Внеурочная деятельность по английскому языку Учимся играя, 5 класс
Программа по внеурочной деятельности
«Учимся играя»
Пояснительная записка
Программа по внеурочной деятельности для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 279 – ФЗ от 29.12.2012г., на основании Устава МБОУ «Доможаковская СОШ им. Н.Г. Доможакова», ООП МБОУ «Доможаковская СОШ им. Н.Г. Доможакова», учебного плана МБОУ «Доможаковская СОШ им. Н.Г. Доможакова».
Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Учимся играя» (Английский язык) разработана на основе «Внеурочная деятельность школьников». Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. М.: Просвещение, 2011. - (стандарты второго поколения). «Стандарты второго поколения»: Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Средняя школа. 2-е издание, переработанное. – М.: Просвещение, 2011.
В основе cтандартов второго поколения лежит системно – деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава.
Таким образом, актуальность изучения английского языка определяется потребностями современного мира. Иностранный язык сегодня становится жизнеобеспечением общества. Роль иностранного языка возрастает в связи с развитием экономических связей. Изучение иностранного языка и иноязычная грамотность наших граждан способствует формированию достойного образа россиянина за рубежом, позволяющий разрушить барьер недоверия, дает возможность нести и распространять свою культуру и осваивать другую. Являясь существенным элементом культуры народа, иностранный язык способствует формированию у школьников целостной картины мира. Владение иностранным языком повышает уровень гуманитарного образования школьников, способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира.
Изучение школьниками английского языка соответствует таким основным направлениям его деятельности, как формирование и развитие коммуникативных навыков, помогает реализации принципа развивающего обучения, что способствует разностороннему развитию личности ребенка. Основной и главной формой программы является игровая деятельность. Игра помогает максимально использовать благоприятные возможности данного возраста для овладения иностранным языком. В игре формируется речевое поведение детей, а также развивается память и мышление детей, воспитывается культура общения.
Игры и различные коммуникативные ситуации помогают формировать личностные качества детей: интересы, волю, ценностные ориентации, эмоциональную и мотивационную сферы.
Главной целью данного курса является развитие языковых навыков, необходимых для успешного овладения английским языком в средней школе. Это позволяет достичь высоких показателей общеобразовательного развития учащихся, углубить и закрепить уже имеющиеся знания и получить дополнительные.
Задачи данного курса:
1. Познавательный аспект
-знакомить детей c культурой страны изучаемого языка (музыка, литература, традиции, праздники и т.д.);
-формировать умения общаться на английском языке с учетом речевых возможностей, потребностей и интересов школьников: элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании;
-способствовать приобщению детей к новому для них языковому миру и осознанию ими иностранного языка как инструмента познания мира и средства общения;
-формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках;
-способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.
2. Развивающий аспект
-развивать мотивацию к дальнейшему овладению английским языком и культурой;
-развивать учебные умения и формировать у учащихся рациональные приемы овладения иностранным языком;
-приобщить детей к новому социальному опыту за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях;
-формировать у детей готовность к общению на иностранном языке;
-развивать технику речи, артикуляцию, интонации;
-развивать двигательные способности детей через драматизацию.
-познакомить с основами актерского мастерства и научить держаться на сцене.
3. Воспитательный аспект
-способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре; приобщать к общечеловеческим ценностям;
-способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);
-прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему овладению иностранным языком и культурой.
Коммуникативная компетенция развивается в соответствии с отобранными для данного уровня обучения темами, проблемами и ситуациями общения в пределах следующих сфер общения: социально-бытовой, учебно-игровой, социокультурной. Формируется и совершенствуется умение представлять себя, свою страну, ее культуру средствами английского языка в условиях межкультурного общения.
Предлагаемая программа направлена на закрепление базы знаний, полученных в начальной школе и для дальнейшего изучения иностранного языка в средней школе. Таким образом, данная рабочая программа нацеливает на обучение детей в пятом классе всем видам речевой деятельности параллельно, при условии, что говорение и аудирование на занятиях проводятся в игровой форме.
Срок реализации данной программы рассчитан на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью в 1 час (всего 35 учебных часов в год).
Содержание программы
Предметное содержание речи, предлагаемое в программе, полностью включает темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта по иностранным языкам.
№ Тема Количество часов
1. Каникулы 2
2. Школа 2
3. Моя семья 2
4. Мой дом 3
5. Погода 2
6. Одежда 1
7. Праздники 4
8. Хобби. Профессии 4
9. Животные 3
10. Еда 3
11. Цвета 2
12. Спорт 2
13. Достопримечательности России 2
14. Достопримечательности Англии 3
Предметные, личностные и метапредметные результаты освоения программы «Учимся играя» (Английский язык)
ФГОС второго поколения предъявляют особые требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Данные результаты структурируются в соответствие с основными задачами общего образования, учитывающими индивидуальные, общественные и государственные потребности. Типологически образовательные результаты представлены следующим образом:
-предметные;
-личностные;
-метапредметные.
В концепции ФГОС второго поколения под предметными результатами понимается «усвоение обучаемым конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, — знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности». Метапредметные результаты понимаются как «освоенные обучающимся на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях». Личностные результаты должны отразиться в сформированности системы ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам в образовательном процессе.
Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения значительное внимание уделяют метапредметным и личностным образовательным результатам. Внеурочная деятельность ориентирована на работу с интересами учащихся, развитием их личностных компетенций. Приведённые в Базисном учебном плане направления внеурочной деятельности охватывают широкий спектр общеобразовательных программ, формирующих мировоззрение и содействующих социализации.
Программа организации внеурочной деятельности школьников по направлению «иностранные языки» предназначена для работы с детьми 5 класса и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его.
Данная программа способствует формированию следующих универсальных учебных действий:
регулятивные:
самостоятельно ставить цели, планировать пути их достижения, умение выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
познавательные:
использовать знаково-символические средства представления информации для решения учебных и практических задач;
пользоваться логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по различным признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей;
строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
работать с прослушанным/прочитанным текстом: определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
осуществлять информационный поиск, в том числе с помощью компьютерных средств;
выделять, обобщать и фиксировать нужную информацию;
осознанно строить свое высказывание в соответствии с поставленной коммуникативной задачей, а также в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка;
решать проблемы творческого и поискового характера;
самостоятельно работать, рационально организовывая свой труд в классе;
контролировать и оценивать результаты своей деятельности;
коммуникативные:
готовность и способность осуществлять межкультурное общение на английском языке:
выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями межкультурной коммуникации;
вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами английского языка;
адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое;
уметь обсуждать разные точки зрения и способствовать выработке общей (групповой) позиции;
уметь аргументировать свою точку зрения;
уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная инициативность);
уметь устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать;
проявлять уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого;
уметь адекватно реагировать на нужды других, в частности, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности.
Планируемые результаты реализации курса
В результате реализации данной программы обучающиеся должны:
Знать/понимать:
-основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний);
-особенности основных типов предложений и их интонации в соответствии с целью высказывания;
-наизусть рифмованные произведения детского фольклора (доступные по содержанию и форме);
-названия предметов, действий и явлений, связанных со сферами и ситуациями общения, характерными для детей данного возраста;
-основные нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространенную оценочную лексику), принятые в стране изучаемого языка;
-роль владения иностранными языками в современном мире;
-особенности образа жизни, быта, культуры англоговорящих стран, сходство и различия в традициях своей страны и англоговорящих стран.
Уметь:
-наблюдать, анализировать;
-применять основные нормы речевого поведения в процессе диалогического общения;
-составлять элементарное монологическое высказывание по образцу, аналогии;
-читать и выполнять различные задания;
-уметь общаться на английском языке с помощью известных клише;
-понимать на слух короткие тексты;
-понимать на слух речь учителя, одноклассников;
-понимать смысл адаптированного текста (в основном фольклорного характера) и уметь прогнозировать развитие его сюжета;
-расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (кто, что, где, когда), и отвечать на вопросы собеседника, участвовать в элементарном этикетном диалоге;
-инсценировать изученные сказки;
-сочинять оригинальный текст на основе плана;
-соотносить поступки героев сказок с принятыми моральными нормами и уметь выделить нравственный аспект поведения героев;
-участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности:
Первый уровень результатов – приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимоотношения, освоение способов поведения в различных ситуациях.
Второй уровень результатов – получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, родина, природа, мир, знания, труд, культура).Третий уровень результатов – получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия (умение представить зрителям собственные проекты, спектакли, постановки), в том числе и в открытой общественной среде.
Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий:
-толерантность, дружелюбное отношение к представителям других стран;
-познавательная, творческая, общественная активность;
-самостоятельность (в т.ч. в принятии решений);
-умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
-коммуникабельность;
-уважение к себе и другим;
-личная и взаимная ответственность;
-готовность действовать в нестандартных ситуациях.
Календарно-тематическое планирование программы
«Учимся играя» (Английский язык)
№ Дата проведения Тема занятия
по плану по факту 1 04.09. Воспоминания о каникулах
2 11.09. Каникулы моей мечты
3 18.09. Первый день в школе
4 25.09. Новое расписание
5 02.09. Внешний и внутренний мир человека
6 09.10. Моя семья
7 16.10. Наш дом
8 23.10. Дом моей мечты
9 30.10. Давайте обставим свой дом
10 13.11. Поговорим о погоде
11 20.11. Времена года
12 27.11. Одеваемся по погоде
13 04.12. Праздники
14 11.12. Любимый праздник
15 18.12. В гостях у Санта-Клауса
16 25.12. Приглашаем всех на Рождество
17 15.01. Хобби моих друзей
18 22.01. Мое хобби
19 29.01. Мир профессий
20 05.02. Будущая профессия
21 12.02. Мой питомец
22 19.02. На ферме
23 26.02. В зоопарке
24 04.03. За покупками в магазин
25 11.03. Убираем огород
26 18.03. Чаепитие в саду
27 01.04. Цвета радуги
28 08.04. Цветик-семицветик29 15.04. В мире спорта
30 22.04. Спортивный марафон
31 29.04. Я гражданин России
32 06.05. Экскурсия по Москве
33 13.05. Мы едем в Лондон
34 20.05. Достопримечательности Лондона
35 27.05. Проект «О чем бы я хотел рассказать?»
Список основной литературы
Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. М.: Просвещение, 2011. (стандарты второго поколения).
«Стандарты второго поколения»: Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Средняя школа. 2-е издание, переработанное. – М.: Просвещение, 2011.
Арсеева И., Мазнина И. Нотное издание «Английские песни – игры». – М.: Изд. «Музыка», 2010. – 49с.
Английский язык. Речевые зарядки на основе пословиц / авт.-сост. Л.М. Кузнецова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 53с.
Увлекательный английский (Игры, презентации, сценарии). Внеклассная работа в школе -Диск
Мезенцева М.Е. Английские топики с вопросами и переводами. 5-7 классы. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2012. – 64с.
Электронные ресурсы
- Английский без зубрежки (уникальный метод заучивания слов)
- Английский язык. Страноведение (в помощь учителю)
- Электронный репетитор «Английский язык»
- Образовательная коллекция Teach Pro, Английский язык для школьников 5-11 классов
- Золотой глобус, Лондон. Сокровищница Великобритании
- Большой англо-русский словарь CD
Образовательные ресурсы Интернет
1. www.prosv.ru/umk/we2. www.study.ru3. www.testland.ru4. www.eft.ru/tests5. www.usingenglish.com6. www.esl-lounge.com7. http://www.mes-english.com8.http://www.1september.ru/9.http://www.englishteachers.ru/10.http://www.homeenglish.ru/