Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка «Волшебный мир оригами» для 1 класса
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Волшебный мир оригами» для 1 класса
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка «Волшебный мир оригами» для 1 класса разработана в соответствии: с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; с рекомендациями Примерной программы, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации; с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся и авторской программы Конышевой Н.М. «Художественный труд».
Цель программы:
всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, развитие их творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.
Задачи программы: Обучающие
знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
обучение различным приемам работы с бумагой.
применение знаний, полученных на уроках окружающего мира, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
развитие мелкой моторики рук и глазомера.
развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Воспитательные:
воспитание интереса к искусству оригами.
расширение коммуникативных способностей детей.
формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Программа «Волшебный мир оригами» адресована учащимся начальной школы. Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Программа предусматривает преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе. Программа предполагает и постепенное изменение видов работы: от создания фигурок до сочинения сказок, коллективных работ, творческих альбомов детей, сказочных персонажей с последующей драматизацией, участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения. Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.
Описание курса в учебном плане
Общекультурное направление по внеурочной деятельности в первом классе представлено кружком «Волшебный мир оригами». По учебному плану общеобразовательного учреждения на этот кружок выделяется 2 часа в неделю, в соответствии с чем и составлена рабочая программа для 1 класса, рассчитанная на 66 часов в год.
Ценностные ориентиры содержания программы
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур. Формирование доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается. Формирование уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников.
Планируемые результаты.
В сфере личностных универсальных учебных действий (далее: УУД) у обучающихся будут сформированы:положительное отношение к учению;
желание приобретать новые знания;
способность оценивать свои действия;
В сфере познавательных УУД учащиеся научатся:
соблюдать правила по технике безопасности и личной гигиены.
соблюдать правила организации рабочего места.
соблюдать правила бережного использования бумаги.
эстетически относиться к окружающему миру и самому себе.
анализировать информацию, полученную из разных источников.
научатся различным приемам работы с бумагой.
будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
В сфере регулятивных УУД учащиеся научатся:
принимать и сохранять учебную задачу;
работать по плану;
адекватно оценивать свои достижения.
В сфере коммуникативных УУД учащиеся научатся:
вести диалог с учителем и одноклассниками;
задавать вопросы;
слушать и отвечать на вопросы других;
высказывать свою точку зрения;
работать в парах и рабочих группах.
В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
Тематический план 1 класс (66 часов)
№п/пНаименование тем Кол-во часов
всего
1. Введение. 5
2. Квадрат- основная фигура оригами. 4
3. Базовая форма треугольник. 10
4. Простые изделия из бумаги. 8
5. Базовая форма: «Воздушный змей». 11
6. Цветы к празднику 8 Марта. 6
7. Базовая форма: «Двойной треугольник». 8
8. Базовая форма: «Двойной квадрат». 8
9. Летние композиции . 4
10. Итоговое занятие. Чему мы научились. 2
ИТОГО: 66
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№п/п Тематика занятий Кол-во уроков Дата проведения
По плану факт
1 Введение ( 5ч.) Экскурсия. Что нас окружает. 1 2 Из истории бумаги. Занятие-путешествие 1 3 Из истории оригами. Занятие-сказка. 1 4 Организация рабочего места. Техника безопасности. 1 5 Свойства бумаги. 1 6 Квадрат- основная фигура оригами.(4ч.) Знакомство с понятием «базовые формы». 1 7-8 Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа). 2 9 Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. 1 10-11 Базовая форма треугольник (10 ч.) Лисёнок и собачка. 1 12 Щенок 1 13 Лягушонок. 1 14-15 Мир животных. Веселые мордашки. 2 16-17 Рыбка. Групповое панно «Аквариум». 2 18 Кораблик. 1 19 Елка. Декоративное оформление изделия. 1 20-21 Простые изделия из бумаги.(8ч.) Изготовление закладок для книг. 2 22-23 Изготовление закладок для книг. 2 24-25 Изготовление ёлочных украшений. Фонарики. 2 26-27 Изготовление ёлочных украшений. Снежинки. 2 28-29 Базовая форма: «Воздушный змей»( 11 ч.) Кролик и щенок. 2 30-31 Курочка и петушок. 2 32-33 Сова и Ворона. 2 34-35 Сказочные птицы. 2 36-37 Композиция «Домашние птицы на лужайке». 2 38 Экскурсия. Подкормка птиц. 1 39-40-41 Цветы к празднику 8 Марта (6 ч.) Складывание цветов на основе изученных базовых форм. 3 42-43-44 Оформление композиций и поздравительных открыток. 3 45-46 Базовая форма: «Двойной треугольник»(8ч.) Рыбка и лилия. 2 47-48 Головастик и жук. 2 49-50 Бабочка. Коллективное панно «На лугу» 2 51 Экскурсия. Обновление природы 1 52 Экскурсия. Звуки природы 1 53-54 Базовая форма: «Двойной квадрат»(8ч.) Лягушка. 2 55-56 Яхта. 2 57-58 Тюльпан. 2 59-60 Водяная бомбочка. 2 61-62 Летние композиции (4ч.) Легенды о цветах . Нарцисс, волшебный цветок папоротника. 2 63-64 Складывание цветов. Оформление композиций. 2 65-66 Итоговое занятие. Чему мы научились. (2 ч.) Оформление выставки работ учащихся. 2