Программа для дошкольников Английский для дошкольников. Учимся играя.
Образовательная программа
дополнительного образования детей
«КНИГА СТРАНСТВИЙ»
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК, учимся играя
Педагог дополнительного образования
Семакина Евгения Алексеевна
Москва 2015
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
Учреждение: ГБОУ Центр дополнительного образования детей
"Гольяново"
Отдел: технического творчества и познавательной деятельности
Название программы: «КНИГА СТРАНСТВИЙ: английский язык, учимся играя»
Направленность: социально-педагогическая
Автор: Семакина Евгения Алексеевна,
п.д.о., первая квалификационная категория
Тип (вид) программы: модифицированная
Год разработки: 2015 г.
Программа утверждена: Методсоветом –
На сколько лет рассчитано обучение по программе: 1 год
Режим занятий по годам обучения: 2 раза в неделю по 1 академическому часу
(2 часа в неделю)
Возраст учащихся, на которых рассчитана программа: 3 - 6 лет
Количество учащихся в учебной группе: 5-10 человек,
Количество часов в год: – 72 ч.
Цель программы «Книга странствий» – развитие у дошкольников общеязыковых, интеллектуальных, познавательных и творческих способностей. Обучение дошкольников иностранному языку является коммуникативно направленным. Дети смогут использовать изученный лексико-грамматический материал в естественных ситуациях общения. Этой цели служат все структуры для понимания и говорения, а также рифмовки и песенки, предназначенные для наиболее продуктивного усвоения изучаемого материала.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современном мире в связи с глобальными геополитическими, экономическими и социокультурными изменениями к человеку предъявляются все новые и новые требования. Так, возрастает потребность свободно общаться на иностранном языке, а иногда даже на нескольких. Изменилась жизнь, изменились способы восприятия информации и ее объем, отсюда и подходы к обучению должны измениться. Теперь уже практически никто не сомневается в целесообразности раннего обучения детей иностранным языкам. Доказано, что это не только ускоряет процесс формирования иноязычной коммуникативной компетенции, но и в свою очередь положительно влияет на общее развитие ребенка, кроме того, это более естественно и целесообразно.
Раннее обучение иностранному языку дает большой практический эффект в плане повышения качества владения первым иностранным языком, создает базу для продолжения его изучения в школе, а также открывает возможности для обучения второму, третьему иностранным языкам, необходимость владения которыми становится все более очевидной. В этом и состоит педагогическая целесообразность программы.
Неоспорима воспитательная и информационная ценность раннего обучения иностранному языку, которая проявляется во вхождении ребенка в общечеловеческую культуру через общение на новом для него языке. Знакомство с доступным пониманию ребенка страноведческим материалом естественным образом расширяет его культурный кругозор. При этом постоянное обращение к опыту ребенка, учет его менталитета, восприятия им действительности позволяет ему лучше осознать явления собственной национальной культуры в сравнении с культурой стран изучаемого языка.
Имеющийся опыт отечественных и зарубежных исследований в данной сфере доказывает, что изучение иностранного языка, в случае правильной организации занятий, развивает детей, поднимает их образовательный и культурный уровень.
Благоприятное влияние изучения второго языка на развитие родной речи доказал Л.C. Выготский, отмечал Л.В. Щерба, и другие отечественные ученые. Многолетнее экспериментальное обучение иностранному языку, проводившееся коллективом лаборатории обучения иностранным языкам НИИ общего и среднего образования АПН РФ подтвердило «благотворное влияние предмета на детей: на их общее психическое развитие (память, внимание, воображение, мышление), на выработку у ребят способов адекватного поведения в различных жизненных ситуациях, на лучшее владение родным языком, на речевое развитие детей в целом».
Большинство исследователей сходится во мнении, что специальные занятия иностранным языком можно проводить с детьми 3-10 лет, лучше всего изучать иностранный язык в 5-7 лет, когда система родного языка ребенком уже достаточно хорошо усвоена, а к новому языку он относится сознательно. Именно в этом возрасте еще мало штампов речевого поведения, легко по-новому «кодировать» свои мысли, нет больших трудностей при вступлении в контакт на иностранном языке. Если методическая система построена достаточно грамотно с лингводидактической и психолингвистической точки зрения, то успех в овладении предлагаемым ограниченным языковым материалом и создание необходимых предпосылок для дальнейшего усвоения любого иностранного языка обеспечен практически всем детям.
До 9-10 лет у детей ещё действует механизм импринтинга (понятие, введенное К. Лоренцом), который позволяет осуществить овладение иноязычной речью естественным образом, т.е. по аналогии с тем, как это происходило на родном языке - без напряжения, с учётом непроизвольности внимания и памяти и при включении всех каналов восприятия. Это лучший возраст для интуитивного овладения иноязычной речью.
Во многих дошкольных учреждениях в той или иной степени преподается английский язык. Придя в школу, дети сталкиваются с проблемой перехода на другую программу или с тем, что их знания не только не востребованы, но порой и раздражают учителей, предпочитающих начинать с нуля. Данная программа позволяет сделать процесс обучения непрерывным, в то же время, позволяя «нулевым» детям включиться в работу практически на любом этапе.
Данная программа рекомендуется для детей в возрасте от 3 до 6 лет. Этот возрастной отрезок включает в себя несколько возрастных групп: дети 3-4 лет и 5-6 лет, что необходимо учитывать при формировании групп, поскольку между ними существуют определенные отличия.
Рассмотрим, какими характерными чертами обладают дети, соответствующие возрасту подготовительной группы детского сада, 5-6 лет:
- импринтинг;
- мышление образное, развитие словесно-логического, начало формирования абстрактного;
- основной вид деятельности - межличностные отношения, авторитет взрослого достаточно высок;
- память непроизвольная, развитие произвольного запоминания;
- внимание преимущественно непроизвольное, но развиваются волевая и мотивационная сферы, что в значительной степени увеличивает время возможной концентрации;
- умение играть по правилам;
- развитие соревновательного мотива;
- высокая эмоциональность;
- имитационные способности;
- развитие левого полушария;
- стремление к одобрению со стороны взрослого;
- развитие аудиального канала восприятия.
У детей 3-4 лет, в отличие от вышеописанной возрастной категории есть ряд отличий и особенностей:
преобладание правополушарного образного мышления;
непроизвольные внимание и память;
неумение работать в команде;
повышенная эмоциональность;
неумение играть по правилам;
не вполне развитый артикуляционный аппарат;
Практическая значимость программы заключается в том, что на её основе разработан предназначенный для дошкольников и учащихся начальной школы и состоящий из 5 ступеней учебно-методический комплекс, позволяющий сделать процесс обучения на начальном этапе непрерывным.
Рабочая программа имеет социально-педагогическую направленность и отражает следующие особенности обучения английскому языку детей дошкольного возраста:
- выполнение социального запроса (желание родителей, чтобы их дети изучали английский язык с раннего возраста);
- высокая учебная мотивация большинства детей;
- стремление детей применять английский язык на практике, при общении со сверстниками и взрослыми в поездках за рубеж.
Актуальность и новизна программы состоит в том, что занятия по ней проводятся преимущественно на английском языке в игровой форме с помощью жестовой семантизации, что позволяет избежать языкового барьера в будущем.
Программа базируется на концепции возможности обучения без психологического напряжения и, следовательно, без формирования языкового барьера. Таким образом, актуальность программы обусловлена:
- изменением социального заказа в современном обществе, который переориентировался с изучения системы языка на практическое владение живым языком международного общения;
- изменением ряда психологических особенностей современных детей;
- необходимостью обеспечения преемственности обучения языку с раннего детства.
Основная цель курса - обеспечить развитие личностного потенциала ребенка 3-10 лет с учетом его психофизиологических и возрастных особенностей через обучение речевому иноязычному общению.
Данная цель включает:
- развитие коммуникативной компетенции;
- развитие творческого потенциала;
- развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления);
- развитие учебных умений.
В связи с этим ставится следующий ряд задач:
задачи в обучении:
1. Развитие коммуникативной компетенции через обучение речевому общению. Важным условием для выполнения этой задачи является соблюдение принципа комфортности и психофизиологической сообразности, что позволяет создать у ребенка сильную мотивацию к изучению иностранного языка, приводит к чувству успешности и, в конечном итоге, к высоким результатам.
2. Последовательное формирование навыков аудирования и говорения.
3. Создание у ребенка «образа» грамматических структур английского языка (интуитивное владение языком).
4. Развитие мотивации к последующему изучению английского языка.
задачи в развитии:
1. Развитие социокультурной компетенции через обучение общению в специально смоделированной языковой среде.
2. Развитие психических процессов через систему развивающих игр, задач и упражнений.
3. Развитие учебных умений, навыка автономной работы.
задачи в воспитании:
1. Социализация обучающихся путём формирования навыка игровой дисциплины.
2. Приобщение к культуре стран изучаемого языка.
3. Воспитание культуры поведения в различных бытовых ситуациях в обществе.
Отличие данной программы от других состоит в следующем:
- поэтапное вхождение в язык (отработка любой грамматической структуры ведется по схеме: аудирование артикуляция - многократное повторение);
- жестовая семантизация (для большинства слов и фраз разработаны определенные жесты, что позволяет максимально облегчить понимание детьми учителя);
- огромное количество наглядности;
- введение любого грамматического или лексического оборота через игры и игрушки.
Срок реализации программы. Данная программа рассчитана на один учебный год, то есть на период с сентября по май, при занятиях один раз в неделю по тридцать минут.
Данная программа, базирующаяся на пособии В.Н. Мещеряковой “I CAN SING” состоит из трех частей. Каждая часть рассчитана на три месяца изучения и каждая из них соответствует адуиоуроку на диске.
Ожидаемые результаты обучения по программе:
В конце обучения учащиеся будут уметь:
вести себя в коллективе
отвечать на ряд вопросов по пройденным темам
использовать несложные грамматические структуры
строить утвердительные и отрицательные предложения
понимать смысл разученных произведений
В конце обучения учащиеся будут знать:
несколько вариантов веселой и фонетической зарядки
лексику по темам: животные, игрушки, семья, цвета, времена года, природа, части тела, еда (продукты питания и напитки), глаголы движения
счет от 1до 10
наизусть несколько песен и стихов
небольшие речевые структуры
элементарные страноведческие знания
Формы и методы определения результативности освоения программы
Контроль усвоения материала производится постоянно. Его условно можно разделить на три этапа оценки усвоенных знаний, умений и навыков:
Текущий. В течение учебного года. В конце каждого месяца. Контроль осуществляется во время игр, в специально созданных игровых ситуациях, постановок небольших диалогов.
Промежуточный. В середине учебного года. Итоговое занятие – Декабрь. Направлен на проверку усвоения учащимися определенной части учебного материала. В игровой форме повторяются все пройденные темы.
Итоговый. В конце учебного года. Итоговое занятие – Май. Проводится детский праздник, выступление перед родителями. Пройденный материал показывается в виде песен и стихов на английском языке. Постановка мини спектакля, небольших сценок.
Методы оценки результативности:
наблюдение за учеником в образовательном процессе
анализ его развития в этом процессе
проверка пройденного материала в игровой форме
постановка небольших сценок и диалогов
заинтересованность учебным процессом
понимание происходящего на уроке
фонетический материал контролируется в процессе игр, фонетических разминок, в произнесении рифмовок.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Тема
Всего
Теория
Практика
1
Вводная тема
2
1
1
2
О стране изучаемого языка.
Фонетическая зарядка.
4
1
3
3
Знакомство. Веселая зарядка
8
2
6
4
Животные. Игрушки
8
2
6
5
Глаголы движения
8
2
6
6
Счет на английском языке
6
2
4
7
Семья
8
2
6
8
Цвета
6
2
4
9
Времена года. Природа
8
2
6
10
Части тела
6
2
4
11
Еда (продукты питания и напитки)
6
2
4
12
Итоговое занятие
2
-
2
Итого:
72
20
52
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Вводная тема
Знакомство с группой. Организационные вопросы. Знакомство с образовательной программой. Инструктаж по Технике безопасности.
Планы работы на год.
О стране изучаемого языка. Фонетическая зарядка
Английский язык. О пользе знания иностранного языка.
Англоязычные страны. История. Культура. Традиции стран.
Любимые герои английской литературы.
Фонетическая зарядка.
Практика
Просмотр плакатов. Прослушивание аудиозаписи.
Фонетическая зарядка: отработка звуков в игре.
Сказка о язычке.
Знакомство. Веселая зарядка
Знакомство. Языковые структуры. Составление диалогов. Прослушивание песенок по теме. Веселая зарядка на английском.
Практика
Приветствие. Языковые структуры:
Who are you?.. Are you?. What is your name?...How do you do?... Ответы: “I am Masha (etc)”, “Yes, I am”, “No, I’m not”, “ My name is”.
Веселая зарядка “Hands up, hands down”. Приветствие: Good morning, good afternoon, good evening. Прослушивание песенки “What is your name?”
Животные. Игрушки
Названия животных. Названия игрушек. Составление диалогов. Ответы на вопросы по теме. Стишки по теме. Игра в рифмы. Игра в «Теремок»
Практика
Лексика по теме. Названия животных, игрушек: a dog, a cat, a hare, a bear, a frog, a fox, a cock, a mouse, a pig, a donkey, a doll, a ball, a box, a car.
Игра с картинками Please, show me a
Веселые стихотворения про животных. Постановка сценки “Теремок”.
Глаголы движения
Глаголы движения. Использование языковых структур.
Тренировка в использовании структуры. Веселая зарядка.
Практика
Лексика: run, jump, hop, swim, dance, play, clap, stamp.
Прослушивание и заучивание песенки «If you’re happy»
Веселая зарядка “ Clap your hands”, “Teddy bear”
Языковая структура: What can you do? Ответы: I can run, I can jump, I can dance, I can swim, I can play, I can hop
Cчет на английском языке
Количественные числительные. Счет от 1 до 10. Прослушивание песен по теме.
Использование языковых структур.
Практика
Лексика: one, two, three, four, five, six, seven, eight, nine, ten.
Прослушивание песенки «Веселый счет».
Языковые структуры “Let’s count” “How old are you?” Ответы: “I am five” ( etc).
Игра: many toys on the table?”
Семья
Члены семьи. Использование речевых структур. Проведение игры-сказки. Прослушивание песен по теме, заучивание стихотворений.
Практика
Лексика: father, mother, sister, brother, grandfather, grandmother, daughter, son
Языковая структура: have you got a family? Have you got a mother? (etc) Ответы: “Yes, I have”. “ No, I haven’t”
Игра-сказка The Turnip
Прослушивание песенки “ My dear, dear mummy”
Цвета
Познавательная сказка-игра. Лексика по теме: названия цветовой гаммы.
Стихи и считалочки по теме. Языковые структуры.
Практика
Лексика: green, yellow, red, blue, orange, white, black, brown, pink, grey
Сказка «Про веселого осьминога».
Стихотворение “I like green, I like yellow”
Времена года. Природа
Времена года, сезонные праздники. Лексика по теме. Стишки и песенки по теме. Языковые структуры.
Практика
Зима. Зимние праздники. Лексика: winter, december, January, february, snow, ski.
Весна. Весенние праздники. Лексика: spring, march, april, may, trees, flowers
Лето. Летние праздники. Лексика: summer, june, july, august, the sun, the moon, stars, sea, river.
Осень. Осенние праздники. Лексика: autumn, september, october, november, rain, leaves
Песенка : Spring is green. Стихотворение “Winter, spring, summer, fall”
Структура: My favorite season.
Части тела
Названия частей тела. Лексика по теме. Веселая зарядка. Познавательная игра. Лексическая сказка. Сценка по теме.
Практика
Лексика: head, body, arms, legs, feet, knees, shoulders, lips, eyes, mouth, chin, nose, ears, hair. Веселая зарядка “Head and shoulders”.Игра в доктора Айболита, с использованием структуры What’s the matter? .
Еда (продукты питания и напитки)
Названия продуктов, напитков. Лексика по теме. Стихотворения по теме. Постановка сценки. Языковые структуры.
Практика
Лексика: honey, cabbage, cheese, meat, milk, corn, water, bread, juise, apples, sweets, carrots, cakes. Закрепление: Bear- honey, hare- cabbage, mouse-cheese, dog-meat, cat-milk, cock-corn.
Структура: I’m hungry. I want to eat. What do you like? Ответы: I like apples (etc) best of all.
Сценка «Tea time»
Итоговое занятие
Итоговое занятие. Повторение всех пройденных тем. Награждение грамотами.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Данная рабочая программа создана на основе авторских методических рекомендаций и аудиокомплекса “I CAN SING” Мещеряковой В. Н. для дошкольных образовательных учреждений, школ развития и курсов подготовки к школе. В основу программы легли положения о том, что:
- развитые имитационные способности и способность мозга ребенка к импринтингу создают возможность формировать речевые навыки второго языка естественным образом, т.е. по аналогии с развитием речевых навыков на родном языке, а именно от аудирования к говорению, а затем к чтению и письму и лишь после этого к анализу языковых явлений;
- способность к импринтингу, являясь врожденной особенностью человеческого мозга, утрачивается к 10-ти годам, в этом же возрасте формируются аналитические способности, а значит, к этому времени необходимо сформировать навык интуитивного владения всеми основными грамматическими структурами английского языка, чтобы подготовить детей к анализу уже знакомых им языковых явлений;
- непроизвольные память и внимание дошкольника требуют особого построения учебного процесса и нуждаются в тренировке при подготовке ребенка к школе;
- игра является основным видом деятельности дошкольника и одним из важнейших видов деятельности любого творческого человека.
Л.С. Выготский и Д.Б. Эльконин называют игру ведущим видом деятельности дошкольника, но ученые имеют в виду не то, что она преобладает в его практике среди всех других видов деятельности, а то, что именно она в этот период ведет за собой развитие дошкольника.
Принимая во внимание то, что о детской игре написано уже довольно много, вопросы ее теории так сложны, что единой классификации игр до сих пор не существует. И. Л. Шолпо предлагает свой вариант классификации обучающих игр, которые можно использовать на занятиях иностранным языком с дошкольниками.
Игры подразделяются на: ситуативные, соревновательные, ритмо-музыкальные и художественные.
К ситуативным относятся ролевые игры, которые моделируют ситуации общения по тому или иному поводу. Они, в свою очередь, делятся на игры репродуктивного характера, когда дети воспроизводят типовой, стандартный диалог, применяя его к той или иной ситуации и импровизационные игры, требующие применения и видоизменения различных моделей. Естественно, может (и должен) возникнуть промежуточный момент, когда в репродуктивную игру вносится элемент импровизации.
К соревновательным относится большинство игр, способствующих усвоению лексики и грамматики. В них побеждает тот, кто лучше владеет языковым материалом. Это всевозможные кроссворды, «аукционы»', настольно-печатные игры с лингвистическими заданиями, выполнение команд и т.п.
Ритмомузыкальные игры - это всякого рода традиционные игры типа хороводов, песен и танцев с выбором партнеров, которые способствуют не столько овладению коммуникативными умениями, сколько совершенствованию фонетической и ритмомелодической сторон речи и погружению в дух языка.
Художественные, или творческие, игры - это вид деятельности, стоящий на границе игры и художественного творчества, путь к которому лежит для ребенка через игру. Их, в свою очередь, можно разделить на драматизации (постановку маленьких сценок на английском языке); изобразительные игры, такие как графический диктант, аппликация и т.п.; и словесно-творческие (подбор рифмы, коллективное сочинение подписей к комиксу, коллективное сочинение маленьких сказок).
На границе ситуативных импровизационных игр и творческих драматизаций находится такой вид деятельности, как импровизация на тему известной сказки, уже проигранной в устоявшемся виде. Например, игра в «Репку» или «Теремок», в которых, в зависимости от количества играющих и усвоения новой лексики, появляются новые персонажи и реплики.
Условия реализации программы
Реализация программы предполагает наличие необходимой материально-технической базы, состоящей из следующих компонентов:
хорошо освещенный кабинет
ТСО: аудио-видео аппаратура
наглядные пособия: таблицы, раздаточный материал
игрушки, для проведения ролевых игр
ноты и тексты песен на английском языке
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Мещерякова, В.Н. Эмпирическая система раннего обучения иностранным языкам. – Казань: Отечество, 2011 г. – 88с. + 12с. вкладышей . 500 экз. – УДК 373.1/3.022 ББК 74.10 + 74.26 М56 ISBN 978-5-9222-0438-5
Мещерякова, В.Н. Я умею петь по-английски. Аудиокурс английского языка для детей 3-6 лет. 0 ступень. Книга для учителя. – Казань: Скрипта, 2013 г. – 44с. + 12с. вкладышей . 500 экз. – УДК 373.1/3.022 ББК 74.10 + 74.26 М56
У Т В Е Р Ж Д А Ю:
Директор ГБОУ ЦДОД
«Гольяново»
Павлов Д.З.
______________________
У Т В Е Р Ж Д Е Н О:
Методическим советом
ГБОУ ЦДОД «Гольяново»
Протокол № _______
от . . г.
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 6Заголовок 7Заголовок 8Заголовок 915