Субъектность младших школьников при обучении иностранным языкам: ядерные и периферийные характеристики
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Апастовская средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов»
Апастовского муниципального района Республики Татарстан
Субъектность младших школьников при обучении иностранным языкам: ядерные и периферийные характеристики
Выступление учителя английского языка
высшей квалификационной категории
Апастовской средней общеобразовательной школы
Бикчентаевой Л.Ф. на семинаре учителей английского языка Апастовского района
Апастово,2014
Субъектность младших школьников при обучении иностранным языкам: ядерные и периферийные характеристики
Создавшаяся глобализация информационного пространства, лингвистической доминантной которого становится английский язык, заставляет говорить о необходимости смены парадигмы в преподавании иностранных языков. Изменения должны коснуться прежде всего начальной ступени обучения, в рамках которой необходимо заложить прочные основы для последующего эффективного формирования элементарной коммуникативной компетенции обучающихся. Залогом успешного формирования данной компетенции является высокий уровень развития субъектности младшего школьника. Часто задумываюсь над такой проблемой: хочется ли ребёнку брать от учителя готовые знания без усилий? И, как многие учителя, отвечаю: “нет, не хочется”. Именно на таких уроках нашим детям становится скучно и неинтересно. Ребята начинают отвлекаться, теряют интерес к учению. Вот почему на уроках нужно вовлекать детей в учебную деятельность, чтобы ребёнок мог сам участвовать в добывании знаний, т.е становился субъектом учебной деятельности.
Понятие “субъект” является особой категорией, описывающей человека как источник познания и преобразования действительности. Эта категория отражает активное отношение человека к окружающему миру и к самому себе.
Субъект учебной (и любой другой) деятельности – человек, обладающий способностью сознательной саморегуляции и саморазвития в этой деятельности. Субъектность понимается как центральное образование человеческой реальности, возникающее на определенном уровне развития личности и представляющее ее новое системное качество.
В случае методического ракурса рассмотрения субъектность обусловливает «интегрированность и целостность индивидуальности» . Более того, субъектность означает овладения иностранным языком, меру активации личностных ресурсов, обеспечивающую успешность в овладении ИЯ как средством общения.
Современные младшие школьники обладают уникальными особенностями и во многом отличаются от детей прошлого века. В сознании у них преобладает смысловая сфера, они характеризуются повышенной возбудимостью и гиперактивностью, усилением потребности к восприятию информации, доминированием системы отношений, повышенной тревожностью и агрессией, стремлением к самореализации, обладанием новым типом сознания.
Отличительные характеристики младших школьников-
- гиперактивность (активность – доминантная характеристика субъектности);
- стремление к самореализации (самореализация рассматривается как одна из обязательных черт субъектности);
- преобладанием системы отношений (отношение к деятельности и стремление стать субъ-
ектом;
- комплексным функционированием познавательных процессов (благодаря этому развитие
умений осуществляется последовательно и целостно; данное функционирование помогает мотивировать учащихся к процессу учения);
- категориальным мышлением и свернутостью мыслительных операций (такие характери-
стики субъектности выдвигаются на первый план как рефлексия и самоконтроль).
Выявленные нами факты, связанные с особенностями проявления субъектности у детей младшего школьного возраста, подвели нас к необходимости выделения ядерных и периферийных характеристик субъектности, которые могут и должны быть развиты в начальной школе в ходе изучения предмета «Иностранный язык».
(схема 1)
Взяв за основу аспекты деятельности (познавательный, личностный, деятельностный, творческий, психологический, кооперативный), реализуемые младшими школьниками при изучении иностранного языка, нам удалось установить,что одной из основных составляющих субъектности является рефлексивность. Сформированная рефлексивность у учащегося начальной школы является залогом эффективного овладения ИЯ, формирования знаний, умений и навыков, развития обоснованности и последователь-ности мыслительной деятельности, а также развития самостоятельности мышления. Одновременно с этим рефлексивность отражает уровень отношения обучающегося к осваиваемой деятельности – иноязычной коммуникативной.
Второй основной ядерной характеристикой субъектности младшего школьника, изучающего ИЯ, является активность. Через свою активность на уроке ИЯ ученик проявляет интерес к изучению предмета. Эта характеристика учащегося формирует целенаправленность, осознанность,повышает мотивацию и меняет отношение к изучению ИЯ и культуре народа, говорящего на этом языке. Благодаря активности, младший школьник овладевает разными учебно-познавательными способами и приемами, направленными на эффективное формирование элементарной коммуникативной компетенции.
Активность напрямую демонстрирует уровень отношения младшего школьника к овладе-
нию иноязычной коммуникативной деятельностью, так же, как рефлексивность, активность способны выразить отношение к учебе, стране изучаемого языка, деятельности, связанной с иноязычным общением.
Третьей основной ядерной характеристикой субъектности младшего школьника, проявляющей себя в предметном поле «иностранный язык», являются умения. Владение умениями общеучебными, специальными учебными, речевыми в четырех видах речевой деятельности, компенсаторными – способно обеспечить требуемый уровень сформированности коммуникативной компетенции, развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников. Развитые умения дают учащимся возможность проявлять свою субъектную позицию, демонстрировать рефлексивность и быть активными. В свою очередь, рефлексивность и активность являются необходимыми предпосылками формирования и развития умений, необходимых для изучения ИЯ. Кроме
того, владение умениями, наряду с проявлением рефлексивности и активности, непременно отразится на отношении младших школьников к предметной сфере деятельности.
Представленные ядерные характеристики должны рассматриваться как критерии сформированности субъектности младшего школьника в процессе овладения им иностранным языком.
Таким образом, ядерными характеристиками субъектности младших школьников, изучающих иностранный язык, становятся активность, рефлексивность и умения в их взаимообусловленности и взаимодействии.
(схема2)
Важная роль в периферийных характеристиках субъектности младших школьников принадлежит мотивированности, которая является движущей силой изучения ИЯ и оказывает непосредственное воздействие на активизацию всех психологических процессов у учащихся – восприятия, мышления, понимания и усвоения иноязычного материала. Мотивационная сфера младших школьников, изучающих ИЯ, оказывается под мощным воздействием различных факторов учебного, культурологического и лингвистического свойства. Для повышения мотивированности младших школьников к изучению ИЯ прежде всего необходимо способствовать их стремлению стать субъектами учебной деятельности. Последний параметр обеспечивает уверенность младших школьников в собственных силах, ответственность, самореализацию среди сверстников и саморазвитие. Таким образом, стремление стать субъектом представляется нам многокомпонентной характеристикой, включающей в себя другие периферийные параметры субъектности: ответственность, саморазвитие и самореализацию младших школьников в учебном процессе.
Итак, к периферийным характеристикам субъектности младших школьников, проявляющей себя в области овладения ИЯ как учебным предметом, мы относим мотивированность и стремление стать субъектами.
С учетом полученных результатов субъектность применительно к характеристике младшего школьника, изучающего ИЯ, определяется нами как неотъемлемое свойство личности, мотивированной к изучению ИЯ и стремящейся быть субъектом учебно-познавательной деятельности, обеспечивающее проявление активности и рефлексивности обучающегося в процессе овладения умениями, обеспечивающими способность к иноязычному общению.
Вот этапы проведения такого урока:
Подготовительный этап
Цели:
Создание положительного настроя в группе.
Сохранение во время занятий доброжелательного отношения детей друг к другу.
Тактильное соприкосновение друг с другом.
Развитие положительной самооценки.
Основные процедуры разминки – это приветствия и упражнения на контакт.
Основной этап
Основной этап выполняет ведущую роль в ходе всего занятия. Он включает в себя беседы, дискуссии, игры, упражнения, задания на развитие субъектных качеств личности.
Заключительный этап
Цель:
1подведение итогов занятия;
2. обсуждение результатов совместной деятельности;
3.выявление трудностей и успехов, имеющих место в ходе занятий, всех и каждого; 4.создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии.
Заголовок 315