целом использование ИКТ позволяет экономить время, проверять номенклатуру, повышать мотивацию, выбрать каждому ученику свой темп работы, решать творческие задачи, использовать информацию, найденную в Интернете, реализовать принцип партнерства, обеспечить личностно-ориентированный подход. В конечном итоге все это служит развитию личности учащихся, формированию их индивидуальности, развитию у них умений и навыков универсального характера, т.е. ключевых компетенций. На данный момент, использование ИКТ на уроках географии и во внеурочной деятельности – это необходимость, позволяющая учащимся и учителю более эффективно решать стоящие перед ними задачи. Предложенные формы и методы работы на уроках географии и во внеурочной деятельности будут способствовать формированию информационно-коммуникативной компетенции, направлены на решение поставленных цели и задач.





















Список используемой литературы:

1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Концепция компетентностно-ориентированного образования в Самарской области в контексте ФГОС общего образования нового поколения.
2.«Система работы по формированию информационно – коммуникационной компетентности у учащихся». Архипова Татьяна Николаевна; 433122, Ульяновская область, Вешкаймский район, село Стемасс; МОУ Стемасская СОШ, учитель географии.
3. «Формирование ключевых компетенций на уроках географии как условие повышения качества образования обучающихся».Яковлева М.Г,учитель географии «Зиминский лицей».

4.Янгличева Татьяна Викторовна, учитель географии МОУ «Лицей № 43» г.о.Саранск. « Активизация познавательной деятельности учащихся с помощью новых информационных технологий».

5.Бажанова Татьяна Генриховна МОУ лицей №97 Калининского района города Челябинска. Информационная карта инновационного опыта участника ПНП «Образование».
6. «Формирование ключевых компетентностей учащихся». Даньшина Анна Валентиновна, учитель математики.

7. Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках географии. Крылов А.И., методист лаборатории географии МИОО.
8 « Тематическое и поурочное планирование по географии» Т.В. Иванова.
« Экзамен». Москва, 2006 г.
9. « География. Занимательные материалы по географии к урокам и внеклассным занятиям». Н.А.Касаткина. Волгоград. 2006 г.
10. « Предметная неделя географии». В.Н.Андреева. « Феникс». Ростов- на –Дону. 2006 г.
11.Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие / И. В. Роберт [и др.]. – М.: Дрофа, 2007.


Рекомендуемая литература:
1.Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография/ под ред. проф. В.А.Козырева и проф. Н.Ф. Родионовой. СПб.: РГПУ. 2004.
2.Чернобай Е. В. Методика конструирования урока с использованием электронных образовательных ресурсов // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2010. – № 1. – С . 11-14
3.Хуторской А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций.- М., 2005.
4.Хуторской А.В. 55 методов творческого обучения : Методическое пособие. М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012.
5.Бухаркина М. Ю., Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / под ред. Е. С. Полат. – М.: Изд. центр «Академия», 2010













13PAGE 15


13PAGE 141615