Рабочая программа курса внеурочной деятельности Здоровячок (2 класс)
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Козловская средняя общеобразовательная школа
Бутурлиновского муниципального района Воронежской области
Рассмотрено на заседании МС
Протокол №___ от«___»_____2015г.
Руководитель МС
____________Нетёсова Г.Н.
Согласовано.
Заместитель директора по ВР
__________Петрова Е.В.
от «___»_____________2015г.
Утверждаю.
Директор школы
____________Раковский В.С.
Приказ №____от «___»______2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЗДОРОВЯЧОК»
Возраст детей 7-8 лет
Срок реализации программы - 1 учебный год.
Автор: Недомолкина Елена Алексеевна,
учитель начальных классов
с.Козловка
Бутурлиновский муниципальный район
2015 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Здоровячок» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программой начального общего образования.
Программа составлена на основе программы по валеологии, которую предлагают Л.А.Обухова и Н.А.Лемяскина в книге «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья» и рекомендаций Н.И.Дереклеевой в книге «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья».
Цель программы: создание условий для формирования здорового образа жизни у учащихся начальных классов.
Задачи программы:
- формирование у младшего школьника позиции признания ценности здоровья;
- развитие чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья;
- расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.
Реализация программы ориентирована не только на усвоение ребенком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных ребенком знаний и представлений в его поведении. Учитываю, что ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье.
Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий.
Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка.
Программа кружка включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.
Формы и режим занятий.
Занятия по валеологии спланированы с учётом конкретной образовательной ситуации в школе:
количество часов на год – 34 часов;
количество часов в неделю – 1 занятие
Возраст участников-7-8 лет
Занятия с детьми могут быть разных видов: беседы, оздоровительные минутки, деловые игры («Скорая помощь», «Доктора природы», «Вопросы-ответы»), комплексы упражнений, общение с природой, утренники, КВНы, игры, викторины, проектная, исследовательская деятельность и др.
Беседы включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека, ведения индивидуальной программы, паспорта здоровья; вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье, и т.д. В одной беседе может быть затронуто одно или несколько направлений.
Оздоровительные минутки включают в себя не только физические упражнения, но и «этюды для души» (например: «Сотвори солнце в себе»). Оздоровительные паузы можно комбинировать, включая физические упражнения для осанки и несколько упражнений для глаз, рук или стоп и т.д. Задача оздоровительных пауз: дать знания, выработать умения и навыки, необходимые каждому ребенку для укрепления позвоночника, стоп, рук, для красивой осанки, снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия и т.д.
Примеры оздоровительных минуток:
потянуться 1-2 раза;
сесть ровно и спокойно подышать, а значит, отдохнуть;
изгнать плохие мысли и успокоить мозг;
сказать добрые слова друг другу и получить положительные эмоции, жизненную силу;
помассировать пальцы;
походить по камушкам;
сделать 1-2 упражнения для осанки и т.д.
Занятия о пище, питании можно проводить прямо в столовой, где могут изучаться правила хорошего тона, теория закрепляется практикой, формируется положительный настрой, формируются здоровые принципы питания (тщательное пережевывание, разумное отношение к приему жидкости, в том числе воды).
Несомненно, родители стараются прививать ребенку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением их здоровья. Однако для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у младщих школьников необходима совместная работа педагогов и родителей, поэтому и они привлекаются к участию в кружковой работе.
Планируемые результаты
Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
Осознавать себя гражданином России и частью многоликого изменяющегося мира, в том числе объяснять, что связывает тебя с твоими близкими, одноклассниками, друзьями.
Объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков, с позиции общечеловеческих и гражданских ценностей.
Формулировать самому простые правила поведения в природе.
Испытывать чувство гордости за красоту родной природы.
Вырабатывать в противоречивых жизненных ситуациях правила поведения.
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.
Составлять план выполнения задач.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Составлять и отбирать информацию, полученную из различных источников
Предполагать, какая информация необходима.
Самостоятельно отбирать для решения учебных задач, необходимые словари, справочники, энциклопедии.
Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных ситуаций.
При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её.
Учиться подтверждать аргументы фактами.
Организовывать учебное взаимодействие в группе.
Требования к подготовке учащихся
Младшие школьники должны знать / понимать:
- о важности воды для человека;
- о необходимости заботиться о глазах, ухаживать за ушами, зубами, руками, ногами, кожей;
- как следует питаться, спать, закаляться;
- почему мы болеем, как защититься от болезней, кто может лечит;
- о полезных и вредных прививках;
- правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте, на воде, при обращении с огнём, электрическим током;
- чего не надо бояться;
- что добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным;
- как относиться к подаркам, к наказаниям;
- как нужно одеваться;
- как вести себя с незнакомым человеком, за столом, в гостях, в общественных местах;
- как вести себя, если что-то болит;
- как выбрать друзей, помочь родителям, больным, беспомощным;
- чем заняться после школы;
- что такое наше здоровье;
- как сохранить своё здоровье;
- вредные привычки.
Младшие школьники научатся:
- сдерживать себя в различных ситуациях;
- прислушиваться к советам родителей;
- пропагандировать здоровый образ жизни, экологические и природоохранные знания;
- принять правильное решение, сказать «нет» вредной привычке.
Содержание программы
Дружи с водой (2ч)
Советы доктора Воды. Друзья Вода и Мыло.
Забота об органах чувств (1 ч)
Глаза – главные помощники человека. Чтобы уши слышали.
Забота о коже (2ч)
Зачем человеку кожа.
Надёжная защита организма. Если кожа повреждена.
Уход за зубами (2 ч)
Почему болят зубы. Чтобы зубы были здоровыми. Как сохранить улыбку красивой.
Уход за руками и ногами (2 ч)
«Рабочие инструменты» человека.
Как следует питаться (2 ч)
Питание – необходимое условие для жизни человека. Здоровая Пища для всей семьи.
Как сделать сон полезным (1 ч)
Сон – лучшее лекарство.
Настроение в школе (1 ч)
Как настроение?
Настроение после школы(1 ч)
Я пришёл из школы.
Поведение в школе (2 ч)
Я – ученик.
Вредные привычки (2 ч)
Мышцы, кости и суставы (2 ч)
Скелет – наша опора. Осанка – стройная спина.
Как закаляться (1 ч)
Если хочешь быть здоров.
Как правильно вести себя на воде (2 ч)
Правила безопасности на воде.
Народные игры.(2 ч)
Подвижные игры (4 ч)
Проект «Если хочешь быть здоров» (2 ч)
Учебно-тематический план
№
Тема занятия
Количество часов
Дата проведения
По плану
Фактически
Дружи с водой.
2
Подвижные игры
2
Забота об органах чувств.
1
Уход за зубами.
2
Подвижные игры
1
Уход за руками и ногами.
2
Забота о коже.
2
Как следует питаться.
2
Как сделать сон полезным.
1
Настроение в школе.
1
Настроение после школы
1
Поведение в школе
2
Вредные привычки.
2
Мышцы, кости и суставы.
2
Как закаляться.
1
Как правильно вести себя на воде.
2
Народные игры.
2
Подвижные игры.
4
Проект «Если хочешь быть здоров»
2
Список использованной литературы.
Л.А. Обухова, Н.А.Лемяскина «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья», Москва «Вако» 2004г.
Н.И.Дереклеева «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья», Москва «Вако» 2004г.
Ю. В. Науменко «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе», Москва «Глобус» 2010г.
13PAGE 15
13PAGE 14415
15