Урок изобразительного искусства «Мезенская роспись»


Урок изобразительного искусства «Мезенская роспись»
5 класс
Цели и задачи:
1.      Ввести детей в увлекательный мир декоративно-прикладного искусства и показать красоту труда человека.
2.      Учить детей эмоционально откликаться на красоту природы родного края и видеть черты национального своеобразия на предметах быта.
3.      Дать учащимся представление о той роли, которую играла в жизни женщины прялка.
4.      Познакомить детей способами украшения прялок.
Материалы: альбом, акварельные краски, кисточки (3 вида), перо, тушь (красная, черная), простой карандаш, ластик.Зрительный ряд: Выставка прялок с мезенской росписью, прялки, таблицы с росписями.
Музыкальный ряд: кассета с записью песен       
Ход урока:
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Мы с вами изучали виды художественных ремесел. Давайте вспомним.
- Какие виды художественных ремесел знаете? (чеканка, плетение из соломы, лепка, кружевоплетение).
- Назовите виды народной росписи: городецкая, жостовская, дымковская, хохломская, гжельская
- Открываем тетради по ИЗО, записываем сегодняшнее число и тему урока. Записываем названия росписей, которые существуют в Р.К.
1.      Мезенская роспись
- Ребята, сегодня мы будем изучать и рисовать прялку . Посмотрите на нашу выставку прялок.
- Сегодня мы поподробнее узнаем о мезенской росписи. Что из себя она представляет.
- Давайте послушаем сообщения девочек.
- Для населения с древнейших времен основным строительным материалом было дерево. И мастера прекрасно разбирались в свойствах различных древесных пород и умело использовали их при строительстве жилых и хозяйственных построек, при изготовлении мебели, посуды и бытовой утвари. При этом художественное оформление деревянных изделий являлось неотъемлемым элементом технологии их изготовления, поскольку неукрашенная росписью и резьбой вещь в представлениях человека традиционной культуры считалась непригодной для использования в быту.
- Внимание! Послушайте загадку.
Отец кривой, мать мохнатая, сын – дурак.
                                                                  (пряслице, кудель, веретено).
- Что же такое прялка? Строение прялки.
Прялка – это орудие труда у женщины. Прялка изготовлялась из корня ели. Она состоит из двух частей: внутренняя и внешняя сторона лопасти и ножка. Лопасть мезенской прялки главками, раскрашенная с обеих сторон. Композиция на наружной стороне лопасти составлена из орнаментальных рядов «ярусов».
Основные мотивы росписи – стилизированные изображения птиц, оленей и коней в сочетании с элементами геометрического орнамента: прямыми, волнистыми линиями, ромбами, точками. На обратной стороне лопасти изображались бытовые сцены: охота, езда в санях и т.д. Роспись двухцветная, красно-черная. Сначала кистью красной краской выполняются прямые, волнистые линии, пятна животных и птиц, затем пером с черной краской производится деталировка. По окончании росписи изделие покрывается олифой или лаком. Это мезенская роспись.
Мы с вами попытаемся быть народными художниками-прикладистами по росписи на прялках.
Давайте проверим рабочие места.
Итак, нам к уроку нужны альбом, акварельные краски, кисточки (3 вида), перо, тушь (кр., черн.), простой карандаш, ластик.У каждого имеется трафарет внешней лопасти прялки.
Теперь внимательно слушаем меня и запоминаем ход работы:
1.      Обводим по трафарету лопасть прялки.
2.      Обозначаем ярусы – их пять.
3.      Рассматриваем орнамент.
4.      На 3-м ярусе – образ животного (лошадь, олень).
5.      Выполняем карандашом роспись, начиная с 1-го яруса.
6.      Лопасть покрываем фоном (акварель, цвет охра темно-коричн.)
7.      Красной тушью закрашиваем образ животного.
8.      Обводим черной тушью всю роспись.
 
- Начинаем работать (Включается кассета с записью песен Л.Логиновой).
- Проводится выставка рисунков.
- Подведение итогов урока:
Что нового вы узнали на уроке?
Что дополнительно хотели бы узнать?
- Оценивание.
Литература:
1.      Детям о культуре народа коми. Часть I (методические рекомендации). Сыктывкар, 1994.
2.      Л.С. Грибова «Декоративно-прикладное искусство народа коми» М., 1980
3.      Журнал «Арт» 2007/4.
4.      А.В. Соколов «Посмотри, подумай и ответь», М., «Просвещение», 1991
5.      Журнал «Арт» 2000/4
6.      Журнал «Йöлöга» 2009/2