РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МДК 01. 06. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРОДУКТИВНЫМ ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПРАКТИКУМОМ для СПО 44.02.02. Преподавание в начальных классах

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области
«Волгодонский педагогический колледж»
(ГБПОУ РО «ВПК»)












РАБОЧАЯ ПРОГРАММа
Мдк 01. 06. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРОДУКТИВНЫМ ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПРАКТИКУМОМ

для специальности: 44.02.02. Преподавание в начальных классах




















Волгодонск
2016


Рабочая программа междисциплинарного курса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС) по специальности: 44.02.02. Преподавание в начальных классах.

Организация-разработчик: ГБПОУ РО «ВПК»

Разработчик: А. А. Пономарева - преподаватель дисциплин эстетического цикла ГБПОУ РО «ВПК»

Рекомендована Экспертной группой государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ростовской области «Волгодонский педагогический колледж» (ГБПОУ РО «ВПК»)

Заключение Экспертной группы № 1 от 31.08.2016 г.






СОДЕРЖАНИЕ

СТР


1. 1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ междисциплинарного курса.4



2. СТРУКТУРА и содержание МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА....8



условия реализации МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСа20


Контроль и оценка результатов Освоения МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСа..26





1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА
«Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом»

1.1. Область применения программы
Рабочая программа Мдк 01. 06. «Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом» ПМ. 01 преподавание по программам начального общего образования, программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальностям: 44.02.02 - Преподавание в начальных классах, в части овладения основным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями (ПК):
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки.
ПК 1.2. Проводить уроки.
ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения.
ПК 1.4. Анализировать уроки.
ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую обучение по образовательным программам начального общего образования.
ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе федерального государственного образовательного стандарта и примерных основных образовательных программ с учетом типа образовательной организации, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.
ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.
ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального общего образования.

1.2. Место междисциплинарного курса в структуре ППССЗ:
«Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом» принадлежит к профессиональному модулю ПМ.01 «Преподавание по программам начального общего образования»

1.3. Цели и задачи междисциплинарного курса – требования к результатам освоения междисциплинарного курса (далее курса):
В результате освоения курса обучающийся должен иметь практический опыт:
анализа учебно-тематических планов и процесса обучения по предмету в начальной школе, разработки предложений по его совершенствованию;
определения цели и задач, планирования и проведения уроков по предмету в начальной школе;
проведения диагностики и оценки учебных достижений младших школьников с учетом особенностей возраста, класса и отдельных обучающихся;
наблюдения, анализа и самоанализа уроков, обсуждения отдельных уроков в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции;
ведения учебной документации.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
находить и использовать методическую литературу и другие источники информации, необходимой для подготовки к урокам;
определять цели и задачи урока, планировать его с учетом особенностей учебного предмета, возраста, класса, отдельных обучающихся и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;
использовать различные средства, методы и формы организации учебной деятельности обучающихся на уроках, строить их с учетом особенностей учебного предмета, возраста и уровня подготовленности обучающихся;
соблюдать технику безопасности на занятиях;
планировать и проводить работу с одаренными детьми в соответствии с их индивидуальными особенностями;
использовать технические средства обучения (ТСО) в образовательном процессе;
устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися;
проводить педагогический контроль на уроках учебному предмету, осуществлять отбор контрольно-измерительных материалов, форм и методов диагностики результатов обучения;
интерпретировать результаты диагностики учебных достижений обучающихся;
оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся на уроках по учебному предмету, выставлять отметки;
осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении уроков по всем учебному предмету;
анализировать процесс и результаты педагогической деятельности и обучения по всем учебному предмету, корректировать и совершенствовать их;
изготавливать поделки из различных материалов;
рисовать, лепить, конструировать;
анализировать уроки для установления соответствия содержания, методов и средств, поставленным целям и задачам;
осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении уроков.

В результате освоения курса обучающийся должен знать:
особенности психических познавательных процессов и учебной деятельности обучающихся;
требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и примерные основные образовательные программы начального общего образования;
программы и учебно - методические комплекты, необходимые для осуществления образовательного процесса по основным образовательным программам начального общего образования;
вопросы преемственности образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
воспитательные возможности урока в начальной школе;
методы и приемы развития мотивации учебно-познавательной деятельности на уроках по учебному предмету;
особенности одаренных детей младшего школьного возраста и детей с проблемами в развитии и трудностями в обучении;
основы обучения и воспитания одаренных детей;
основные виды ТСО и их применение в образовательном процессе;
содержание учебного предмета начального общего образования в объеме, достаточном для осуществления профессиональной деятельности и методику преподавания основ изобразительной грамоты, приемы рисования, лепки, аппликации и конструирования, технологии художественной обработки материалов;
требования к содержанию и уровню подготовки младших школьников;
методы и методики педагогического контроля результатов учебной деятельности младших школьников по предмету;
основы оценочной деятельности учителя начальных классов, критерии выставления отметок и виды учета успеваемости обучающихся;
педагогические и гигиенические требования к организации обучения на уроках;
логику анализа уроков;
виды учебной документации, требования к ее ведению и оформлению.


1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 294 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 196 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 98 часов.
Программа реализуется на 2, 3, 4 курсе.
4 семестр - 36 часов, 5 семестр- 64 часов, 6 семестр- 51 часов, 7 семестр - 45 часов.







2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
294

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
196

в том числе:


теоретические занятия
96

практические занятия
100

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
98

в том числе:


самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)
-

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2. Тематический план и содержание МДК 01.05. «Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом»

Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Тема 1.1.
Методика
обучения
изобразительному
искусству в начальных классах
Содержание учебного материала
4



1
Роль методики обучения в художественном образовании и содержание «Методики обучения изобразительному искусству» как учебной дисциплины. ФГОС НОО об организации обучении изобразительному искусству, требованиям к УУД младших школьников.
1
2


2
Примерная учебная программа по изобразительному искусству. Основные задачи реализации содержания предметной области «Искусство». Интеграция искусств на уроках изобразительного искусства.
1



3
Изобразительное искусство как часть общечеловеческой культуры, материальной и духовной, как источник информации познавательной и чувственной.
1



4
ФГОС НОО об организации обучения изобразительному искусству, требованиям к УУД младших школьников.
1




1
Самостоятельная работа.
Подготовить доклад: «Требования ФГОС начального общего образования в области продуктивных видов деятельности».
2


Тема 1.2.
Учебные
программы по
изобразительному
искусству для начальной
школы
Содержание учебного материала
4

2


1


Учебная программа по изобразительному искусству, ее особенности. Программы по изобразительному искусству для начальной школы. В. С. Кузина, Б.М. Неменского, Т.Я. Шпикаловой.
2





2
Сравнительный анализ типовых программ по изобразительному искусству в общеобразовательной школе. Учебно-тематическое планирование
2




1
Самостоятельная работа.
Выполнить анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей преподавание учебного предмета «Изобразительное искусство» в начальных классах
2


Тема 1.3.
Методы учебно-
познавательной
деятельности на уроках
изобразительного
искусства
Содержание учебного материала
8
2


1
Система дидактических принципов и методов обучения изобразительному искусству в школе: принцип развивающего и воспитывающего обучения; принцип научности; принцип наглядности; принцип активности и сознательности обучения; принцип системности и последовательности обучения; принцип доступности и посильности;
принцип проблемного обучения. Методы и приемы развития мотивации учебно-познавательной деятельности. Педагогический рисунок как эффективный метод обучения рисованию. Игровые методы и приемы обучения.
2



2
Методы и приемы работы с одаренными детьми. Планирование работы с одаренными детьми на уроках изобразительного искусства.
2



3
Использование современных педагогических теорий и технологий в художественном образовании. Инновационные формы, методы и приемы приобщения детей к изобразительному творчеству. Классификация методов по источнику. Классификация методов по соотношению деятельности учителя и учащихся. Классификация методов по месту в процессе обучения.
1



4
Основные дидактические положения художественного воспитания по Б.П. Юсову. По Т.Я. Шпикаловой. Основные методы и приемы приобщения детей к изобразительному искусству (по Н.Н.Фоминой).
1




Практические занятия.
2



1
Изучить и проанализировать уроки с применением дидактических принципов обучения и обосновать их.





1
Самостоятельная работа.
Выполнить реферат на тему: «Методы и приемы развития мотивации учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках изобразительного искусства и технологии».
4


Тема 1.4.
Формы
организации обучения
изобразительному
искусству
Содержание учебного материала
10

2


1
Урок - основная форма проведения занятий по изобразительному искусству. Требования к уроку изобразительного искусства. Цели и задачи урока изобразительного искусства. Структура урока изобразительного искусства. Виды уроков. Дополнительные формы обучения изобразительному искусству (изостудия, экскурсия, беседа, изо викторина, домашнее рисование).
2



2
Воспитательные возможности урока изобразительного искусства.
1



3
Технологические карты по урокам «Изобразительное искусство»
1



4
Особенности УУД формируемых на уроках «Изобразительное искусство»
2




Практические занятия.
4



1
Спроектировать план –конспект урока изобразительного искусства.
2



2
Спроектировать технологическую карту урока изобразительного искусства
2




1
2
Самостоятельная работа.
Составить план – конспект урока изобразительного искусства.
Составить технологическую карту урока изобразительного искусства
5


Тема 1.5.
Диагностика и
оценка учебных
достижений младшего
школьника на уроках
изобразительного
искусства
Содержание учебного материала
10

2


1
Формы и методы контроля на уроках изобразительного искусства. Анализ и оценка работ учащихся. Критерии оценки детских работ.
2



2
Критерии выставления отметок.
2




Практические занятия.
6



1
Выполнить анализ детских рисунков
2



2
Изучить и проанализировать предложенные тесты, кроссворды по изобразительному искусству.
2



3
Составить тесты по образцам.
2




1
2
Самостоятельная работа.
Составить тесты, кроссворды для проверки знаний учащихся.
Подготовить конспект о методах оценивания результатов деятельности детей с использованием Интернет-ресурсов.
4



Тема 1.6.
Жанры изобразительного искусства


















Содержание учебного материала
10

2






















1
Основы цветоведения. Спектр. Ахроматические и хроматические цвета. Характеристики цвета: цветовой той, насыщенность, светлота, плотность и прозрачность цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета и их свойства. Дополнительные цвета. Цветовые сочетания, явление контраста, цветовая гармония. Психофизиологическое воздействие цвета и его символика. Цвет и колорит в живописи. Основные компоненты колорита художественного произведения: цветовые и тональные отношения, валёр, тон, полутона, тональность, гаммы, оттенки и т.д. Эмоционально-психологическое звучание колорита. Техника живописи: гризайль, алла-прима, по-сырому, лессировка, пуантилизм, пастозное письмо. Способы и приемы работы в различных техниках живописи, смешение цветов.
2



2
Отличительные признаки графики и живописи. Жанры изобразительного искусства. Натюрморт. Пейзаж. Портрет. Анималистический. Батальный. Бытовой. Исторический. Мифологический. Сюжетно-тематическая картина. Внутренние разновидности каждого жанра. Методика ознакомления детей с произведениями изобразительного искусства. Анализ произведений искусств. Формирование представлений и непосредственного воспитания окружающего мира посредством искусства. Активизация словарного запаса ребенка начальной школы посредством воздействий в процессе изобразительной деятельности. Разработка беседы к уроку.
2




Практические занятия.
6



1
Выполнить упражнения по техникам алла-прима, по-сырому, лессировка, пуантилизм, пастозное письмо.
2



2
Выполнить коллекцию образцов по нетрадиционным техникам рисования.
2



3
Выполнить рисунок портрета в цвете.
2




1

2
Самостоятельная работа.
Разработать конспект урока-беседы на тему: «Виды и жанры изобразительного искусства».
Подготовить презентацию на тему: «Жанры изобразительного искусства».
6


Тема 1.7.
Методика организации и проведения уроков рисования с натуры, по памяти и по представлению

Содержание учебного материала
12

2


1
Композиция. Композиционные правила: динамика, статика, золотое сечение. Приемы композиции: ритм, симметрия, асимметрия, равновесие, выделение сюжетно-композиционного центра. Средства композиции: формат, пространство, композиционный центр, равновесие, ритм, контраст, светотень, цвет, декоративность, открытость и замкнутость, целостность.
2



2
Художественные материалы, их виды. Основные средства художественной выразительности рисунка линия, штрих, пятно. Правила выполнения штриховки, тона. Правила светотени. Передача формы, объема, пропорций предметов. Законы линейной и воздушной перспективы.
2



3
Значение уроков рисования с натуры в художественном образовании и эстетическом воспитании: обучающее, развивающее, воспитывающее. Восприятие предметов и объектов, значение восприятия в учебной деятельности. Темы уроков по памяти в начальных классах общеобразовательной деятельности. Роль рисования по памяти в развитии детей начальной школы обучения. Последовательность изображения объекта при помощи разных изобразительных материалов. Основные этапы урока рисования с натуры.
2




Практические занятия.
6



1
Выполнить рисунок с натуры натюрморта из геометрических тел в графике (тональное решение)
2



2
Выполнить рисунок натюрморта в технике акварели.
2



3
Выполнить рисунок пейзажа в гуашевой технике.
2




1
2
Самостоятельная работа.
Разработать план- конспект урока по рисованию с натуры.
Составить иллюстративно-тематический план по предмету изобразительное искусство в начальной школе (класс на выбор).
6


Тема 1.8.
Методика обучения
рисованию живописными материалами
Содержание учебного материала
10
2


1
Приемы и методы педагогической работы, направленные на формирование положительных личностных качеств, развитие эмоциональной и двигательной сфер, развитие у учащихся аналитико-синтетической деятельности, обобщения планирования своей работы, последовательного выполнения рисунка.
2



2
Последовательность рисования человека. Человек в движении.
2




Практические занятия.
6



1
Выполнить рисунок архитектурного сооружения.
2



2
Выполнить рисунок по памяти и представлению птиц, животных
2



3
Выполнить рисунок человека.
2




Самостоятельная работа.
5



1
Разработать план- конспект урока по рисованию пейзажа




2
Разработать план- конспект урока по рисованию




Тема 1.9.
Методика организации и проведения уроков тематического рисования.

Содержание учебного материала
12


2


1
Роль эстетического восприятия в развитии творческих способностей учащихся. Виды уроков по тематическому содержанию: рисование по памяти пейзажей и сцен из окружающей жизни. Рисование по представлению сцен из истории страны, города и пр. Рисование по воображению фантастических композиций. Иллюстрирование литературных произведений.
1



2
Значение уроков тематического рисования в художественном образовании и эстетическом воспитании: обучающее, развивающее, воспитывающее. Ход работы художника над картиной.
1



3
Структура уроков рисования на темы.
2



4
Критерии оценки детской творческой тематической композиции (на заданную тему).
2




Практические занятия.
6



1
Выполнить рисунок на темы из окружающей жизни.
2



2
Выполнить иллюстрацию к литературному произведению.
2



3
Выполнить иллюстрацию к сказке.
2




Самостоятельная работа.
6



1
2
Разработать план-конспект занятия по тематическому рисованию
Разработать план-конспект занятия по иллюстрированию сказки




Тема 1.10.
Методика организации и проведения уроков декоративно-прикладной деятельности и конструирования

Содержание учебного материала
12


2


1
Понятие «декоративно-прикладное искусство». Виды ДПИ. Народное и декоративно-прикладное искусство в системе ценностей культуры. Традиционные художественные промыслы. Три сферы художественной деятельности: изобразительная, конструктивная и декоративно-прикладная (Изображение, Постройка и Украшение, как характерные черты произведений искусства).
1



2
Содержание ДПД на уроках изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Уроки стилизации, составления самостоятельных узоров и стилизованных изображений. Основные этапы стилизации. Уроки освоения композиции орнамента в полосе, круге, квадрате, сетчатый орнамент и т.д.
1



3
Композиция в народном и декоративно-прикладном искусстве. Методика работы над тематической декоративной композицией
1



4
Народные художественные промыслы. Русская матрешка.
1



5
Комплексный подход в преподавании народного декоративно-прикладного искусства.
1



6
Изучение традиционных росписей народных художественных промыслов: Гжель, Хохлома, Городец, Мезень и д.р. от повтора до вариации. - составление эскизов изделия с декоративным оформлением (соблюдение основных принципов ДПИ: единство формы, декора, назначения) от повтора через вариацию к импровизации). изготовление изделия с соблюдение технологий ДПИ и соблюдением основных принципов ДПИ. изготовление изделия с соблюдение технологий ДПИ и соблюдением основных принципов ДПИ. изготовление изделия с соблюдение технологий ДПИ и соблюдением основных принципов ДПИ. Критерии оценки детских декоративно-прикладных работ.
1



7
Значение уроков ДПД: обучающее, развивающее, воспитывающее. Структура уроков ДПД.





Практические занятия.
6



1
Выполнить эскизы изделий народного и декоративно-прикладного искусства.
2



2
Выполнить элементы декоративной росписи русской глиняной игрушки (Дымково, Филимоново, Каргополь).
2



3
Выполнить элементы декоративной росписи (Хохлома, Городец, Гжель).
2




1
2
Самостоятельная работа.
Выполнить эскизы орнаментов в круге, полосе, квадрате.
Выполнить рисунок матрешки с полхов- майданской росписью.
6


Тема 1.11.
Теоретические и методические основы обучения младших школьников дизайну

Содержание учебного материала
12
2


1
Дизайн. Виды дизайна. Графический дизайн. Промышленный дизайн. Книжный дизайн. Дизайн одежды. Фито-дизайн. Особенности дизайнерского подхода к проектированию вещей. Основы формообразования, моделирования, макетирования и комплексного проектирования. Композиция в дизайне. Ритм, глубина пространства, движение.
2



2
Цвет в дизайне. Коллекция материалов с различной фактурой.
1



3
Дизайн интерьера. Составные части и функции интерьера.
1



4
Методика составления плана-конспекта занятия по дизайну
2




Практические занятия.
6



1
Выполнить имитацию фактуры и текстуры различными инструментами, материалами и приспособлениями
2



2
Выполнить эскиз фантазийного макияжа.
2



3
Выполнить эскиз интерьера жилого помещения
2




1
2
Самостоятельная работа.
Выполнить наглядный материал по видам дизайна.
Выполнить презентацию по ознакомлению младших школьников с видами дизайна
6


Тема 1.12.
Методика организации и проведения уроков эстетического восприятия действительности и искусства. Уроки-беседы по искусству

Содержание учебного материала
12
2


1
Виды бесед об изобразительном искусстве. Тематические беседы. Обзорные беседы. Ретроспективные беседы. Беседы о красоте окружающего мира. Методика проведения бесед по изобразительному искусству в начальной школе. Примерный план обзорной беседы о видах и жанрах изоискусства. Примерный план ретроспективной беседы.
2



2
Восприятие и эмоциональная оценка произведений изобразительного искусства. Средства художественной выразительности. Приемы анализа произведения изобразительного искусства на уроке.
2



3
Методика проведения экскурсии
2




Практические занятия.
6



1
Выполнить анализ произведений по архитектуре (по репродукциям)
1



2
Выполнить анализ произведений по графике (по репродукциям)
1



3
Выполнить анализ произведений по дизайну (по репродукциям)
1



4
Выполнить анализ произведений по живописи (по репродукциям)
1



5
Выполнить анализ произведений по скульптуре (по репродукциям)
1



6
Выполнить анализ произведений по декоративно-прикладному искусству (по репродукциям)
1




1
2
Самостоятельная работа.
Составить план-конспект урока искусствоведческой беседы.
Подготовить презентацию для беседы о русском пейзаже.
6



Тема 1.13.
Формирование универсальных учебных действий на уроках технологии
Содержание учебного материала
4


2


1
ФГОС НОО об организации обучения технологии в начальных классах. «Технология»: основные понятия, структура построения курса. Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения предметной области «Технология». Цели и задачи уроков технологии в начальных классах.
1



2
Преемственность между дошкольным и начальным образованием на уроках технологии. Виды планирования. Планирование уроков. Планируемые результаты. Предметные результаты: общекультурные и общетрудовые компетенции. Межпредметные результаты: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия. Личностные результаты.
1




Практические занятия.
2




·1
Подобрать задания для уроков технологии, направленных на формирование видов УУД.





1
Самостоятельная работа.
Выполнить анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей преподавание учебного предмета «Технология» в начальных классах
2


Тема 1.14.
Обзор авторских программ по технологии
Содержание учебного материала
8

2


1
Программы по технологии труда (традиционные, вариативные, альтернативные). Рабочие программы. Структура программы и примерное ее содержание. Основные требования к программе учебной дисциплины «Технология». Баланс теоретических знаний и практических умений для каждого класса, распределение учебной информации по отдельным урокам. Основные виды деятельности на уроках технологии. Анализ учебников Н. И. Роговцевой, Н. В. Богдановой идр.
1



2
Программы по технологии для начальной школы. Геронимус Т.М. «Школа мастеров»; Конышева Н.М. «Художественно-конструкторская деятельность (основы дизайнобразования)»; Куревина О.А., Лутцева Е.А. «Искусство и художественный труд»; Малышева Н.А. «Художественный труд»; Неменский Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд»; Симонекко В.Д., Колисничеко И.И. и др. Программа образовательной области «Технология»; Проснякова Т.Н. «Художественный труд» для 3 – 4 классов; Цирулик Н.А. «Трудовое обучение» для 1 – 4 классов.
1




Практические занятия.
6



1
Проанализировать учебники технологии (с 1 по 4 класс) по предложенному плану.
2



2
Изучить материалы по программному обеспечению начальной образовательной школы.
2



3
Выписать из учебников технологии задания, подразумевающие дифференцированный подход к обучению.
2




1
Самостоятельная работа.
Выполнить доклад по теме: «Анализ содержания программ обучения технологии».
6


Тема 1.15.
Современные педагогические технологии и их применение на уроках технологии в начальной школе
Содержание учебного материала
8
2


1
Игровые педагогические технологии: педагогическая игра, игры-упражнения, ребусы, игры-соревнования, игры-путешествия, сюжетные (ролевые игры). Тренинговые технологии. Музыкальная психотерапия. Релаксакция. Технология уровневой дифференциации. Технологии различных видов самостоятельной работы учащихся как форма дифференцированного подхода. Технология портфолио.
1



2
Технология С. Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение. Технология проблемного обучения. Технология интегрированных уроков. Взаимосвязь предметных областей «Технология» и «Математика». Взаимосвязь предметных областей «Технология» и «Филология», «Технология и «Искусство», « Технология» и «Окружающий мир».
1




Практические занятия.
6



1
Выбрать одну из игровых технологий и разработать игру для урока технология.
3



2
Выбрать тему урока технологии в любом классе, разработать таблицу, отражающую деятельность учителя и учащихся; выбранные методы преподавания и учения для каждого элемента урока.
3




1
2
Самостоятельная работа.
Выполнить анализ концепций и программного обеспечения по предмету.
Разработать проект урока технологии в зависимости от выбранного типа урока
4


Тема 1.16.
Структура и содержание уроков технологии в начальной школе

Содержание учебного материала
10
2


1
Принципы дидактики. Урок технологии, его особенности в начальной школе. Цели, задачи, структура урока технологии. Методы и приемы обучения на уроках технологии (рассказ, беседа, работа с книгой, объяснение, демонстрация и наблюдение, упражнение, опыт). Методика работы по учебникам, дидактическому материалу, по рабочей тетради, по учебно-методической литературе, учебно- методическому комплекту.
2



2
Типы уроков (уроки-практикумы, уроки-опыты, уроки-экскурсии, кино-и видеоуроки). Планирование уроков. Структура различных уроков. Подготовка и проведение уроков технологии. Инструктаж на уроках технологии. Виды наглядных пособий на уроках. Динамические пособия и принципы их разработки. Технические, аудио и видео системы обучения технологии. Наглядные пособия по способу демонстрации и форме. Требования к наглядности. Модель современного учебного плаката по изо и технологии. Динамические таблицы. Принципы достижения динамики в учебной таблице. Технические, аудио и видео системы обучения изо и технологии. Диагностика и оценка учебных достижений младшего школьника на уроках технологии. Формы и методы контроля на уроках технологии.
2




Практические занятия.
6



1
Составить конспект урока технологии, подразумевающий интеграцию с одним или несколькими предметами начальной школы. Анализ и оценка работ учащихся. Критерии выставления отметок. Ошибки в работах учащихся и методика их исправления.
2



2
Разработать динамическое пособие
1



3
Выполнить наглядное пособие по технологии по изготовлению мягкой игрушки
1




1
2
Самостоятельная работа.
Разработать технологическую карту урока технологии
Подобрать задания к уроку по одной из тем: «Оригами», «Аппликация», «Лепка», позволяющие обеспечить дифференцированный подход по одному из критериев: скорость выполнения задания, самостоятельность, творческая активность.
6


Тема 1.17.
Особенности работы с бумагой и картоном на уроках технологии в начальной школе
Содержание учебного материала
14

2


1
История бумаги. Виды бумаги и картона, ех применение в различных отраслях хозяйства, основные свойства (толщина, прочность, цвет, отношение к влаге). Окраска бумаги. Декоративная обработка бумаги. Техника трафарета, шаблона, штампа в процессе обработки бумаги и картона. Окраска бумаги.
1



2
Аппликация из бумаги. Аппликация по содержанию: предметная, декоративная, сюжетно-тематическая. По количеству используемых цветов: цветная, силуэтная. По наличию симметрии: симметричная, асимметричная. По форме: из геометрических фигур, негеометрическая аппликация. по форме прилегания к поверхности. По количеству деталей: аппликация целыми силуэтами, раздробленная на части аппликация, мозаика. По способу изготовления деталей: резаная, рваная. По способу крепления деталей: однослойная, многослойная. По степени прилегания к основе: плоская, объемная. Последовательность выполнения аппликации из геометрических фигур.
1



3
Оригами. Типы и формы оригами. Традиционная и творческая формы оригами. Базовые формы. Смешанные техники: аппликация с элементами оригами. Сгибание и складывание из бумаги. Соединение деталей из бумаги и картона. Окантовка изделий. Модульное оригами. Художественное конструирование на основе модулей. Многогранники. Художественное конструирование по разверткам. Этапы технического моделирования: решение конструкторских задач, решение технологических задач, решение организационно-конструкторских задач. Киригами. Кусудама.
2



4
Игрушки из бумаги и картона. Последовательность выполнения. Бумажная скульптура. Плоскостные изделия с подвижными деталями. Квилинг.
2




Практические занятия.
8



1
Выполнить изделия в технике оригами
2



2
Выполнить мозаичную аппликацию
2



3
Выполнить рельефную композицию из бумаги и картона на тему «Букет цветов» с элементами техники плетения.
2



4
Сконструировать объемные изделия из бумаги и картона: игрушки из круглых, конусообразных и цилиндрических деталей.
2




1
2
Самостоятельная работа.
Составить план-конспект занятия технологии по обработки бумаги и картона.
Выполнить сюжетную аппликацию в технике квиллинг.
6


Тема 1.18.
Особенности работы с тканью на уроках технологии в начальной школе

Содержание учебного материала
12

2


1
Виды ткани. Строение, переплетение, свойства ткани. Плетение. Методика выполнения аппликации из ткани.
2



2
Вышивание. Виды швов в ручной вышивке. Вышивание крестом. Вышивание гладью. Пришивание пуговиц.
2



3
Последовательность работы в технике изонить.
2




Практические занятия.
6



1
Выполнить образцы швов в ручной вышивке.
2



2
Выполнить аппликацию из ткани.
2



3
Изготовить мягкую игрушку по чертежам.
2




1
2
Самостоятельная работа.
Составить план-конспект занятия по работе с тканью.
Изготовить изделия из ниток (куклы из ниток, помпон) с опорой на описание.
6


Тема 1.19.
Особенности работы с пластичными и природными материалами на уроках технологии в начальной школе
Содержание учебного материала
12

2


1
Скульптура. Виды скульптуры. Барельеф. Горельеф. Контррельеф.
1



2
Конструирование из пластичных материалов. Лепка. Виды пластических материалов. Пластилин. Глина. Восковой пластилин. Шариковый пластилин. Соленое тесто.
1



3
Методика обучения пластилинографии.
1



4
Растительные и минеральные природные материалы. Последовательность выполнения композиции из соломки. Последовательность выполнения композиций из листьев, семян, плодов.
1



5
Монотипия.
1




Практические занятия.
6



1
Вылепит персонажей русских народных сказок.
1



2
Выполнить барельеф.
1



3
Сконструировать изделие из природных материалов (аппликации из листьев, семян, изделия из плодов и шишек).
1



4
Выполнить композицию в технике монотипии.





1
2
Самостоятельная работа.
Выполнить композицию в технике масляной живописи из пластилина.
Выполнить декоративное панно из соленого теста с росписью и лакированием.
6


Тема 1.20.
Особенности работы с конструкторами на уроках технологии в начальной школе
Содержание учебного материала
12

2


1
Конструирование, виды учебного конструирования. Металлический конструктор. Трубочный конструктор. Легоконструирование. Магнитный конструктор. Деревянный конструктор. Организация уроков при работе с конструкторами. Методы оценивания достижений учащихся на уроках технологии в начальной школе.
2



2
Средства формирования информационной грамотности и умений работы на компьютере на уроках технологии.
3



3
Методы оценивания достижений учащихся на уроках технологии в начальной школе.
1




Практические занятия.
6



1
Выполнить модель любого вида транспорта из коробок разной величины.
3



2
Сконструировать сказочный замок из геометрических форм из бумаги и картона.
3




1
2
Самостоятельная работа.
Составить план-конспект урока конструирования.
Определить тематику проектных работ по классам 1-4, которые можно провести с младшими школьниками.
6


Примерная тематика курсовой работы (проекта) (если предусмотрены)
-


Итого:
Всего аудиторных из них:
теория:
практические занятия:
Самостоятельная работа:
294
196
96
100
98





Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач). 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета методики обучения продуктивным видам деятельности с практикумом.
Оборудование учебного кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПин 2.4.2 178-02).
Помещение должно быть оснащено типовым оборудованием, в том числе специализированной учебной мебелью:
- Учебные столы (по количеству обучающихся);
- Рабочее место преподавателя;
- Шкаф для хранения литературы и демонстрационного оборудования.
Технические средства обучения:
- мультимедийные обучающие программы по основным разделам курса «Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом»;
- видеофильмы по методике обучения продуктивным видам деятельности и искусствоведению;
- мультимедийный компьютер;
- мультимедиапроектор;
- средства телекоммуникации;
- экран (на штативе или навесной) (может быть материально-техническим обеспечением образовательного учреждения).
- учебно-методический комплекс;
- дидактический материал: наглядные пособия, таблицы, карточки-задания, репродукции картин художников, плакаты, шаблоны, трафареты, фотографии и т. д.
- Доска для преподавателя;
- модели, объекты, муляжи, коллекции, фотографии, изделия декоративно-прикладного искусства;
- используемые в ходе освоения курса материалы: ткань, краски для батика, резерв, глина, деревянные заготовки, графические материалы и др.
- электронные презентации
- материалы для художественной деятельности: краски акварельные, гуашевые, тушь, ручки с перьями, бумага белая и цветная, фломастеры, восковые мелки, пастель, сангина, уголь, кисти разных размеров беличьи и щетинные, банки для воды, стеки (набор), пластилин, клей, ножницы;
- муляжи: фруктов, овощей, грибов, ягод;
- гербарии;
- изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов;
- гипсовые геометрические тела;
- модуль фигуры человека;
- керамические изделия (вазы, кринки и др.);
- драпировки;
- предметы быта (кофейники, бидоны, блюдо, самовары, подносы и др.);
- подставки для натуры;
- портреты русских и зарубежных художников;
- таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента;
- таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта;
- схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека;
- таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству;
- дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте;
- мультимедийные обучающие художественные программы;
- таблицы в соответствии с основными разделами программы обучения;
- альбомы демонстрационного и раздаточного материала;
- набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой обучения;

3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

Галямова Э.М., Выгонов В.В. Методика преподавания технологии. 2-е издание, М., Академия, 2014. -176с.
Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М., Просвещение, 2012. -251с.
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. М., Академия, 2012. -256с.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования.
Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. Изобразительное искусство, 3 класс. М.: Просвещение, 2014. 144 с.
Каратеева Е.И. Искусство и ты: Под ред. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2012.-144с.
Программы средней общеобразовательной школы. Начальные классы - М.: Просвещение, 2013. - 192 с.

Дополнительная литература:

Изобразительное искусство, Рабочие программы, 1-4 класс, Неменский Б.М., Неменская Л.А., Горяева И.А., 2012.-129с.
Изобразительное исскуство, поурочно-тематическое планирование, 1 класс, методическое пособие, Кашекова И.Э., 2014.-88с.
Изобразительное искусство, поурочно-тематическое планирование, 4 класс, Кашекова И.Э., 2014.-128с.
Изобразительное искусство, Рабочие программы, 1-4 класс, Неменский Б.М., Неменская Л.А., Горяева И.А., 2015.-128с.
Исаева, М. В. Цветоведение и основы колористики : учеб. пособие / М. В. Исаева. - 2-е изд. - Нижневартовск : Изд-во Нижневарт. гос. гуманитар. ун-та, 2013. - 307 с.
Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в 1 классе. М., Просвещение, 2012.-155с.
Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство во 2 классе. М., Просвещение, 2011.-112с.
Анна Эм. Батик, Минск, Харвест.2012.-256с.
Бадаев. В. С. Русская кистевая роспись: учебное пособие для вузов - М. : Владос, 2012.-112с.
Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования: Учебник НПО–М:Академия, 2012 -186с.
Фиталева С.В. Основы технологии художественно-оформительских работ: Учебное пособие –М:Академия,2014.-208с.
Беляева С.Е., Розанова Е.А. Спецрисунок и художественная графика. М., ОИЦ «Академия», 2014.-240с.
Голубева О. Л. Основы композиции. Феникс. Изд-во: Сварог и К, 2010.
Горяева Н.А. Уроки изобразительного искусства. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Под редакцией Неменского.Б. М., Просвещение. 2012.-138с.
Серова В. В. Вырезаем снежинки. -М.: АСТ-ПРЕСС, 2011.
Жабинский В.И., Винтова А.В. Рисунок. М., ИНФРА-М, 2014.
Корепанова О.А. Композиция от А до Я: ассоциативная композиция.- Ростов н/Д:Феникс,2014.- 458с.
Косогорова Л. В. Основы декоративно-прикладного искусства: учебник–М. : Издательский центр «Академия», 2014. 224с.
Кошаев В. Б. Композиция в русском народном искусстве, 2012.-272с.
Декоративные шрифты: для художественно-оформительских работ /Сост.Г.Ф. Кликушин.- М:Архитектура-С,2013.-288с.
Логвиненко Г. М. Декоративная композиция. Владос, 2011.
Маккэлэм Г. Л. 4000 мотивов: цветы и растения. Справочник.-М. АСТ. Астрель. 2010.
Молотова В. Н. Декоративно-прикладное искусств: Учебное пособие для среднего профессионального образования. - М.: ФОРУМ, 2010.
Панксенов Г. И. Живопись. Форма, цвет, изображение : учеб.пособие для студ. вузов, обуч. по направл. "Архитектура" / Панксенов Г. И. - М. : Академия, 2012
Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах. М., Дрофа, 1979. -224с.
Паранюшкин Р. В. Композиция. Ростов н/Д, Феникс, 2013.
Погодина С.В.Теория и методика развития детского изобразительного творчества.М.,Академия.2014.-352с.
Пожарская А. В. Изобразительное искусство. Создание ситуации успеха. Коллекция интересных уроков. Волгоград. Учитель.2013.
Поурочные разработки по программам Б. М. Неменского, В. С. Кузина.1-4 классы. Волгоград. Учитель. 2013.
Сластенин В. Педагогика профессионального образования. Издательство: Academia. 2014 г. 368 стр.
Теплинская О. А. Аппликация и коллаж. Ярославль. Академия развития. 2012.
Хапилина И. А. Азбука народных промыслов. 1-4 классы. Дополнительный материал к урокам изобразительного искусства и технологии. Волгоград. Учитель. 2013.
Степанчук З. А. Изобразительное искусство. Опыт творческой деятельности. Конспекты уроков. Волгоград. Учитель. 2012.
Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. М., 2010.
Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. Изд. Молодая Гвардия, 1992.
Журналы «Искусство в школе», «Юный художник», 2011-2016.

Интернет-ресурсы:
http/www.pashtetus.com/articles/37-design-theory/86-contrasting-colors.html
http//endpopov.ru/stat i/cvet/
http//color-harmony.livejournal.com/423.html
Библиотека изобразительных искусств // ArtLib.ru : сайт. М.,URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Декоративно-прикладное искусство // Artly.ru : сайт.
URL: http://www.artly.ru/
Всемирная энциклопедия искусства // artprojekt.ru : сайт.
URL: http://www.artprojekt.ru/
Портал об искусстве // arttower.ru: сайт.
URL: http://arttower.ru/
Государственный Русский Музей // rusmuseum.ru: официальный сайт
URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
www. onestoke
Федеральный портал Российское образование - http://www.edu.ru/index.php?page_id=242
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU –http://elibrary.ru/defaultx.asp
Гуманитарная электронная библиотека –http://www.lib.ua-ru.net/katalog/41.html
Научная онлайн-библиотека Порталус – http://www.portalus.ru/
Программа по технологии «Школа 2100..»
http://www.school2100.ru/uroki/elementary/teh.php
Программа по технологии «Школа России», «Перспектива»
http://1-4.prosv.ru/
Программа по технологии РО Занкова Л.В.
http://www.zankov.ru/umk/programms/subject=технология/article=2007/
Программа по технологии «Перспективная начальная школа»
http://akademkniga.ru/cgi-bin/page.cgi?node=12881
Программа по технологии «Начальная школа 21 век»
http://www.vgf.ru/pedagogu/Metod.aspx
Программа по технологии «Планета знаний»
http://planetaznaniy.astrel.ru/teh0.htm
Видео- уроки технологии по разным программам
http://www.mo-len.com/
Презентации для уроков технологии
http://www.uchportal.ru/load/109
Презентации для уроков технологии
http://pedsovet.su/load/212
Физкультминутки для уроков
http://pedsovet.su/load/244
Тесты для учащихся по технологии
http://www.uchportal.ru/load/112
Технологические карты и идеи различных изделий
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4. Контроль и оценка результатов освоения МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, тематических и итоговых разноуровневых контрольных работ, практических и самостоятельных работ.

Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- находить и использовать методическую литературу и другие источники информации, необходимой для подготовки к урокам;
- определять цели и задачи урока, планировать его с учетом особенностей учебного предмета, возраста, класса, отдельных обучающихся и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;
- использовать различные средства, методы и формы организации учебной деятельности обучающихся на уроках, строить их с учетом особенностей учебного предмета, возраста и уровня подготовленности обучающихся;
- соблюдать технику безопасности на занятиях;
- планировать и проводить работу с одаренными детьми в соответствии с их индивидуальными особенностями;
- использовать технические средства обучения (ТСО) в образовательном процессе;
- устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися;
- проводить педагогический контроль на уроках учебному предмету, осуществлять отбор контрольно-измерительных материалов, форм и методов диагностики результатов обучения;
- интерпретировать результаты диагностики учебных достижений обучающихся;
- оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся на уроках по учебному предмету, выставлять отметки;
- осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении уроков по всем учебному предмету;
- анализировать процесс и результаты педагогической деятельности и обучения по всем учебному предмету, корректировать и совершенствовать их;
- изготавливать поделки из различных материалов;
- рисовать, лепить, конструировать;
- анализировать уроки для установления соответствия содержания, методов и средств, поставленным целям и задачам;
- осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении уроков.

В результате освоения курса обучающийся должен знать:
- особенности психических познавательных процессов и учебной деятельности обучающихся;
- требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и примерные основные образовательные программы начального общего образования;
- программы и учебно - методические комплекты, необходимые для осуществления образовательного процесса по основным образовательным программам начального общего образования;
- вопросы преемственности образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
- воспитательные возможности урока в начальной школе;
- методы и приемы развития мотивации учебно-познавательной деятельности на уроках по учебному предмету;
- особенности одаренных детей младшего школьного возраста и детей с проблемами в развитии и трудностями в обучении;
- основы обучения и воспитания одаренных детей;
- основные виды ТСО и их применение в образовательном процессе;
- содержание учебного предмета начального общего образования в объеме, достаточном для осуществления профессиональной деятельности и методику преподавания основ изобразительной грамоты, приемы рисования, лепки, аппликации и конструирования, технологии художественной обработки материалов;
- требования к содержанию и уровню подготовки младших школьников;
- методы и методики педагогического контроля результатов учебной деятельности младших школьников по предмету;
- основы оценочной деятельности учителя начальных классов, критерии выставления отметок и виды учета успеваемости обучающихся;
- педагогические и гигиенические требования к организации обучения на уроках;
- логику анализа уроков;
- виды учебной документации, требования к ее ведению и оформлению.

В процессе освоения учебной дисциплины осуществляются следующие виды контроля:
предварительный;
текущий;
тематический;
рубежный (поэтапный);
итоговый;
заключительный.

Формы контроля знаний и умений обучающихся:
устный зачёт по теме;
классический устный опрос у доски.
практические задания;
самостоятельная работа

Методы проверки включают в себя две основные части:
Составление проверочных вопросов и работ;
Ответы учащихся на поставленные вопросы.

Текущий контроль в форме:
- рефератов;
- контрольных работ по темам;
- самостоятельных работ.
Итоговый контроль в форме зачета.

















13PAGE 14815


13PAGE 14215


13 PAGE \* MERGEFORMAT 141915


13 PAGE \* MERGEFORMAT 14915




Заголовок 1 Заголовок 515