Рабочая программа по внеурочной деятельности. Рабочая программа составлена на основе программы «Путь к грамотности» (Сост. О.В.Олейник, Л.П.Кабанюк). В программе определены виды организации деятельности учащихся, направленной на достижение личностных,
МБОУ Бутурлинская СОШ имени В. И. Казакова
Принято Утверждаю
Педагогическим советом школы. Директор школы
Протокол №_____от__________ __________А.Н. Федоров
Приказ № ____от ______
Рабочая программа
занятий внеурочной деятельности
общеинтеллектуального направления
по русскому языку
«Занимательная грамматика»
Форма занятий: кружковая.
Класс: 4 В
Срок реализации программы: 1 год
Возраст детей: 10 – 11 лет
Учитель: Хрулёва Т.Ю.
Категория: I
Стаж работы: 23 года
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
Школьным методическим объединением. Зам. директора по УВР
Руководитель ШМО
___________/Щепеткова О.А./ ___________/Козлова И.М./
Протокол №_____от__________
Пояснительная записка
Рабочая программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Рабочая программа составлена на основе программы «Путь к грамотности» (Сост. О.В.Олейник, Л.П.Кабанюк).
В программе определены виды организации деятельности учащихся, направленной на достижение личностных, метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий) и предметных результатов освоения учебного курса.
В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
Ценностные ориентиры организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.
В основу оценки личностных и метапредметных результатов освоения программы положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.
При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.
В ходе решения проектных задач дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, строить предположения в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа позволяет ребенку делать для себя открытия, учиться ставить цели и добиваться их достижения. Проводя работу над проектом, ребенок больше узнает о себе, о своих возможностях, сформирует компетенцию: информационную, мыслительную, деятельностную, коммуникативную, а также сможет развить качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он ни трудился.
Организация проектной деятельности позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения каждого ребенка. Предлагаемое пособие курса не является учебником: оно организует внеурочную деятельность так, что доступные возрастным особенностям младших школьников теоретические и практические исследования и умозаключения становятся достоянием каждого ребенка, его открытием, личным опытом и осознанным знанием. Данный материал можно использовать во внеклассной работе и как дополнительный материал при проведении уроков русского языка, при подготовке учащихся к олимпиаде по русскому языку.
Цели и основные задачи курса.
Цели:
формировать у учащихся умение осуществлять проектную деятельность как самостоятельно, так и в группе, определять значимые проблемы и решать их;
обучать детей разным способам поиска материала и разным видам исследования;
развивать у учащихся творческие способности, пробудить интерес к исследовательской деятельности.
Основные задачи:
развитие логического мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умения выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
развитие языковой культуры и формирование речевых умений: умения четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументированно доказывать свою точку зрения;
формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать проектные задачи;
развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
формирование и развитие коммуникативных умений: умения общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является не усвоение каких-то конкретных знаний и умений, а развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков.
Общая характеристика курса.
Данный курс разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО, программами по русскому языку. Он позволяет закрепить и дополнить знания по следующим основным разделам:
лексика, фонетика;
графика, морфология, морфемика, орфография;
синтаксис и пунктуация, морфология, орфография.
В конспектах занятий представлены различные формы работы и проверки знаний, умений учащихся. Это занимательные упражнения, дидактические игры, конкурсы, творческие задания и др.
В числе прочих предусмотрены следующие формы работы: доклад, реферат, исследование (исследовательская работа), проект.
Доклад – устное или письменное сообщение с целью познакомить слушателей (читателей) с определенной темой. В докладе могут быть представлены соображения автора, которые в данном случае не требуют научной проверки или доказательств.
Реферат – доклад на определенную тему, основанный на обзоре различных источников информации. В реферате могут быть изложены различные точки зрения по данному вопросу.
Исследование (исследовательская работа) – изучение чего-либо с целью решения определенной задачи и получения какого-либо результата.
Проект – это «продукт», созданный как результат проектной деятельности; разработанный план решения проектных задач с представлением его реализации, описанием исследований, изложением выводов и рекомендаций.
Алгоритм разработки проекта таков: проблема – цель – результат. После выявления проблемы и постановки цели предполагается следующее:
1.Установить наличие имеющихся ресурсов (информация, умения) и определить недостающие ресурсы.
2.Поставить задачи для достижения цели проекта.
3.Наметить этапы работы. (Разделить всю работу на этапы).
4.Выбрать способы решения задач на каждом этапе.
5.Определить сроки выполнения работы (поэтапно и в целом).
Алгоритм разработки проекта для учащихся адаптирован к их возрастным возможностям и дается на основе игрового приема «Волшебная незабудка», на лепестках которой написаны понятия, необходимые для проекта: тема – цель – задачи – гипотеза – информация – продукт – презентация.
Основываясь на личном жизненном опыте, сначала ученики объясняют, где слышали такие слова, затем они знакомятся с научным толкованием этих терминов и погружаются в исследовательскую деятельность.
Разработка каждого проекта, начинается с выбора темы из предложенных учителем вариантов и определения учащимися (по желанию) его вида: индивидуальный, групповой, коллективный.
По каждой теме совместно с учителем формулируются цели и задачи проекта.
Цель – это одно предложение-ответ на вопрос: «Зачем вы проводите исследование?». Обобщенно формулировка цели начинается со слов: «узнать» или «расследовать», «создать», «нарисовать», «сочинить».
Задачи – это действия, которые нужно проделать в определенном порядке для достижения цели. Формулируются задачи с использованием таких фраз, как: «собрать информацию», «провести исследование», «создать продукт».
Каждое занятие посвящается разработке конкретного проекта.
С помощью справочной литературы: словарей по русскому языку, энциклопедий, различных сборников, художественной литературы – учащиеся собирают информацию по теме исследования. Они проводят эксперименты и делают выводы. Для этого учащиеся систематически применяют различные методы исследования: наблюдение, анализ, синтез, индукцию, дедукцию, - на практике осознавая их особенности и назначение. Создание творческого или информационного продукта тоже происходит на занятиях и является обобщением их аналитического труда.
Для презентации проекта школьники составляют свое выступление по шаблону. В структуру проекта входит: введение, основная часть, заключение.
Содержание курса «Путь к грамотности» для 2-4 классов не требует от учащихся дополнительных знаний по русскому языку. Тем не менее в ходе разработки проектов по каждому разделу уровень полученных умений будет значительно превышать базовый. Тематика заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные лингвистические факты, способные дать простор воображению.
Место курса в учебном плане.
В 4 классе на изучение курса отводится 1 час в неделю - 34 часа
Описание ценностных ориентиров содержания курса.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознании желании служить Отечеству.
Результаты освоения курса.
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.
метапредметные
предметные
регулятивные
познавательные
коммуникативные
обучающиеся овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
обучающиеся научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач.
обучающиеся приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Получат возможность научиться: определять отличия проектной деятельности от классно-урочной, выявлять с помощью умственных и практических действий отличия речи от языка, применять понятийный аппарат исторического знания и анализа для раскрытия сущности и значения возникновения языка, овладевать целостными представлениями об историческом пути развития языков у различных народов, овладевать целостным представлением о проекте на языковом материале, различать словари и определять их назначение расширять свой словарный запас за счет синонимов и антонимов анализировать и сравнивать справочную литературу, использовать полученную информацию в различных видах деятельности, производить исследование по транскрибированию текстов
производить исследование звуков речи
производить исследование проверяемых и непроверяемых сочетаний
планировать и реализовывать исследовательскую деятельность на основе анализа гласных звуков, согласных звуков,
планировать и реализовывать исследовательскую деятельность при изучении орфограмм в корне слова
определять проблемные зоны в предметной, метапредметной и личностно-ориентированной сферах деятельности при анализе звуков речи
определять проблемные зоны в предметной, метапредметной и личностно-ориентированной сферах деятельности при анализе звуков речи,
защищать проектную работу
обучающиеся овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
обучающиеся научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач.
обучающиеся приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Получат возможность научиться: проектировать алгоритмы решения исследовательской и творческой задач, выполнять лингвистическое иллюстрирование, выполнять индивидуальное задание по алгоритму, находить необходимую информацию, проводить исследование, исследовать и анализировать научно- популярный текст, составлять алгоритм выполнения творческого задания, планировать и реализовывать исследовательскую деятельность, выполнять проект, применять алгоритм проведения грамматической игры, овладевать целостным представлением о проекте на языковом материале, выявлять с помощью умственных и практических действий сходства и отличия различных частей речи, определять их роль, определять проблемные зоны в предметной, метапредметной и личностно ориентированной сферах деятельности, овладевать целостными представлениями об историческом пути развития языков у различных народов, корректировать индивидуальный маршрут творческого саморазвития при консультативной помощи учителя, участвовать в коллективной деятельности, анализировать, сравнивать и использовать полученную информацию, производить морфемный разбор слов, планировать и реализовывать исследовательскую деятельность на основе анализа морфемного состава слова, различным способам запоминания информации применять алгоритм проведения грамматической игры, защищать проектную работу.
обучающиеся овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
обучающиеся научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач.
обучающиеся приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Получат возможность научиться: выявлять с помощью умственных и практических действий сходство и отличие различных видов предложений, анализировать состав и структуру предложения, производить синтаксический разбор предложения, анализировать, сравнивать и использовать полученную информацию в различных видах деятельности, проектировать алгоритмы решения исследовательской и творческой задач, выделять в речи и на письме обращения, следовать нормам написания письма, планировать и реализовывать исследовательскую деятельность на основе анализа влияния изучения разделов русского языка на грамотность, анализа роли частей речи, способу объяснения правописания безударных окончаний глаголов, выполнять индивидуальное задание по алгоритму,различным способам определения склонения имен существительных, объяснять назначение и роль падежей, находить и анализировать информацию в справочной литературе, различным способам объяснения правописания безударных окончаний имен существительных, поизводить морфологический разбор имен существительных,характеризовать качества человека с помощью различных признаков имени прилагательного, писать резюме по шаблону, обобщать информацию и применять на практике знания, выразительно читать стихотворения о русском языке.
Содержание курса.
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта: разнообразие по содержанию и по сложности задач.
Учитывая то, что у учащихся начальной школы велик интерес к игровым формам работы, предлагаются такие дидактические приемы, как «волшебный цветок незабудка» (каждый лепесток которого – это компонент проекта), веселый мини-тест «Каково ваше мнение?» и т.п.
Также предлагается использовать фонетические языковые задачки:
Во 2 классе- фонетические (на основе русских народных сказок «Колобок», «Маша и Медведь»);
В 3 классе- морфологические («Приключения Буратино» и др.);
В 4 классе- морфологические («Аленький цветочек», «Веселая ярмарка» ), орфографические («Мышка-норушка», «Заяц Хваста»,), синтаксические («Русская изба», «Незнайка в Солнечном городе», «Новый год в Простоквашино»).
На развитие мыслительных способностей направлены познавательные игры («Словарное лото», «Я знаю орфограмму», «Крестики-нолики», «Составляй, не зевай!», «Шиворот-навыворот» и др.). Стремление двигаться, что естественно для младшеклассников, особо учтено в проекте «Живые буквы», где детям необходимо в пластических этюдах изобразить алфавит.
Разнообразны творческие продукты проектов:
материальные (макет домика для гласных и согласных, изготовленная в древнерусском стиле первая буква имени, плакат «Королевство предложений».);
интеллектуальные, творческие (акростих, ода, песня о мягком знаке, космическая сказка, сочинение «Письмо другу», стихотворение-синквейн «О русском языке», резюме «Каков я?».);
информационные (паспорт словосочетания, опорный конспект «Однородные члены предложения», компьютерная презентация «Знаки препинания» ).
Дежурный библиограф – это роль, которую предлагается давать поочередно детям. Задача дежурного библиографа – заранее подготовившись, помочь педагогу на занятии обучать других детей работе со справочной литературой, для того чтобы словари и энциклопедии стали в жизни детей привычными и необходимыми книгами. Этот прием носит название «Работа со словарем».
Любой проект предполагает развитие интеллекта детей. В структуру занятий данного курса включен «Интеллектуальный тренинг», позволяющий решать две задачи: повышать образовательный уровень учащихся и создавать комфортные условия для тренировочных упражнений.
Рекомендуется использовать такие формы работы, как симпозиум, аукцион, мозговой штурм, интеллектуальный тренинг, лингвистические посиделки.
Важной особенностью курса стала методика, получившая название «методика эйдетики». Это мостик между повышенным уровнем сложности заданий и возможностями младшего школьника. Как показала практика, приемы эйдетики способствуют мягкому переходу с одного уровня сложности на другой. Занимательные задания, игры, двигательные упражнения развивают образную память и мышление. Ассоциации помогают усвоить материал легко, весело, прочно.
Вводится обучение азам программы Microsoft Word. Компьютер становится электронным помощником при разработке проектов, приближает младшего школьника к реалиям современной жизни.
В 4 классе рекомендуется продолжить обучение работе на компьютере. Программа Microsoft Office PowerPoint позволяет создавать интересные презентации.
После защиты проекта рекомендуется оценивать сформированность мыслительных, информационных, деятельностных, коммуникативных умений обучающихся. В ходе самоанализа происходит оценка обучающимися своих поступков и переживаний. Для того чтобы помочь школьнику проанализировать свою деятельность, учитель предлагает несложные мини-тесты.
Проектная работа направлена на решение конкретных проблем, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Поскольку область исследований в этом курсе - русский язык, ожидаемым результатом будет грамотная речь школьников (письменная и устная). А также, конечно, интерес к русскому языку.
Тематическое планирование курса «Занимательная грамматика»
Раздел
Темы
Виды деятельности обучающихся
Кол-во часов
Наш помощник-язык
Язык и речь – одно и то же?
Какие языки есть на свете?
Выбирают подход к изучению предметного материала с учетом индивидуальных склонностей и интересов.
- ставят перед собой задачу,
- планируют,
- осуществляют,
- проводят контроль и оценку на всех этапах выполнения проекта. - осмысливают учебный материал,
- пробуют использовать его в новой для себя ситуации,
- рефлексируют.
Осуществляют проектную деятельность в полном объеме как исследовательскую.
2
Мир слов
Для чего придуманы словари?
Защита проекта по лексике
Выбирают подход к изучению предметного материала с учетом индивидуальных склонностей и интересов.
- ставят перед собой задачу,
- планируют,
- осуществляют,
- проводят контроль и оценку на всех этапах выполнения проекта. - осмысливают учебный материал,
- пробуют использовать его в новой для себя ситуации,
- рефлексируют.
Осуществляют проектную деятельность в полном объеме как исследовательскую.
2
Добрые звуки
На сцене гласные!
«Опасные» согласные
Фонетическая задачка «Колобок»
Фонетическая задачка «Маша и Медведь»
Защита проектов по фонетике
Выбирают подход к изучению предметного материала с учетом индивидуальных склонностей и интересов.
- ставят перед собой задачу,
- планируют,
- осуществляют,
- проводят контроль и оценку на всех этапах выполнения проекта. - осмысливают учебный материал,
- пробуют использовать его в новой для себя ситуации,
- рефлексируют.
Осуществляют проектную деятельность в полном объеме как исследовательскую.
5
Состав слова
Из чего состоят слова?
Зрим в корень!
Окончание и основа. Приставки-труженицы. Говорящие суффиксы.
Слова замаскировались. Защита проектов по морфемике.
Выбирают подход к изучению предметного материала с учетом индивидуальных склонностей и интересов.
- ставят перед собой задачу,
- планируют,
- осуществляют,
- проводят контроль и оценку на всех этапах выполнения проекта. - осмысливают учебный материал,
- пробуют использовать его в новой для себя ситуации,
- рефлексируют.
Осуществляют проектную деятельность в полном объеме как исследовательскую.
7
Правописание
Где прячутся ошибки? Орфограммы в стихах.
Что нельзя проверить? Цепочка ассоциаций.
Стоп! Перенос!
Предлоги и приставки. Пишем раздельно.
Конкурс «Что написано пером, того не вырубишь топором»
Защита проектов по правописанию
Выбирают подход к изучению предметного материала с учетом индивидуальных склонностей и интересов.
- ставят перед собой задачу,
- планируют,
- осуществляют,
- проводят контроль и оценку на всех этапах выполнения проекта. - осмысливают учебный материал,
- пробуют использовать его в новой для себя ситуации,
- рефлексируют.
Осуществляют проектную деятельность в полном объеме как исследовательскую.
8
Синтаксис
Королевство предложений.
Родня в предложении. Защита проектов по синтаксису.
Выбирают подход к изучению предметного материала с учетом индивидуальных склонностей и интересов.
- ставят перед собой задачу,
- планируют,
- осуществляют,
- проводят контроль и оценку на всех этапах выполнения проекта. - осмысливают учебный материал,
- пробуют использовать его в новой для себя ситуации,
- рефлексируют.
Осуществляют проектную деятельность в полном объеме как исследовательскую.
3
Пунктуация
Знаки препинания.
Как пишут письма?
Грамматическое исследование.
Выбирают подход к изучению предметного материала с учетом индивидуальных склонностей и интересов.
- ставят перед собой задачу,
- планируют,
- осуществляют,
- проводят контроль и оценку на всех этапах выполнения проекта. - осмысливают учебный материал,
- пробуют использовать его в новой для себя ситуации,
- рефлексируют.
Осуществляют проектную деятельность в полном объеме как исследовательскую.
3
Морфология
Неутомимые глаголы. Всезнающие существительные. Чувствительные прилагательные. Лингвистические посиделки.
Выбирают подход к изучению предметного материала с учетом индивидуальных склонностей и интересов.
- ставят перед собой задачу,
- планируют,
- осуществляют,
- проводят контроль и оценку на всех этапах выполнения проекта. - осмысливают учебный материал,
- пробуют использовать его в новой для себя ситуации,
- рефлексируют.
Осуществляют проектную деятельность в полном объеме как исследовательскую.
4
Календарно-тематическое планирование курса
№ п/п
Дата по плану
Дата
по факту
Тема занятия
1.
07.09
Язык и речь – одно и то же?
2.
14.09
Какие языки есть на свете?
3.
21.09
Для чего придуманы словари?
4.
28.09
Защита проекта по лексике.
5.
05.10
На сцене гласные!
6.
12.10
«Опасные» согласные
7.
19.10
Фонетическая задачка «Колобок»
8.
26.10
Фонетическая задачка «Маша и Медведь»
9.
16.11
Защита проектов по фонетике
10.
23.11
Из чего состоят слова?
11.
30.11
Зрим в корень!
12.
07.12
Окончание и основа.
13.
14.12
Приставки-труженицы.
14.
21.12
Говорящие суффиксы.
15.
18.01
Слова замаскировались.
16.
25.01
Защита проектов по морфемике.
17.
01.02
Где прячутся ошибки?
18.
08.02
Орфограммы в стихах.
19.
15.02
Что нельзя проверить?
20.
22.02
Цепочка ассоциаций.
21.
29.02
Стоп! Перенос!
22.
07.03
Предлоги и приставки. Пишем раздельно.
23.
14.03
Конкурс «Что написано пером, того не вырубишь топором»
24.
21.03
Защита проектов по правописанию.
25.
28.03
Королевство предложений.
26.
04.04
Родня в предложении.
27.
11.04
Защита проектов по синтаксису.
28.
18.04
Знаки препинания.
29.
25.04
Как пишут письма? Обращение.
30.
02.05
Грамматическое исследование.
31.
16.05
Неутомимые глаголы.
32.
23.05
Всезнающие существительные.
33.
Чувствительные прилагательные.
34.
Лингвистические посиделки.
Защита проектов.
Материально-техническое обеспечение курса
Книгопечатная продукция
1. Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку. 4 класс / Сост. О.В. Олейник, Л.П. Кабанюк. – М.: ВАКО, 2015.
2. Олейник О.В., Кабанюк Л.П. Проектная деятельность: методика обучения. Проекты по русскому языку.2-4 классы. – М.: ВАКО, 2015.
3. Агеева И.Д. 500 загадок обо всем для детей. М.: Сфера, 2008.
4. Белицкая Н.Г. и др. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2–4 кл. М.: Айрис-пресс, 2007.
5. Бурлака Е.Г. и др. Занимательная грамматика. Ростов н/Д: Феникс; Донецк: Кредо, 2006.
6. Бурмако В.М. Русский язык в рисунках. М.: Просвещение, 1991.
7. Граник Г.Г. и др. Секреты орфографии. М.: Просвещение, 1991.
8. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. М.: Просвещение, 1988.
Справочники
1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1999.
2. Русский орфографический словарь / Отв. ред. В.В. Лопатин. М., 1999.
3.. Сысоев В.Д. Пословицы и поговорки. М.: АСТ:Астрель; Хранитель, 2007.
Технические средства
1. Персональный компьютер с принтером. 2.Интерактивная доска.
3. Мультимедийный проектор.
ЭОР
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов по русскому языку
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
13PAGE 15
13PAGE 14215
15