Внутреннме воды Евразии 7 класс
Тема: «Внутренние воды Евразии» 7 класс
Разработка урока учителя географии
МОУ Орловской средней
обшеобразовательной школы
Папсуевой И.Г.
Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты сама жизнь, ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами… ты самое большое богатство на свете.
Антуан де Сент-Экзюпери (слайд 1)
Цель урока: Сформировать представление об общих особенностях внутренних вод Евразии.
Задачи:
Предметные:
ознакомить учащихся с крупнейшими реками, озерами, болотами материка. Показать наличие современного оледенения и многолетней мерзлоты. Определить значение внутренних вод в хозяйственной жизни и в природе. продолжить формирование умений работать с текстом учебника и его иллюстрациями, выделять главное.
Метапредметные:
способствовать развитию умения устанавливать связь между конкретными географическими объектами, уметь анализировать их и делать выводы.
Личностные:
воспитывать интерес к способствовать формированию нравственных качеств личности (уважительное отношение к мнению одноклассников и их суждениям и выводам). Экологической сознательности, коммуникативной культуры, учебного трудолюбия, интереса к предмету.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: частично - поисковый, иллюстративно-демонстрационный, проект, с элементами инсценировки.
Формы обучения: групповая, индивидуальная
Оборудование:
физическая карта Евразии,
учебники и атласы для 7 класса;
контурные карты, карандаши;
статистические материалы;
компьютер, мультимедиа-проектор, слайд-презентация «Внутренние воды Евразии»
Уроку предшествовало опережающее домашнее задание метапредметного творческого характера – подготовить литературный или музыкальный материал о реках и озёрах Евразии.
ХОД УРОКА
1. Вводно – мотивационный этап.
Стихотворение.
Друзья мои!Я очень радаВойти в приветливый ваш класс,И для меня уже награда — Вниманье ваших умных глаз.Я знаю, каждый в классе гений,Но без труда талант не впрок.Скрестите шпаги Ваших мнений,Мы вместе сочиним урок
Мотивация.
Отгадайте загадки:
Берег левый - берег правый,
По воде есть переправа,
Что же это за вода,
И течет она куда? -
Быстротечна, глубока
Вдаль бежит-течет... (река)
От зимы кто убегает,
Когда снег в сугробах тает?
Вдоль бежит и поперек
По дорожке...
Что же это за местечко -
Есть вода, но нет там речки?
Кочки мхом давно покрылись
И в трясине притаились!
Рисковать кому охота?
Лучше обойти... (болото)
Пузырьками из воды
Газ выходит с глубины!
Круглое и голубое,
До краев полно водою,
Над водою камыши,
Что такое? Подскажи! -
Это... (озеро)
Какая тема урока?
Тема: " Внутренние воды Евразии " (слайд 2)
2. Операционно – содержательный этап
Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие по материку Евразия
Как вы понимаете: что входит в состав внутренних вод? ( реки, озера, болота, ледники, многолетняя мерзлота)(слайд 3)
Постановка цели урока
Какую задачу поставим перед собой?
Учащиеся: Особенности рек и озер материка Евразия.
Что входит в состав внутренних вод?(реки, озера, болота, ледники, многолетняя мерзлота)
Отчего зависит количество рек и озер на материке? (климат и рельеф)
Только в этой стране есть немало
Удивительных рек и озёр!
Прокатившись по тундре на нартах,
Может, каждый поверил бы мне...
Ты ведь видишь огромную карту,
Что висит у доски на стене?
Вот на ней и озёра, и реки
Неизведанной нами страны
Синим цветом, как вены, навеки,
Для отличия нанесены….Помощники: старшеклассники в костюмах Кикиморы, Водяного
.
Учитель: Станция «Удивительные реки»
Кикимора: А вот и я! Что не ждали?
Учитель: Ой, кто это! Ой, что это?
Кикимора: Кикимора я, не узнали что-ли ? Собою пригожая, вся такая милая, нежная. Что это я здесь с вами разговариваю, всё равно не поймете! А вы чего сюда явились?
Учитель: Мы путешественники, изучаем внутренние воды Евразии.
Кикимора: Реки и озёра такого громадного материка, как Евразия отличаются большим разнообразием, которое зависит от особенностей рельефа и климата. Это наверное очень интересно? А мне можно с вами?
Учитель: Возьмем её собой? Хорошо будешь следить, правильно ли мы ведём себя во время путешествия. Записывать очки
Водяной:- Это кто сюда забрёл? Покой нарушил? А, это школьники?! Ненавижу школьников - они мне всегда пакости делают!
Учитель:- Мы, дедушка, не просто ходим, мы внутренние воды Евразии изучаем.
Водяной:- посмотрим, посмотрим, что эти ученики знают? Перед вами задания, посмотрим как вы их выполните?
Учащиеся выполняют работу.
Задание 1. Выполним такую работу. С помощью карт, проведем учебное исследование четырех рек данные, запишем в таблицу.
Название реки Исток Устье Протекает по местности Замерзает Тип питания
Дунай Г.Альпы Черное море В начале по горной в нижнем течение равнинная Не замерзает, но бывает зима 2012г. Смешанный.
Летом дожди. Таяние льдов в горах
Обь Саяны (Бия и Катунь) Карское море Обская губа В начале по горной в нижнем течение равнинная замерзает Смешанное, с преобладанием
снегового
Ганг Гималаи Аравийское море Не замерзает Таяние льдов в горах. Муссонные дожди.
Янцзы Тибет Восточно- Китайское море Не замерзает Летом муссонные дожди
Каждое сделанное задание отдаем экспертам.
Найдем на контурной карте реки Евразии (не менее 5 рек)
2. задание. А теперь вашему вниманию предлагаю проблемную задачку.
Три из названных географических объектов объединяет что-то общее, а четвертый лишний.
При помощи карт атласа учащиеся отыскивают отличительные особенности тех рек, о которых рассказывали, начиная от самого простого (например, место начала реки и её окончания) до самого сложного (характер течения, режим реки, использование людьми и т.д.), что можно узнать по карте (сложность каждый учащийся определяет по своему усмотрению) и записывают это в свои тетради. Итак, четыре реки: По, Дунай, Волга, Амур. Что можно взять за основу сравнения, какой признак? Какую из рек можно назвать лишней? Подсказка - возможно сравнение по пяти признакам.
Ответ: по местоположению По, Дунай, Волга – Европейские, Амур азиатская река;
по длине исключаем ПО;
Дунай течет по территории нескольких государств;
Волга впадает в озеро,
по направлению течения Волга течет на юг;
3 задание: подготовка инсценировки и своих сообщений о реках. В это время я дополняю информацию учащихся презентацией.
«Душа Индии» (Слайд 4) Ганг в индуистской мифологии — небесная река, которая спустилась на землю. Она священная для индуистов, к ней совершаются паломничества, особенно к её истокам и городам.(слайд 5) На берегах реки проходят кремации, в воде рассеивается прах умерших индуистов и осуществляются ритуальные омовения. По большей части своего русла, Ганг — равнинная река со спокойным течением, хотя она и берёт своё начало высоко в Гималаях, питаясь многочисленными горными притоками. Здесь распространены редкие виды животных: (слайд 6) бабуин, бурый медведь, лисица, леопард, снежный барс, олени (в том числе пятнистый), кабарга, дикобраз и др. В искусстве Ганг изображается как чувственная и красивая женщина, (слайд 7) несущая переполненный кувшин в руке, который символизирует богатство жизни. Часто её изображают восседающей на своей Макаре – животном с телом крокодила и хвостом рыбы.
Ганг часто называется одной из самых грязных рек в мире. (слайд 8). Его воды угрожают здоровью около 500 млн. человек, проживающих в бассейне реки и её дельте. Уже начиная с верховьев, Ганг становится очень грязным из-за стоков, которые сбрасывают в реку население и многочисленные промышленные предприятия. Другая причина загрязнения русла – перенаселение городов вдоль реки: во время наводнений Ганг собирает большое количество человеческих нечистот.
Волга! Как дорого это имя для всех русских людей! Оно стало символом величия и красоты, стойкости и непобедимости народа. (слайд 9,10)
Ты гордость народа, ты русская слава,
Да славится имя в веках –
О, Волга, красива ты и величава,
Ты наша большая река.
В прошлом, когда Волга ещё не была скована плотинами мощных ГЭС, она страдала от обмеления, особенно в 1885 году (в одном из журналов была помещена такая иллюстрация: на смертном одре лежит замечательная молодая женщина. Это – Волга. Рядом, стоя на коленях, рыдают две её дочери – Ока и Кама. У постели стоит огорчённые врач разводит руками – ничем, мол, помочь не могу). Теперь Волга уже не река, а цепь крупных водохранилищ, мощных гидроэлектростанций. И обмеления ей не страшны!
Длинная река» (слайд 11,12 ) Эта река – третья в мире по полноводности и длине. А в Евразии она самая длинная. Воды реки широко используется для орошения рисовых полей, особенно на территории Сычуаньской котловины. Часто происходят наводнения. Это главная водная магистраль Китая. Четыре из пяти основных пресноводных озёр страны стекают в Янцзы. На её берегах появилась цивилизация южного Китая. В реке Янцзы обитают два вымирающих вида: китайский аллигатор и китайский веслонос. (слайд 13)
8«Быстрая вода» - Дунай. ( слайд 14) – Это вторая по протяженности река в Европе после Волги. Она рождается в германском Шварцвальде и течет на восток, прорезая Вену, Братиславу, Будапешт и Белград, – четыре европейских столицы. В конце пути эта великая река образует дельту на территории Украины и Румынии, и впадает в Черное море.
Несмотря на свою красоту, пороги принесли реке печальную славу. Дело в том, что это относительно неглубокая река, но достаточно быстрая. Дно покрыто скалами, что сильно затрудняет судоходство, как бы ни старались его расчищать. В наше время корабли с трудом поднимаются по реке, а до середины ХХ века это было вообще невозможно. (Слайд 14)
Жили – были два брата – великана. Одного звали Карпаты, второго Балканы. Разбросала их судьба в разные стороны, долго они жили в разлуке. И вот, наконец, встретились, обрадовались, хотели было броситься друг другу в объятья, как вдруг встал между ними пенистой волной третий богатырь – Дунай, и закричал: «А ну, расступитесь, братья, гора с горой не сходится!». От этого крика богатырского замерли братья, окаменели. Так и остались стоять навеки друг против друга: на севере Карпаты, на юге – Балканы, а между этими горными громадами течёт река Дунай. Это самая большая улица Западной Европы, международная судоходная магистраль. И нет такой реки в мире, в бассейне которой проживало бы такое разное по составу, языку, укладу жизни и происхождению более чем стомиллионное население. Здесь живут украинцы, россияне, молдаване, румыны, болгары, венгры, чехи, словаки, немцы, австрийцы.Обь. Огромная равнина. (слайд 15,16) Нет ни гор, ни рек. Живёт здесь хан Алтай, богатый человек. Но главное богатство - дочь Катунь "Как подобрать ей жениха"! - О, сколько , его родная дочь. Решила убежать с любимым в тёмну ночь. Проснулся по утру отец, а дочки нет. Поднял тревогу, чтоб отыскали след. И объявил: - Кто беглецов этих поймает, Тому он дочку в жёны обещает. О, как пустились воины в погоню! Вот-вот и беглецов уже догонят. Катунь внезапно превратилась в речку. От страха бьётся нежное сердечко. Бий ручейком бежит навстречу ей. Вот эти долгожданные объятья с ней. Соединились воедино с плотью плоть. Так родилась река с названьем Обь. А воины все превратилась в камни. Так наказал их хан Алтай бесславно. Отец Алтай окаменел, не вынес горя. Народ назвал Белухой эту гору. Среди равнины взгляни, увидишь сам. Стоит окаменевший воин Батырхан - Алтай.
Река Хуанхэ - Слайд 17
Лена – слайд 18
Амур – слайд 19,20
Физминутка
А у нас физкультминутка,
Налонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись. (наклоны вперед и назад)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова. (вращение головой)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка. ( сели на место)
И продолжаем наше путешествие
Учитель: 2. Станция «Озеро»: работа по карточкам
Озера Евразии многочисленны и разнообразны по происхождению, размерам и водному режиму. Подобно рекам, по территории материка они размещаются неравномерно.
Работа с карточками – заданиями 4.
Карточка№1: Опишите озеро Каспийское (слайд 21). Определите местоположение озера, его происхождение. В чем его уникальность?
Сделайте рисунок озера, рассчитайте расстояние от озера до поселка Орловский.
( Каспий – самое большое бессточное море-озеро планеты , происхождение- остатки древнего океана Каспий полностью окружен сушей и не имеет выхода ни в один из океанов. Поверхность воды в нем на 27 метров ниже уровня мирового океана. Там, где Волга встречается с Каспийским морем, она разделяется более чем на 800 каналов и образует удивительно плодородную дельту).Карточка№2: Опишите озеро Ладожское. (слайд 22)
Определите местоположение озера. его происхождение. В чем их уникальность?
Сделайте рисунок озера, рассчитайте расстояние от озера до поселка Орловский. (Ладожское –самое крупное озеро Европы , чистая вода; происхождение - Чаша озера образовалась вследствие тектонической активности и движению ледника. Уникальное расположение озера позволяет наблюдать «белые ночи», а также наслаждаться чарующим видом северного сияния. Озеро окружено таежными лесами и скалами. В древних сагах Скандинавии его называли Альдога. Оно – крупнейшее озеро Европы, а также – самое глубокое: 233 метра. Интересный факт – в озеро впадают 35 рек и множество мелких речушек, а вытекает всего одна – Нева. Также в озере имеется три больших залива – Волховский, Свирский и Шлиссельбургский.
Карточка№3: Опишите озера Байкал. Определите местоположение озера, его происхождение. В чем его уникальность?
Сделайте рисунок озера, рассчитайте расстояние от озера до поселка Орловский. .
Байкал наполняют триста тридцать шесть постоянных рек и ручьев, причем половину воды приносит Селенга. Вытекает же из озера одна единственная река – Ангара. Чтобы оценить объем Байкала, представьте, что в идеальных условиях (при том, что не попадет и не испарится ни одна капля с поверхности), Ангаре, выносящей 60, 9 км3 воды ежегодно, понадобится 387 лет непрерывной работы, чтобы осушить озеро!
Кроме того, Байкал - самое древнее озеро на нашей планете, его возраст по разным оценкам составляет 20 - 30 миллионов лет.
Чистая, прозрачная байкальская вода, насыщенная кислородом, издавна считается целебной. Благодаря деятельности живых микроорганизмов, обитающих в ней, вода слабо минерализована (практически дистиллирована), что объясняет ее кристальную прозрачность. Весной прозрачность воды достигает 40 метров!
Байкал является хранилищем 20% мировых и 90% российских запасов пресной воды. Для сравнения – это больше, чем запасы воды в пяти Великих американских озерах вместе взятых! Экосистема Байкала дает порядка 60 км3 чистой воды в год.).Ученик рассказывает отрывок из легенды: (слайд 23,24)
Сыновей у Байкала ни много, ни мало –
Триста тридцать шесть сыновей у батьки Байкала.
С диких сумрачных гор, сквозь таёжную тьму
Все несут и богатства, и воду ему.
А хозяйка в дому, а хозяйка добра –
Голубая, как утренний сон, Ангара
Так беспечна на вид, так приятна с лица,
Да крута, да характером дочка в отца!
- Послушай: давно это было,
Всё себе покорила Байкала могучая сила.
И деревья, и горы, и дикие звери, и птицы
Приходили к нему, старику, поклониться.
Только чайки – летуньи спешили за горы, за тучи
Где течет Енисей – богатырь молодой и могучий.
Карточка№4: Опишите озера Балхаш. (слайд 25) Определите местоположение озера, его происхождение. В чем его уникальность?
Сделайте рисунок озера, рассчитайте расстояние от озера до поселка Орловский. (Балхаш – бессточное, западная часть – пресная вода, восточная – соленая. Уникальное озеро, имеющее разную воду. Оно разделяется узким проливом на две части — западную и восточную. В первой — вода пресная, во второй — солоноватая. Балхаш был известен китайцам под именем «Си-Хай» – Западное море, тюрки и монголы, обозначавшие белым цветом все географические объекты к западу от своих поселений, назвали его «Ак-Денгиз» («белое море»), а когда границы их государств отодвинулись на запад, то озеро стало «синим» (восточным). Казахи именовали озеро «Тенгиз», что значит «море». Это бессточное полу-пресноводное озеро раскинулось в юго-восточной части Казахстана. Балхаш – второе по величине непересыхающее солёное озеро (после Каспийского моря) и 14-е в списке крупнейших озёр в мире, при этом озеро значительно меняет свою площадь по сезонам увлажнения: от 22 до 17 тыс. км2 ).
Защита проектов – инсценировок по воде.
Кикимора:- надо же справились, какие умные ребятишки. А я же волшебница – у меня для вас сюрприз: посмотрите красоту рек Евразии
Кикимора: Молодцы, прямо умники и умницы. Ну что удивить вас? (слайд 30 – Мертвого озера) в этом озере не утонешь!
Задание 5.
Водяной:- Изучаете? Сейчас посмотрю, что вы изучили? Найдите на карте названия озер? ( Нарисовать озеро.)
Водяной:- Хорошо отвечаете. Много знаете. Не зря ходите. А вот где я живу?
Загадка: Не море, не земля, корабли не плавают, а ходить нельзя? (болото) (ставит оценку на доске)(слайд 27,28)
Рефлексивно – оценочный этап.
Ситуация оценки результатов деятельности
Учитель:
На какой вопрос плана мы не дали полный ответ?
Проанализируйте свою деятельность на уроке и оцените качество работы
Заполните лист матрицы оценок учебной деятельности
Работу, какого из учащихся и почему мы можем оценить прямо сейчас!
Учащиеся:
Экологические проблемы рек и озер.
IV. Закрепление полученных знаний
Учитель: Следующая станция «Наш дом»
Водяной:
1. Назовите источники загрязнения гидросферы? (Нефть, промышленность, сельскохозяйственные отходы, бытовые отходы, тепловые загрязнения, радиационное загрязнение, судоходство, лесосплав, туристы) 2. Покидая временную стоянку на берегу реки, что вы сделаете с остающимся после себя мусором?
а) выбросите его в реку б) оставите на берегу в) поступите как-то иначе.
3. После весеннего разлива рек в понижениях остаётся много рыбы, особенно мальков, которые обречены на гибель. Ваши действия:
а) ничего не стану делать - пусть природа сама разбирается
б) наловлю и сварю уху
в) выловлю мальков и мелкую рыбу и выпущу их в большую реку.
г) поступите как-то иначе.
(Учитель, Кикимора, Водяной считают очки Кикимора:- Водяной, идем посмотрим, оценим работу
путешественников. (смотрят к/карты)
VI. Домашнее задание: (слайд 29)
§ 51 самостоятельно приготовить ледники и многолетнюю мерзлоту. к/карта;
Творческое задание на выбор:
составить кроссворд по внутренним водам Евразии.
Найти материал о Забайкальских реках и озерах (стихи, легенды, сказки)
Нарисовать, как вы представляете реку Агу (можно сказочным героем)
Какие озера Евразии, вы отнесли к 7 чудесам света.
Как вы оцениваете степень своего продвижения к цели? Заполните карточку – опросник.
V. Подведение итогов вместе с учащимися
Объявление оценок с комментариями за работу на уроке)(Слайд 30) – спасибо за внимание!
Пусть на земле не умирают реки
пусть стороной обходит их беда,
пусть чистой остается в них навеки
студеная и вкусная вода.
Пусть никогда не зарастает тиной
Тот берег, на котором я стою…
Большие дяди, взрослые мужчины,
Храните речку светлую мою.
Э.Огнецвет.