Разработка педагогического совета на тему Формирование коммуникативной компетенции на уроках литературного чтения в начальной школе
Педсовет на тему «Формирование коммуникативной компетенции на уроках в начальной школе».
Цели:
изучение коммуникативной компетенции у учащихся, с помощью различных диагностических исследований;
формирование коммуникативной компетенции на уроках у младших школьников;
совершенствование форм, приемов, методов работы по развитию коммуникативной компетенции в начальной школе
План проведения педсовета:
Вводно-теоретическая часть.
Выступления по теме.
Анализ анкетирования. Обсуждение и выработка рекомендаций по результатам анкетирования и практической работы.
Коллективный анализ. Подведение итогов, резумирование.
Пресс-центр
Аналитическая группа
«Коммуникативная компетенция – это ключ к успешной деятельности и ресурс эффективности и благополучия будущей жизни младшего школьника»
В современном, постоянно изменяющемся мире меняются требования к человеку. Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно–активным, социально компетентным, более адаптированным к социальной действительности, способным эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения.
Что же такое компетенция?
Компетенция – это совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Виды компетенций:
Информационная (поиски и сбор данных, извлечение необходимых сведений, обработка извлеченного материала, использование обработанной информации);
Компетенция в принятии решений (планирование и прогнозирование деятельности, учёт и анализ условий, корректировка и регулирование технологии, контроль и оценка результатов);
Исследовательская компетенция (выявление учебной проблемы, определение учебной цели, постановка учебной задачи, выполнение учебного задания);
Коммуникативная компетенция (письменное общение, публичное выступление, общение в паре, общение в группе);
Коммуникативная компетенция - целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению.[C.И. Ожегов,1987,с. 233,234]
«Коммуникативная компетенция - это способность ставить и решать задачи». [А.А. Вахрушев, 2003 с20 ]Коммуникативные задачи:
А) убедитьБ) утешитьВ) склонить к какому-либо действию.
Значение коммуникативной компетенции:
влияет на учебную успешность;
на процесс адаптации ребенка к школе, его эмоциональное благополучие в классном коллективе;
является ресурсом эффективности и благополучия будущей взрослой жизни ребенка.
Как и любая другая компетентность, она не может быть сформирована вне деятельности. Основу её формирования составляет опыт человеческого общения. Педагог формирует данный вид компетенции, задавая своим собственным общением эталон коммуникативных умений, организовывая взаимодействие учеников, друг с другом.
Выступления по теме
Рассматривая вопрос оценивания сформированности коммуникативной компетенции на уроках, можно выделить 4 уровня учебных достижений уч-ся:
Уровни учебныхдостижений Коммуникативная компетенция
I уровень
минимальный
Обучающийся:
а) письменная коммуникация:
- выполняет задание частично: цель достигнута не полностью, тема раскрыта недостаточно (тема включает один вопрос);
- соблюдает нормы, заданные образцом, но имеются ошибки; - использует ограниченный запас слов, не всегда соблюдая нормы языка;
- допускает орфографические и пунктуационные ошибки;
б) устная коммуникация:
- излагает учебный материал неполно, бессистемно, обращается к тексту;
- достигает цель не полностью, тему раскрывает недостаточно;
- в основном соблюдает нормы речи, имеет ограниченный словарный запас, допускает ошибки, затрудняющие понимание;
- при ответе на вопросы обращается к тексту, повторяет фрагмент текста;
в) продуктивная коммуникация:
- следует установленной учителем процедуре и теме обсуждения;
- под руководством учителя высказывает идеи и свое отношение к идеям других.
II уровень
удовлетворительный
Обучающийся:
а) письменная коммуникация:
- задание выполняет, но раскрывает тему не в полном объеме (тема включает один вопрос);
-использует вспомогательную графику;
- в основном соблюдает нормы языка;
-допускает ряд грамматических ошибок, не препятствующих пониманию текста;
б) устная коммуникация:
- тему раскрывает недостаточно;
- обращается к плану, речь соответствует норме;
- при ответе на вопросы приводит дополнительную информацию;
- испытывает некоторые затруднения при подборе слов;
- допускает отдельные неточности и ошибки, которые не препятствуют пониманию;
в) продуктивная коммуникация:
-хорошо сотрудничает с другими учащимися, самостоятельно следует теме и процедуре обсуждения;
- высказывает заранее подготовленные по заданию суждения.
III уровень
достаточный
Обучающийся:
а) письменная коммуникация:
- справляется с заданием;
- соблюдает нормы, заданные образцом (тема включает несколько вопросов);
- правильно применяет лексику с учетом норм языка;
- допускает небольшое количество ошибок, которые не нарушают понимания текста;
б) устная коммуникация:
-подготовил план, соблюдает нормы речи и регламент;
- при ответе на вопросы раскрывает значение терминов или повторяет фрагмент, в котором раскрываются причинно-следственные связи;
- допускает отдельные ошибки, не мешающие пониманию;
в) продуктивная коммуникация:
-достигает цели общения, в сотрудничестве с другими учащимися;
-договаривается о правилах или вопросах при помощи учителя;
-разъясняет и аргументирует высказывания.
IV уровень
высокий
Обучающийся:
а) письменная коммуникация:
- справляется с заданием,
- использует вспомогательную графику ( тема включает несколько вопросов) ;
- демонстрирует богатый словарный запас и отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок, допускает отдельные неточности и недочеты, которые не мешают пониманию текста;
б) устная коммуникация:
- раскрывает тему в полном объеме;
- использует различные вербальные средства;
- отвечая на вопросы, приводит объяснение или дополнительную информацию;
- допускает незначительное количество оговорок, которые не мешают пониманию;
в) продуктивная коммуникация:
- достигает цели общения;
- самостоятельно договаривается о правилах или вопросах,
- задает вопросы на уточнение или понимание идей других участников.
Выступления и доклады по теме педсовета
1.Формирование коммуникативной компетенции на уроках казахского языка. (Жакыпбекова К.Б.)
2. Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка (Кондрацкая А.В.)
На занятиях математикой освоение коммуникативной компетенции подразумевает использование различных коллективных приёмов: работа в группе, дискуссия, дидактические игры и другие. Покажем это на примере изучения в 3 классе темы « Решение задач ». Класс разбивается на несколько групп. Каждая группа получает своё задание, где указан алгоритм решения задачи, заданной одним и тем же условием. Результаты работы каждой группы демонстрируются на доске. После этого организуется этап обсуждения использованных способов решения задачи, вносятся предложения, оцениваются достоинства и недостатки каждого способа, делается вывод. В результате применения такой формы организации деятельности ученики приобретают навыки работы в группе, овладевают способами взаимодействия с окружающими людьми. У них формируется умение задавать вопросы, выслушивать другого. Развивается «чувство локтя», способность работать не рядом, а вместе, внимание к окружающим.
Введение комплекса специально организованных упражнений в уроки литературного чтения способствует получению устойчивых положительных результатов. Диалог, живое общение, тренинги, языковая коммуникация являются тем фундаментом, на котором будут расти и развиваться школьники. Основная характеристика коммуникативного подхода в обучении – «учиться общению общаясь».
На уроках чтения мы проводим огромную работу над текстом. Текст – самая большая и сложная единица речевой деятельности. Деятельность учащихся на уроках чтения организуется в соответствии с главной задачей формирования коммуникативной компетенции и на основе создания речевой среды. Что должен уметь учащихся:
- понимать читаемый текст;
- определять тему и основную мысль текста;
- формулировать основную мысль своего высказывания, развивать высказанную мысль;
- аргументировать свою точку зрения;
- строить композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения;
- отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи;
- соблюдать при письме нормы литературного языка
Виды работы над текстом на уроках литературного чтения
Чтение произведения и определение его жанра. 2. Чтение и пометка непонятных слов. 3. Чтение, нахождение отрывка к рисунку. 4. Чтение и рисование рисунка к прочитанному стихотворению. 5. Чтение и рисование обложки к рассказу, сказке. 6. Чтение произведения и соотнесение рисунков порядку цепочке событий в произведении. 7. Выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по собственному выбору. 8. Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос. 9. Чтение, составление вопросов к прочитанному абзацу (тексту). 10. Чтение, деление текста на части. 11. Чтение, составление словесного плана или плана в виде рисунка. 12. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу. 13. Чтение текста и сбор пословицы из слов. 14. Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни). 15. Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки). 16. Чтение по ролям. 17. Чтение по ролям диалога, исключая слова автора. 18. Чтение с последующим инсценированием прочитанного отрывка. 19. Чтение предложений с использованием заменителей. Например, прочитайте и подумайте, каким символом, знаком можно изобразить говорящего. Нарисуйте символы слева от реплик. 20. Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой и т.д. 21. Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным знаком, с однородными членами предложения. 22. Нахождение и чтение образных слов и описаний. 23. Установление путём чтения причинно-следственных связей. 24. Нахождение и чтение слов, словосочетаний, которые можно использовать при написании сочинения. 25. Чтение с выписыванием слов на заданную тему. Например «зима». 26. Чтение текста голосом героя. 27. Чтение и нахождение слов, которые, по-твоему, устарели. 28. Чтение стихотворения и пересказ его прозой. 29. Чтение и подбор из текста слов – признаков. 30. Чтение и объяснение одним предложением значение слова. 31. Чтение и дописывание предложений словами из текста. 32. Чтение и вписывание в предложения подходящих по смыслу слов. 33. Чтение и выделение рифм, обращений; слов и выражений, которые придают тексту торжественность. 34. Чтение и разгадывание (составление) кроссворда. 35. Чтение, заполнение схемы и выделение красной стрелкой тех, к кому герой произведения относился с любовью, а синей – кого не любил. 36. Чтение и заполнение таблицы словами из текста. 37. Чтение и выполнение тестовой работы. 38. Чтение и раскрашивание картины, используя краски Художника – Осени. 39. Чтение, пересказ прочитанного произведения с помощью жестов, мимики. 40. Чтение, перемена ударного слова в предложении, перемена порядка слов, изменение жестов. 41. Чтение и пересказ от лица героя произведения. 42. Чтение, представление и описание героя произведения. 43. Чтение сказки и изменение хода событий.
44. Чтение с сокращением текста. Подготовка к сжатому пересказу. 45. Чтение, придумывание продолжения рассказа. 46. Чтение, придумывание другого заголовка к произведению. 47. Чтение, создание своего образа. Например, образа «счастья», «красоты». 48. Чтение и проведение следственного эксперимента. Например, кто мог сказать такие слова? 49. Чтение, расшифровка обряда. 50. Чтение, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии). 51. Чтение, характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. 52. Чтение, самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: описание места действия.
Если рассматривать каждый вид работы над текстом, можно утверждать, что мы формируем коммуникативную компетенцию у учащихся.
Практическая часть
Писатель Григорий Остер в начале своей книги «Вредные советы» написал: «Книга для непослушных детей, послушным детям читать запрещается».
1. Прочитайте стихотворения из книги «Вредные советы». Кратко сформулируйте советы непослушным детям и запишите их в таблицу.
2. Подумайте, какие советы дал бы писатель ребятам, которые хотят быть послушными, и запишите рядом с каждым вредным советом полезный совет.
Вредный совет Полезный совет
1 2 3 4 5 6 7 3. Используя получившиеся полезные советы и текст попробовать написать памятку для одноклассников о том, как нужно вести с друзьями, родителями, другими людьми. Из книги Григория Остера «Вредные советы»
Стихотворение № 1
Бей друзей без передышки
Каждый день по полчаса,
И твоя мускулатура
Станет крепче кирпича.
А могучими руками
Ты, когда придут враги,
Сможешь в трудную минуту
Защитить своих друзей.
Стихотворение № 3
Если мама в магазине
Вам купила только мячик
И не хочет остальное
Всё, что видит, покупать,
Станьте прямо, пятки вместе,
Руки в стороны расставьте,
Открывайте рот поширеИ кричите букву "А"!
И когда, роняя сумки,
С воплем: "Граждане! Тревога!"
Покупатели помчатся
С продавцами во главе,
К вам директор магазина
Подползёт и скажет маме:
"Заберите всё бесплатно,
Пусть он только замолчит".
Стихотворение № 5
Требуют тебя к ответу?
Что ж, умей держать ответ.
Не трясись, не хнычь, не мямли,
Никогда не прячь глаза.
Например, спросила мама:
– Кто игрушки разбросал?
Отвечай, что это папа
Приводил своих друзей.
Ты подрался с младшим братом?
Говори, что первый он
Бил тебя ногой по шее
И ругался, как бандит.
Если спросят, кто на кухне
Все котлеты искусал,
Отвечай, что кот соседский,
А возможно, сам сосед.
В чём бы ты ни провинился,
Научись держать ответ.
За свои поступки каждый
Должен смело отвечать.
Стихотворение № 7
Если ты пришёл к знакомым,
Не здоровайся ни с кем.
Слов "пожалуйста", "спасибо"
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун.
Стихотворение № 2
Никогда не мойте руки,
Шею, уши и лицо.
Это глупое занятье
Не приводит ни к чему.
Вновь испачкаются руки,
Шея, уши и лицо,
Так зачем же тратить силы,
Время попусту терять.
Стричься тоже бесполезно,
Никакого смысла нет.
К старости сама собою
Облысеет голова.
Стихотворение № 4
Если вы с друзьями вместе
Веселитесь во дворе,
А с утра на вас надели
Ваше новое пальто,
То не стоит ползать в лужах
И кататься по земле,
И взбираться на заборы,
Повисая на гвоздях.
Чтоб не портить и не пачкать
Ваше новое пальто,
Нужно сделать его старым –
Это делается так:
Залезайте прямо в лужу,
Покатайтесь по земле
И немножко на заборе
Повисите на гвоздях.
Очень скоро станет старым
Ваше новое пальто,
Вот теперь спокойно можно
Веселиться во дворе.
Можно смело ползать в лужах
И кататься по земле,
И взбираться на заборы,
Повисая на гвоздях.
Стихотворение № 6
Если к папе или к маме
Тётя взрослая пришла
И ведёт какой-то важный
И серьёзный разговор,
Нужно сзади незаметно
К ней подкрасться, а потом
Громко крикнуть прямо в ухо:
"Стой! Сдавайся! Руки вверх!"
И когда со стула тетя
С перепугу упадёт
И прольёт себе на платье
Чай, компот или кисель,
То, наверно, очень громко
Будет мама хохотать.
И, гордясь своим ребёнком,
Папа руку вам пожмёт.
За плечо возьмёт вас папа
И куда-то поведёт.
Там, наверно, очень долго
Папа будет вас хвалить.
Что такое памятка?
Памятка – это краткий документ, который содержит важные сведения для выполнения каких-то действий. Человек, который пользуется этим документом, должен поступать именно так, как написано в памятке.
Памятка представляет собой перечень правил, которыми надо руководствоваться. Эти правила могут быть расположены в любом порядке. Например, если мы пишем памятку для пешехода, то неважно, что будет написано сначала – правила о том, как переходить через улицу, или о том, как обходить стоящий транспорт.
Советы
№ стихотворения Вредный совет Полезный совет
1 Дерись с друзьями. Не дерись с друзьями.
2 Не следи за собой.
Никогда не мойся. Будь чистоплотным. Следи за своей внешностью/ чистотой.
3 Требуй от родителей, чтобы они тебе всё покупали. Не требуй от родителей покупать тебе всё подряд.
4 Пачкай (новые) вещи. Будь аккуратным с (новыми) вещами.
5 Не отвечай за свои проступки. Сваливай вину на других. Отвечай за свои поступки.
Не сваливай свою вину на других.
6 Вмешивайся в разговор взрослых.
Мешай взрослым разговаривать. Не вмешивайся в разговор взрослых.
7 Не будь вежливым. Будь вежливым.
Памятка для одноклассников о том, как нужно вести себя
с друзьями, родителями, другими людьми
(заголовок может быть сформулирован иначе при сохранении общего смысла)
Не дерись с друзьями.
Не требуй от родителей покупать тебе всё подряд.
Отвечай за свои поступки./Не сваливай свою вину на других.
Не вмешивайся в разговор взрослых.
Будь вежливым.
(Пункты памятки могут быть расположены в любой последовательности).
№ Критерии оценки Баллы
1 Правильно дан вредный совет
Максимальное количество баллов 1 балл
7 баллов
2 В памятку включены полезные советы.
Для памятки отобраны только те советы, которые относятся к сфере отношений между людьми.
Отсутствует совет, который относится к сфере отношений между людьми.
Дан совет, который не относится к сфере отношений между людьми.
Максимальное количество баллов 2 балла
5 баллов
минус 1 балл за каждый отсутствующий совет
минус 1 балл за каждый отсутствующий совет
7 баллов
3 Документу дан заголовок
Рекомендации представлены по пунктам
Максимальное количество баллов 4 балла
3 балла
7 баллов
Комментарии к оценочному бланку компетентностно - ориентированных заданий:
В ходе выполнения задания все члены группы получают одинаковый балл. Если задание используется для проведения формирующей оценки, бланк оценки группы используется вместе с бланком для оценки индивидуального вклада каждого члена группы, затем проводится обсуждение продвижения группы, индивидуального вклада и точек роста с каждым из обучающихся;
Задание предлагается группе из 5 или 7 обучающихся;
Учитель четко задает время, которое отводится на групповое обсуждение;
Учитель вмешивается в работу группы и берет на себя роль ведущего обсуждения только в том случае, если группа не придерживается ни заданной процедуры, ни вопросов для обсуждения на протяжении половины времени, отведенного на выполнение задания. В этом случае группа не может получить больше 3-х баллов в столбце «Процедуры коммуникации»;
В процессе групповой работы учитель проводит наблюдение, результаты которого фиксирует на бланке;
Всякий раз, когда учитель замечает соответствие работы группы одному из критериев, он ставит галочку в соответствующей ячейке.
В ячейки столбика А (см. таблицу ниже) учитель ставит галочку, когда замечает, что критерию соответствует деятельность только одного обучающийся а в группе. В ячейки столбика В – когда критерию соответствует деятельность менее, чем половины членов группы. В ячейки столбика С – более половины членов группы:
Процедуры коммуникации Содержание коммуникации Результативность коммуникации
А В С А В С А В С
Каждая ячейка «стоит» определенное количество баллов – от 1(одного) до 9 (девяти). Количество баллов указано над ячейками.
По окончании, обучающимися групповой работы, учитель выделяет по каждому аспекту оценки (процедуры, содержание и результативность коммуникации) максимальный балл. Оценкой продуктивной коммуникации станет среднее арифметическое этих баллов.
С учетом особенностей возраста базовое содержание предмета целесообразно осваивать, используя нижеперечисленные образовательные технологии.
1) Элементы технологии «Сообщество», в частности, проектная деятельность. Реализация проектной деятельности в начальной школе отличается от реализации метода проектов – технологии, применяемой на уровнях основного среднего и общего среднего образования. Проектная деятельность на уроках литературы включает такие этапы, как выбор темы, выбор проектов, сбор сведений, реализация проектов и их презентация. Выбор темы осуществляется под руководством учителя; тема должна быть интересна обучающимся и включать разные аспекты для изучения.
Цель проектного обучения:
а) самостоятельное «добывание» недостающих/дополнительных сведений из разных источников;
б) формирование умений в использовании дополнительной информации для решения поставленных задач;
в) приобретение коммуникативных умений при работе в различных группах;
г) развитие исследовательских умений;
д) развитие системного мышления.
Проектную деятельность целесообразно использовать при изучении нескольких произведений, объединенных общей тематикой.
2) Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо», которую целесообразно применять при работе с разными по объему, содержанию и сложности текстами. Технология включает три этапа: вызов – реализация смысла – рефлексия. Реализация этапов достигается за счет комбинации разнообразных стратегий. Разнообразие стратегий, используемых в технологии, позволяет осваивать художественные тексты (стратегии целенаправленного чтения и целенаправленного слушания) и тексты научно-популярного стиля и обобщать материал в конце изучения темы.
3) При проведении уроков (тип - введение нового материала) посредством проблемно-диалогической технологии учитель сначала при помощи диалога (побуждающего, подводящего) помогает ученикам поставить учебную проблему т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования (тем самым вызывает у школьников интерес к новому материалу, бескорыстную познавательную мотивацию), затем организует поиск решения т.е. «открытие» знания школьниками (достигается подлинное понимание нового материала учениками). Задания проводящие ученика через два звена творческого процесса-выражения решения и реализация продукта означают, что ребенок должен сам и по-своему выразить полученное на уроке знание и представить на суд класса собственный продукт.
В этапе постановки проблемы можно выделить три группы педагогических приемов:
приемы создания проблемной ситуации;
приемы вывода из проблемной ситуации;
приемы принятия предлагаемых учащимися формулировок проблемы
Приемы создания проблемной ситуации:
одновременное предъявление ученикам противоречивых фактов;
столкновение мнений (вопросом или практическим заданием);
выявление житейских представлений учащихся (вопросом или практическим заданием «на ошибку»);
предъявление научного факта (расчетом, экспериментом, наглядностью);
дать практическое задание, не сходное с предыдущим.
Приемы выхода из проблемной ситуации:
учитель заостряет противоречие и сообщает учебную проблему;
учащиеся самостоятельно осознают противоречие и формулируют учебную проблему;
учитель побуждает учеников осознать противоречие и сформулировать учебную проблему в диалоге.
Варианты принятия ученических формулировок проблемы:
Подтверждение (вербальное «так», «да»; невербальное «кивок головой»)
Подтверждение с побуждением («так, кто думает иначе»)
Положительное оценивание.
Сообщение учебной проблемы с приемом ее принятия.
Суть метода заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (прием «яркое пятно» сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории, науки и повседневной жизни) либо характеристикой значимости темы для самих учащихся (прием «актуальность»).
Предлагаю рассмотреть этап постановки проблемы на фрагменте урока литературного чтения по теме: Басня С.В. Михалкова «Ворона и рак»
Анализ Учитель Ученики
С.В. Михалков уже известен вам как автор многочисленных стихов, сказок, басен и пьес для детей. Сегодня мы будем читать еще одно его произведение. «Ворона и рак». Чтение текста. Слушают
Чтение цепочкой Читают
Вопрос на новый материал Попробуйте определить жанр нового произведения. -Это сказка о животных
-Это басня!
Фиксирует мнения на доске Проблемная ситуация.
Этап поиска решения заключается в выдвижении и проверки гипотез.
Анализ Учитель Ученики
Фронтальная
проверка
ошибочной гипотезы -Итак, у нас есть 2 гипотезы:
Сказка о животных и басня.
Проверим 1 гипотезу. Назовите признаки сказок о животных.( по ходу на доске вывешиваются опорные слова: развлечение, волшебство, песенки, тема: дружба) Сказки –это рассказы с целью развлечения. С элементами волшебства, т.е. животные разговаривают и действуют как люди. Часто встречаются песенки, присказки, троекратное повторение действий. Основная тема этих сказок - дружба и взаимовыручка.
Побуждение кконтраргументу - Давайте посмотрим, есть ли эти черты в этом произведении. -Это произведение не для развлечения, оно поучительное.
-Нет песенок и троекратного повторения действий.
-Нет дружбы и взаимовыручки(контраргументы)
Завершение проверки -Значит, можно считать произведение сказкой о животных?
Убирает гипотезу с доски.
-У нас есть еще одна гипотеза-басня. Какие черты характерны для басни? (опорные слова) -Нет, нельзя.
-Волшебство, иносказание и мораль.
Групповая проверка решающей гипотезы - Проверим гипотезу в группах. Каждый еще раз прочтет про себя произведение, и группа определит, присутствуют ли в тексте черты басни.
-Заслушаем выступление представителей групп. Работают в группах
-В этом произведении животные ведут себя, как люди. Автор высмеивает отвратительные черты характера и пороки (аргументы)
Завершение возврат к вопросу -Значит, ваша гипотеза о басне?
-Вернемся к нашей проблеме: каков же жанр произведения?
Убирает знак вопроса. -Верна.
-Это басня, потому что здесь есть все признаки басни.(Открытие)
Задание на формулирование темы -А какую тему мы прошли?
Фиксирует тему на доске. Басня С. Михалкова
«Ворона и рак»
Этап - выражение решения, проходит через продуктивные задания (смотри слайд - схема, опора)
Этап - реализовать продукт, т.е. показать свое творение учителю, одноклассникам и получить обратную связь в виде оценивания.
Оценивают:
Учитель;
Учащиеся;
учитель совместно с учащимися
Желательно использовать третий вариант «вместе», т.е. диалог.
3) Коммуникативные игры предполагают создание игровой ситуации, распределение ролей, наличие стимула к игре, реализацию игрового задания, рефлексию после его выполнения. Коммуникативные игры позволяют совершенствовать все виды речевой деятельности, способствуют формированию ключевых компетентностей и могут применяться при изучении любой темы.
1 «.Рассказ от первого лица»
- рассказать от лица цапли о том, как она угощала журавля
- повествование от имени предмета: «История из жизни горошинки»
2. «Комплимент»
- сказать комплимент литературному герою
3. «Сказка в заданном ключе»
- введение в название сказки нового объекта, например «Лиса, журавль и мудрая сова»,сочинить новую сказку
4. «Изменение сказочной развязки»
- придумать другое окончание сказки, рассказа
Таким образом, работа в парах и группах помогает организации общения, т.к. каждый ребёнок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником. Одно из главных организаций диалога – это создание атмосферы доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, сотворчества равных и разных. Участие детей в играх и упражнениях обеспечивает возникновение между детьми доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.
Выступления и доклады по теме педсовета
Результаты анкетирования среди уч-ся 3-4кл. Педагог – психолог Мейрамова Ж.Д.
Выводы: использование современных технологий обучения, разнообразных видов, методов, форм работы в образовательном пространстве начальной школы обеспечивает развитие коммуникативной компетенции- т.к. дети учатся ставить и решать задачи. В результате этого появляются:
значительные возможности для повышения качества знаний обучающихся;
возможность выдвигать гипотезы по собственной инициативе, упражняясь в творческом поиске;
развитие речи учащихся, углубление понимания нового материала; повышение уровня использования наглядности на уроке.
Слово аналитической группы.
Решение: педагогам изучить эффективные формы, приемы развития коммуникативной компетенции и её реализации в учебной деятельности в рамках ВШК провести следующую работу:
Собеседование с учителем, на уроках которого шло наблюдение;
Посещение уроков учителей с той же целью;
Разработка психологом рекомендации учителям и учащимся по формированию коммуникативной
компетенции на уроках.
5. Определение тем самообразования отдельных учителей в рамках проблемы.
Рефлексия. (“Все в твоих руках”)
На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение:
Большой – для меня было важным и интересным…Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию
Средний – мне было трудно
Безымянный – мне не понравилось
Мизинец – для меня было недостаточно…
Наш педсовет мне хотелось бы закончить притчей.
Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец не такой уж и мудрый и все знать не может. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
В наших руках есть ключик, способствующий успешному общению младшего школьника, формированию коммуникативной компетенции на уроках в начальной школе.
Слово «Пресс-центр»