Конспект урока по русскому языку в 4 классе Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа
Конспект урока по русскому языку в 4 классе
Тема : Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа
Цели урока:
Образовательные:
Совершенствовать у учащихся умение правильно писать безударные падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа.
Познакомить со способами проверки написания безударных падежных окончаний имен прилагательных.
Знакомить с порядком орфографического разбора имени прилагательного.
Развивающие :
Развивать интерес к дальнейшему учебному процессу, умение анализировать собственную деятельность.
Развивать интеллектуальные качества ребенка: речь, внимание, мышление, наблюдательность, воображения, умение контролировать свой результат.
Воспитательные:
Воспитание стремления детей к успеху в учебе, умения адекватно оценивать свой труд.
Воспитание чувства дружбы и товарищества.
Оборудование: презентация, карты для самостоятельной работы на уроке.
1. Организационный этап.
- Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте товарищу хорошего настроения на весь учебный день. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам сегодня, чтобы день принёс вам радость общения друг с другом.
- Каким вы хотите видеть урок? (Познавательным, интересным)
-Но для этого надо помнить, что мы одна дружная семья.
2. Актуализация знаний учащихся.
-Как вы думаете, какая часть речи о себе рассказала следующее?
У существительных подчасНе жизнь, а просто скука!Ни цвета нет у них без нас,Ни запаха, ни звука!Но если нас к ним приложить,Им веселее станет жить!
(часть речи имя прилагательное)
2.1 Словарная работа
На доске слова:
Мудрый человек, свежий хлеб, влажное полотенце, черствый хлеб, знойный день.
1в. Запишите антонимы к прилагательным.
2 в. Запишите синонимы к прил.
Укажите род имен прилагательных.
2.2 Тест « Имена прилагательные».
Повторить знания об имени прилагательном. Отгадать ключевое слово (СКЛОНЕНИЕ)
Найди ключевое слово, по буквам правильно угаданных ответов.
Что обозначает имя прилагательное?
а) предмет с) признак предмета в) действие предмета
На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
т) Кто? Что? л) Что делает? Что сделает? к) какой? какая? какое? какие? Чей? Чья? Чьё? Чьи?
3.Как определить род прилагательного?
м) по вопросу л) по существительному ,с ним связанному.
4.Какие окончания имеют прилагательные среднего рода?
а) –ая, -яя о) –ое, -ее и) –ый, -ий, -ой.
5.Каким членом предложения чаще всего является прилагательное в предложении?
т) главным н) второстепенным
6.Какое прилагательное является синонимом к слову " старательный"?
а) вежливый е) аккуратный о) хлопотливый
7.С чем связано прилагательное в предложении?
н) с существительным т) с глаголом с) с наречием.
Укажите слово, от которого образовалось прилагательное "водный".
а) проводка и) вода е) уводить
Прилагательное это:
о) часть слова и) член предложения е) часть речи
4. Этап формулировки темы и целей урока.
Цели: Учить школьников логически рассуждать и обоснованно выражать свои мысли. Учить самостоятельно, формулировать тему и цели урока. Быть деловым партнером учителя.
Задачи: Создание возможности самостоятельного поиска способов решения задач, посредством выполнения специально подобранных вопросов и упражнений.
-Ориентируясь на ключевое слово, учитывая прилагательные, которые вы записали, сформулируйте тему нашего урока.
-Используя опорную запись, сформулируйте цели урока.
Склонение имен прилагательных м. и ср.р ед. ч.
5. Наш урок проходит в конце декабря, и я вас хочу поздравить с наступающим Новым годом!
В подарок для вас стихи С. Я. Маршака
ПОЖЕЛАНИЯ ДРУЗЬЯМ
Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальн пути
Главнейш.. условие.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего,
А всё хорошее, друзья,
Дается нам недешево!
5. Изучение нового
Значит, наших знаний о склонении прил. М.и ср. рода не достаточно. Проведем исследовательскую работу и выясним, как склоняются прил. с основой на ж, ш.
1 этап. Вспомним, какие окончания имеют прил. м. и ср. р. с твердой и мягкой основами.
Дид. игра «Наряди елочку»
Прил. с твердой основой Прил. с мягкой основой
Им. п.-ое, ой, ый -ее,-ий
Р.п. –ого -его
Д.п. –Ому -ему
В.п. –ое, -ой, -ый -ее, -ий
-ого -его
Т.п. –ым -им
П.п. –ом -ем
2этап. Рассмотрите таблицу в учебнике на с. 164 упр. 30. Сделайте вывод о склонении прил. с основой на ж, ш.
3 этап. Первичное закрепление
1в. Просклонять рыжий (кот)
2в. Просклонять хорошее (дело)
И. п. кот рыжий, дело хорошее
Р. п. кота рыжего, дела хорошего
Д. п. коту рыжему, делу хорошему
В. п. кота рыжего, дело хорошее
Т. п. котом рыжим, делом хорошим
П. п. о коте рыжем, о деле хорошем
Вывод.
Имена прилагательные с твердой основой на ж, ш имеют такие же окончания, что и прил. с мягкой основой.
Если имена прилагательные сочетаются с неодуш. сущ., то у них совпадают падежные окончания в И.п. и В.п.
3. Если имена прилагательные сочетаются с одуш. сущ., то у них совпадают падежные окончания в Р.п. и В.п.
6. «Проверим орфографическую зоркость»
Вспомним алгоритм написания безударного окончания имен прил.
Алгоритм правописания безударного
окончания прилагательного
1.Найти существительное, к которому относится прилагательное.
2.Определить число, род и падеж существительного.
3.По роду, числу и падежу существительного определить
число, род и падеж прилагательного.
4.Определить тип основы.
5.Безударное окончание прилагательного с твёрдой основой
можно проверить ударным окончанием прилагательного
с такими же грамматическими признаками.
Исправьте неправильные окончания прилагательных
В зимним тумане встает холоднае тусклае солнце. Спит заснеженный бор. Жители дремучива леса попрятались от лютава холода. Вдруг легкей ветерок прошумел над притихшем лесом. Это веселоя стайка клестов пронеслась над небольшым овражком. Им не страшен трескучей мороз!
7. Дифференцированная работа
Дед Мороз Вам предлагает 3 варианта работы. Выберите вариант работы самостоятельно.
1.Поставьте имена прил. в нужном падеже. Выделите окончания. Определите род и падеж имен прилагательных.
Кругом всё (белый) и (синий),
Всё в (тонкий) кружеве теней,
А лес укрыт (пушистый) инеем,
Уснул до первых (вешний) дней.
Г. Скребицкий
2.Вставьте прилагательные, укажите их род, число, падеж.
Зима украсила __________ инеем сосны и ели. Снежные сугробы укрыли землю_____________ одеялом. Легко дышится на________воздухе. В____________небе скоро заблестят первые звездочки.
(серебристым, пушистым, свежем, морозном, вечернем)
3. Составить небольшой рассказ на тему «Зимний лес». Используйте имена прилагательные, чтобы предложения получились более точными, полными и красивыми.
8. Морфологический разбор прил. серебристым (инеем)
1.Серебристым (инеем)- прил. (каким?)
2. Н. ф.-серебристый; ед. ч. , м. р. Т. п.
3. Инеем (каким?) серебристым
9. Аналитический этап
Вернемся к тем целям, которые мы ставили в начале урока.
Смогли ли мы их достичь, как вы считаете?
Что нам в этом помогло?
Что вам понравилось на уроке?
Что нового вы узнали?
Кому было трудно и почему?
-Наш урок подошёл к концу. Давайте поделимся впечатлениями об уроке?
- Скажите, что вы не знали, а теперь знаете. Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке в жизни?
- Какое задание показалось вам наиболее интересным? Нарисуйте «смайлик» возле этого задания.
-С каким настроением вы заканчиваете урок?
- Что, на ваш взгляд, удалось, что не удалось?
Домашнее задание:
Придумать и записать поздравление с Новым годом для своих одноклассников, используя как можно больше прилагательных.
Карта для самостоятельной работы на уроке
1задание
Мудрый человек, свежий хлеб, влажное полотенце, грустное настроение, знойный день.
1в. Запишите антонимы к прилагательным.
2 в. Запишите синонимы к прилагательным.
Укажите род имен прилагательных.
2. Тест « Имена прилагательные».
Найди ключевое слово, по буквам правильно угаданных ответов.
Что обозначает имя прилагательное?
а) предмет с) признак предмета в) действие предмета
На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
т) Кто? Что? л) Что делает? Что сделает? к) какой? какая? какое? какие? Чей? Чья? Чьё? Чьи?
3.Как определить род прилагательного?
м) по вопросу л) по существительному с ним связанному.
4.Какие окончания имеют прилагательные среднего рода?
а) –ая, -яя о) –ое, -ее и) –ый, -ий, -ой.
5.Каким членом предложения чаще всего является прилагательное в предложении?
т) главным н) второстепенным
6.Какое прилагательное является синонимом к слову " старательный"?
а) вежливый е) аккуратный о) хлопотливый
7.С чем связано прилагательное в предложении?
н) с существительным т) с глаголом с) с наречием.
Укажите слово, от которого образовалось прилагательное "водный".
а) проводка и) вода е) уводить
Прилагательное это:
о) часть слова и) член предложения е) часть речи
3 задание
«Проверим орфографическую зоркость»
Исправьте неправильные окончания прилагательных
В зимним тумане встает холоднае тусклае солнце. Спит заснеженный бор. Жители дремучива леса попрятались от лютава холода. Вдруг легкей ветерок прошумел над притихшем лесом. Это веселоя стайка клестов пронеслась над небольшым овражком. Им не страшен трескучей мороз!
4 задание
Выберете любой вариант задания
1.Поставьте имена прил. в нужном падеже. Выделите окончания. Определите род и падеж имен прилагательных.
Кругом всё (белый) и (синий),
Всё в (тонкий) кружеве теней,
А лес укрыт (пушистый) инеем,
Уснул до первых (вешний) дней.
Г. Скребицкий
2.Вставьте прилагательные, укажите их род, число, падеж. Выделите окончания.
Зима украсила __________ инеем сосны и ели. Снежные сугробы укрыли землю_____________ одеялом. Легко дышится на________воздухе. В____________небе скоро заблестят первые звездочки.
3. Составьте небольшой рассказ на тему «Зимний лес». Используйте имена прилагательные, чтобы предложения получились более точными, полными и красивыми. Укажите род , число и падеж прилагательных. Выделите их окончания.
15