Классный час на тему Формула решения школьных конфликтов


Классный час в старшем звене
Тема: Формула решения школьных конфликтов
Цель: дать определения конфликта и толерантности; выявить причины конфликтов; определить собственный стиль поведения в ситуации конфликта; учиться решать конфликты с учетом интересов всех сторон, формировать толерантное и уважительное отношение к одноклассникам; учить находить компромисс в решении конфликтных ситуаций; развивать навыки разрешения конфликтов.
Оформление: Цитаты на плакатах:
- Умей признать ошибку
- Сохраняйте спокойствие

Ход мероприятия:
-У нас сегодня необычная тема. Каждый человек в жизни сталкивается с конфликтами.
А как правильно выйти из него, как не начинать конфликта, как сделать конфликт положительным? Какое качество человека может помочь ему в решении конфликта?
Возможно ли вообще разрешить конфликт?
Сегодня мы будем с вами учиться быть терпимыми по отношению друг к другу.– Почему нужно быть терпимыми?– Что вы понимаете под словом терпимость?Терпимость – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным. – Как поступает терпимый человек?Терпимость – это форма поведения. Ученик, который  хочет жить в мире со своими одноклассниками, должен сам себя ограничивать. Лишнее слово не сказать, проглотить, если кто-то ему сказал что-то. Потому что, если он ответит таким же образом, ему еще хуже ответят и начнётся ссора. А когда уже  начинается выяснение отношений, тогда никакой терпимости не будет.– Какие синонимы этого слова вы знаете? Толерантность.– Давайте посмотрим, что понимают под словом толерантность разные культуры.На доске:tolerancia (испанский) – Способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения. tolerance (французский) – Отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам tolerance (английский) – Готовность быть терпимым, снисходительность. kuan rong (китайский) – Позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. tasamul’ ( арабский) – Прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.Теперь послушайте определение толерантности, данное в «Декларации принципов толерантности» (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами членами ЮНЕСКО, включая и Россию):Толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это свобода в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира». 
16 ноября – Международный День толерантности


Учитель.  Давайте начнем наш классный час с определения символа толерантности. На дом вам было дано задание: придумать и нарисовать символ толерантности.Защита символа: что символизирует и к чему призывает знак толерантности?
(символы вывешивают на доску, к которым вернутся через некоторое время)Учитель: – Можно ли жить мирно и не ссориться?– Как это сделать?Вывод: Да, нужно проявлять уважение к однокласснику, не зависимо от его национальности, вероисповедания, уважение к его ценностям и традициям. Необходимо понять, что твой сосед, человек, отличающийся от тебя образом мысли, стилем одежды, он не обязательно тебе враг.– Какие нормы поведения в классе считают толерантными?
·        Не делай другим того, чего не хотел бы от других.·        Не делай другому того, от чего больно тебе. ·        В радости и в горе мы должны относиться ко всем людям, как относимся к самим себе. ·        Не делай своему однокласснику того, от чего плохо тебе. ·        Как ты думаешь о себе, так думай и о других. ·        Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей.·        Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали одноклассники, так поступайте и вы с ними. Итак, мы выяснили, что толерантность – это великое искусство людей, которые пытаются понять друг друга. Толерантность – это поддержка и понимание различий.
У толерантности, терпимости есть своя обратная сторона. – Какая это сторона?– Какие её формы проявления вы знаете?
Предрассудки, войны, конфликты.
Проблема конфликта являлась актуальной на протяжении всей истории человечества.
Её острота особенно ощущается в переломные периоды общественного развития. Конфликт (лат.) – столкновение противоположно направленных (внутриличностных, межличностных, межгрупповых) интересов. Давайте все – таки подумаем, какие плюсы и какие минусы может иметь конфликт.
Для начала давайте разделимся на группы . (Каждый берет лист определенной фигуры, которые окрашены в два цвета. Ребята выбирают формы фигур и не догадываются, что группа создается по цвету. Каждой группе достается по листу бумаги, на одном листе стоит плюс, на другом минус..) -Итак , конфликтная ситуация.
В классе произошел конфликт, двое ребят не остались после занятий убирать территорию школы вместе со всем классом. Слова классного руководителя ,старосты класса они проигнорировали. И ,конечно, на следующий день состоялся разговор
классного руководителя с этими ребятами и ребята ответили, что они не обязаны работать. Этот конфликт решили обсудить на классном собрании.
Ребята, давайте представим, что это у нас с вами произошел конфликт. Сможем ли мы в данном случае решить конфликт.
Из предложенных утверждений выбирайте в соответствии со своим знаком положительные и отрицательные стороны конфликта.
5 минут вам хватит. Начали. ( из данных вперемежку листов-ответов выбирают одна группа плюсы, а вторая -минусы)
Учитель: Давайте зачитаем сначала плюсы конфликта.
Ученик:
- Происходит утверждение личности
- В конфликте выясняется истина
- Конфликт признак деятельности коллектива
- Выявляется мнение каждого человека
- Открываются вещи, которые раньше не замечали
- В ситуации конфликта человек раскрывается
- Может быть достигнут положительный результат
- Человек в конфликте может самосовершенствоваться
Учитель: Совсем неплохо. Давайте послушаем отрицательные стороны конфликта.
Ученик:
- Падает настроение, отчего падает и трудоспособность
- Конфликт может отрицательно сказаться на здоровье
- Возникает желание не учиться в данном коллективе, что приводит и к внутреннему разладу
- Мысли направлены не на дело, а на конфликт
- Появляется раздражительность, отчего возникают проблемы в общении
с другими людьми
- Плохое настроение может передаваться на семью
Учитель: И эта группа абсолютно правильно все сказала. Давайте же все- таки согласимся, что конфликт несет и хорошее. Кто-то выносит для из конфликта урок на будущее.Но всё- же лучше уметь безболезненно из него выйти.
Если не остановить конфликт, он разгорается как пожар. И потушить его иногда бывает невозможно. А если это конфликт между народами, то он может закончиться непримиримой войной. Тогда в район конфликта приходят миротворцы, которые пытаются погасить конфликт, восстановить диалог между народами. Для погашения конфликта психологи придумали специальное противопожарное правило - "Шесть шагов к миру".
Предлагаю вам выступить в роли миротворцев. Попробуем погасить конфликт с помощью этого правила.
Приглашаются стороны, у которых возник конфликт./от каждой группы по одному человеку/
Мы вам предлагаем сделать шесть шагов к примирению.
Чтобы сделать эти шаги вам нужно честно и чётко ответить на мои вопросы. Итак, сделайте первый шаг!
А теперь дайте честный и чёткий ответ на вопросы:
"Какое моё желание привело к конфликту?"
Теперь нужно сделать второй шаг
Из-за чего возник конфликт?
Третий шаг:
Спросите себя: "Могу ли я придумать решение, при которых мы оба получим то, чего хотим?»
Четвертый шаг:
Какое это может быть решение?
Пятый шаг:
Буду ли я доволен этим решением? Будет ли доволен мой противник?
Какие решения устроят на обоих? Будем ли мы выполнять эти решения?
Остался один шаг! Нужно дать ответ на последний вопрос:
С чего начать наше перемирие? (нужно пожать друг другу руки)
Вот мы и погасили ваш конфликт - перемирие состоялось. Но не всегда будет рядом с вами учитель или взрослый. В таких случаях каждый из вас может выступить миротворцем и попытаться погасить конфликт или хотя бы развести конфликтующие стороны подальше друг от друга.
Сегодня мы занимаемся конфликтами. Сейчас я предлагаю встать тем, кто до сегодняшнего дня ни разу в жизни не был в конфликте, кто не знает и не представляет
себе, что такое конфликт.
Никто из нас не встал.
Пусть каждый скажет, с чем у него ассоциируется слово « конфликт»? Какие мысли, чувства, ощущения возникают при этом?
Сейчас каждый может подойти к доске и записать свой вариант ответа.
Ребята по очереди подходят к доске и пишут. Ответы могут быть примерно такие:
- гнев - страх - конфуз
- ощущение крушения надежд - обида
- угнетенное состояние - раздражение
- нервное состояние
Учитель: Делаем вывод. Всё, что вы назвали, - чувства, и эти чувства называются эмоциями.
Эмоции – это ощущение, которые испытывает человек, сталкиваясь с той или иной ситуацией. Каждый человек когда-нибудь испытал гнев- это нормально, но умению контролировать его и управлять им – надо учиться. Если это удается, то вы сможете избегать конфликтов.
-Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не все видят проблемы одинаково.
-Давайте посмотрим, как люди по- разному смотрят на один вопрос./приглашаются 6 учеников, которым завязывают глаза, затем дают им в руки по предмету. Ученики отвечают на вопрос: на что он похож?/
/Ученикам дается разобранные часы /
Учитель : Вы живете в маленьком городе и вы слепые. К вам привезли часы . Вам предстоит сказать « что собой представляют часы?» Для этого вы подошли к данному предмету и стали его щупать. Каждый из вас сравнивает часы с тем предметом, который у вас в руках и настаиваете на своем мнении, спорите.
- Итак, ваше мнение./Каждый называет предмет в своих руках и говорит, на что он похож доказывает и отстаивает свое мнение/
-Почему мнения разошлись?/ Никто не хотел слушать, что говорят другие./
-Один из главных причин конфликтов – неумение слушать другого человека.
У каждого человека своя точка зрения на тот или иной предмет, так как все одну и ту же вещь видят и рассуждают о нем по-разному.
Вывод: надо уметь прислушиваться к мнению другого и найти то, что их объединяет.
Сейчас я раздам карточки с ситуациями. Вы должны найти плюс в этих неприятных ситуациях. Вспомним поговорку «Нет худа без добра».1. Вы потеряли кошелек с крупной суммой денег…2. Вы поругались с любимым человеком…3. Вы опоздали на самолет…4. Вы сегодня не ели, а ужина не предвидится…5. Вы сломали ногу, тьфу-тьфу-тьфу…6. Вас вызвали «на ковер» к директору…7. Ваш старший брат вас часто «достает»…8. У вас сломался компьютер…9. У вас украли сотовый телефон… / Ответы учащихся./Вывод: Есть только три горя: болезнь, смерть, катастрофы. Все остальное – неприятности. Цените жизнь, дружбу, здоровье, близких. Радость начинается только с вас, с вашего позитивного отношения к жизни. Мы сегодня с вами поговорили о толерантности, о толерантной личности. В конце мне хотелось бы сказать, что наше общежитие – это большая семья. И хотелось бы пожелать, чтобы в нашей семье всегда царила толерантность! 
Перед тем как закончить наш классный час давайте проведем
Тренинг-упражнение “КАМУШЕК В БОТИНКЕ”
(Прошу ребят, чтобы каждый нашел в себе то, что мешает ему жить в мире с самим собой и с окружающими людьми и записал на темном листке (поиск темного пятна). Затем ребята комкают эти листочки и выбрасывают в «коробку-урну»).Упражнение “ЖЕМЧУЖИНА В РАКОВИНЕ”
(Предлагаю ребятам отыскать в себе то, что является наивысшим достоинством (поиск светлого пятна). Ребята записывают на ярких листиках и бережно складывают в «коробочку тайн и исполнений желаний). Пожелание: Будьте если не жемчужинами, то хотя бы светлыми лучиками в этой жизни, чтобы свет вашей души нес тепло всем окружающим.
СПАСИБО ВАМ ВСЕМ ЗА ОБЩЕНИЕ!!!